Проблемы совершенствования функционирования естественных монополий в энергетике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2013 в 22:44, курсовая работа

Краткое описание

Естественные монополии - это один из важнейших элементов экономической системы России, который имеет как положительные, так и отрицательные стороны, поэтому необходимо изучать их деятельность в различных сферах экономики страны и вести такую государственную политику, которая бы надлежащим образом регулировала их действия для достижения максимальной эффективности функционирования всей национальной экономики в целом.
Естественные монополии занимают особое место в системе экономических отношений. Это определяется их уникальными свойствами, и той специфической ролью, которую они играют в экономике. От эффективности их регулирования зависит эффективность использования финансовых и материальных активов, уровень благосостояния населения, темпы экономического роста и другие немаловажные показатели.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
1 Теоретические аспекты естественной монополии……………………………5
1.1 Понятие монополии, ее виды……………………………………………5
1.2 Особенности естественной монополии…………………………………6
1.3 Субъекты естественных монополий…………………………………….8
1.4 Государственное регулирование естественной монополии……………9
2 Ценообразование в условиях естественной монополии……………………11
2.1 Регулирование деятельности естественных монополий в области установления цен на услуги…….………………………………………11
2.2 Определение себестоимости электрической энергии…………………13
2.3 Ценообразование на примере энергетической отрасли РФ…………..16
3 Проблемы совершенствования функционирования естественных монополий в энергетике…………………………………………………….20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ…27

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая естественные монополии2.docx

— 61.79 Кб (Скачать файл)

Гарантирующий поставщик  – энергосбытовая компания, обязанная заключить договор с каждым обратившимся к ней потребителем в зоне ее деятельности. Договор с гарантирующим поставщиком носит публичный характер – это значит, что его условия прозрачны и одинаковы для всех потребителей. Зона обслуживания гарантирующего поставщика, как правило, совпадает с границами субъекта федерации.

Цены оптового рынка транслируются  на розничный рынок. Гарантирующие  поставщики обязаны реализовывать  приобретаемую на оптовом рынке  по регулируемым ценам электроэнергию конечным потребителям (тем, кто приобретает  электрическую энергию только для  собственного потребления) также по регулируемым ценам, приобретаемая  по свободным ценам электроэнергия также продается на розничном  рынке по свободным ценам.

В рамках нерегулируемого  сектора действует три самостоятельных  рынка электроэнергии:

  • свободные двусторонние договоры (СДД) заключаются между поставщиком и покупателем электроэнергии. Условия СДД, включая цены и сроки поставки, определяются договоренностями контрагентов;
  • рынок на сутки вперед (РСВ) функционирует в форме поддерживаемого коммерческим оператором (ОАО «АТС») аукциона, на котором сводятся заявки на покупку и продажу электроэнергии на следующие сутки для формирования планового производства и потребления электроэнергии. Цена РСВ определяется по максимальной удовлетворенной заявке на продажу электроэнергии;
  • балансирующий рынок (БР) функционирует в реальном времени для ликвидации отклонений от планового производства и потребления. Объемы и цены поставки определяются в результате отбора заявок поставщиков Системным оператором (ОАО «СО ЕЭС»).

Рынок на сутки вперед и  балансирующий рынок необходимы для более точного планирования потребления и производства электроэнергии, чего невозможно добиться в рамках долгосрочных двусторонних договоров.

При определении стоимости  электроэнергии для конечных потребителей в первую очередь определяются объемы электроэнергии, за которые гарантирующий  поставщик будет платить в  текущем году фиксированную («регулируемую») цену. Базовыми для этих расчетов являются балансовые параметры конкретного  поставщика за 2007 год, которые пересчитываются  в соответствии с процентной долей  либерализации. Установленный объем  фиксируется системой регулируемых договоров, заключаемых с участием коммерческого оператора оптового рынка, и оплачивается конечным потребителем по тарифу. За электроэнергию и мощность свыше объемов, зафиксированных  в регулируемых договорах, конечный потребитель платит по цене, сложившейся  на оптовом рынке электроэнергии, с учетом всех необходимых платежей (услуги на передачу, сбытовая надбавка и т.д.).

