Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 18:53, курсовая работа
Цель данной работы является рассмотрение проблемы роста инвестиций, а так же оценка перспектив изменений инвестиционного климата в России и его активизации на основе существующих тенденций развития деятельности инвесторов и инвестиционной политики государства.
Объект исследования – инвестиции в РФ.
Предметом исследования является раскрытие особенностей проблемы роста инвестиций в современной экономике.
Неблагоприятная ситуация проявляется во внешнеэкономической сфере. Цифры показывают, что в России наблюдается постоянный отток капитала в другие страны. За 9 месяцев 2012 г. из России выведено почти $58 млрд, на четверть больше, чем за такой же период прошлого года. В 2011 г. из страны ушло более $80 млрд, в 2012 году по оценкам экономистов отток составил около $65 млрд.
Экономические исследования показывают, что отток капитала из страны негативно влияет на экономическое состояние предприятий и в конечном счете на благосостояние граждан. $10 млрд оттока в течение года приводят к снижению инвестиций в основной капитал на 0,5 процентного пункта (далее «п.п.»), промышленного производства и реальных доходов населения — на 0,3 п. п. и в целом — темпов роста экономики на 0,2 п. п. Расчеты показывают, что $80 млрд оттока в 2011 году замедлили экономический рост на 1,6 п. п. Если принять прогноз роста ВВП на 2013 и последующие годы в России на 3,5%, то в отсутствие оттока капитала экономика могла бы вырасти на 5%4.
Возникает вопрос - из каких конкретно секторов экономики происходит отток капитала? В данных финансовой статистики Центрального Банка России этой информации нет. Вместе с тем, известно, что в последнее время банковский сектор страны в целом ввозил, а не вывозил капитал, что обусловлено сложной ситуации с ликвидностью денежных средств. Известно, что отток капитала тесно связан с величиной профицита торгового баланса страны. Это позволяет предположить, что к оттоку средств в нашей стране имеют непосредственное отношение компании-эспортеры, связанные с экспортом сырья, нефтепродуктов. Продавая продукцию за рубежом компании не возвращают в страну экспортную выручку в полном объеме. Они инвестируют денежные средства в товары иностранных государств5.
Перспективы успешного развития экономики страны во многом зависят от модернизации, обновления предприятий на современной научно –технологической, инновационной основе. Это необходимо, чтобы повысить качество продукции, сделать ее конкурентоспособной, и в конечном счете поднять уровень доходов и жизни населения, приблизить его к уровню благосостояния развитых стран. Решение этих вопросов зависит от прямых инвестиций направленных в конкретные предприятия, определенные отрасли экономики.
В период низкой деловой активности различных групп инвесторов, очевидно, необходимо увеличивать государственные расходы, в определенной мере повышать роль государства в экономике. Это является временной среднесрочной вынужденной мерой, и не означает полного огосударствления, национализации экономики. В последующем государственное вмешательство в инвестиционный процесс должно быть уменьшено, и значительно увеличены частные прямые инвестиции.
В этих условиях необходимо существенно повысить роль рынка ценных бумаг, в том числе рынка государственных ценных бумаг. Они могут быть выпущены и размещены с целью привлечения инвестиции в «локомотивные» объекты экономики, «точки» экономического роста. Доходность рублевых «государственных инвестиционных ценных» бумаг в этом случае не должна превышать 8 – 10% годовых, их срок обращения - 3-5 лет. Ясно, что государство может регулировать данный сегмент рынка, обеспечивать гарантированный процентный доход, зависящий от различных обстоятельств.
Государственные предприятия, в которые государство инвестирует полученные таким образом денежные средства, после обновления основных фондов, улучшения деятельности могут быть приватизированы. Полученные от приватизации денежные средства направляются на погашение государственных ценных бумаг. Это позволит в определенной мере решить проблемы привлечения инвестиций в предприятия, создать лучший инвестиционный климат в стране.
Существует еще одна важная проблема привлечения инвестиций в сферу производства. Многие предприятия рассчитывают на два основных источника финансирования: государственный бюджет и банковские займы. При этом большая часть зарегистрированных ФСФР России проспектов эмиссий ценных бумаг используются не для привлечения дополнительного капитала, а для перераспределения собственности. Проблема здесь не в отсутствии финансовых ресурсов, а в том, что неэффективные собственники не желают продавать часть собственности, свои крупные пакеты акций предприятий.
