Проблемы развития предпринимательства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 16:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания курсовой работы является анализ проблем развития предпринимательства в России.
Задачами, поставленными для решения, являются:
- выявление сущности и субъектов предпринимательства;
- описание организационных форм предпринимательства;
- анализ проблем становления предпринимательства в России;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы предпринимательской деятельности 7
1.1. Сущность и субъекты предпринимательства 7
1.2. Организационные формы предпринимательства 12
Глава 2. Развитие предпринимательства в современной России 17
2.1. Проблемы становления предпринимательства в России 17
2.2. Российское предпринимательство на современном этапе 24
2.3. Государственное регулирование предпринимательской деятельности 29
Заключение 36
Список использованной литературы 38
Приложение 1: Преимущества и недостатки единоличного предприятия 41
Приложение 2: Преимущества и недостатки партнерства…………………..42
Приложение 3: Преимущества и недостатки корпора-ции…………………..43
Приложение 4: Уровень предпринимательской активности различных населенных пунктах Рос-сии……………………………………………………..44

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая проблемы предпринимательства в России.doc

— 328.00 Кб (Скачать файл)

Росли биржи, коммерческие банки, предприятия  торговли и услуг, развивалась посредническая деятельность. Это происходило потому, что в России в то время отсутствовала инфраструктура и база поддержки предпринимательства. Поэтому в 1991 г. был создан первый союзный Комитет по развитию и поддержке малого предпринимательства, принято Постановление Совета Министров РСФСР «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР», уравнявшее в правах малые предприятия различных форм собственности, определившее налоговые льготы для них, разработана первая программа государственной поддержки этого сектора [12, с. 87].

Многие малые предприятия в  тот период работали хаотично, не имели кредитной истории и не представляли интереса для банков в качестве клиентов: слишком велик был риск и неопределенность. Масштабы кредитования малого предпринимательства были крайне малы.

Необходим был новый, кардинально  иной экономический курс, который впоследствии воплотился в реформах типа шоковой терапии, ознаменовавшей наступление новой стадии развития российского малого предпринимательства и бизнеса.

Этап 2 – предпринимательский сектор расширялся: общее число предпринимательских и бизнес-структур за этот период увеличилось с 268 тыс. до 896,9 тыс., а численность занятых возросла с 5441 тыс. до 8500 тыс. человек [23, с. 58].

Либерализация цен и массовая приватизация государственного сектора и имущества привели к быстрому росту числа частных предприятий в 1992-1994 гг. Малые предприятия и малый бизнес получили разнообразные льготы, в том числе и за счет средств госбюджета, и стали играть рать каната для перекачки государственных ресурсов. Высокая оборачиваемость капитала приводила к накоплению и формированию финансовой базы бизнеса.

В 1992 г. частные  предприятия и кооперативы прошли перерегистрацию, оформились как товарищества с ограниченной ответственностью или акционерные общества открытого либо закрытого типа, что определило частные предприятия не как особую организационно-правовую форму хозяйствования, а как организации, зарегистрированные в любой организационно-правовой форме и обладающие определенными правовыми признаками (количество занятых, сфера деятельности) [22, с. 85].

В середине 1993 г. Правительство РФ возложило функции по координации политики и господдержки в сфере малого бизнеса на Министерство экономики. Под его руководством была создана первая федеральная программа поддержки малого бизнеса, а также рекомендации по разработке региональных программ поддержки предпринимательства. Функции координатора госполитики в сфере предпринимательства и бизнеса осуществлялись Минэкономики и в последующие годы. В 1994 г. 
функции по управлению и развитию предпринимательства были переданы Государственному комитету по антимонопольной политике (ГКАП) [16, с. 82].

При ГКАП был  создан Федеральный фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции в бизнесе. Фонду были выделены бюджетные средства на поддержку предпринимательства. С участием этого Фонда, Минэкономики России и ГКАП России, а также других экономических ведомств была разработана первая федеральная программа поддержки предпринимательства [16, с. 83].

Этап 3 – на кардинальное замедление прироста числа МП и частных фирм в 1994-1995 гг. повлияло, в том числе, завершение перерегистрации малых предприятий, созданных еще по законам бывшего СССР. Действующие частные предприятия в ходе перерегистрации принимали новые организационно-правовые формы, а прекратившие свою работу просто ликвидировались.

Начиная с 1996 г. рост числа частных предприятий и форм малого бизнеса значительно сократился и составлял в среднем 5,8 % в год, что говорит о весьма медленном развитии данного сектора экономики.

Одной из причин уменьшения прироста числа частных предприятий явилась ориентированность российской экономики на эксплуатацию природно-ресурсной базы страны (топливно-энергетический комплекс, производство и экспорт сырьевых товаров), для которых частные формы хозяйствования нетипичны и не востребованы ни в сфере основного производства, ни в сфере внешних связей [13, с. 112].

