Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 16:57, курсовая работа
Целью работы является исследование основных свойств, принципов, тенденций транснационализации как признака глобализации мировой экономики. Поставленная цель обусловила следующие задачи исследования: - описать понятие и сущность ТНК, историю развития; - рассмотреть виды транснациональных корпораций; - проследить тенденции развития ТНК в условиях глобализации; - изучить особенности транснационализации российских компаний; - раскрыть обеспечение устойчивого и эффективного функционирования российских промышленных ТНК в посткризисной экономике.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3
1.ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ТНК. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ……………………5
2.ХАРАКТЕР И ОСОБЕННОСТИ ТРАНСНАЦИОНАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ……………….………………..10
2.1. Виды транснациональных корпораций……………………………………10
2.2. Тенденции развития ТНК в условиях глобализации………………………..14
3.ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКИХ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ….……………………………….20
3.1. Особенности транснационализации российских компаний………………20
3.2. Обеспечение устойчивого и эффективного функционирования российских промышленных ТНК в посткризисной экономике………………………………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………38
Начавшийся с 2002 г., прорыв ряда российских компаний на мировые рынки, подпитывался финансовыми ресурсами, полученными как за счет внутренних ресурсов (вторая волна интереса иностранных портфельных инвесторов к российскому фондовому рынку после 1997–1998 гг.), так и собственных ресурсов, а также заимствований за рубежом через кредиты, займы, еврооблигаций и, наконец, активизации IPO.
Третий этап транснационализации российских компаний во многом связан с предшествующим этапом. Ряд тенденций, которые наметились в транснационализации российских компаний, с начала 2006 г. превращаются в устойчивые явления. При этом транснационализация российских компаний все более отвечает общим трендам транснационализации в глобализирующейся экономике. Российские компании начинают выступать все более активными игроками на рынке купли-продажи активов предприятий, причем как за рубежом, так и у себя дома, вступая в определенную конкуренцию с зарубежными инвесторами. Для данного этапа характерно и то, что стихийность транснационализации путем достаточно беспорядочной скупки зарубежных активов (здесь весьма показательны действия «ЛУКойла»), начинает меняться в сторону продуманных стратегий поведения на внешних рынках, избавления от непрофильных активов. До 2005 г. российские компании, осваивая зарубежный рынок, не замахивались на глобальное лидерство. Со второй половины 2005 г. и в особенности с 2006 г. этот процесс явно набрал обороты, хотя и в ограниченном числе отраслей, прежде всего в ТЭК и металлургии. Заметно растут и объемы накопленных ПЗИ российских компаний. Наконец, некоторую роль стало играть государство, вставшее на путь формирования полугосударственных, получастных компаний (частно-государственное партнерство) с перспективой их транснационализации. Начиная с 2006 г., российское правительство в основном определилось с системным ответом на вызовы глобализации и воздействия мирового рынка на экономику страны, связанную с предстоящим присоединением к ВТО. Успешно играть по глобальным правилам, быть конкурентоспособными на мировых рынках могут в основном лишь крупные игроки.
Важной отличительной чертой текущего этапа транснационализации российских компаний является тот факт, что в зарубежной экспансии во все возрастающем количестве начинают участвовать не только крупные, но и средние российские компании, меняется и основной мотив экспорта капитала. Если в первые годы XXI века у российских компаний доминировало желание проникнуть на зарубежные товарные рынки, то теперь к нему добавляется стремление к диверсификации управления собственностью, закрепление на мировых финансовых рынках, развитие кооперационных связей, встраивание в глобальные цепочки добавления стоимости не на правах промежуточных звеньев, а как участников, запускающих и контролирующих процесс. Позиции России как международного инвестора заметно укрепляются и будут усиливаться.
Процесс транснационализации бизнеса российских компаний сопровождался модификацией и развитием их организационных форм. Изменение организационной структуры российских компаний диктовались как внутренними, так и внешними причинами развития национального бизнеса. В этом процессе российская специфика постепенно во все большей степени уступала место глобализированным стандартам организационных структур и ведения бизнеса. В ходе экономической реформы и небезуспешных попыток транснационализации российского бизнеса происходила эволюция ФПГ к вертикально-интегрированным структурам (ВИС). В итоге, в настоящее время в России существует три основные формы крупного бизнеса, нацеленного на зарубежную экспансию: ФПГ, компании и предприятия. Среди факторов, наиболее активно воздействующих на организационную перестройку российских хозяйственных структур, внешний фактор (а именно: глобально-ориентированная стратегия компаний) становится решающим.
Специфика транснационализации российских компаний проявляется в том, что:9
зарубежные рынки осваивались в условиях, когда внутренний рынок был еще далек от его полноценного освоения;
зарубежная экспансия российских компаний во многом была реакцией на «эффект соседства», т.е. освоение рынков стран СНГ как наиболее близких, понятных, технологически взаимосвязанных с российским;
стремительность экспансии в начале XXI века, когда десятки российских компаний заявили претензии на роль международных акторов, а отдельные из них на роль глобальных игроков.
Экономический кризис затормозил, но не остановил зарубежную экспансию российских корпораций. Вместе с тем он стал определенным «моментом истины» для большинства российских компаний в отношении проверки правильности и эффективности их зарубежных стратегий развития, выявления «узких мест» их менеджмента и маркетинга. Текущие тенденции развития российских корпораций и мировая экономическая конъюнктура позволяют прогнозировать благоприятные перспективы для широкой транснационализации российского бизнеса в посткризисный период.
