Проблемы реализации политики занятости в условиях открытой экономике Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 12:02, курсовая работа

Краткое описание

Различают полную и частичную открытость экономики. Полная свойственна развитым, конкурентоспособным экономическим системам, частичная — экономике переходного периода, Беларусь взяла курс на переход к открытой экономике.
Абсолютно открытой или закрытой экономики не существует. На степень открытости влияют масштаб страны, численность населения, размер внутреннего рынка, относительная обеспеченность сырьем, географическое положение, особенности национальной политики государства, характер внешнеэкономических связей.
Совмещение открытости белорусской экономики с защитой отечественного производителя, обеспечением экономической безопасности - одна из актуальных проблем становления и развития рыночной системы.

Содержание

Введение.

1. Открытая экономика: понятие, критерии, факторы.

2. Влияние внешнего сектора на занятость в открытой экономике.

3. Внешнеэкономические связи как фактор занятости Республики Беларусь.

Заключение.

Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАВАЯ.doc

— 1.04 Мб (Скачать файл)

 

В модели большой открытой экономики, в отличие от малой, цены являются гибкими. Страны, экономика которых описывается этой моделью, сами могут оказывать существенное влияние на уровень мировых цен, ставки банковского процента и другие параметры мировой экономики. Типичным примером такой страны является США. Изменения в американской экономике сказываются на всем остальном мире.

Большая открытая экономика определяется с помощью  следующих равенств.

Величина выпуска  зависит от фиксированного количества труда L и капитала K в производственной функции f(K, L):

Y=Yconst=f(K, L). (10.13)

Величина выпуска  представляет собой сумму потребления, инвестиций, государственных закупок  и чистого экспорта:

Y=C+I+G+NX. (10.14)

Потребление зависит  от располагаемого дохода:

C=C(Y-T). (10.15)

Объем инвестиций зависит от номинальной ставки процента:

I=I(r). (10.16)

Состояние текущего счета платежного баланса зависит  от реального обменного курса (RER):

NX=NX(RER). (10.17)

Cсостояние счета движения капитала является величиной, зависящей от внутренней ставки процента:

KA=KA(r). (10.18)

В большой открытой экономике  равновесное значение ставки процента r достигается, когда спрос на заемные средства, предъявляемые со стороны инвестора I, уравновешивается предложением капитала, состоящим из национальных сбережений и зарубежных займов KA:

I= +KA. (10.19)

Повышение или понижение  ставки процента в большой открытой экономике вызовет отток или приток капитала, соответственно мировая ставка процента также будет формироваться на новом уровне. Как известно, изменение учетной ставки федеральной резервной системы является важнейшим фактором, определяющим направления краткосрочного и среднесрочного перелива капитала (рис. 10.2) [7, с. 277-282]

 

      


 Sn+KA


 

 r*



                            0 I(r)

I, Sn+KA

Рис. 1.2 Модель большой открытой экономики.

Модели большой  и малой открытой экономики отражают способность экономики влиять на мировые рынки или быть подверженной влиянию с их стороны, степень  открытости позволяет определить интенсивность этого влияния.

Факторы, определяющие открытость экономики, можно подразделить на основные, развитые, общие и специализированные.

К основным относятся природные  ресурсы, климатические условия. Географическое положение, трудовые ресурсы. Страна получает и автоматически или при незначительных капиталовложениях. Они не имеют особого значения для конкурентного преимущества страны, либо создаваемое ими преимущество неустойчиво.

К развитым факторам относятся  современные технологии, инфраструктура, высококвалифицированная рабочая сила. Именно эти факторы имеют наибольшее значение, поскольку позволяют стране достичь конкурентного преимущества более высокого уровня.

По степени специализации  факторы подразделены на общие, которые  возможно применять во многих отраслях, и специализированные – образующие долговременную основу для достижения и поддержания конкурентного преимущества.

 

Таким образом, открытая экономика  – это экономика, в которой  в качестве макросубъекта выступает  сектор заграница. Открытость экономики  проявляется в трех формах: экспорт и импорт товаров и услуг, приток и отток капитала, движение валюты. По интенсивности связей, а также характеру условий взаимодействия экономики со странами остального мира различают степень открытости экономики: высокая и низкая. В открытой экономике объем национального дохода и продукта определяется не только внутренним, но и внешним спросом.

Для оценки степени  открытости экономики используются критерии открытости экономики: количественные и институциональные. [7, с. 276-282]

По степени  влияния на мировые рынки различают  большую и малую открытые экономики. Большая открытая экономика оказывает влияние на параметры мировых финансовых и товарных рынков. Наоборот, в малой открытой экономике ее внутренняя ставка процента определяется мировой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Влияние внешнего сектора на занятость в  открытой экономике.

