Проблемы совершенствования функционирования естественных монополий в энергетике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2013 в 22:44, курсовая работа

Краткое описание

Естественные монополии - это один из важнейших элементов экономической системы России, который имеет как положительные, так и отрицательные стороны, поэтому необходимо изучать их деятельность в различных сферах экономики страны и вести такую государственную политику, которая бы надлежащим образом регулировала их действия для достижения максимальной эффективности функционирования всей национальной экономики в целом.
Естественные монополии занимают особое место в системе экономических отношений. Это определяется их уникальными свойствами, и той специфической ролью, которую они играют в экономике. От эффективности их регулирования зависит эффективность использования финансовых и материальных активов, уровень благосостояния населения, темпы экономического роста и другие немаловажные показатели.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
1 Теоретические аспекты естественной монополии……………………………5
1.1 Понятие монополии, ее виды……………………………………………5
1.2 Особенности естественной монополии…………………………………6
1.3 Субъекты естественных монополий…………………………………….8
1.4 Государственное регулирование естественной монополии……………9
2 Ценообразование в условиях естественной монополии……………………11
2.1 Регулирование деятельности естественных монополий в области установления цен на услуги…….………………………………………11
2.2 Определение себестоимости электрической энергии…………………13
2.3 Ценообразование на примере энергетической отрасли РФ…………..16
3 Проблемы совершенствования функционирования естественных монополий в энергетике…………………………………………………….20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ…27

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая естественные монополии2.docx

— 61.79 Кб (Скачать файл)
  • обеспечение баланса интересов потребителей (доступные цены) и регулируемые предприятий (финансовые результаты, привлекательные для кредиторов и новых инвесторов)
  • определение структуры тарифов на основе принципов справедливого и эффективного отнесения издержек на тарифы для различных типов потребителей
  • стимулирование предприятий к сокращению издержек и излишней занятости, улучшению качества облуживания, повышению эффективности инвестиций и т.д.
  • создание условий для развития конкуренции (например, обеспечение открытого равного доступа конкурентов к информационным сетям)

Органы регулирования  выполняют ряд функции, которые  определены Федеральным законом. Во-первых, они формируют и ведут реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование. Во-вторых, определяют методы регулирования (в  соответствии с Федеральным законом), применительно к конкретному  субъекту естественной монополии. В-третьих, контролируют в пределах своей компетенции  соблюдение требований Федерального закона, и вносят в установленном порядке  предложения по совершенствованию  законодательства по естественным монополиям.

 

 

 

2. Ценообразование в условиях естественной монополии

2.1 Регулирование деятельности  естественных монополий в области  установления цен на услуги

Назначение государственно-правового  регулирования - соблюсти, а при необходимости  уравновесить баланс интересов субъектов  естественных монополий и потребителей. Высокая экономическая эффективность  естественных монополий делает недопустимым их дробление, но с другой стороны  их бесконтрольная деятельность способна принести значительный вред, поэтому  государство не может воздерживаться от регулирования естественных монополий.

Тот самый баланс интересов  заключается в установлении оптимальной  цены на услугу, предоставляемую потребителям субъектом естественной монополии.

Федеральным законом "О естественных монополиях" установлены два специфических  метода регулирования деятельности субъектов естественных монополий (применение иных методов не допускается):

  1. ценовое регулирование;
  2. определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения товарами или услугами.

 Органы регулирования естественных  монополии могут применять ценовое  регулирование, осуществляемое посредством  определения (установления) цен (тарифов)  или их предельного уровня. Во  многих странах цены естественных  монополий на первом этапе  либерализации прямо регулировались  государством. Но в условиях высокой  инфляции и резких изменений  относительных цен пересмотр  тарифов и цен не поспевал  за ростом издержек, и была  принята на вооружение практика  регулирования ценообразования  по различным формулам, и одновременно  стала осуществляться приватизация  или коммерциализация естественных  монополистов. Государство не вправе использовать ценовое регулирование в рыночных отношениях, т.к. согласно ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. И только в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, станки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. Такое исключительное право и предоставлено органам регулирования естественных монополий. Этот метод логично вытекает непосредственно из понятия естественной монополии, существенный элемент которого - неэластичные цены на ее товары. Само ценовое регулирование осуществляется путем установления либо фиксированной цены, либо предельного уровня цен (тарифов), либо предельных коэффициентов изменения цен (тарифов) на товары, производимые (реализуемые) субъектом естественной монополии. Как правило, используются заранее выбранные схемы установления цен:

а) метод предельных издержек. Он заключается  в том, что государство требует (и контролирует), чтобы устанавливаемая  монополистом цена равнялась его  предельным издержкам. Тем самым  обеспечивается эффективный с народнохозяйственной точки зрения объем производства и потребления продукции естественной монополии, что часто ведет к  убыткам и необходимости субсидировать  монополию за счет государственных  средств;

б) метод средних издержек состоит  в том, что вся прибыль монополиста, за исключением нормальной, изымается (то есть цена равна средним издержкам). Этот метод может дать результат, при котором продукта будет производиться  слишком мало по сравнению с необходимым для эффективного функционирования экономики в целом, и, с другой стороны, не создает заинтересованности в минимизации издержек: монополист заранее знает, что его расходы будут компенсированы;

в) метод установления потолка цен, который обычно приводит к дефициту продукции;

г) субсидирование естественных монополий. Многие страны с рыночной экономикой в умеренной степени используют этот метод, придерживаясь варианта предельных издержек. Суть практики перекрестного  субсидирования состоит в том, что  одни потребители продукции естественной монополии получают ее, но по более  низким ценам за счет других, на которых  фактически возлагается дополнительное бремя.

Это означает, что наиболее благополучные  слои населения получают больше, чем  наименее защищенные, для кого, собственно, и должна предназначаться подобная помощь.

Методы регулирования деятельности естественных монополий применяются  к конкретному субъекту на основе анализа его деятельности, стимулирующей  роли, в повышении качества производимых товаров и в удовлетворении спроса на них. При этом оценивается обоснованность затрат, принимаются во внимание издержки производства продукции. 

 Как правило, эффективной  оказывается система мер, включающая  сочетание элементов частной  собственности и государственного  контроля посредством установления  жестких правил ценообразования.

В связи с этим наблюдается  тенденция к общей либерализации  экономики, ведущей к уменьшению роли государства в управлении, сокращению сферы государственного регулирования  естественных монополий и предоставлению потребителям права свободного выбора.

2.2 Порядок определения себестоимости электрической энергии

Оказание всех видов услуг неразрывно связаны с процессом потребления  электроэнергии. Рассмотрим формирование ее себестоимости.

Обычно при расчете  себестоимости выделяют следующие  статьи затрат:

    • сырье и основные материалы;
    • топливо и энергия для технологических целей;
    • вспомогательные материалы;
    • основная и дополнительная зарплата производственных рабочих;
    • социальное страхование;
    • подготовка и освоение производства;
    • расходы на содержание и эксплуатацию оборудования (эксплуатационные расходы);
    • цеховые расходы;
    • общезаводские расходы;
    • внепроизводственные расходы.

В отличие от промышленности формирование себестоимости в энергетике имеет ряд особенностей.

  1. Отсутствие незавершенного производства ведет к тому, что издержки производства за определенный отрезок времени полностью могут быть отнесены на себестоимость произведенной энергии.
  2. Значительное влияние режима производства энергии обусловливает необходимость деления затрат на условно-переменные и условно-постоянные. При этом первые пропорциональны объему производства, а вторые мало зависят от режима производства. В результате появляется зависимость производства и распределения энергии от числа часов использования установленной мощности.
  3. На величину себестоимости энергии оказывает влияние наличие расходов по содержанию резерва мощности на электростанциях и в электросетях (например, топливо для обеспечения бесперебойности энергоснабжения потребителей).
  4. Уровень себестоимости энергии может значительно изменяться по отдельным типам электростанций и по энерго-объединениям.
  5. В отличие от структуры себестоимости продукции в других отраслях промышленности в энергетике не выделяют затраты на сырье и основные материалы.