В этот период наблюдались первые признаки приближающегося  оздоровления экономики, снижения инфляции, стабилизации рыночного курса. Поэтому государственная поддержка бизнеса могла бы строиться на основе конкурентной экономической концепции. Но новая программа поддержки предпринимательства не предусматривала кардинального изменения стратегии в отношении бизнеса [13, с. 113].

Ее целью  ставилось обеспечение устойчивого  развития бизнеса в современных производственной и инновационной сферах как неотъемлемой части новой структуры экономики российского государства.

Этап 4 – негативные изменения в мировой конъюнктуре вызвали отток капиталов с российских финансовых рынков. Длительное время назревавший и, в конце концов, разразившийся августовский кризис 1998 г. дал отсчет новой, четвертой стадии развития отечественного бизнеса.

Мировой кризис разрушил финансовую базу развития бизнеса. Около 30 % частных предприятий были вынуждены временно свернуть или полностью прекратить хозяйственную деятельность после августа 1998 г. В дополнение к этому больше половины предпринимателей были полностью вытеснены из бизнеса [22, с. 59].

С начала 1990-х  гг. многие российские рынки были в  большой степени монополизированы, а это затрудняло проникновение на рынок новых фирм. Кризис 1998 г. создал отнесу возможности для вхождения на рынок и принятия ниш. которые остались после выхода с рынка более крупных предприятий [22, с. 59].

Законодательные акты 1999 г., призванные способствовать созданию новой банковской системы, в незначительной степени повлияли на ее реструктуризацию. Сократилось количество банков, но банковская система, несмотря на увеличение совокупных активов банков, остается недокапитализированной.

В этот же период государство начинает испытывать зависимость от цен на мировых рынках на нефть, газ, золото, цветные металлы, то есть в тех отраслях, где традиционно работают крупные предприятия. Наименее зависимое от них предпринимательство и малый бизнес восстановилось быстрее после финансового кризиса и стало главным гарантом социальной стабильности в обществе. Были приняты безусловно прогрессивные федеральные законы «О едином налоге на вмененный доход», «О лицензировании отдельных видов деятельности», «О лизинге» [22, с. 60].

В этих новых условиях государственное  регулирование по отношению к сектору предпринимательства нуждалось в фундаментальном пересмотре, а развитие российского бизнеса перешло в следующую стадию.

Этап 5 – происходит ожидаемое широкомасштабное развитие малого бизнеса в России. Тенденцией последних лет в России стало образование крупных многопрофильных холдингов, кластеров, монополизация ряда отраслей экономики. Вместе с тем, остро стоит проблема реструктуризации естественных монополий страны, что означает коренное изменение всей структуры национальной экономики [18, с. 121].

Этап 6 – наблюдается резкое снижение предпринимательской активности из-за глобального экономического кризиса, как следствие – уменьшение количества частных фирм [18, с. 121].

Анализ этапов развития российского  предпринимательства указывает, что, несмотря на предпринимаемые меры, в нашей стране до сих пор не созданы условия, действительно способствующие не только увеличению количества малых предприятий, но и их эффективному и устойчивому развитию, т. е. малое предпринимательство и бизнес так и не стати основой роста и стабилизации отечественной экономики. Решение данной проблемы невозможно без создания специальной инфраструктуры поддержки предпринимательства и бизнеса. С первых шагов возрождения предпринимательства как экономически значимой формы устойчивого развития экономики в России начала складываться и соответствующая система инфраструктурных институтов. Распределение институтов инфраструктуры по регионам очень неравномерно и обнаруживает прямую зависимость между результатами их деятельности, с одной стороны, и количественными и качественными показателями развития частных компаний в конкретных регионах – другой.

    1. Российское предпринимательство на современном этапе

 

Феномен  предпринимательства  в  России  отличается  своей  специфичностью,  природа  которой  лежит  в  особенностях  становления  данного  класса.  Стремясь  к  стандартам  западного,  образцового  предпринимательства,  российский  бизнесмен  не  в  силах  игнорировать  давно  сложившиеся  патриархальные  традиции,  арсенал  накопившихся  социальных  ресурсов,  амбициозность  конкурентов,  возможность  самореализации и «переустройства мира на свой лад»  [23, с. 14].

Динамика предпринимательской активности населения в России имеет положительную направленность, но ее уровень и темпы довольно низки – в том числе на фоне двух ключевых для сравнения групп стран, БРИКС и Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) [28, с. 2].