При этом многие предприятия имеют неудовлетворительные экономические характеристики: неустойчивое финансовое положение, отсутствие ликвидного финансового обеспечения и возможности предоставить надежные гарантии по займам, низкая производительность труда, плохое качество продукции и другое.
Инвестиции в российские предприятия характеризуются высоким риском. Оценивая риски и ожидаемую доходность, инвестор принимает решение о инвестировании финансовых средств в предприятия. Выбор финансовых инструментов также зависит от уровня риска и потенциальной доходности. При этом, во внимание принимаются совокупные риски: риски страны, региона, отрасли и непосредственно предприятия. Как известно, Россия относится к странам с повышенным риском, что обусловлено политической нестабильностью, повышенной инфляцией, большими масштабами коррупции во всех органах государственной власти, а также несовершенством законодательства, слабой защитой прав инвесторов, частной собственности. На региональном уровне экономики также множество не решенных проблем: беспредел местных чиновников, практика создания межрегиональных барьеров, криминализации и другое. В различных отраслях также значительные риски, в том числе: низкая конкуренция, влияние монополий на ценообразование, себестоимость продукции.
Итак, российским предприятиям сложно привлечь финансовые ресурсы на рынке. Вместе с тем, реальным инструментом финансирования предприятий, характеризуемых высоким риском, является размещение акций. Следовательно, для решения проблем инвестиций в российские предприятия в современных условиях необходимо развивать рынок ценных бумаг и повышать роль рискового капитала.
Глава 3. Основные приоритеты инвестиционной политики Российской Федерации.
Будущее России и её статус как промышленной державы зависят от модернизации экономики на современной технологической основе. На передний план выдвигается проблема обеспечения устойчивого экономического роста. Это необходимо, чтобы достичь среднего уровня 25 стран-членов ЕС по ВВП на душу населения, который на 300% выше, чем в России. Удвоение ВВП цель, которая объективно требует всё больших усилий и трудно достижима, – продолжает рассматриваться руководством страны как приоритетная задача. Поэтому особо остро стоит вопрос о поиске инвестиционного механизма, чтобы дать мощный импульс развитию реального сектора экономики. Отсюда вытекает необходимость масштабных притоков инвестиций – отечественных и иностранных.
Однако работа по их привлечению идёт пока не очень успешно. Участие России в мировых ПИИ в период экономической стабилизации после 2000 г. осталась практически неизменным, не превышая в среднем4–4,5 млрд.долларов США в год, что составляет 0,4–0,5% доли глобальных потоков(для сравнения: доля Китая составляет почти 10% и продолжает расти). Но, по сравнению, с прошедшими годами можно наблюдать тенденции к заметному росту объема иностранных инвестиций.
К основным факторам, сдерживающим инвестиционную активность в настоящее время, относятся:
высокая зависимость национального хозяйства, государственных финансов и платежного баланса от внешнеэкономической конъюнктуры при существующей структуре ВВП;
избыточные административные барьеры для предпринимателей;
недостаточная правовая
достаточно высокая цена коммерческого кредитования, несмотря на заметное снижение ставок на финансовом рынке;
отсутствие эффективных
недостаточный уровень развития фондового рынка.
Неоднородность инвестиционного пространства России является одной из особенностей ее экономики. Высокая инвестиционная привлекательность является ключевым фактором повышения конкурентоспособности страны, обеспечения высоких и устойчивых темпов экономического роста. Проблема формирования стабильного инвестиционного климата, расширение функций государства в обеспечении притока инвестиций в российскую экономику и их рационального использования чрезвычайно актуальна и важна. Одной из ключевых задач, стоящих сейчас перед российскими властями, является повышение инвестиционной привлекательности России.
В современных условиях привлечение инвестиций способствует развитию экономики, внедрению новых технологий, обновлению изношенных основных производственных фондов, созданию новых рабочих мест и других немаловажных составляющих способствующих развитию стран, их регионов и отраслей. Cтремление к открытости экономики, повышению конкурентоспособности национального производства, завоеванию доверия на мировом рынке, участию в международном финансовом обмене обуславливает необходимость создания условий для привлечения иностранных инвестиций.
Федеральный закон от 09 июля 1999г. № 160-ФЗ. «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» предусматривает возможность предоставления льгот по крупным инвестициям и «приоритетным проектам». Однако получить льготы практически нереально из-за отсутствия подзаконных актов.
Поэтому к числу первоочередных мер в данном направлении следует отнести укрепление законодательной базы деятельности зарубежных инвесторов в отдельных отраслях. Круг приоритетных отраслей требует тщательного обоснования. К ним, безусловно, следует отнести отрасли инновационной сферы, однако в условиях России нельзя забывать и социальную сферу.