В условиях открытой экономики внешний сектор безусловно оказывает влияние на экономику  отдельной страны.

Открытость  способствует углублению специализации  и международного разделения труда. В ее условиях более эффективно распределяются средства и ресурсы, что в конечном счете способствует повышению среднего уровня жизни и расширению жизненных перспектив населения (при более низких для него затратах).

Важным преимуществом процессов открытости является экономия на масштабах производства, что потенциально может привести к сокращению издержек и снижению цен, а, следовательно, к устойчивому экономическому росту.

Преимущества  открытости связаны также с выигрышем  от свободной торговли на взаимовыгодной основе, удовлетворяющей все стороны.

Открытость, усиливая конкуренцию, стимулирует дальнейшее развитие новых технологий и распространение  их среди стран. В ее условиях темпы  роста прямых инвестиций намного превосходят темпы роста мировой торговли, что является важнейшим фактором в трансферте промышленных технологий, образовании транснациональных компаний, что оказывает непосредственное воздействие на национальные экономики. Преимущества открытости определяются теми экономическими выгодами, которые получаются от использования передового научно-технического, технологического и квалификационного уровня ведущих в соответствующих областях зарубежных стран в других странах, в этих случаях внедрение новых решений происходит в краткие сроки и при относительно меньших затратах.

Открытость  способствует обострению международной  конкуренции. Подчас утверждается, что  открытость ведет к совершенной  конкуренции. На деле речь скорее должна идти о новых конкурентных сферах и о более жестком соперничестве на традиционных рынках, которое становится не под силу отдельному государству или корпорации. Ведь к внутренним конкурентам присоединяются неограниченные в действиях сильные внешние конкуренты. Глобализационные процессы в мировой экономике выгодны, прежде всего, потребителям, так как конкуренция дает им возможность выбора и снижает цены.

Открытость  может привести к повышению производительности труда в результате рационализации производства на глобальном уровне и  распространения передовых технологий, а также конкурентного давления в пользу непрерывного внедрения инноваций в мировом масштабе.

Открытость  дает странам возможность мобилизовать более значительный объем финансовых ресурсов, поскольку инвесторы могут  использовать более широкий финансовый инструментарий на возросшем количестве рынков.

Таким образом, открытость экономики способствует экономическому росту и увеличению ВВП.

Импорт - ввоз в  страну заграничных:  
- товаров и технологий для реализации на внутреннем рынке или транзита в третьи страны;  
- услуг - в форме платного пользования услугами иностранных фирм;  
- капитала - в форме предоставления кредитов и займов.

Импорт выступает  как результат международного разделения труда, способствует экономии времени и более полному удовлетворению потребностей национальной экономики. Объем импорта зависит от размеров экспортной выручки и валютных резервов страны. Факт импорта фиксируется таможенной статистикой.

Различают видимый  и невидимый импорт. Импорт регулируется национальным законодательством, политико-правовыми ограничениями, таможенными тарифами, системой лицензирования и другими нетарифными мерами внешнеэкономического регулирования.

Экспорт - вывоз за границу  товаров, услуг и капитала для  реализации на внешних рынках. Экспорт  выступает как результат международного разделения труда и служит материальной предпосылкой импорта; выручка от экспорта является основным источником средств для оплаты импорта.

Факт экспорта фиксируется в момент пересечения  продукцией границы страны или предоставления услуги иностранному партнеру.

Квотирование. Наиболее распространенной формой количественных ограничений является квота или контингент. Два этих понятия имеют практически одно и то же значение с той разницей, что понятие контингента иногда используется для обозначения квот сезонного характера.

Квота — количественная нетарифная мера ограничения экспорта или импорта товара определенным количеством или суммой на определенный промежуток времени.

По направленности их действия квоты разделяются на:

• экспортные — вводятся либо в соответствии с международными стабилизационными соглашениями, устанавливающими долю каждой страны в общем экспорте определенного товара, либо правительством страны для предотвращения вывоза товаров, дефицитных на внутреннем рынке;

• импортные — вводятся национальным правительством для защиты местных производителей, достижения сбалансированности торгового баланса, регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке, а также как ответ на дискриминационную торговую политику других государств. [6, с. 234]

Как правило, квотирование внешней торговли осуществляется путем  ее лицензирования, когда государство  выдает лицензии на импорт или экспорт  ограниченного объема продукции и одновременно запрещает нелицензированную торговлю.

