Проблемы развития предпринимательства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 16:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания курсовой работы является анализ проблем развития предпринимательства в России.
Задачами, поставленными для решения, являются:
- выявление сущности и субъектов предпринимательства;
- описание организационных форм предпринимательства;
- анализ проблем становления предпринимательства в России;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы предпринимательской деятельности 7
1.1. Сущность и субъекты предпринимательства 7
1.2. Организационные формы предпринимательства 12
Глава 2. Развитие предпринимательства в современной России 17
2.1. Проблемы становления предпринимательства в России 17
2.2. Российское предпринимательство на современном этапе 24
2.3. Государственное регулирование предпринимательской деятельности 29
Заключение 36
Список использованной литературы 38
Приложение 1: Преимущества и недостатки единоличного предприятия 41
Приложение 2: Преимущества и недостатки партнерства…………………..42
Приложение 3: Преимущества и недостатки корпора-ции…………………..43
Приложение 4: Уровень предпринимательской активности различных населенных пунктах Рос-сии……………………………………………………..44

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая проблемы предпринимательства в России.doc

— 328.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки РФ

ГОУ ВПО «Тверской государственный университет»

Факультет управления и социологии

Кафедра менеджмента

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине : «Институциональная экономика»

на тему: «Проблемы развития предпринимательства в России»

 

 

 

 

 

Выполнил: студент 13 группы

очного отделения

Минасьян Дмитрий Игоревич

Руководитель:

к.э.н., доц.

Божко Л.М.


 

 

 

 

 

 

ТВЕРЬ 2013

Оглавление

 

 

 

Введение

Устойчивое развитие любой экономической  системы невозможно без развития предпринимательства. Это обусловлено тем, что в экономике рыночного типа предпринимательство играет важную роль, его состояние является показателем успешности экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды. Российское предпринимательство имеет свои специфические особенности, которые необходимо учитывать при выработке государственной политики его поддержки и регулирования.

Главная особенность отечественного предпринимательства заключается в истории его становления. В странах Запада предпринимательство является итогом длительного и эволюционного процесса, в основе которого лежит стихийная предпринимательская инициатива широких слоев населения. То есть процесс шел снизу и только позже государство, осознав важность и полезность этого явления для развития экономики, начало искать пути его поддержки и стимулирования. Эта линия поведения государства и в настоящее время остается одним из важных направлений в общей экономической политики.

Уровень развития предпринимательства  является важным показателем эффективности проводимых в стране экономических реформ. Несмотря на то, что в Российской Федерации в настоящее время наблюдается экономический рост, и имеются значительные предпосылки (природные, материальные, трудовые и иные ресурсы) для осуществления предпринимательской деятельности, последняя развивается неравномерно, низкими по сравнению с развитыми странами темпами.

Актуальность проблемы. Особенностью современного развития рыночных отношений в России во многом связано с предпринимательством. Становление и развитие предпринимательской деятельности в России зависит от проводимых преобразований сложившихся социально-экономических отношений, формирования нового социального слоя – предпринимателей, грамотных и образованных людей, вооруженных новейшими теоретическими знаниями и научными методами в области экономического и социального управления предприятием.

Вопросы успешного функционирования предпринимателей составляют одну из актуальных задач экономической политики страны и обуславливают необходимость проведения комплекса исследований по выявлению факторов, влияющих на развитие предпринимательства, а также по формированию условий, способствующих эффективному функционированию хозяйствующих субъектов.

Ученые самых разных профессиональных направлений (экономисты, философы, психологи, социологи и др.) уделяют серьезное внимание развитию теории предпринимательства, его сущностным характеристикам, роли 
в экономическом развитии стран.

Значительный вклад в разработку теории предпринимательства внес А  Смит. Значительный вклад в становление теории предпринимательства внес французский ученый Жан Батист Сэй.

В отечественной науке основные аспекты избранной темы анализировались такими учеными как: В. Афанасьев, А. Агеев,  А. Аузан,   А. Блинов,   З. Бабкина,   А. Виленский,   Н. Гибало,  Б. Злобин, Б. Ичитовкин, Е. Катульский, И. Мацкуляк, В. Мелиховский, П. Мягков, С. Сироткина, М. Скаржинский, А. Соловьев, Л. Шаршукова, В. Чекмарев, В. Якимов и другие.