Уровень свободных цен  на генерацию для каждого гарантирующего поставщика на каждый месяц рассчитывает коммерческий оператор (ОАО «АТС»). При этом рассчитывается целый пакет  цен для розничных покупателей: одноставочный тариф (на электроэнергию с учетом мощности), двуставочный тариф (раздельная оплата электроэнергии и мощности), зонный тариф (цена, дифференцируемая по времени суток – ночная, полупиковая, пиковая), цены для потребителей с почасовым учетом электроэнергии (с установлением цены на каждый час суток). Отдельно рассчитываются цены для оплаты отклонений от запланированных объемов потребления.

Предельные (конечные) уровни нерегулируемых цен на розничных  рынках рассчитываются на соответствующий  расчетный период и доводятся  до сведения покупателей организацией, поставляющей электрическую энергию. Таким образом, конечная цена единицы  электроэнергии может варьироваться в широких пределах не только в разных регионах, но и для различных потребителей одного гарантирующего поставщика, в зависимости от варианта тарифа используемого потребителем для расчетов стоимости потребленной электроэнергии, точности планирования и режима потребления электроэнергии.

 

 

3. Проблемы совершенствования  функционирования естественных  монополий в энергетике

Электроэнергетика является одной из важнейшей и необходимой  отраслью экономики Российской Федерации. Надежное и эффективное функционирование электроэнергетики, бесперебойное  снабжение потребителей - основа поступательного  развития экономики страны и неотъемлемый фактор обеспечения цивилизованных условий жизни всех ее граждан.  

В определенный момент дальнейшее развитие электроэнергетики стало немыслимым без качественного изменения всей системы управления, способствующего обновлению генерирующих мощностей и электрических сетей, повышению эффективности отрасли, снижению энергоемкости ВВП, обеспечению надежного и безопасного энергоснабжения потребителей. 

Для большинства стран стратегия реформ заключается в либерализации электроэнергетических рынков: переходе от закрытого, монопольного рынка к открытому, конкурентному рынку энергии и мощности, другими словами -  переход от государственного установления тарифов к рыночному ценообразованию. При этом обеспечение свободной конкуренции между производителями и продавцами электроэнергии рассматривается как базовое условие осуществления двух важнейших целей преобразований:

  • роста коммерческой эффективности деятельности энергокомпаний и их ответственности за снижение расходов и качество обслуживания потребителей;
  • привлечения широкого круга инвесторов для сооружения новых и технического перевооружения действующих энергоустановок.

В сфере передачи энергии  по магистральным и распределительным  сетям конкуренция невозможна: здесь  функционируют естественные монополии.

Важным шагом стало  изменение структуры отрасли: разделение естественно-монопольных (передача электроэнергии, оперативно-диспетчерское управление) и потенциально-конкурентных(производство, сбыт, ремонт и сервис) видов деятельности. Дезинтеграция энергокомпаний проводится в один или несколько этапов: отделение производства электроэнергии от ее передачи и сбыта; отделение сбыта от передачи (распределения).  Как и в других странах с рыночной экономикой, в России была создана двухуровневая регулируемая монополия: РАО “ЕЭС России” на федеральном уровне и 74 АО-энерго на уровне регионов. Большая часть энергоактивов (генерирующие активы, сбытовые компании, ремонтные службы) перешли в руки частных инвесторов, в собственности государства остались только Федеральная сетевая компания (ФСК), которая стала монопольным владельцем всех высоковольтных магистралей, и «Системный оператор».

Важная роль в регулировании  электроэнергетики отводится Системному оператору, который осуществляет конкурентный отбор мощности после запуска  рынка мощности и контролирует реализацию инвестиционных программ генерирующих компаний. Кроме того, Системный  оператор осуществляет организацию  отбора исполнителей услуг по обеспечению  системной надежности, услуг по обеспечению  вывода Единой энергетической системы  России из аварийных ситуаций, оплату таких услуг, заключение договоров  и оплату услуг по формированию технологического резерва мощностей в целях  обеспечения надежного функционирования ЕЭС России, в порядке, установленном  Правительством Российской Федерации.

Таким образом, в ходе реформы  исчезла прежняя, монопольная структура электроэнергетики: большинство вертикально-интегрированных компаний были заменены новыми компаниями целевой структуры отрасли.

Возникла необходимость в формировании государственных органов по регулированию тарифов.

 Нормативно-правовые основы, определяющие участие в процессах ценообразования на оптовом и розничных рынках электроэнергии государственных регулирующих органов исполнительной власти (ФСТ РФ, РСТ субъектов РФ) и их полномочия, установлены Федеральным законом «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ». Регулирующим органом является Федеральная служба по тарифам.

