Проблемы экономического роста в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 22:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является исследование сущности, основных характеристик экономического роста, его проблем, перспектив, и путей обеспечения экономического роста в Российской экономике. Исходя из поставленной цели, ставлю перед собой следующие задачи:
1) рассмотреть понятие экономического роста;
2) проанализировать факторы экономического роста;
3) Рассмотреть пути измерения экономического роста.
4) Охарактеризовать процесс экономического роста в современном мире.
5) Разобрать перспективы и пути обеспечения экономического роста.

Содержание

Введение…………………………………………………………3-4
1. Сущность, факторы и измерение экономического роста……………5-14
2. Глобальные проблемы и особенности современного экономического роста в России…………..14-18
3. Перспективы и пути обеспечения экономического роста в российской экономике…………………18-
3.2) Совершенствование темпов экономического роста в России
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Малков 10.06.14.docx

— 57.96 Кб (Скачать файл)

Таким образом, тенденции развития мировой экономики в долгосрочной перспективе создают и новые возможности, но и новые риски для Российской Федерации в плане обеспечения ее экономической безопасности.

Новые возможности для повышения уровня экономической безопасности России будут заключаться в использовании имеющихся стратегических ресурсов, прежде всего — в реализации энергетического, транзитного, экологического и высокотехнологичного потенциала нашей страны и ее экономики. Одновременно, новая волна высокотехнологичных разработок на основе нано и биотехнологий открывают перед Россией возможности для «прорыва» на мировые рынки8.

В то же время нестабильность мировых рынков энергоносителей, диверсификация каналов поставки газа и нефти на европейский и китайский рынки в обход России неизбежно окажет влияние на изменение ее позиций как одного из ведущих поставщиков этих видов энергоносителей9. Одновременно глобализация финансовых рынков может повысить риски утраты российской финансовой системой своей самостоятельности и превращения ее в периферийный сегмент европейского и американского финансовых рынков.

Таким образом, перспективы экономического развития и изменения уровня экономической безопасности России будут определяться как объективными условиями и факторами развития мирового хозяйства, так и субъективными экономическими, социальными, но главное — политическими процессами, происходящими в различных мировых регионах и в нашей стране.

В этой связи в современных условиях как никогда становится актуальной задача обеспечения экономической безопасности нашего государства.

………………..Не следует также забывать, что перед Россией стоит в настоящее время не только задача обеспечения роста, но прежде всего необходимость проведения глубокой структурной трансформации. Между тем, как показывает опыт наиболее развитых стран, период структурных реформ нередко сопровождается замедлением темпов роста, а то и внешней стагнацией (как это было, например, в ряде стран Запада в 1970-е гг.). Отчасти это связано с тем, что новые сектора (особенно услуги) плохо фиксируются методами традиционной статистики, отчасти - необходимостью накопления ресурсов для нового технологического рывка. Разумеется, сказанное не должно восприниматься как апология стагнации. Однако надо принимать во внимание, что экономический рост без структурных сдвигов достаточно легко достижим методами государственного администрирования (например, в Белоруссии при А. Лукашенко), однако этот рост не делает страну богаче, а экономику эффективнее.

Для ускорения экономического роста необходимо также существенное снижение трансакционных издержек, находящихся в постреволюционной стране на высоком уровне. Эта проблема характерна для всех стран, выходящих из периода социально-политической нестабильности, причем априорно невозможно сказать, сколько времени потребуется для восстановления доверия инвесторов к функционированию институциональной системы данной страны. Очевидно, что для снижения трансакционных издержек необходимо обеспечить устойчивое функционирование политических и правовых институтов, о которых выше шла речь - госаппарата, судебной и правоохранительной системы и т. п. Не менее важно избегать принятия государством решений, сомнительных в представлении нормального частного инвестора.

В принципе, исполнительная власть в последние годы в основном стремилась следовать этой логике - обеспечения стабильности и предсказуемости своего поведения, отказа от принятия мер, которые можно было бы отнести к экзотическим. Следует положительно оценить действия Правительства, которое, несмотря на мощное давление с разных сторон, не пошло на принятие популистских мер и продолжало осуществление политики планомерных институциональных преобразований. Осторожной оставалась и денежная политика, которая позволила в 2002-2003 гг. не допустить серьезного укрепления реального курса рубля

Вместе с тем, в процессе выработки и осуществления реформ, которые способствовали бы преодолению затухающей динамики восстановительного процесса и активизации прогрессивных структурных сдвигов, наметилась явная пробуксовка. Продвижение в реализации Стратегической программы 2000 г. было налицо, однако темпами гораздо более низкими, чем в предыдущий период.