Качественные изменения в российской экономике, повлекшие возрождение предпринимательства и, соответственно, возникновение нового социального слоя предпринимателей, ведут к необходимости теоретического осмысления целого ряда проблем предпринимательства.

Объектом исследования является предпринимательство в России.

Предметом исследования – проблемы развития предпринимательства в России.

Целью написания курсовой работы является анализ проблем развития предпринимательства в России.

Задачами, поставленными для решения, являются:

  • выявление сущности и субъектов предпринимательства;
  • описание организационных форм предпринимательства;
  • анализ проблем становления предпринимательства в России;
  • характеристика российского предпринимательства на современном этапе;
  • исследование государственного регулирования предпринимательской  деятельности.

Методы исследования: метод изучения, обобщения и систематизации.

При написании курсовой работы были использованы труды, как российских ученых, так и зарубежных, а также нормативно-правовые источники и электронные ресурсы.

 Сущность и субъекты предпринимательства описаны в книгах В.С. Потаева [17], В.Я. Горфиннкеля [18], В.М. Власовой [15], П.А Гурьянова [24]  и других авторов.

Описание организационных форм предпринимательства приведены в монографиях таких авторов, как М.Н. Дудин [12], В.М. Власовой [15],  
Л.А. Козловских [14], А.В. Бусыгин [10], А.Н. Дегтярев [11] и других.

Анализ проблем становления  предпринимательства в России освещается в изданиях А.И. Степановой [23],   Н.С. Мирошниченко [22],    
В.Ю. Бурова [9], М.Н. Дудина [12] и других.

Характеристика российского предпринимательства на современном этапе описана у таких авторов, как А.И. Степанова [23],   А. Чепуренко [28], О.Н. Мельникова [8], Н.С. Мирошниченко [22],   В.П. Попкова  [16] и других.

Государственное регулирование предпринимательской  деятельности представлено в книгах А.Н. Дегтярева [11], И.А. Смагиной [20], В.С. Потаева [17], В.Ю. Бурова  [9], а также в нормативно-правовых источниках [1], [7], [5], [4],

Структура курсовой работы: состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка литературы, приложений.

В первой главе  описаны сущность и субъекты предпринимательства, а также приведены организационные формы предпринимательства.

Во второй главе описаны проблемы становления предпринимательства в России, приведена характеристика российского предпринимательства на современном этапе и определено государственное регулирование предпринимательской  деятельности.

Курсовая работа изложена на 44 страницах, содержит 1 рисунок, 3 таблицы, библиографический список содержит 28 источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теоретические основы предпринимательской  
    деятельности

    1. Сущность и субъекты предпринимательства

 

Из экономической теории известно, что «экономика изучает, как общество использует ограниченные ресурсы для производства товаров в целях удовлетворения своих нужд и потребностей путем их обмена». Используемые ресурсы или экономические факторы, тоже общеизвестны: земля, труд, капитал, предпринимательство [17, с. 12].

О последнем факторе производства «предпринимательстве» стали говорить гораздо позднее, чем о первых трех. Классики, основатели экономической науки, английские ученые-экономисты А. Смит (1723-1790) и Д. Рикардо (1772-1823) представляя экономику как саморегулирующий механизм, основанный на использовании земли, капитала и труда, о предпринимательстве как о ресурсе не упоминали [17, с. 13].

Впервые понятие предпринимательство  ввел в научный оборот Ричард Кантильон (конец XVII в. и начало XVIII в.) – французский экономист шотландского происхождения. Он отмечал расхождения между спросом и производством, постоянный перелив капитала, нарушение рыночного равновесия, что позволяет отдельным людям извлекать спекулятивный доход. Их он называл предпринимателями, а их доход – предпринимательским. По его мнению, предпринимательство это действия человека в условиях риска.

Позже, в конце XVIII и начале XIX вв., другой известный французский экономист Жан Батист Сэй (1803) сформулировал определение предпринимательства как соединения, комбинирования 3-х классических факторов производства – земли, капитала и труда. Предприниматель, указывал он, это лицо, которое берется за свой счет и риск и в свою пользу произвести какой-либо продукт [18, с. 113].

Более расширенное понятие предпринимательской  деятельности, на рубеже XIX – XX вв. дал  французский экономист Андре  Маршалл (1907-1968). Он предпринимательство рассмотрел как уже 4-й экономический фактор производства, следом за классическими: земля, труд, капитал, обозначив его как организацию [15, с. 76].