В целом мотивационную структуру российского предпринимательства в 2011 году можно оценить как достаточно благоприятную с точки зрения соотношения «добровольного» и «вынужденного» предпринимательства, здесь Россия не проигрывает странам ЦВЕ и превосходит другие страны БРИКС. Российские предприниматели характеризуются довольно высоким уровнем образования, готовностью к риску и стремлением к росту: 1/5 тех, кто только начинает и раскручивает бизнес, и 1/4 владельцев устоявшегося бизнеса планируют создать в ближайшие пять лет 20 и более рабочих мест [28, с. 3].

Ученые установили НИУ ВШЭ в 2011 году, что довольно заметные различия существуют в уровне и «качестве» предпринимательской активности как по типам населенных пунктов, так и в территориальном отношении. Наименее оптимистичны начинающие свое дело предприниматели в мегаполисах, среди них же выше всего и уровень боязни неудачи в бизнесе. Напротив, весьма уверены в успехе предприниматели в Москве и Санкт-Петербурге [28, с. 4].

Если в целом по России индекс общей предпринимательской активности лежит в пределах 4,8-5,2%, то по регионам его значение колеблется от минимального уровня 1,2% в Карелии до максимального значения 10% в Дагестане. Наиболее проблематично выглядит ситуация с развитием предпринимательства в тех регионах, где не получает должной подпитки новичками слой уже устоявшегося бизнеса. Таково положение в Курской, Московской, Рязанской, Калининградской областях, Санкт-Петербурге, Калмыкии, Карачаево-Черкесии, Чувашии, Курганской, Тюменской областях, Ямало-Ненецком АО, Бурятии, Алтайском крае, Иркутской и Кемеровской областях, Забайкальском и Камчатском краях. Довольно слаб приток новичков в бизнес во Владимирской, Орловской, Тульской, Ленинградской областях, Краснодарском крае, Волгоградской и Ростовской областях, Татарстане и Удмуртии, Свердловской и Челябинской областях, Красноярском и Хабаровском краях [28, с. 4].

Регионы с преобладанием добровольного  предпринимательства, от которого можно  ожидать значимого вклада в решение  социально-экономических проблем  регионов, доминируют в Дальневосточном ФО (доля их составляет 63%) и Северо-Кавказском ФО (их доля – 60%). В Южном, Уральском и Сибирском ФО доля таких регионов также существенна – по 50% в каждом ФО. А вот в Центральном ФО добровольное предпринимательство преобладает только в Москве [25, с. 3].

Изучение межрегиональных различий позволило специалистам НИУ ВШЭ  построить рейтинг субъектов  РФ по уровню предпринимательского потенциала (УПП). Он позволяет увидеть, что, например, Москва, Московская и Калужская области, Пермский край обнаружили уровень УПП ниже среднего, тогда как в группе регионов с УПП выше среднего оказалось подавляющее большинство областей Центрального, Северо-Западного и Поволжского ФО [8, с. 99].

Следует серьезно проанализировать ситуацию в городах-миллионниках. Обладая, на первый взгляд, более широким полем возможностей для предпринимательской активности, они оказываются в сегодняшней России самыми проблемными – здесь развитие предпринимательства тормозится пессимизмом потенциальных предпринимателей в отношении возможностей и целесообразности старта.

Нуждается в гораздо большем  учете региональной специфики политика в отношении предпринимательства. По-видимому, в регионах-лидерах вполне можно на четких и понятных условиях софинансировать мероприятия по формированию объектов инфраструктуры (типа центров трансфера технологий, технопарков и бизнес-инкубаторов) и институтов развития предпринимательства венчурного типа. В то время как в отстающих регионах уделять внимание главным образом пропаганде предпринимательского успеха, софинансированию курсов предпринимательства, а также поддержке деятельности микрофинансовых организаций [28, с. 4].

Международные сопоставления говорят, что при сохранении нынешних тенденций Россия в среднесрочной перспективе рискует окончательно отстать от динамично развивающихся других стран БРИКС по динамике и «качеству» предпринимательской активности. Нужны не частичные улучшения, а кардинальный пересмотр политики содействия предпринимательству [28, с. 5].

Уровень предпринимательской активности приведен в приложении 4.

Но, наряду с достижениями, предпринимательство в России в настоящее время поставлено в трудные условия существования, сопряженные с множеством проблем, которые заставляют малые фирмы уходить в тень, действовать за рамками законодательства либо ведут к разорению и полному банкротству.

К главной проблеме российского  предпринимательства относятся: трудности  нормативно-правового характера, т. е. непродуманность государственной политики в отношении малых предприятий.

В целом к недостаткам нормативно-правовой базы в отношении предпринимательства можно отнести:

  • отставание законодательства от практической деятельности;
  • нестыковку различных законодательных и иных нормативных актов;
  • наличие сфер, не охваченных принятым законодательством и НПА;
  • низкий уровень информирования предпринимателей о принимаемых законах [22, с. 60].

Информация о работе Проблемы развития предпринимательства в России