Проблемы формирования местного самоуправления в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 21:57, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования состоит в том, что одной из важнейших народнохозяйственных проблем является становление местного самоуправления в России. Решение этой ключевой проблемы предполагает улучшение деятельности системы местного самоуправления.
В условиях углубляющейся социально-экономической реформы возрастает роль местного самоуправления как фактора демократизации общественной жизни, необходимой предпосылки становления гражданского общества.

Содержание

Введение ________________________________________________ 3
1. Общая характеристика системы местного самоуправления в РФ ___________________________________________________________ 4
1.1. Понятие, задачи, структура местного самоуправления в РФ ______ 4
1.2. Законодательная основа местного самоуправления в России_______ 9
1.3. Анализ деятельности местного самоуправления в РФ ____________ 14
2. Анализ проблем организации местного самоуправления в Российской Федерации на современном этапе ________________________________ 19
2.1. Основные проблемы развития системы местного самоуправления в РФ ____________________________________________________________19
3. Пути и способы совершенствования деятельности органов местного самоуправления в Российской Федерации _________________________ 24

Заключение _____________________________________________ 28
Список использованных источников _________________________ 32

Вложенные файлы: 1 файл

регион экономика.docx

— 51.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Оглавление

Контрольной работы по дисциплине «Региональная экономика»

на тему «Проблемы формирования местного самоуправления в РФ»

 

      Введение   ________________________________________________ 3

1. Общая характеристика  системы местного самоуправления в РФ ___________________________________________________________  4

1.1. Понятие, задачи, структура  местного самоуправления в РФ  ______  4

1.2. Законодательная основа  местного самоуправления в России_______ 9

1.3. Анализ деятельности  местного самоуправления в РФ ____________ 14

2. Анализ проблем организации местного самоуправления в Российской Федерации на современном этапе ________________________________ 19

2.1. Основные проблемы развития системы местного самоуправления в РФ ____________________________________________________________19 

3. Пути и способы совершенствования деятельности органов местного самоуправления в Российской Федерации _________________________ 24

 

Заключение  _____________________________________________ 28

Список использованных источников _________________________ 32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы исследования состоит в том, что одной из важнейших народнохозяйственных проблем является становление местного самоуправления в России. Решение этой ключевой проблемы предполагает улучшение деятельности системы местного самоуправления.

В условиях углубляющейся социально-экономической реформы возрастает роль местного самоуправления как фактора демократизации общественной жизни, необходимой предпосылки становления гражданского общества. Сейчас становится все более очевидным, что с имеющимися многочисленными проблемами наше общество не справится, если не будет подлинного местного самоуправления, развитие которого имеет большое практическое значение для решения задач, связанных с организацией территориального управления. Местное самоуправление является важнейшим элементом конституционного строя демократических стран. Оно представляет собой ту специфическую "ветвь власти", которая, с одной стороны, участвует в осуществлении воли государства, а с другой - наиболее полно учитывает интересы населения. Органы местного самоуправления укрепляют государственную власть, делая ее более гибкой и эффективной. Они наиболее доступны для людей, максимально приспособлены к использованию ресурсов для удовлетворения потребностей населения.

Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с деятельностью органов местного самоуправления в России.

Предмет исследования – проблемы становления местного самоуправления в Российской Федерации.

Цель исследования – рассмотреть современные проблемы становления местного самоуправления в Российской Федерации.

 

 

 

1. Общая  характеристика системы местного  самоуправления в Российской  Федерации

1.1. Понятие, задачи, структура местного самоуправления  в РФ

Местное самоуправление в Российской Федерации - это способ организации и осуществления власти на местах, который "обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью" (ст. 130 Конституции РФ).

Согласно Конституции РФ (ст. 12), органы местного самоуправления "не входят в систему органов государственной власти". В этом смысле тоже можно говорить о самостоятельности местного самоуправления в рамках его полномочий. Органы государственной власти создают правовые рамки для деятельности местного самоуправления, однако осуществлять его не вправе. Они обеспечивают государственный контроль за реализацией закрепленных в законодательстве прав физических и юридических лиц, а также защиту этих прав.

Местное самоуправление обеспечивает не только самостоятельность решения населением всех вопросов местного значения, но и организационное обособление управления местными делами в системе управления обществом и государством.

Главная цель создания системы местного самоуправления - улучшение качества жизни местного сообщества и увеличение его вклада в развитие всей страны. Основными задачами местного самоуправления являются:

1) Выявление социальных  целей, приоритетов и потребностей  проживающего на данной территории  населения;

2) Определение потребности  территории в трудовых, материальных  и финансовых ресурсах;

3) Укрепление финансово-хозяйственной  базы местных сообществ;

4) Создание необходимых  условий для высокоэффективной  деятельности всех расположенных  на территории предприятий и  организаций, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности;

5) Обеспечение многообразия  форм участия населения в решении  местных вопросов социально-экономического  развития;

6) Формирование новых  устойчивых источников доходов  местных бюджетов;

7) Повышение инвестиционной  привлекательности территории.

Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации. Территории муниципальных образований - городов, поселков, станиц, районов (уездов), сельских округов и других муниципальных образований - устанавливаются в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций.

Вопросы об образовании, объединении, о преобразовании или об упразднении внутригородских муниципальных образований, установлении или изменении их территорий решаются с учетом мнения населения соответствующей территории представительным органом местного самоуправления города самостоятельно в соответствии с уставом города. Порядок образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установления и изменения их границ и наименований определяется законом субъекта Российской Федерации.