Рассмотрим  в качестве примера экономические последствия установления квот на импорт. Предположим, что страна является импортером зерна (рис. 2.1, где – спрос на зерно в данной стране, а – внутреннее производство зерна). В условиях свободной торговли внутренняя цена на зерно не отличается от мировой цены и равна . При такой цене отечественные производители не могут обеспечить всю потребность страны в зерне и объем импорта составляет - . Если правительство хочет ограничить объем импорта и устанавливает квоту размером Q, то общее предложение зерна на внутреннем рынке с учетом импорта может быть представлено в виде кривой + Q. Теперь при цене, равной мировой, возникает разрыв между спросом и предложением: в результате количественного ограничения импорта часть спроса на зерно оказывается неудовлетворенной и это приводит к росту внутренней цены до . Более высокий уровень внутренней цены стимулирует рост отечественного производителя зерна до , но одновременно спрос сокращается до .

 www.auditplus.by

 

Рис. 2.1 Влияние  импортной квоты [6, с. 234]

Мы можем  теперь оценить последствия квотирования импорта для благосостояния. Потребители в результате роста цены несут потери (область a+b+c+d+e). Отечественным производителям введение квоты выгодно – они расширяют объемы производства и реализуют свою продукцию по более высокой цене. Размер их дополнительного выигрыша составит область a. Область c+d представляет собой либо доход государства, если лицензии продаются (цена лицензии в условиях конкуренции должна будет примерно соответствовать ожидаемому приросту внутренней цены), либо дополнительный выигрыш импортеров, если они получат лицензии бесплатно. В любом случае этот выигрыш распределяется между теми, кто выдает лицензии, и теми, кто их получает.

Таким образом, в результате введения импортной  квоты возникают чистые потери для страны в целом, равные области b+e.

Государство предпочитает использовать квоты как средство ограничения импорта, т. к. квота дает гарантию, то импорт не будет превышать определенную величину, поскольку лишает иностранных конкурентов возможности расширять продажи на рынке путем снижения цен; квотирование является более гибким и оперативным инструментом политики; использование квот делает внешнеторговую политику более селективной, поскольку путем распределения лицензий государство может оказывать поддержку конкретным предприятиям. Вместе с тем использование квот на импорт может приводить к дополнительным негативным эффектам. С одной стороны, ограничивая ценовую конкуренцию и гарантируя отечественным фирмам определенную долю национального рынка, квота может способствовать монополизации экономики. С другой стороны, само распределение лицензий редко происходит на открытых аукционах в условиях честной конкуренции импортеров и поэтому в лучшем случае приводит к произвольным и потому недостаточно эффективным административным решениям, а в худшем – к развитию коррупции.

Последствия введения экспортной квоты для экономики страны-импортера носит еще более негативный характер, чем при использовании импортной квоты. Если импорт в данную страну в результате соглашения с торговыми партнерами об экспортной квоте составляет величину Q (рис. 2.2), то внутренняя цена растет, спрос сокращается, предложение со стороны отечественных производителей увеличивается и т. д. Однако вместо того, чтобы получить доход от продажи импортных лицензий на аукционе, государство теперь как бы отдает эту часть выигрыша зарубежным экспортерам (область c+d). Кроме того, даже после введения экспортной квоты обычно сохраняется тариф, которым раньше облагался импорт данного товара (на рисунке 2. - мировая цена, – внутренняя цена с учетом тарифа, - внутренняя цена с учетом экспортной квоты). Поскольку импорт сокращается, то сокращается и доход государства от импортного тарифа (область f+g).

Рис. 2.2 Влияние  экспортной квоты

В соответствии с простейшей кейнсианской моделью  открытая экономика отличается от закрытой только тем, что в первой учитывается внешняя торговля — экспорт и импорт. При этом импорт (IM), как потребление и сбережения, считается эндогенной переменной, зависящей от объемов доходов [IM(Y)]. Эта функциональная зависимость многократно подтверждена эмпирически и основана на том, что потребление импортной продукции может рассматриваться как составная часть национального потребления в целом наряду с потреблением продукции, произведенной внутри страны. Поэтому и изменения в уровне импорта ∆IM, так же как и изменения в уровне сбережений ∆S, вызываются, стимулируются развитием дохода, или, как принято говорить, индуцируются тенденциями развития дохода. Как и сбережения, импорт считается утечкой капитала из экономики, поскольку средства резидентов тратятся на товары, произведенные за рубежом. Экспорт (X) , как и инвестиции, полагается экзогенной переменной, независящей от объемов дохода в данной стране и определяемой спросом других стран на ее продукцию. Следовательно, любые изменения в уровне инвестиций ∆I и уровне экспорта ∆Х являются автономными от уровня дохода. Так же как и инвестиции, экспорт считается инъекцией средств в национальную экономику за счет сбережений других стран.

Информация о работе Проблемы реализации политики занятости в условиях открытой экономике Республики Беларусь