Проблемы развития предпринимательства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 16:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания курсовой работы является анализ проблем развития предпринимательства в России.
Задачами, поставленными для решения, являются:
- выявление сущности и субъектов предпринимательства;
- описание организационных форм предпринимательства;
- анализ проблем становления предпринимательства в России;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы предпринимательской деятельности 7
1.1. Сущность и субъекты предпринимательства 7
1.2. Организационные формы предпринимательства 12
Глава 2. Развитие предпринимательства в современной России 17
2.1. Проблемы становления предпринимательства в России 17
2.2. Российское предпринимательство на современном этапе 24
2.3. Государственное регулирование предпринимательской деятельности 29
Заключение 36
Список использованной литературы 38
Приложение 1: Преимущества и недостатки единоличного предприятия 41
Приложение 2: Преимущества и недостатки партнерства…………………..42
Приложение 3: Преимущества и недостатки корпора-ции…………………..43
Приложение 4: Уровень предпринимательской активности различных населенных пунктах Рос-сии……………………………………………………..44

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая проблемы предпринимательства в России.doc

— 328.00 Кб (Скачать файл)

Другая серьезная проблема законодательной  сферы – неэффективность российской системы налогообложения, ведущая к чрезмерно завышенным ставкам налогов в отношении предпринимательства. В современной экономике уровень действующих ставок налогов превышает все разумные пределы, а перечень налоговых льгот для частных компаний ограничен.

По некоторым оценкам Госкомстата  совокупные изъятия в Федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты в виде более чем 40 налогов и обязательных платежей достигают 90 % балансовой прибыли предпринимательских структур, а в некоторых случаях превышают 100 %. Эта ситуация вынуждает практически всех предпринимателей искать способы уклонения от налогов (ведение двойной бухгалтерии, уход в «теневой» бизнес и пр.) [16, с. 211].

Еще одна проблема российских малых  предприятий и предпринимательства в целом, возникающая со стороны государства, – неоправданные административные барьеры. Они создаются государственными ведомствами в сфере регулирования предпринимательской деятельности, лицензирования и сертификации. Российскому бизнесу сейчас крайне необходима защита от административного произвола. Огромное число проверок и проверяющих инстанций отнимают массу сил и времени у предпринимателей, снижая эффективность их функционирования [16, с. 212].

Одной из основных проблем является материально-техническое обеспечение частных предприятий, которое осуществляется в недостаточном объеме и несвоевременно. Машины, оборудование, приборы, предназначенные для частных предприятий и учитывающие их специфику, отсутствуют. Также ограничен доступ частных предприятий к высоким технологиям, так как их покупка требует значительных одноразовых финансовых затрат [13, с. 122].

Еще одна важная, основная проблема – кадры. Часто говорят, что предпринимателем надо родиться. Нет оснований считать, что к предпринимателям нужно подходить с другой меркой. Между тем с обучением кадров для бизнеса дело обстоит не лучшим образом.

Необходимо также отметить, что  в экономике РФ существуют огромные инфраструктурные ограничения, когда не хватает производственных помещений. Власти муниципальных образований оставляют первые этажи в основном под торговые помещения. Помещения под производства и мастерские являются большим дефицитом. Наибольший резерв для строительства помещений производственного назначения дадут именно пригороды и сельская местность. В больших муниципалитетах выгодным проектом становится строительство бизнес-центра [13, с. 122].

Далее, для покупки оборудования необходимо дальнейшее развитие лизинга, с возможным механизмом компенсации  процентной ставки по лизингу из бюджета.

Важнейшая проблема для развития бизнеса  – это доступность кредита, финансирования, минимизация рисков ведения бизнеса и возвратности кредитования, залогов. Банки не идут на кредитование бизнеса и лиц, не имеющих успешного опыта, а также достаточного уровня обеспечения.

Дефицит ресурсов, вызванный в основном ужесточением денежной политики и оттоком  капитала, ведет к реальному росту ставок на рынке. Решить проблему можно путем развития механизма кредитования с использованием компенсации части процентной ставки из бюджета или фондов развития малого бизнеса. Неплохой результат в области развития предпринимательской деятельности может дать также венчурное, т. е. рискованное, финансирование за счет небольшого числа успешных высокодоходных проектов [9, с. 156].