Переход участников на долгосрочные двусторонние отношения в условиях либерализации рынка обеспечивает прогнозируемость стоимости электрической  энергии (мощности) в среднесрочной  и долгосрочной перспективе, что  является залогом инвестиционной привлекательности  электроэнергетики.3

В условиях переходного периода  реформирования электроэнергетики (до 2011 года) часть электроэнергии и  мощности приобретается на оптовом  рынке по регулируемому тарифу в  рамках регулируемых двусторонних договоров, часть – по нерегулируемым (свободным) ценам, по свободным двусторонним договорам, на рынке на сутки вперед, на балансирующем  рынке и по результатам конкурентного  отбора мощности

Также по регулируемому тарифу электроэнергия отпускается покупателям  в Неценовых зонах.

Тарифы сетевых организаций, системного и коммерческого оператора, сбытовая надбавка гарантирующего поставщика подлежат государственному регулированию.

Поставки электроэнергии для населения до 2014 года осуществляются только по регулируемому тарифу.

Тарифы на электроэнергию устанавливаются Региональной энергетической комиссией субъектов РФ и Федеральной  службой по тарифам. Цели тарифного регулирования определены в законе № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации»:

  • защиты экономических интересов потребителей от монопольного повышения тарифов;
  • создания механизма согласования интересов производителей и потребителей электрической и тепловой энергии;
  • формирования конкурентной среды в электроэнергетическом комплексе для повышения эффективности его функционирования и минимизации тарифов;
  • создания экономических стимулов, обеспечивающих использование энергосберегающих технологий в производственных процессах;
  • обеспечения юридическим лицам - производителям электрической энергии (мощности) независимо от организационно-правовых форм права равного доступа на оптовый рынок.

С 2011г в РФ постепенно перешли на новый способ тарифного  регулирования, который строится на основе лучшего мирового опыта в области государственного регулирования естественных монополий и принципиально отличается от модели «затраты плюс», использовавшегося ранее.

RAB-регулирование – это  система тарифообразования на основе долгосрочного регулирования тарифов, направленная на привлечение инвестиций для строительства и модернизации сетевой инфраструктуры и стимулирование эффективности расходов сетевых организаций. Для реализации региональных инвестиционных программ сетевые компании привлекают как собственные, так и заемные средства.

Особенностью государственного установления цен (тарифов) в электроэнергетике  является определение так называемой «необходимой валовой выручки» (НВВ). Согласно Основам ценообразования  под этим термином подразумевается  экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации  для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования. Отношением НВВ и объема оказываемых услуг  устанавливается цена на услуги регулируемых предприятий электроэнергетики. Практикуемый ранее метод экономически обоснованных расходов (затрат) предполагает ежегодный пересмотр регулятором НВВ каждой регулируемой компании.

Принципы регулирования  с использованием метода RAB предусматривают установление тарифов на 3-5-летний период на основе долгосрочных параметров регулирования.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Тема естественных монополий  является одной из самых актуальных в странах с рыночной экономикой, т.к. от действия естественных монополий  напрямую зависит благосостояние и  жизнь общества.

Под естественной монополией принято понимать отрасль, в которой долгосрочные средние издержки  достигают  минимум   только тогда, когда  одна  фирма  обслуживает весь рынок целиком. Примером естественной монополии может являться водоснабжение, телефонная связь,  почта  в пределах какого-либо отдельного региона.

 В соответствии с Федеральным законом РФ «О естественных монополиях» к категории естественных монополий отнесены:

  • транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
  • транспортировки газа по трубопроводам;
  • услуги по передаче электрической и тепловой энергии;
  • железнодорожные перевозки;
  • услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;
  • услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

 В Российской Федерации в связи с  достаточно нестабильным социально-экономическим положением необходимо правильно регулировать действия этих экономических субъектов.

Бесконтрольное функционирование и развитие естественных монополий  может привести к ряду неблагоприятных  последствий, таких как: завышение  тарифов, нарушение прав потребителей, ухудшение экономического состояния  страны, потому как с точки зрения государственных интересов естественные монополии рассматриваются как  важный бюджетообразующий и структурообразующий фактор развития экономики.

Информация о работе Проблемы совершенствования функционирования естественных монополий в энергетике