Проблемы экономического роста в Республике Беларусь
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 18:45, курсовая работа
Краткое описание
Государственные предприятия в белорусской экономике призваны генерировать рост выпуска. Однако рост достигается не за счет повышения эффективности, поскольку у руководителей этих предприятий нет соответствующих стимулов — у эффективного, но нелояльного к режиму менеджера гораздо больше шансов быть снятым с должности, чем у неэффективного, но лояльного. Как и в Советском Союзе, средства достижения поставленной цели не имеют значения. Разница заключается в том, что в Беларуси их можно взять только у населения, изъяв их через инфляционный налог.
Содержание
Введение 1. Экономический рост: понятия, показатели, факторы 1.1 Типы экономического роста 1.2 Показатели экономического роста 1.3 Факторы экономического роста 1.3.1 Природные ресурсы 1.3.2 Трудовые ресурсы 1.3.3 Капитальные ресурсы 1.3.4 Социально-экономическая система как ресурс 1.4 Экономический рост и структура общественного производства 1.5 Тенденции структурных сдвигов 1.6 Условия обеспечения экономического роста 2. Модели экономического роста 2.1 Классическая модель экономического роста 2.2 Кейнсианская модель экономического роста 2.2.1 Мультипликационный эффект 2.2.2 Эффект акселерации 2.3 Модель Харрода—Домара 3. Проблемы экономического роста в Республике Беларусь 3.1 Макроэкономическая нестабильность в Беларуси 3.2 Реструктуризация и развитие частного сектора 3.3 Реструктализация экономики 3.4 Отраслевая структура Заключение Список использованной литературы
1. кризис в сфере производства,
обусловленный его технической
отсталостью, дефицитами, хроническими
неплатежами;
2. либерализацию цен в
условиях высокого монополизма,
замедляющего структурную перестройку;
3. слабую вовлеченность
белорусских производителей в
мировое разделение труда, обусловленную
не конкурентно способностью отечественной
продукции;
4. рост цен на сырье
и энергоносители.
Сочетание перечисленных факторов
привело к тому, что отечественные товаропроизводители
повышают цены на продукцию в соответствии
с мировым уровнем, мало считаясь с падением
спроса, компенсируя его уменьшением объемов
производства.
С середины 1993 г. инфляция спроса
уступила в Беларуси место инфляции издержек,
основными факторами которой явился значительный
рост издержек, обусловленный повышением
цен на сырье, труд и др.
С целью предотвращения инфляции
или смягчения ее последствий государство
проводит на разных стадиях инфляционного
процесса антиинфляционную политику.
Она будет эффективна лишь в
случае воздействия на причины и механизм
инфляции. С этой точки зрения политику
государства, осуществляющего компенсационные
выплаты, надбавки, административный контроль
за ценами, нельзя в полном смысле назвать
антиинфляционной, так как она касается
лишь последствий инфляции и не может
устранить ее причины.
Во всем мире на практике разработан
и апробирован комплекс мер антиинфляционного
регулирования как на долгосрочную перспективу
(антиинфляционная стратегия), так и на
короткий отрезок времени (антиинфляционная
тактика). Для успешной реализации долгосрочной
стратегии необходимо правительство,
пользующееся доверием большинства граждан
и твердо придерживающееся курса на подавление
инфляции. Большое значение для обуздания
инфляции имеет правильная долгосрочная
денежная политика, направленная на введение
жестких ограничений роста денежной массы,
независимо от состояния бюджета, уровня
безработицы и т.д. Как правило, при решении
этой задачи используется арсенал инструментов,
находящихся в распоряжении Центрального
банка: изменение ставки межбанковского
кредита и нормы обязательных резервов,
проведение операций на рынке ценных бумаг
с государственными долговыми обязательствами.
Повышая ставку процента и норму обязательных
резервов,
Центральный банк задает всем
звеньям банковской системы не инфляционную
линию поведения, а осуществляя операции
на открытом рынке, он непосредственно
влияет на состояние денежного обращения.