Основной вывод, который необходимо сделать, состоит в том, что основная часть всех трудностей, с которыми сталкивается предпринимательство в России, лежит в области взаимоотношений с государством. Но, несмотря на все проблемы, предпринимательская деятельность в России развивается. Очевидно, что данный процесс протекает не столь успешно и эффективно, как это могло бы быть. Хочется надеяться, что в ближайшее время наша страна, учитывая обширный иностранный опыт, пойдет по пути адаптации предпринимательства к сегодняшним экономическим условиям хозяйствования в России.

    1. Государственное регулирование предпринимательской  
      деятельности

 

Закрепленный в Конституции  РФ принцип свободы предпринимательства может быть ограничен законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, безопасности, защиты жизни, здоровья, прав, интересов и свобод других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты окружающей среды, охраны культурных ценностей, недопущения злоупотребления доминирующим положением на рынке и недобросовестной конкуренции. К числу таких ограничений относятся различные меры государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Под государственным регулированием предпринимательской деятельности следует понимать деятельность государства в лице его органов, направленная на реализацию государственной политики в сфере осуществления предпринимательской деятельности [11, с. 87].

Государственное регулирование предпринимательства  необходимо как в целях обеспечения  реализации публичных интересов  общества и государства, так и для создания наилучших условий для развития предпринимательства [20, с. 116].

Методы государственного регулирования предпринимательской деятельности можно разделить на две группы:

1) Прямые (административные) методы – средства непосредственного властного воздействия на поведение субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность. К их числу относятся:

  • государственный контроль (надзор) за деятельностью предпринимателей;
  • государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
  • налогообложение;
  • лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности;
  • выдача предписаний антимонопольным органом и т.д. [20, с. 117].

2) Косвенные методы – экономические средства воздействия на предпринимательские отношения с помощью создания условий, влияющих на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов.

 К ним относятся: прогнозирование и планирование; предоставление налоговых льгот; льготное кредитование; государственный (муниципальный) заказ и др. [20, с. 118].

По мнению В.С. Потаева государственное регулирование предпринимательства можно подразделить на правовое и экономическое [17, с. 46].

1) Правовое регулирование предпринимательской деятельности.

Основной Закон нашей страны это Конституция Российской Федерации. В ней отражены все основные правовые положения и любой другой нормативный акт не должен противоречить Конституции.

Согласно Конституции каждый дееспособный человек имеет право заниматься предпринимательской и иной не запрещенной  законом экономической деятельностью (ст. 34 Конституции РФ). В сочетании с правом частной собственности такая свобода предпринимательства выступает как правовая база рыночной экономики, исключающая монополию государства на организацию хозяйственной жизни. Эта свобода рассматривается как одна из основ конституционного строя России [1, ст. 8].

Поэтому государство является гарантом этого права. Государственные органы, обязаны: не отказывать предприятию в регистрации, защищать имущество частного предпринимателя наравне с государственной собственностью, бороться с рэкетом и вымогательством, любой ущерб, нанесенный предприятию по вине должностных лиц государственных органов, подлежит возмещению, никакой государственный орган не имеет права диктовать предпринимателю, какую продукцию он обязан производить и каковы должны быть на нее цены, предприниматель сам нанимает и увольняет работников, сам распоряжается своей прибылью, в свободу предпринимательства также входит право осуществлять внешнеэкономическую деятельность, создавать союзы и объединения с другими предпринимателями, открывать счета в банках.

Конкретные вопросы, связанные с реализацией права на предпринимательскую деятельность, регулируются многими законами и, прежде всего, Гражданским кодексом Российской Федерации. Согласно ГК РФ основное и главное условие начала предпринимательской деятельности, это его государственная регистрация. Субъектом права на предпринимательскую деятельность являются любые лица, не ограниченные законом в своей правоспособности. Согласно ст. 18 ГК РФ в содержание правоспособности входит право заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью, создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами, совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах и др. [2, ст. 8].