Отраслевые проблемы привлечения иностранных инвестиций тесно стыкуются с не менее острыми региональными. В России возможности экономической регионализации и ресурсы до сих пор должным образом не задействованы: именно недостаточный учет региональных условий и факторов стал одной из основных причин невысокой результативности, а иногда и пробуксовки рыночных реформ и вытекающей из этого недостаточной конкурентоспособности экономики.
В территориальном распределении иностранного капитала, как и в отраслевом, немалую роль играют интересы инвесторов. Они вкладывают капитал с целью скорейшего получения максимально возможной прибыли и направляют его туда, где, по их мнению, существуют наилучшие условия, то есть в крупные города с развитым производственным потенциалом и рыночной инфраструктурой. Прежде всего это Москва, Санкт-Петербург и Екатеринбург.
Действуют и другие факторы. Так, отмечаемый ежегодно масштабный приток инвестиций в Омскую область связан в основном с финансовыми операциями компании “Сибнефть”, а отнюдь не с реальным зарубежным инвестированием в ее экономику6.
Решению региональных проблем во многом способствовало бы построение общегосударственной системы постоянного мониторинга инвестиционного климата регионов. При нынешнем положении дел невозможно дать его однозначную оценку и постоянно отслеживать динамику.
Одной из магистральных линий политики федерального центра и самих регионов в области привлечения иностранных инвестиций и регулирования их территориального размещения должно стать усиление социальной направленности, последовательная ориентация на создание новых рабочих мест, повышение доходов бюджетов и населения в регионах-реципиентах.
Потребность России в инвестициях нарастает. Ситуация такова, что пауза в инвестиционном процессе может обернуться для России не только потерями темпов развития. При высоком уровне износа основного капитала прекращение обновления производства грозит самому существованию предприятий.
По расчетам Российского союза промышленников и предпринимателей, для устойчивого роста отечественной промышленности на уровне 7-8% в год необходимы ежегодные инвестиции в размере 100 млрд. долларов. Именно такие вложения позволят промышленным предприятиям осуществить реструктуризацию производства и провести замену оборудования.
Однако все взоры сейчас обращены к власти, которая выдвигает предложение о создании фонда государственных инвестиций. В государственном бюджете планируется создание инвестиционного фонда, с помощью которого правительство собирается финансировать проекты в области инфраструктуры, наукоемкого производства и промышленности, подтолкнув таким образом экономический рост. Но у отдельных экономистов есть большие сомнения в эффективности такого фонда.
Одним из свидетельств проводимых в последние годы реформ является положительная динамика макроэкономических показателей, в том числе рост промышленного производства, прогнозируемость инфляции и курса национальной валюты, объемов инвестиций в основной капитал и иностранных инвестиций, рост ВВП. По данным Росстата ВВП России в I полугодии 2012 года вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 4,4 %.
После недавнего вступления России к Всемирной торговой организации (ВТО) повысится привлекательность российской экономики для основных поставщиков инвестиций — США и европейских стран. Россия сможет больше производить, появится больше рабочих мест и инвестиций.
Согласно данным Росстата приток иностранных инвестиций в экономику РФ в 2011 году вырос на 66,1 % по сравнению с 2010 годом до 190,6 млрд. долл. Из них прямые иностранные инвестиции (ПИИ) составили 18,415 млрд. долл. (рост на 33,3 % к уровню 2010 г.). Портфельные инвестиции снизились на 25,1 % и составили 805 млрд. долл. Прочие инвестиции выросли в 1,7 раза, или на 71,1 % — до 171,423 млрд. долл. (табл. 1).
Поступление иностранных инвестиций в Россию в 2012 году сокращается. В первом полугодии в экономику России поступило 74,8 млрд. долл. иностранных инвестиций, что на 14,7 % меньше, чем в первом полугодии 2011 года.
Приток ПИИ вырос на 8 % и составил 7,598 млрд. долл. — это 10,2 % от общего объема поступлений. Наиболее значительно среди видов прямых инвестиций наблюдается рост взносов в капитал, рост на 28,9 % к уровню 2011 года. По итогам первого полугодия 2012 года происходит спад кредитов от зарубежных совладельцев организаций (в 2011 году наблюдался рост этого показателя на 62,2 % по отношению к аналогичному периоду 2010 года). Объем прочих прямых инвестиций остается практически неизменным (табл. 2).
Информация о работе Проблемы роста инвестиций в современной российской экономике