Проблемы совершенствования функционирования естественных монополий в энергетике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2013 в 22:44, курсовая работа

Краткое описание

Естественные монополии - это один из важнейших элементов экономической системы России, который имеет как положительные, так и отрицательные стороны, поэтому необходимо изучать их деятельность в различных сферах экономики страны и вести такую государственную политику, которая бы надлежащим образом регулировала их действия для достижения максимальной эффективности функционирования всей национальной экономики в целом.
Естественные монополии занимают особое место в системе экономических отношений. Это определяется их уникальными свойствами, и той специфической ролью, которую они играют в экономике. От эффективности их регулирования зависит эффективность использования финансовых и материальных активов, уровень благосостояния населения, темпы экономического роста и другие немаловажные показатели.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
1 Теоретические аспекты естественной монополии……………………………5
1.1 Понятие монополии, ее виды……………………………………………5
1.2 Особенности естественной монополии…………………………………6
1.3 Субъекты естественных монополий…………………………………….8
1.4 Государственное регулирование естественной монополии……………9
2 Ценообразование в условиях естественной монополии……………………11
2.1 Регулирование деятельности естественных монополий в области установления цен на услуги…….………………………………………11
2.2 Определение себестоимости электрической энергии…………………13
2.3 Ценообразование на примере энергетической отрасли РФ…………..16
3 Проблемы совершенствования функционирования естественных монополий в энергетике…………………………………………………….20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ…27

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая естественные монополии2.docx

— 61.79 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3

  1. Теоретические аспекты естественной монополии……………………………5
    1. Понятие монополии, ее виды……………………………………………5
    2. Особенности естественной монополии…………………………………6
    3. Субъекты естественных монополий…………………………………….8
    4. Государственное регулирование естественной монополии……………9
  2. Ценообразование в условиях естественной монополии……………………11
    1. Регулирование деятельности естественных монополий в области установления цен на услуги…….………………………………………11
    2. Определение себестоимости электрической энергии…………………13
    3. Ценообразование на примере энергетической отрасли РФ…………..16
  3. Проблемы совершенствования функционирования естественных монополий в энергетике…………………………………………………….20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ…27

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Естественные монополии - это один из важнейших элементов  экономической системы России, который  имеет как положительные, так  и отрицательные стороны, поэтому  необходимо изучать их деятельность в различных сферах экономики  страны и вести такую государственную  политику, которая бы надлежащим образом  регулировала их действия для достижения максимальной эффективности функционирования всей национальной экономики в целом.

Естественные монополии  занимают особое место в системе  экономических отношений. Это определяется их уникальными свойствами, и той  специфической ролью, которую они  играют в экономике.  От эффективности их регулирования зависит эффективность использования финансовых и материальных активов, уровень благосостояния населения, темпы экономического роста и другие немаловажные показатели. Естественные монополии оказывают большое влияние на формирование отечественного внутреннего рынка. От их деятельности напрямую зависит пополнение как местных (региональных), так и федерального бюджетов.

Данная тема является достаточно актуальной в настоящее время, поскольку  естественные монополии, как правило, появляются в отраслях, рассчитанных на большую часть населения, поэтому  эти отрасли нуждаются в особом рассмотрении и грамотном государственном  регулировании для поддержания  интересов не только самих монополистов, но и всего населения.

Цель данной курсовой работы заключается в определении сущности понятия естественной монополии, принципов  ее функционирования и оценке роли государственного регулирования деятельности естественных монополий.

Предметом исследования является отрасль  естественных монополий.

Объектом исследования является естественная монополия, в частности энергетическая отрасль РФ.

Курсовая работа содержит 3 раздела. В первом отражены теоретические  аспекты понятия естественной монополии, особенности ее функционирования, методы  влияния государства на деятельность субъектов естественной монополии.

Во втором разделе освещены вопросы ценообразования на примере  субъектов естественной монополии  в сфере передачи электрической  энергии.

Третья глава посвящена  вопросам реформирования и тарифного  регулирования субъектов естественной монополии в Российской Федерации.

 

 

 

 

1. Теоретические аспекты  естественной монополии

1.1 Понятие монополии,  ее виды

Чистая монополия - ситуация на рынке, противоположная совершенной  конкуренции. Как правило, характеризуется  взаимодействием на рынке одного продавца, не имеющего конкурентов  в лице других производителей определенного  товара или услуги, и множества  покупателей.

  Выделяют ряд условий, необходимых для отнесения рынка к чистой монополии:

    1. в чистой монопольной структуре только одна фирма – продавец и много покупателей. Доля рынка близка к 100%. при этом поведение фирмы-монополиста отражает развитие отрасли в целом;
    2. производимый товар или услуга не имеет близких заменителей, другими словами, уникален. Информация о технологии, объемах продаж, ценах практически недоступна;
    3. фирма монополист устанавливает рыночную цену на производимый товар или услугу, устанавливая цену, приносящую максимальную прибыль;
    4. существуют барьеры для входа на рынок для новых производителей.

Для поддержания монопольной  власти на рынке применяются барьеры, среди которых принято выделять экономические, технические, юридические  и некоторые другие. На практике широко применяются следующие типы:

  • патенты и авторские права;
  • собственность на все предложение какого-либо ресурса;
  • уникальные способности и знания;
  • преимущество низких издержек;
  • исключительные права, получаемые от правительства.1

В связи с этим выделяют несколько видов монополии:

  1. открытая монополия;
  2. закрытая монополия;
  3. естественная монополия.