3.2.Обеспечение
устойчивого и эффективного
Масштабы и характер инвестиций ТНК за рубежом определяются с учетом двух основных факторов, первым из которых является стремление компаний ТЭК с помощью экспорта капитала обеспечить энергосырьевую базу собственного внутреннего промышленного производства. На определенном этапе развития определенное значение для компаний приобретает сохранение масштабов производства определенных видов продукции, в связи с чем возникает необходимость максимального продления «жизненного цикла продукта» за счет прямого инвестирования соответствующих производств за рубежом.
Если первый фактор определяется
потребностями и стратегией компании
на соответствующих этапах развития,
то инвестиционный климат (как фактор
зарубежного инвестирования) в основных
районах приложения капитала формируется
за счет национальных факторов экономического
и социально-политического
Основным направлением в процессе расширения инвестиционной деятельности ТНК за рубежом выступают слияния и поглощения. В результате можно говорить о возникновении системы международного разделения рисков и ответственности: ТНК концентрируют свои усилия на промышленных сегментах, имеющих наиболее высокие коэффициенты добавленной стоимости и, как следствие, наиболее высокие барьеры при выходе на внешний рынок. При этом наибольшее внимание уделяется таким стратегическим направлениям, как технологическое обновление, маркетинг и управление. Другими словами, ТНК все больше играют роль посредников в промышленности стран с переходной экономикой – на «входе» (технология и управление) и на «выходе» (мировой рынок).
Особое место в
Существует три причины, по которым ТНК активно прибегают к проведению дезинвестиций:
зарубежные капиталовложения реализуются, как правило, с повышенным риском и поэтому часто не приносят предполагавшегося эффекта;
дезинвестиции в ряде случаев являются неотъемлемой частью реализуемого инвестиционного проекта;
дезинвестиции, нередко, являются следствием трудностей, испытываемых материнскими предприятиями ТНК.
К легитимным каналам проникновения российского капитала за рубеж на транснациональной основе можно отнести10:
- участие в приватизационных процессах за рубежом;
- скупка акций предприятий
промышленно развитых и
Трансформация национальной
компании в ТНК должна учитывать
различные критерии при выборе регионов
для первичного проникновения российского
капитала. При этом рост активности
действий российских корпораций на мировом
рынке предполагает два основных
подхода: восстановительный и
Сущность первого из них
заключается в восстановлении господствующих
позиций России на рынках стран СНГ
и ряде бывших социалистических стран,
хотя это ориентирует российские
хозяйствующие субъекты на вхождение
на рынки преимущественно
Наступательный подход основан на приоритетности взаимодействия высокоразвитых стран и стран, богатых сырьем. Преимущество его в том, что российские компании могут достичь глобального статуса путем концентрации усилий всего - лишь на одной - двух наиболее развитых странах.
В последние годы российские компании все чаще выступают в качестве инициаторов масштабных трансграничных слияний и поглощений, при этом темпы роста зарубежных активов ведущих российских компаний на порядок выше, чем в других странах мира, включая как ведущих акторов транснационального бизнеса.
Одним из наиболее эффективных
инструментов продвижения отечественных
ТНК является их позиционирование в
мировом экономическом
Отсюда в качестве базовых
структурных элементов
стратегическую цель – достижение и поддержание конкурентоспособности объекта путем информирования о наличии у него сильных сторон по сравнению с конкурентами, удержание или расширение рыночной ниши, контролируемой данной компанией, извлечение прибыли;
способ достижения цели – формирование общественного мнения, обеспечение лояльности институтов (международных, государственных, финансовых, фискальных и др.);
метод – последовательность действий, направленных на сознание лиц (групп лиц), а также на формирование официальной позиции властных структур и институтов, воспринимающих объект.
Масштабы и многообразие сторон деятельности ТНК предопределяют достаточно сложный инструментарий их позиционирования. В частности, наиболее часто ТНК используют лоббирование интересов не только в стране базирования, но и в тех государствах, где они имеют дочерние предприятия и филиалы. Причем зачастую проводником интересов ТНК становится государство, чьим резидентом является компания или группа государств, проводящих консолидированную политику. Учитывая подвижность бизнес-среды, ТНК ведут ее постоянный мониторинг и используют имеющийся у них потенциал для того, чтобы влиять на ситуацию в том или ином регионе.
Что касается России, то поддержка отечественного бизнеса, выходящего на международный уровень, пока еще не носит стратегического характера. При этом наиболее перспективными направлениями ее развития можно считать:
– создание специализированного агентства по содействию иностранным инвестициям за рубежом, которое могло бы сочетать функции координации и стимулирования зарубежных инвестиций (аналогичные структуры успешно действуют в Австрии, Франции, Венгрии, Италии, Японии, Норвегии, Словении, Испании, Бразилии, Кении, Марокко, Омане, Сингапуре и на Ямайке);
– совершенствование
– активная политическая, дипломатическая
и информационная поддержка российских
компаний, направленная на преодоление
негативного отношения к
На уровне самих российских
ТНК в целях повышения