Проблемы развития предпринимательства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 16:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания курсовой работы является анализ проблем развития предпринимательства в России.
Задачами, поставленными для решения, являются:
- выявление сущности и субъектов предпринимательства;
- описание организационных форм предпринимательства;
- анализ проблем становления предпринимательства в России;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы предпринимательской деятельности 7
1.1. Сущность и субъекты предпринимательства 7
1.2. Организационные формы предпринимательства 12
Глава 2. Развитие предпринимательства в современной России 17
2.1. Проблемы становления предпринимательства в России 17
2.2. Российское предпринимательство на современном этапе 24
2.3. Государственное регулирование предпринимательской деятельности 29
Заключение 36
Список использованной литературы 38
Приложение 1: Преимущества и недостатки единоличного предприятия 41
Приложение 2: Преимущества и недостатки партнерства…………………..42
Приложение 3: Преимущества и недостатки корпора-ции…………………..43
Приложение 4: Уровень предпринимательской активности различных населенных пунктах Рос-сии……………………………………………………..44

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая проблемы предпринимательства в России.doc

— 328.00 Кб (Скачать файл)

3) Работники по найму. Наемный работник как реализатор идей предпринимателя также относится к группе субъектов предпринимательского процесса. Именно от него зависит эффективность и качество реализации предпринимательской идеи. Известно, что каждому экономическому субъекту свойственны свои собственные интересы. Что касается предпринимателя и наемного работника, то часть их планов совпадает (чем выше прибыль, тем выше заработная плата, к примеру), а часть носит полярно  противоположный характер (предприниматель не заинтересован в высокой оплате труда, а наемный работник заинтересован). В таких случаях стороны вынуждены идти на поиск компромиссных вариантов, что и составляет основу взаимоотношений этих двух субъектов предпринимательского процесса [14, с. 11].

4) Государство. Роль государства как субъекта предпринимательского процесса может быть различной в зависимости от общественных условий, ситуации, складывающейся в сфере деловой активности, и тех целей, какие ставит перед собой государство.

В зависимости от конкретной ситуации государство может быть:

  • тормозом развития предпринимательства, когда оно создает крайне неблагоприятную обстановку для развития  предпринимательства или даже запрещает его;
  • посторонним наблюдателем, когда государство прямо не противодействует развитию предпринимательства, но в то же время и не способствует  этому развитию;
  • ускорителем предпринимательского процесса, когда государство ведет постоянный и активный поиск мер по вовлечению в предпринимательский процесс новых экономических агентов [18, с. 14].
    1. Организационные формы предпринимательства

 

В Российской Федерации структура  хозяйственно-правовых форм определена Гражданским кодексом РФ, который подразделяет всех участников предпринимательской деятельности по юридическому статусу на физических и юридических лиц, а по цели деятельности – на коммерческие и некоммерческие организации. К физическим лицам отнесены граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица под свою имущественную ответственность. Они представлены индивидуальными предпринимателями и крестьянскими хозяйствами [2].

Юридическими лицами признаются организации, в том числе и создаваемые отдельными гражданами, которые имеют обособленное имущество, самостоятельный баланс, могут приобретать имущественные и неимущественные права и отвечают своим имуществом по возникающим в их отношении обязательствам [2].

Коммерческая организация - предпринимательское образование, основная цель деятельности которого – извлечение прибыли. К коммерческим организациям относятся хозяйственные товарищества и общества, унитарные предприятия, производственные кооперативы [12, с. 83].

Некоммерческой организацией считается образование, не имеющее в качестве основной цели деятельности извлечение прибыли и не распределяющее полученную прибыль среди участников. К некоммерческим организациям относятся: потребительский кооператив, общественные и религиозные организации, благотворительные фонды, учреждения, союзы и ассоциации юридических лиц [Основы предпринимательской деятельности [15, с. 81].

Все многообразие предпринимательских  структур представляет собой проявление видовых различий трех организационных форм предпринимательства: единоличного предприятия, партнерства, корпорации [16, с. 115].

Названные формы условно можно  разделить на две группы: частные и общественные. К первой группе относятся единоличные предприятия и партнерства, а ко второй – корпорации.

На основе базовых форм предпринимательской  деятельности выделяют следующие организационно-правовые форм предпринимательской деятельности:

1) На основе индивидуального  предпринимательства: индивидуальная трудовая деятельность, индивидуальное частное предприятие.

2) Партнерство: полное товарищество, товарищество на вере.

3) Кооперативы: ЗАО, ОАО, ООО, ОДО (общества с дополнительной ответственностью) [10, с. 87]. 