Открытая монополия устанавливается  в случае выхода на рынок фирмы  с новым продуктом, не имеющего аналогов. Но с течением времени появляются конкуренты и монополия преобразуется  в олигополию.

Закрытая монополия образуется, как правило, с целью ускорения  научно-технического процесса. В этом случае изобретателям со стороны  правительства предоставляется  право на временную монополию  путем выдачи лицензий или патентов.

На особенностях естественной монополии остановимся подробнее.

    1. Особенности естественной монополии

Естественная монополия  характеризуется тем, что  производство любого объема товаров или оказываемых  услуг одной фирмой обходится  дешевле, чем производство двумя  или более фирмами.

  Другими словами – это отрасль, в которой долгосрочные средние издержки  достигают  минимум   только тогда, когда  одна  фирма  обслуживает весь рынок целиком. Примером естественной монополии может являться водоснабжение, телефонная связь,  почта  в пределах какого-либо отдельного региона.  То есть естественные монополии возникают там, где невозможно или экономически нецелесообразно строить аналогичные предприятия, скажем, космодром, железную дорогу или газопровод, параллельно уже действующим. В данном случае удовлетворение спроса на определенный продукт или услугу на рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства и при условии, что товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами. В подобных отраслях экономия заключается в существенном понижении издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства.

Особенностью является и  то, что спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей  степени зависит от изменения  цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Официально признанная монополия  на производство и продажу товаров  и услуг обусловлена  соображениями  экономической выгоды для всего  государства и населения. В интересах  государства выгодно иметь единые трубопроводные, энергетические сети, железнодорожные магистрали. Государственная  монополия возникает также в  тех сферах, где ее наличие обусловлено  соображениями общественной безопасности.  

В соответствии с Федеральным  законом РФ «О естественных монополиях» к категории естественных монополий отнесены:

  • транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
  • транспортировки газа по трубопроводам;
  • услуги по передаче электрической и тепловой энергии;
  • железнодорожные перевозки;
  • услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;
  • услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

Изменения в технологии могут  оказать влияние на функционирование естественной монополии, ослабить или  подорвать ее. Например, дальняя  телефонная связь когда-то считалась  естественной монополией, но она больше не рассматривается как таковая  из-за изменений в технологии. Системы спутниковой связи и другие технологические новшества позволяют ряду фирм конкурировать и в отрасли дальней связи, а более крупный продавец больше не обладает преимуществами более низких средних издержек производства. Развитие беспроводной, спутниковой связи ликвидирует естественную монополию на проволочную связь.

1.3 Субъекты естественных монополий

Субъект естественной монополии  – хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Мировая и российская практика свидетельствуют, что воздействие  на монополию должно осуществляться государством. Для этого можно  использовать государственную собственность (предприятия, где государство имеет  контрольный пакет акций) или  специальные регулирующие органы разного  уровня и компетенции. В России применяется  сочетание упомянутых вариантов. Так, в соответствии с Государственной  программой приватизации государственных  и муниципальных предприятий  в РФ имеются объекты и предприятия, находящиеся в федеральной собственности, приватизация которых либо запрещена  вообще, либо осуществляется по решению  правительства РФ или Госкомимущества  России с учетом мнения отраслевых министерств и ведомств, куда относятся например, железные дороги, предприятия и объединения топливно-энергетического комплекса, предприятия по производству, розливу и фасовке спиртовой, ликероводочной продукции. Нетрудно заметить, что данные сферы относятся к тем, на которые распространяются государственная и естественная монополии.

Субъекты естественных монополий  не вправе отказываться от заключения договора с отдельными потребителями  на производство (реализацию) товаров, в отношении которых применяется  регулирование в соответствии с  федеральным законом, при наличии  у субъекта естественной монополии  возможности произвести (реализовать) такие товары.

Кроме того организации-монополисты  обязаны представлять соответствующему органу регулирования текущие отчеты о своей деятельности в порядке  и в сроки, которые установлены  органом регулирования естественной монополии, и проекты планов капитальных  вложений.

1.4 Государственное регулирование естественной монополии

Деятельность естественных монополистов контролируется одновременно несколькими органами власти. Так, Федеральная  служба по тарифам (ФСТ) устанавливает  порядок ценообразования на товары и услуги монополистов, Федеральная  антимонопольная служба контролирует соблюдение монополистами законодательства на предмет злоупотреблений. Принятие нормативных актов отнесено к  компетенции Министерства экономического развития и торговли РФ. Государственный  контроль в этой сфере направлен  на достижение баланса интересов  потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечение доступности  реализуемых ими товаров для  потребителей и эффективное функционирование самих монополистов.

В Российской Федерации система  регулирования монополий только формируется и предусматривает  лишь комплексное воздействие на объемы производства, процессы ценообразования  и качество продукции в заранее  определенной области, либо функциональное воздействие на отдельные стороны  хозяйственной деятельности.

Органами регулирования  естественных монополий могут применяться  следующие методы регулирования  деятельности субъектов естественных монополий:

  • ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня.
  • определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре производимом ( реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.

Существует несколько  причин экономического регулирования.

Информация о работе Проблемы совершенствования функционирования естественных монополий в энергетике