Известный американский экономист  Йозеф Шумпетер (1883-1950) в книге  «Теория экономического развития», трактует понятие «предпринимательство» как новшество, как разработку новых технологий.

Лауреат Нобелевской премии по экономике  за 1974 г., американец австрийского происхождения Фридрих Альфред фон Хайек (1899-1984) отметил, что сущностью предпринимательства является поиск и изучение новых возможностей, и это более характеристика поведения, а не вид деятельности [15, с. 77].

И, наконец, определение американского  ученого-экономиста Роберта Хизрича (1985). Предпринимательство – процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью.

Если суммировать все современные  подходы, то можно дать следующее определение предпринимательства:

Предпринимательство – новаторская, инициативная деятельность субъекта собственности с целью создания материальных благ или услуг. 

Таким образом, составляющим понятием предпринимательства:

  • инициативная деятельность субъекта экономики; 
  • инновационная и творческая деятельность;
  • деятельность по организации производства и управлению им;
  • рисковая деятельность с полной личной ответственностью;
  • деятельность, направленная на удовлетворение потребностей и получение дохода [24, с. 2].

В России, понятие о предпринимательстве, предпринимателях, как экономическом  факторе производства, вернулось  лишь с начала осуществления экономических реформ, т.е. с конца 80-х начала 90-х годов. В советское время, в период командной экономики оно как ресурс не рассматривалось. Более того, в основе социалистической политэкономии представление о предпринимательстве было, как об эксплуатации человека человеком.

В настоящее время в соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации «Предпринимательская деятельность – самостоятельная осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном в законе порядке» [2, ст. 2].

В соответствии этого, характерными чертами  и особенностями предпринимательства являются:

  • Самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов. Любой предприниматель свободен в принятии управленческих решений, в рамках действующего законодательства;
  • Инициативность предпринимателя, направленная на реализацию своих способностей и удовлетворение потребностей других лиц и общества;
  • Экономическая заинтересованность, предпринимательство – процесс, направленный на систематическое получение прибыли (дохода) законным путем;
  • Основной мотив предпринимательской деятельности – получение прибыли (дохода);
  • Хозяйственный риск и ответственность. При любых благоприятных условиях неопределенность и риск в предпринимательстве остаются [9, с. 167].

 

 В экономической  теории используется два понятия – предпринимательство и бизнес. Между этими понятиями существует определенная взаимосвязь, но есть и существенные различия.

Бизнес – сфера предпринимательской  деятельности, сфера приложения труда и капитала. Бизнес не принимает решений, не чувствует рынок.

Предпринимательство – деятельность субъекта в определенной сфере бизнеса. Предприниматель чувствует, думает, принимает решения [13, с. 78].

Сегодняшнее определение предпринимателя  имеет следующий вид:

Предприниматель – субъективный фактор воспроизводства, способный на инновационную и инициативную деятельность, способный обеспечивать новые комбинации факторов производства. 

Предпринимательство – система  экономических связей между субъектами экономики [15, с. 79].

Выделяют 4 группы субъектов предпринимательства:  

1) Сами предприниматели. Основой их предпринимательской деятельности является частная форма собственности на средства производства. Он осуществляет весь цикл предпринимательской деятельности.

Наиболее значимым субъектом предпринимательской  активности выступает предприниматель. Однако предприниматель – не единственный субъект, в любом случае он вынужден взаимодействовать с потребителем как основным его контрагентом, а также с государством, которое в различных ситуациях может выступать в качестве помощника или противника. И потребитель  и  государство также относятся к категории субъектов предпринимательской активности, как и наемный работник, и партнеры по бизнесу  [9, с. 176].

2) Потребитель. Основа их бизнеса – собственность на доход, экономический интерес – удовлетворение потребностей. Во  взаимоотношениях предпринимателя и потребителя предприниматель относится к категории активного субъекта, а потребитель – пассивного субъекта. Потребитель является своеобразным индикатором предпринимательского процесса, поэтому все то, что составляет предмет деятельности предпринимателя, имеет право на реализацию только в случае позитивной (положительной) экспертной оценки потребителя. Такая оценка осуществляется потребителем и выступает, как готовность последнего приобрести тот или иной товар [9, с. 177].

Информация о работе Проблемы развития предпринимательства в России