Важные, хотя и компромиссные, решения были приняты в 2002-2003 гг. в области земельного, трудового и пенсионного законодательства.

Неоднозначно складывается ситуация в области налоговой реформы. Снижение налогов не привело к снижению эффективной ставки, но привело к сближению этой ставки с номинальной. Естественно, при новой системе для определенной части добросовестных налогоплательщиков произошло облегчение налогового бремени, однако значительная часть производителей, ранее уклонявшаяся от уплаты налогов, реального облегчения не почувствовала. Это вызывает недовольство бизнеса, подталкивающего власти к дальнейшему снижению налогов как предпосылке повышения темпов роста.

Существует и ряд негативных моментов в реализации институциональных и тактических задач стимулирования экономического роста. Обозначилось торможение по направлениям, имеющим принципиальное значение для стратегических перспектив инвестиционной и предпринимательской деятельности, среди которых реформа естественных монополий (особенно газовой отрасли и электроэнергетики), реформа отраслей социального сектора, реформирование бюджетных расходов, реформирование банковского сектора, а также военная реформа. Без активного преобразования в этих секторах экономический рост останется неустойчивым и вряд ли будет сопровождаться серьезными структурными реформами.

С тактической точки зрения остается весьма острой проблема принятия властью решений, понятных предпринимателям (инвесторам) и признаваемых ими справедливыми, не требующими специальных объяснений и обоснования. Начиная с 2000 г. практически все действия властей были понятны бизнес-сообществу и принимались им. Однако в конце 2002 г. было предпринято действие, создающее опасный прецедент с точки зрения репутации страны. Состоявшийся в декабре аукцион по продаже принадлежащего государству контрольного пакета акций «Славнефти» вызвал вопросы относительно серьезности намерений власти быть «равноудаленной» от большого бизнеса, обеспечивать равные условия и прозрачные процедуры принятия хозяйственно-политических решений. Проблема здесь не в том, справедливой ли была цена, по которой нефтяная компания была куплена «Сибнефтью», и даже не в том, какую сумму потерял федеральный бюджет из-за отстранения от аукциона некоторых крупных участников. Главная проблема состоит в том, что общественное мнение (и особенно мнение предпринимателей) признало результаты состоявшейся сделки несправедливыми. Тем самым был нанесен урон деловой репутации современной России. Пока еще рано говорить, в какой мере это событие повлияет на поведение иностранных инвесторов, однако, несомненно, оно не добавит им энтузиазма.

Пробуксовка реформ в сочетании с низкими темпами экономического роста стала причиной обострения полемики по вопросам экономического роста, начавшейся в последние месяцы 2003 г. уже внутри самого правительства и в рамках правительственной логики институциональных реформ. Подводя итоги истекшего года и президентства В. Путина, руководства Минэкономразвития России выступило с серией заявлений о недостаточно глубокой либерализации российской экономики, включая сохранение высокого уровня налоговой нагрузки (порядка 35% ВВП), медленного и неэффективного дерегулирования (снижения административных барьеров), непринятия специальных мер по привлечению иностранных инвестиций (в частности, законодательства об особый экономических зонах), торможения реформирования естественных монополий и т.п. Именно в этом виделся источник замедления темпов роста, недоиспользования преимуществ, полученных Россией от политической стабилизации.

Главным оппонентом Минэкономразвития выступил Минфин, фактически поддержанный Министерством налогов и сборов. Естественно, финансовые ведомства выступили за более консервативный подход к институциональным и налоговым реформам. В частности, было предложено на один-два года снизить темп изменения налогового законодательства, не идти на стимулирование инвестиционной активности через специальные льготы (прежде всего СЭЗ/ОЭЗ), крайне осторожно относиться к дальнейшей либерализации валютного режима и любым решениям, напоминающим налоговую амнистию (например, Минфин возражал против отмены контроля за доходами при вложении средств в жилье), и т.п. Словом, речь шла о фиксации на некоторое время сложившихся «правил игры» для того, чтобы и бизнес, и государство адаптировались к новой системе.

Тезис о некотором спаде в осуществлении институциональных реформ является справедливым, хотя из него нельзя делать столь однозначные выводы о влиянии такого замедления на темпы экономического роста. Как было показано выше, возникающие проблемы имеют гораздо более сложную природу.