Долгосрочное антиинфляционное
регулирование, опираясь на рациональную
денежную политику Центрального банка,
должно подкрепляться мерами по решению
стратегической задачи — уменьшения дефицита
бюджета на основе сокращения его расходной
и увеличения доходной части. Понятно,
что эти механизмы рассчитаны на долгосрочную
перспективу и должны дополняться методами
краткосрочной антиинфляционной тактики.
Максимальный эффект будет получен, если,
во-первых, увеличить объем предложения
без увеличения совокупного спроса и,
во-вторых, снизить текущий спрос без уменьшения
предложения.
Для наращивания объема предложения
применяется такой метод, как льготное
налогообложение предприятий, повышающих
уровень товарности национальной экономики,
особенно в тех ее секторах, где формируются
рыночные отношения, например информационное
производство, охваченное товарными отношениями
только на 30%. Средствами антиинфляционной
тактики могут быть импорт потребительских
товаров и реализация части государственных
резервов, разумно организованная приватизация
государственной собственности.
Цель краткосрочного регулирования
текущего спроса состоит в увеличении
объема сбережений и уменьшении уровня
их ликвидности. Это можно осуществить,
например, путем повышения процентов по
срочным вкладам, временного замораживания
вкладов до востребования, широкого распространения
акционерной формы собственности. В любом
случае меры краткосрочного регулирования,
предпринимаемые правительством, должны
сочетаться с долгосрочной антиинфляционной
стратегией, направленной на установление
равновесия денежного и товарного рынков.
3.4 Отраслевая
структура
Уровень развития промышленности
в решающей степени определяет эффективность
экономики страны в целом, ее социально-экономический
потенциал, жизненный уровень населения
и роль в международном разделении труда.
К началу 1990-х годов в развитии промышленного
комплекса Республики Беларусь были достигнуты
положительные результаты за счет ускоренного
роста наукоемких производств, определяющих
научно-технический прогресс. Темпы прироста
таких видов продукции, как электронные
и компьютерные изделия, точные приборы,
в 2,5-3 раза опережали прирост традиционной
продукции машиностроения.
Однако в 1991-1994 гг. по причине
практически прекратившегося инвестиционного
процесса, старения основных фондов, сокращения
спроса, прежде всего, на наукоемкие изделия
из-за развала военно-промышленного комплекса
бывшего СССР, стала резко изменяться
структура промышленности.
В период 1991-1995 гг. наибольший
спад (в 5 раз) произошел в топливной промышленности,
практически полностью зависящей от объемов
импортируемой нефти, в производстве строительных
материалов - более чем вдвое; в электроэнергетике
и легкой промышленности, функционирующих
в основном на импортируемых сырьевых
ресурсах - почти в 2 раза.
Предпринятый правительством
комплекс антикризисных мер позволил
к концу 1995 г. обеспечить стабилизацию
работы большинства секторов промышленности.
В последующие годы промышленность в целом
и ее ведущие отрасли систематически,
в качественно новой структуре, наращивают
объемы пользующейся спросом продукции.
Итоги работы за 1996-2001гг. свидетельствуют,
что подъем промышленного производства
состоялся как в экспорт-ориентированных
отраслях (черная металлургия, машиностроение,
химическая и нефтехимическая промышленность,
деревообработка), так и в производстве
строительных материалов, легкой и пищевой
отраслях, работающих в основном на внутренний
рынок.
По отдельным секторам (черная
металлургия, лесная, деревообрабатывающая
и целлюлозно-бумажная промышленность)
уже в 1997 г. достигнут объем производства
продукции докризисного 1990 г. Другие отрасли
(за исключением топливно-энергетического
комплекса) и промышленность в целом смогут
выйти на докризисный уровень производства
в 2001-2002 гг.
Реформирование экономики сопровождается
реструктуризацией предприятий промышленности.
Число промышленных предприятий в 2001 году
по сравнению с 1990 г. возросло в 1,5 раза,
а средняя численность занятых на одном
предприятии снизилась с 911 до 430 человек
за счет активного разукрупнения и создания
мелких и средних предприятий. Активизация
процесса реструктуризации, осуществляемого
на крупных промышленных предприятиях,
начала давать положительные результаты
не только в увеличении выпуска, но и в
разработке и освоении новых, пользующихся
спросом изделий.
