Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 16:44, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является анализ проблем развития предпринимательства в России.
Задачами, поставленными для решения, являются:
- выявление сущности и субъектов предпринимательства;
- описание организационных форм предпринимательства;
- анализ проблем становления предпринимательства в России;
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы предпринимательской деятельности 7
1.1. Сущность и субъекты предпринимательства 7
1.2. Организационные формы предпринимательства 12
Глава 2. Развитие предпринимательства в современной России 17
2.1. Проблемы становления предпринимательства в России 17
2.2. Российское предпринимательство на современном этапе 24
2.3. Государственное регулирование предпринимательской деятельности 29
Заключение 36
Список использованной литературы 38
Приложение 1: Преимущества и недостатки единоличного предприятия 41
Приложение 2: Преимущества и недостатки партнерства…………………..42
Приложение 3: Преимущества и недостатки корпора-ции…………………..43
Приложение 4: Уровень предпринимательской активности различных населенных пунктах Рос-сии……………………………………………………..44
Другая серьезная проблема законодательной сферы – неэффективность российской системы налогообложения, ведущая к чрезмерно завышенным ставкам налогов в отношении предпринимательства. В современной экономике уровень действующих ставок налогов превышает все разумные пределы, а перечень налоговых льгот для частных компаний ограничен.
По некоторым оценкам
Еще одна проблема российских малых
предприятий и предпринимательс
Одной из основных проблем является
материально-техническое обеспе
Еще одна важная, основная проблема – кадры. Часто говорят, что предпринимателем надо родиться. Нет оснований считать, что к предпринимателям нужно подходить с другой меркой. Между тем с обучением кадров для бизнеса дело обстоит не лучшим образом.
Необходимо также отметить, что в экономике РФ существуют огромные инфраструктурные ограничения, когда не хватает производственных помещений. Власти муниципальных образований оставляют первые этажи в основном под торговые помещения. Помещения под производства и мастерские являются большим дефицитом. Наибольший резерв для строительства помещений производственного назначения дадут именно пригороды и сельская местность. В больших муниципалитетах выгодным проектом становится строительство бизнес-центра [13, с. 122].
Далее, для покупки оборудования необходимо дальнейшее развитие лизинга, с возможным механизмом компенсации процентной ставки по лизингу из бюджета.
Важнейшая проблема для развития бизнеса – это доступность кредита, финансирования, минимизация рисков ведения бизнеса и возвратности кредитования, залогов. Банки не идут на кредитование бизнеса и лиц, не имеющих успешного опыта, а также достаточного уровня обеспечения.
Дефицит ресурсов, вызванный в основном ужесточением денежной политики и оттоком капитала, ведет к реальному росту ставок на рынке. Решить проблему можно путем развития механизма кредитования с использованием компенсации части процентной ставки из бюджета или фондов развития малого бизнеса. Неплохой результат в области развития предпринимательской деятельности может дать также венчурное, т. е. рискованное, финансирование за счет небольшого числа успешных высокодоходных проектов [9, с. 156].
Основной вывод, который необходимо сделать, состоит в том, что основная часть всех трудностей, с которыми сталкивается предпринимательство в России, лежит в области взаимоотношений с государством. Но, несмотря на все проблемы, предпринимательская деятельность в России развивается. Очевидно, что данный процесс протекает не столь успешно и эффективно, как это могло бы быть. Хочется надеяться, что в ближайшее время наша страна, учитывая обширный иностранный опыт, пойдет по пути адаптации предпринимательства к сегодняшним экономическим условиям хозяйствования в России.
Закрепленный в Конституции
РФ принцип свободы предпринимател
Под государственным регулированием
предпринимательской деятельнос
Государственное регулирование
Методы государственного регулирования предпринимательской деятельности можно разделить на две группы:
1) Прямые (административные) методы – средства непосредственного властного воздействия на поведение субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность. К их числу относятся:
2) Косвенные методы – экономические средства воздействия на предпринимательские отношения с помощью создания условий, влияющих на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов.
К ним относятся: прогнозирование и планирование; предоставление налоговых льгот; льготное кредитование; государственный (муниципальный) заказ и др. [20, с. 118].
По мнению В.С. Потаева государственное регулирование предпринимательства можно подразделить на правовое и экономическое [17, с. 46].
1) Правовое регулирование предпринимательской деятельности.
Основной Закон нашей страны это Конституция Российской Федерации. В ней отражены все основные правовые положения и любой другой нормативный акт не должен противоречить Конституции.
Согласно Конституции каждый дееспособный человек имеет право заниматься предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью (ст. 34 Конституции РФ). В сочетании с правом частной собственности такая свобода предпринимательства выступает как правовая база рыночной экономики, исключающая монополию государства на организацию хозяйственной жизни. Эта свобода рассматривается как одна из основ конституционного строя России [1, ст. 8].