 

 

Заключение

 

Экономический рост характеризуется наращиванием объема производства путем вовлечения дополнительных ресурсов в хозяйственный оборот и качественного их улучшения

Ускорение экономического роста может быть достигнуто, прежде всего, за счет увеличения масштабов использования ресурсов производства. Это называется экстенсивным ростом. Особенно большие возможности для ускорения роста открывает использование таких факторов, как повышение капиталовооруженности труда; совершенствование технологии производства на основе достижений пауки и техники; улучшение экономических механизмов, способствующих распределению ограниченных ресурсов; повышение уровня образованности работников и т. п. Эти факторы обеспечивают интенсивный рост, значение которого со временем все повышается. Именно благодаря интенсивному росту можно избежать угрозы голода, порождаемой ростом численности населения и убывающей предельной производительностью факторов производства.

 В Российской Федерации  формирование нового качества  экономического роста связано  с осуществлением глобальных  преобразований, осуществляемых при  проведении рыночных реформ, призванных  стимулировать деловую активность  в обществе, ее направленность  на рост потребительской удовлетворенности  и развитие творческой инициативы как предпринимателей, так и работников, выполняющих исполнительские функции в процессе производства.

 

 

Список использованных источников

1. Агапова Т.А., Серегина  С.Ф. Макроэкономика: Учебник.- М.: МГУ  им. М.В.Ломоносова; Изд-во «ДИС», 1997.

2. Банк готовых документов. Информация о социально-экономическом  положении России - 2004 год. Copyright © Федеральная служба государственной статистики, 2004.

3. Белоусов А. Обзор макроэкономических  тенденций. - Экономика России - ХХI век. № 10, 2003.

4. Гайдар Е. Восстановительный  рост и некоторые особенности  современной экономической ситуации  в России. - Российский экономический  журнал, № 5, 2003.

5. Гранберг А., Зайцева Ю. Темпы роста в национальном экономическом пространстве - Вопросы экономики, № 9, 2002.

6. Добрынин А, Дятлов С. Курганский С. Человеческий капитал (Методологические аспекты анализа) - Спб. -1999.

7. Долан Э.Дж., Линдсей Д. Макроэкономика - Спб.: «Литера плюс», 1998.

8. Ершов М. О финансовых  механизмах экономического роста. - Вопросы экономики № 12, 2002.

9. Иванов Н. Человеческий  капитал и глобализация - Мировая  экономика и международные отношения , № 9, 2004 с 19 -32.

10. Илларионов А., Пивоварова  Н. Размеры государства и экономический  рост - Вопросы экономики, № 9, 2002. с 18 - 46.

11. Кулешов В., Маршак В. Финансовые аспекты прогнозирования  темпов экономического роста - Вопросы  экономики, № 11, 2002

12. Камаев В.Д. Экономическая теория. - М.: ВЛАДОС, 2003.

13. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. - М, Прогресс, 1978.

14. Курс экономической  теории. Общие основы экономической  теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика. Учебное пособие. Под ред. Сидоровича А.В. - М.: МГУ, Изд-во «ДИС», 1997.

 

15. Кузык Б., Яковец Ю. Россия - 2050. Стратегия инновационного прорыва. - М.: Экономика, 2004.

16. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы, политика.- М., 1992.

17. Патнэм Р. Процветающая комьюнити, социальный капитал и общественная жизнь. - МЭ и МО, 1995, № 4.

18. Сизов Ю. Актуальные проблемы развития российского фондового рынка. - Вопросы экономики, № 7, 2002.

19. Спицын А. Ориентиры  экономического роста - Экономист , 2004, № 10 с 35 - 42.

20. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика, М:, Дело, 1998.

21. Экономический рост в Российской Федерации: проблемы и перспективы. Доклад рабочей группы Национального экономического совета, подготовленный к дискуссии на VIII Российском экономическом форуме в Екатеринбурге 16-17 мая 2003 г. - Российский экономический журнал № 3, 2003.

22. Ясин Е. Структурный  маневр и экономический рост - Вопросы экономики № 8, 2003.

23. Ясин Е. Бремя  государства и экономическая  политика. - Вопросы экономики № 11, 2002.

24. Ясин Е. Перспективы  российской экономики: проблемы  и факторы роста. - Вопросы экономики , № 5, 2003.

25. Якутин Ю. Технология  прорыва.- Экономика и жизнь № 45, с 38.

 

 


Информация о работе Проблемы экономического роста в России