Структура затрат на производство энергии неодинакова для различных  энергетических объектов и зависит  от вида энергии, способа ее производства, технологических процессов. Так, для  ТЭС наибольший удельный вес имеют  затраты на топливо, а для ГЭС – затраты на амортизацию, достигающие более 80%. При производстве электроэнергии на ТЭЦ ее себестоимость существенно зависит от типа турбин, начальных и конечных параметров пара, параметров отпускаемого тепла, доли выработки электроэнергии по теплофикационному режиму. Производство же электроэнергии на ГЭС в значительной степени зависит от природных факторов. Себестоимость электроэнергии, выработанной на ГЭС, в 5–6 раз ниже себестоимости электроэнергии, произведенной на ТЭС.

Кроме производства энергия  должна быть доставлена непосредственно  потребителю. Поэтому полная себестоимость  энергии определяется совокупностью  расходов на производство, передачу, распределение  и доставку энергии потребителям.

В целом для энергетического  производства важнейшими элементами затрат являются затраты на топливо ST, на амортизацию Sам, заработная плата SЗП и прочие расходы Snp. При проведении сравнительных технико-экономических расчетов на стадии проектных и предпроектных работ нет необходимости определять затраты по всем экономическим элементам. Три элемента затрат – топливо, амортизация и заработная плата – вместе составляют 90–93% от общей суммы затрат. Поэтому суммарные эксплуатационные расходы можно укрупненно выразить следующим образом (р. /год):

S = S+ Sам + SЗП + Snp.      (2.1)

Затраты на топливо:

S= ЦТВ = ЦТ bэ W3 .    (2.2)

где Цт – средневзвешенная цена 1 т условного топлива, руб./т;

В – годовой расход условного  топлива, т/год;

bэ – удельный расход топлива на 1 кВт·ч электроэнергии, г/кВт·ч;

W– отпуск электроэнергии, кВт·ч.2

Кроме стоимости электроэнергии и мощности по «регулируемым» и «нерегулируемым» ценам, конечный потребитель оплачивает:

    • услуги инфраструктурных организаций – субъектов оптового рынка электроэнергии, обеспечивающих функционирование его технологической инфраструктуры (системный оператор) и коммерческой инфраструктуры (коммерческий оператор),
    • услуги по передаче электрической энергии (ФСК и распределительные сетевые компании),
    • сбытовую надбавку – плату за услуги гарантирующего поставщика,
    • покупку электроэнергии у  генерирующих компаний розничного рынка (при необходимости).

Актуальность рассмотрения проблем ценообразования на розничном рынке электроэнергии обусловлена процессом реформирования данной отрасли, и в частности процессами либерализации на розничных рынках.

2.3 Ценообразование на  примере энергетической отрасли РФ

Выделяют два рынка  электроэнергии: оптовый и розничный.

На оптовом рынке поставщики электроэнергии (генерирующие компании, импортеры электроэнергии) продают  покупателям (гарантирующим поставщикам, сбытовым компаниям, крупным потребителям, экспортерам электроэнергии) два  товара – электроэнергию и мощность.

Оптовый рынок действует  на территории большей части страны и разделен на две слабо связанные  между собой «ценовые» зоны –  в первую входит Европейская часть  России и Урал, во вторую – Сибирь.

Регионы Дальнего Востока, Калининградской  и Архангельской областей, Республики Коми относятся к так называемым «неценовым зонам».

Цены оптового рынка могут  значительно различаться в отдельных  регионах, что связано с разной эффективностью электростанций, обслуживающих  различные регионы страны, и недостаточной  пропускной способностью линий электропередачи.

На розничном рынке  гарантирующие поставщики и сбытовые компании реализуют купленную на оптовом рынке электроэнергию конечным потребителям.

Информация о работе Проблемы совершенствования функционирования естественных монополий в энергетике