Муниципальное образование действует в соответствии с уставом, примерное содержание которого определяется Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 8).

Устав муниципального образования разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно. Он принимается представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно.

Устав муниципального образования вступает в силу после его официального опубликования (обнародования).

Муниципальные образования вправе иметь собственную символику (гербы, эмблемы и т. д.), отражающую исторические, культурные, социальные, экономические, национальные и иные местные традиции.

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации создают необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для становления и развития местного самоуправления и оказывают содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление.

В целом, структура местной администрации во всех муниципальных образованиях строится на общих принципах в соответствии с функционально-отраслевым распределением полномочий по решению вопросов местного значения между структурными подразделениями. Вместе с тем она представляет собой достаточно динамичную систему, которая по мере изменения стоящих перед муниципальным образованием задач, условий жизни граждан, других факторов подвергается новациям.

В настоящее время определяющим фактором, положенным в основу формирования структуры местной администрации, является ее компетенция в соответствии с предусмотренными федеральным законом вопросами местного значения и распределением полномочий между органами местного самоуправления, закрепленным в уставе муниципального образования.

Выделяют шесть групп вопросов, которые входят в компетенцию местной администрации:

1) вопросы социально-экономического  развития территории;

2) вопросы муниципального  хозяйства;

3) финансовые вопросы;

4) социальные вопросы;

5) административно-организационные  вопросы;

6) исполнение переданных  государственных полномочий.

Пять первых групп вопросов присутствуют во всех муниципальных образованиях независимо от типа. Шестая группа вопросов относится только к муниципальным районам и городским округам, которые вправе осуществлять отдельные государственные полномочия.

При определении структуры местной администрации и распределении полномочий между ее подразделениями необходимо исходить из следующих принципов:

- целесообразность и логика, четкое разграничение функциональных  блоков;

- избежание дублирования и параллелизма;

- полнота охвата и избежание пробелов в решении вопросов местного значения местной администрацией в целом;

- результативность, что предусматривает  возможность оценки (измерения) достигаемого  результата работы;

- достаточность обеспечения, что предполагает предоставление  структурному подразделению для  надлежащего выполнения им своих  функциональных обязанностей в  достаточном объеме материального, правового, информационного и других  видов обеспечения;

- системность и взаимосвязь  с другими подразделениями, т. е. учет при описании функций  подразделения его взаимосвязей  с другими структурами;

- структурирование, т. е. разделение  функции структурного подразделения  на функции специалистов, которые  вменены им в виде должностных  обязанностей;

- эффективность, что означает  достижение обозначенной цели  и решение задач подразделения  с наименьшими затратами;

- недопущение принципа  создания структур "под людей";

- унифицированный подход  к формированию структур и  определению штатной численности  органов местного самоуправления.

Использование программно-целевых методов в построении организационной структуры администрации требует проведения сложной работы по регламентации деятельности структурных подразделений. Помимо проведения анализа распределения функций внутри администрации и пересмотра существующих положений о структурных подразделениях, необходимо описать и утвердить в регламенте администрации систему взаимодействия между структурными подразделениями, порядок прохождения управленческих решений и основные административные процессы (цепочки функций, осуществляемых различными структурными подразделениями во взаимодействии, приводящие к решению поставленных задач).

Таким образом, деятельность по внесению изменений в организационную структуру местной администрации требует грамотной экспертно-аналитической работы, а также правового (разработка и поддержание в актуальном состоянии документов, регламентирующих организацию и деятельность администрации) и кадрового (переподготовка и повышение квалификации служащих, подготовка кадрового резерва) сопровождения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Законодательная  основа местного самоуправления  в России.

Эффективное функционирование системы местного самоуправления во многом определяется уровнем развития правовой базы.

Правовая база местного самоуправления – это система законодательных и иных нормативных актов, на основе которых оно функционирует. Правовому регулированию местного самоуправления в Конституции Российской Федерации посвящена гл. 8 "Местное самоуправление" (ст. 130-133).

Правовую основу местного самоуправления в России образуют:

1) общепризнанные принципы  и нормы международного права  и международные договоры РФ, которые в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ являются  составной частью российской  правовой системы. Важное значение в регулировании местного самоуправления в Российской Федерации имеет Европейская хартия местного самоуправления от 15 октября 1985 г.

Россия, подписав вышеназванную хартию 28 февраля 1996 г., а 20 марта 1998 г. ратифицировав ее, взяла на себя обязательство соблюдать следующие положения в сфере местного самоуправления:

- обеспечение права и  способности органов местного  самоуправления регламентировать  значительную часть публичных  дел и управлять ею, действуя  в рамках закона, под свою ответственность  и в интересах местного населения;

- основные полномочия  органов местного самоуправления  устанавливаются Конституцией или  законом;

- органы местного самоуправления  в пределах, установленных законом, обладают полной свободой действий  для осуществления собственных  инициатив;

- осуществление государственных  полномочий должно преимущественно  возлагаться на органы власти, наиболее близкие к гражданам;

- предоставляемые органам  местного самоуправления полномочия  должны быть полными и исключительными;

2) федеральные Конституционные  законы и федеральные законы (Федеральный  закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской  Федерации" (с изм. и доп. от 19.05.2013 г.); Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" (с изм. и доп. от 21 июля 2005 г.); Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) и др.).

Информация о работе Проблемы формирования местного самоуправления в РФ