Особые группы составляют государственные  и муниципальные предприятия, хотя они могут образовываться на основе товариществ и корпораций.

Рассмотрим организационно-правовые форы предпринимательской деятельности подробнее.

1) Для единоличного предприятия и партнерства, во-первых, характерно непосредственное объединение функций владения и управления, в то время как корпорации присуще полное обособление этих функций. Во-вторых, в отношении частных форм хозяйственная ответственность по осуществлению предпринимательской деятельности, как правило, распространяется на самих владельцев. Здесь собственность предприятия не отделена от собственности владельца. В-третьих, единоличные предприятия и партнерства вправе сохранять конфиденциальность в этом отношении, предоставляя подобную информацию только уполномоченным органам [11, с. 109].

Единоличное предприятие  представляет собой хозяйствующий  субъект с правами юридического лица, созданный за счет капитала только одного предпринимателя (или членов одной семьи). Поэтому различают:

  • индивидуальные предприятия, основанные на личной собственности физического лица и исключительно на его труде;
  • семейные предприятия, основанные на семейной собственности и использовании труда членов одной семьи, проживающих совместно;
  • частные предприятия, основанные на личной собственности физического лица и выступающие от его имени [11, с. 110].

Единоличное предприятие – самая  простая и самая распространенная форма бизнеса. Преимущества и недостатки данной формы предпринимательства приведены в таблице 1 приложения 1.

2) Партнерство - это форма организации бизнеса, которая является естественным развитием единоличного владения. В некоторых случаях все партнеры играют активную роль в функционировании предприятия, в других случаях – один или несколько участников могут играть пассивную роль [11, с. 111].

Преимущества и недостатки данной формы предпринимательства приведены  в таблице 1 приложения 2.

В зависимости от вида имущественной ответственности  участников различают товарищества: 1) с неограниченной ответственностью (полное); 2) с ограниченной ответственностью (на вере – коммандитное) [12, с. 85].

Производственные кооперативы (артели) – это добровольные объединения физических или юридических лиц на основе членства для производственной или иной хозяйственной деятельности, личного трудового и иного участия их членов и объединения имущественных паевых взносов. Собственность кооператива складывается из паев (долевая собственность) [12, с. 85].

3) Корпорация - это правовая форма бизнеса, основанное на долевом участии в капитале объединение, юридические права и обязательства которого обособлены от прав и обязательств его участников. Главная экономическая особенность корпорации состоит в том, что она выступает законченной формой обособления собственности от управления и экономически и юридически обособлена от ее учредителей и участников. К корпорациям относятся ЗАО, ОАО, ООО, ОДО (общества с дополнительной ответственностью) [11, с. 112].

Преимущества и недостатки данной формы предпринимательства приведены в таблице 1 приложения 3.

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) – это коммерческая организация, созданная одним или несколькими лицами, уставный капитал которой разделен на доли, размер которых определяется учредительными документами. Общество с дополнительной ответственностью (ОДО) является разновидностью ООО. Уставный фонд поделен на доли между участниками с указанием их размеров в учредительном договоре [16, с. 123].

Акционерное общество (ОАО) является единственным собственником принадлежащего ему имущества, и только оно распоряжается им, а акционеры являются собственниками лишь своих акций, т.е. права собственности у них разные [16, с. 124].

Акционерное общество закрытого  типа (ЗАО) – такое объединение, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц [14, с. 15].

Один и тот же тип организации  предпринимательской деятельности может включать в себя неоднородные по своему характеру отношения имущественных  правомочий, принципы организации и управления, что требует соответствующего их правового оформления. Поэтому на практике предпринимательская деятельность осуществляется в конкретных хозяйственно-правовых формах, отражающих не только функциональные особенности самих организационных форм, но и национальные особенности правового режима страны.

Малое предпринимательство не является особой организационно-правовой формой. Понятие «малое предпринимательство» связано, прежде всего, с критериями величины хозяйствующего субъекта. Наиболее распространенными организационно-правовыми формами малых предприятий, являются общества с ограниченной ответственностью, порой – товарищества, а в некоторых сферах – производственные кооперативы [19, с. 16].

Таким образом, предпринимательство – новаторская, инициативная деятельность субъекта собственности с целью создания материальных благ или услуг. В настоящее время в соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации «Предпринимательская деятельность – самостоятельная осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном в законе порядке».