Заключение
Из анализа вышеизложенной
темы можно сделать следующие выводы:
Экономический рост в масштабе
всей национальной экономики может быть
представлен как увеличение объема производства
товаров и услуг за некоторый период времени.
Важным является тот факт, что при анализе
экономического роста во внимание принимается
только изменение реального роста ВНП
(ВВП). Тенденция изменения номинальных
показателей не может рассматриваться
как экономический рост. Следовательно,
уточняя первое определение экономического
роста, можно сделать вывод о том, что указанная
категория представляет собой увеличение
реального ВНП (ВВП) за период времени.
Экономический рост обеспечивает прирост
производства, используемый для решения
внутренних и международных социально-экономических
проблем любого государства.
Рассматривая типы экономического
роста необходимо отметить, что при экстенсивном
экономическом росте происходит сокращение
уровня безработицы, достигается полная
занятость населения, которая позволяет
увеличить темпы роста производства. Но
это явление временное, т.к. состояние
полной занятости не может восполняться
ежегодно и на следующий год темп роста
будет такой же. Значит, данный путь развития
носит застойный характер, фактически
нет технического прогресса, морально
и физически изнашиваются производственные
основные фонды, снижается фондовооруженность
работников. Следовательно, мы можем придти
к выводу, что экстенсивный путь практически
исчерпал себя, в условиях новых, еще развивающихся
экономических отношениях он ведет только
в тупик, не давая ни каких шансов на экономическое
возрождение. Поэтому объективно необходимо
менять тип экономического роста и переводить
народное хозяйство на путь интенсивного
развития. Однако следует заметить, что
экстенсивный путь дал рождение новому
типу развития - интенсивному. Создав базис
для развития новых экономических отношений,
экстенсивный путь внес огромный вклад
в развитие национального хозяйства всего
мира. В настоящее время в индустриально
развитых странах нельзя найти в чистом
виде первый или второй тип экономического
роста, они сочетаются в каком-то соотношении.
В зависимости от того, какой способ увеличения
производства товаров и услуг преобладает,
говорят о преимущественно экстенсивном
или интенсивном типе экономического
роста. Однако в условиях научно-технической
революции, развернувшейся с середины
ХХ века, преимущественным типом экономического
роста в западных индустриальных странах,
в том числе и нашей Республике становится
интенсивный тип экономического роста.
Экономический рост определяется
следующими основными факторами: природные
ресурсы, трудовые ресурсы, капитал, технологии.
Государственное регулирование
экономикой и принятие мер для ее постоянного
роста необходимо для осуществления социальной
политики любого государства. Коллективное
потребление или удовлетворение общественных
потребностей человечества (здравоохранение,
образование, поддержка неимущих и пр.)
невозможны без использования государственных
рычагов и организаций. Государство может
играть значительную роль в экономическом
росте при правильном проведении гибкой
бюджетно-налоговой, денежно- кредитной,
ценовой политике и политике инвестирования.
2. «Экономическая теория»,
под редакцией Борисова Е.Ф., М.,1990г.
3.«Мировая экономика», под
редакцией В.М. Кудрова, издательство
БЕК, Минск, 2000г.
4. «Проблемы развития
национальной экономики Республики
Беларусь», под редакцией И.А. Абрамова,
Мн., 2002г.
5. «Проблемы развития
национальной экономики» в 4-х
частях под редакции М.И. Плотницкого
и др., Минск, 1993.
6. “Курс экономической
теории”, под редакцией Чепурина
М.Н., Киселевой В.А., издательство “АСА”,
Киров, 1996г.
7. «Краткий курс государственного
управления экономикой», Лившица
А.Я., 1999г.
8 «Экономическая теория»,
Шишкина А.Ф., 1996г.
9. «Курс экономической
теории», под редакцией Чепурина
М.Н., Киселевой Е.А., «АСА», Киров 1997г.
10. «Курс экономики», под
редакцией Райзберга Б.А., 1999г.
11. «Экономика», под редакцией
Булатова А.С.,1996г.
12.Основные положения
программы социально-экономического
развития Республики Беларусь
на 2001-2005гг. и .Основные положения
программы социально-экономического
развития Республики Беларусь
на 2005-2010гг, ООО “Мисанта”, г.Минск,
2002г.