К числу других Федеральных законов по регулированию предпринимательской деятельности следует отнести Закон РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». В частности в соответствии с этим Законом правом осуществления внешнеторговой деятельности обладают все российские лица, «за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ». Закон устанавливает порядок ввоза и вывоза товаров, ограничения экспорта и импорта, выдачи лицензий и пр.

Антимонопольное регулирование предпринимательской  деятельности производится в соответствии Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Он выражается в том, что государство ограничивает монополизацию и недобросовестную конкуренцию [7].

Закон устанавливает, что признание  положения доминирующим (т.е. монополии) возможно, если доля товаров на рынке превышает 35 % и существует возможность ограничивать конкуренцию. Ограничивать конкуренцию запрещено не только отдельным предпринимателям, но и органам исполнительной власти. Средством борьбы с монополизацией и недобросовестной конкуренцией может быть обращение в антимонопольные органы, которые вправе давать предписания о прекращении недозволенных действий, а при невыполнении предписаний – налагать штраф [7].

Антимонопольное законодательство не затрагивает сферу действий так называемых естественных монополий, т.е. монополий, производящих товары, удовлетворение спроса на которые на рынке данного товара эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства и которые имеют устойчивый спрос в силу невозможности полной замены их другими товарами. Федеральным законом от 17 августа 1995 г предусмотрено регулирование деятельности этих естественных монополий через специальные федеральные органы исполнительной власти.

Государство оказывает поддержку  и так называемому малому предпринимательству (с числом занятых на предприятии до 100 человек), о чем принятый Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Закон предусматривает создание льготных условий в финансовой области и налогообложении, поддержку внешнеэкономической деятельности малых предприятий и др. Государство призвано осуществлять специальные программы, создавать фонды поддержки малого предпринимательства [5].

2) Экономическое регулирование предпринимательской деятельности осуществляется в рамках российского законодательства. Перечисленные нормативно-правовые акты наряду с правовым регулированием проводят и экономическое регулирование. В особенности это касается законов «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», «О государственной поддержке малого предпринимательства» и др.

Сельское хозяйство любой страны более других отраслей нуждается в государственной поддержке в силу своей специфики: сезонность производства, длительный срок оборота капитала, низкая доходность по сравнению с другими отраслями, высокая степень риска, зависимость от природно-экономических условий. Следовательно, необходимы соответствующие системы кредитования и страхования. Одним из видов льготного кредитования является лизинг. В России в настоящее время сельским товаропроизводителям предоставлены налоговые льготы. Например, налог на землю не превышает 10% [9, с. 129].

Необходимо также отметить, что  государство регулирует качество продукции  в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, безопасности имущества, охраны окружающей среды, технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции и др.

Следующим документом, регулирующим качество продукции на государственном уровне, является сертификация – подтверждения соответствия продукции требованиям нормативных документов по стандартизации. И еще один метод регулирования качества продукции – метрология.

Основным документом, характеризующим  действующую в России систему налогов, является Закон РСФСР «Об основах налоговой системы в РФ» и Налоговый кодекс РФ, который определяет перечень налогов и пошлин, плательщиков налогов, их права и обязанности, права и обязанности налоговых органов [4].

В сфере агропромышленного производства Российское государство использует ряд мер дотационного и поощрительного характера для поддержания и экономического стимулирования отечественных товаропроизводителей.

Таким образом, основная особенность российского предпринимательства связана с историей его становления. В истории развития российского бизнеса с точки зрения макроэкономической политики, законодательства, институциональных изменений и НПА, по мнению Н.С. Мирошниченко, можно выделить 6 этапов развития предпринимательства.

Несмотря на предпринимаемые меры, в нашей стране до сих пор не созданы условия, действительно способствующие не только увеличению количества малых предприятий, но и их эффективному и устойчивому развитию, т. е. малое предпринимательство и бизнес так и не стати основой роста и стабилизации отечественной экономики. Решение данной проблемы невозможно без создания специальной инфраструктуры поддержки предпринимательства и бизнеса.

Довольно заметные различия существуют в уровне и «качестве» предпринимательской активности как по типам населенных пунктов, так и в территориальном отношении. По некоторым регионам индекс общей предпринимательской активности ниже, чем в целом по России примерно в 3 раза.

Информация о работе Проблемы развития предпринимательства в России