Выделяют 4 группы субъектов предпринимательства: сами предприниматели, потребитель, работники по найму, государство. Все многообразие предпринимательских структур представляет собой проявление видовых различий трех организационных форм предпринимательства: единоличного предприятия, партнерства, корпорации.

На основе базовых форм предпринимательской  деятельности выделяют следующие организационно-правовые форм предпринимательской деятельности: на основе индивидуального предпринимательства – индивидуальная трудовая деятельность, индивидуальное частное предприятие; партнерство: полное товарищество, товарищество на вере; кооперативы: ЗАО, ОАО, ООО, ОДО (общества с дополнительной ответственностью).

  1. Развитие предпринимательства в современной России

    1. Проблемы становления предпринимательства в России

 

Основная особенность российского  предпринимательства связана с историей его становления. На Западе бизнес явился итогом длительного эволюционного процесса, в основе которого лежит предпринимательская инициатива широких слоев населения. Там процесс шел снизу, и только позже государство, осознав важность и полезность этого явления для развития и становления экономики, начало искать пути его поддержки и стимулирования. Эта линия поведения государства и в настоящее время остается одним из приоритетных направлений в обшей экономической политике [22, с. 53].

В России предпринимательство получило развитие и становление с разрешения власти заниматься этим видом деятельности. В силу объективных и субъективных причин, прежде всего из-за отсутствия нормативно-правовой и законодательной базы, достаточных финансовых ресурсов и навыков предпринимательства, оно не получило достаточно эффективной поддержки и целенаправленного государственного воздействия на его развитие. Одна из главных проблем состоит и в том, что развитие российского бизнеса было ориентировано преимущественно на мало- 
приемлемую для России его американскую, а не западноевропейскую или японскую модель, которые в своей практике больше учитывают местные условия России [22, с. 54].

В определенной мере это определено тем, что в большинстве исследований, посвященных анализу развития бизнеса за рубежом, делается вывод об универсальности и всеобщем характере этого процесса.

В истории развития российского  бизнеса с точки зрения макроэкономической политики, законодательства, институциональных изменений и НПА, по мнению Н.С. Мирошниченко, можно выделить 6 этапов развития предпринимательства.

Этап 1 (1987-1991 гг.) – стартовый, зарождение и стихийное развитие российского предпринимательства.

Этап 2 (1992-1994 гг.) – период быстрого роста числа предпринимательских организаций.

Этап II3 (1995-1997 гг.) – стабилизация количества частных и малых предприятий.

Этап 4 (1998-2001 гг.) – резкое сокращение числа частных предприятий и доли бизнеса.

Этап 5 (2002-2008 гг.) – рост и развитие предпринимательства.

Этап 6 (2008 г. по настоящее время) – кризис и банкротство частных предприятий [22, с. 56].

Рассмотрим устойчивость развития экономики страны во взаимосвязи с выделенными этапами развития малого бизнеса.

Этап 1 начался со вступлением в действие в 1987 г. Закона «О госпредприятии (объединении)», вводившего новые формы хозрасчета и стимулировавшего освоение новых гибких форм арендных отношений, и Закона «Об индивидуальной трудовой деятельности», снимавшего запрет и ограничения на занятие народно-художественными промыслами, ремесленничеством, бытовым обслуживанием, надомным трудом. Началось стихийное создание новых частных предприятий, обусловленное 
также отсутствием государственной нормативно-правовой базы. Этот процесс сыграл основную роль в зарождении в России частного сектора, заполнение которого шло главным образом за счет малых предприятий [9, с. 80].

На этой стадии происходило первоначальное накопление частного капитала, рост числа людей, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, появление коммерческих кооперативов, разгосударствление собственности, обучение широких слоев населения основам предпринимательства, введение новых форм хозрасчета, формирование законодательной и нормативно-правовой базы, создание банковской системы.

В отечественном законодательстве термин «малое предприятие» впервые был введен Законом СССР от 4 июня 1990 г. «О предприятиях в СССР». Принятое в 1991 г. постановление Правительства № 446 «Критерии отнесения предприятий к малым», которым были введены главные критерии отнесения предприятий к категории малых, а также определены базовые условия, принципы и правила их функционирования, ознаменовало формирование бизнеса как самостоятельного сектора национальной экономики [13, с. 90].

Государство желало направить этот процесс в цивилизованное русло, но не удалось осуществить основного, что сказалось на характере всей последующей предпринимательской деятельности – направить предпринимательскую активность в сферу промышленного производства. Бурное развитие предпринимательства пошло в сферу торговли, обращения, спекулятивных операций, финансовой среды.

Информация о работе Проблемы развития предпринимательства в России