Поэтому государство является гарантом этого права. Государственные органы, обязаны: не отказывать предприятию в регистрации, защищать имущество частного предпринимателя наравне с государственной собственностью, бороться с рэкетом и вымогательством, любой ущерб, нанесенный предприятию по вине должностных лиц государственных органов, подлежит возмещению, никакой государственный орган не имеет права диктовать предпринимателю, какую продукцию он обязан производить и каковы должны быть на нее цены, предприниматель сам нанимает и увольняет работников, сам распоряжается своей прибылью, в свободу предпринимательства также входит право осуществлять внешнеэкономическую деятельность, создавать союзы и объединения с другими предпринимателями, открывать счета в банках.
Конкретные вопросы, связанные с реализацией права на предпринимательскую деятельность, регулируются многими законами и, прежде всего, Гражданским кодексом Российской Федерации. Согласно ГК РФ основное и главное условие начала предпринимательской деятельности, это его государственная регистрация. Субъектом права на предпринимательскую деятельность являются любые лица, не ограниченные законом в своей правоспособности. Согласно ст. 18 ГК РФ в содержание правоспособности входит право заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью, создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами, совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах и др. [2, ст. 8].
К числу других Федеральных законов по регулированию предпринимательской деятельности следует отнести Закон РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». В частности в соответствии с этим Законом правом осуществления внешнеторговой деятельности обладают все российские лица, «за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ». Закон устанавливает порядок ввоза и вывоза товаров, ограничения экспорта и импорта, выдачи лицензий и пр.
Антимонопольное регулирование
Закон устанавливает, что признание положения доминирующим (т.е. монополии) возможно, если доля товаров на рынке превышает 35 % и существует возможность ограничивать конкуренцию. Ограничивать конкуренцию запрещено не только отдельным предпринимателям, но и органам исполнительной власти. Средством борьбы с монополизацией и недобросовестной конкуренцией может быть обращение в антимонопольные органы, которые вправе давать предписания о прекращении недозволенных действий, а при невыполнении предписаний – налагать штраф [7].
Антимонопольное законодательство не затрагивает сферу действий так называемых естественных монополий, т.е. монополий, производящих товары, удовлетворение спроса на которые на рынке данного товара эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства и которые имеют устойчивый спрос в силу невозможности полной замены их другими товарами. Федеральным законом от 17 августа 1995 г предусмотрено регулирование деятельности этих естественных монополий через специальные федеральные органы исполнительной власти.
Государство оказывает поддержку и так называемому малому предпринимательству (с числом занятых на предприятии до 100 человек), о чем принятый Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Закон предусматривает создание льготных условий в финансовой области и налогообложении, поддержку внешнеэкономической деятельности малых предприятий и др. Государство призвано осуществлять специальные программы, создавать фонды поддержки малого предпринимательства [5].
2) Экономическое регулирование предпринимательской деятельности осуществляется в рамках российского законодательства. Перечисленные нормативно-правовые акты наряду с правовым регулированием проводят и экономическое регулирование. В особенности это касается законов «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», «О государственной поддержке малого предпринимательства» и др.
Сельское хозяйство любой
Необходимо также отметить, что
государство регулирует качество продукции
в целях обеспечения
Следующим документом, регулирующим качество продукции на государственном уровне, является сертификация – подтверждения соответствия продукции требованиям нормативных документов по стандартизации. И еще один метод регулирования качества продукции – метрология.
Основным документом, характеризующим действующую в России систему налогов, является Закон РСФСР «Об основах налоговой системы в РФ» и Налоговый кодекс РФ, который определяет перечень налогов и пошлин, плательщиков налогов, их права и обязанности, права и обязанности налоговых органов [4].
В сфере агропромышленного
Таким образом, основная особенность российского предпринимательства связана с историей его становления. В истории развития российского бизнеса с точки зрения макроэкономической политики, законодательства, институциональных изменений и НПА, по мнению Н.С. Мирошниченко, можно выделить 6 этапов развития предпринимательства.
Несмотря на предпринимаемые меры, в нашей стране до сих пор не созданы условия, действительно способствующие не только увеличению количества малых предприятий, но и их эффективному и устойчивому развитию, т. е. малое предпринимательство и бизнес так и не стати основой роста и стабилизации отечественной экономики. Решение данной проблемы невозможно без создания специальной инфраструктуры поддержки предпринимательства и бизнеса.
Довольно заметные различия существуют в уровне и «качестве» предпринимательской активности как по типам населенных пунктов, так и в территориальном отношении. По некоторым регионам индекс общей предпринимательской активности ниже, чем в целом по России примерно в 3 раза.
Информация о работе Проблемы развития предпринимательства в России