Прогнозирование и планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 17:04, контрольная работа

Краткое описание

Экономическая модель – это формализованное выражение возможных зависимостей, проявляющихся в процессе воспроизводства. От того, в какой мере разрабатываемая модель является научно обоснованной; от того, в какой мере она опирается на научно обоснованные нормативы; от того, в какой мере научно обоснованы методы решения сформулированных в виде модели задач,- в конечном счете зависит качество предплановых оценок.

По характеру динамики описываемых процессов плановые модели могут быть статичными, предполагающими относительную стабильность показателей экономического развития в проектируемой перспективе; динамичными, если учитывается равномерная (линейная, либо нелинейная) изменчивость этих показателей; стохастическими – в случае периодической колеблемости нормативов в ходе реализации плановых показателей. Для АПК во многих случаях, особенно при разработке среднесрочных Программ и Планов особое значение имеет использование стохастических моделей.

Вложенные файлы: 1 файл

Прогноз и план.doc

— 138.00 Кб (Скачать файл)

    Оценка  структуры издержек по видам хозяйственной деятельности дает возможность нацелить предплановые расчеты на выяснение, в какой мере будет экономически целесообразно сочетать использование отечественного и импортного сырья, оборудования, готовой продукции; в какой мере целесообразно сочетать реализацию продукции «с поля», с реализацией, после хранения, доработки и переработки; какой эффект может быть получен за счет сокращения непроизводительных издержек и повышения конкурентоспособности в плановом периоде благодаря таким направлениям совершенствования экономических отношений, как сокращение бесхозности и отчуждения, рэкета и коррупции, многозвенного паразитарного посредничества. Можно будет установить, насколько снизятся издержки реализации продукции в случае замены НДС рентными платежами, земельного налога - повышенными ставками акцизных сборов с элитарного и социально негативного ассортимента продукции, и т.д.

    В итоге подобного системного анализа  становится ясно, какие конкретные направления мобилизации резервов экономии ресурсов заслуживают наибольшего внимания, а потому должны стать объектом первоочередных и особо тщательных предплановых разработок. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вопрос 5. Формирование базы данных для предплановых расчетов. 

Ответ: При разработке Концепции, целевых Программ и Плана необходим большой массив экономической, технологической и природоведческой информации. Эта информация в основном должна быть объективной, полученной экспериментальным путем, либо в ходе статистических оценок и монографических (на отдельных примерах) наблюдений. Возможно использование информации в форме субъективных оценок специально подобранных экспертов. Важно одно – в любом случае информация должна пройти проверку на достоверность, поскольку качество планирования не может быть выше качества той информации, которая была задействована в ходе плановых расчетов. Скажем, если мы оперируем с данными урожайности, измеряемой с точностью -+ 3%, то планируемые показатели изначально не должны претендовать на оправдываемость с ошибкой менее 3%.

     Базу  данных для планирования нужно разделять на два вида - отчетную и перспективно значимую. Отчетная информация констатирует исходные значения развития АПК в предплановом периоде. Она формируется на основе материалов долговременного статистического учета и дополнительных исследований, после чего обязательно проверяется на достоверность экспертным путем, с позиций нормативно-балансовых сопоставлений. В итоге каждый грамотный экономист забракует информацию,  согласно которой в 1913 г. в Воронеже потребление мяса на душу населения якобы составляло 144 кг, отвергнет и сообщение, что при  затратах 2 т зерна и 3 т сочных кормов удается вырастить 1,5 т свинины, усомнится в правомерности сделки, согласно которой контрольный пакет акций компании с суммой выплачиваемых дивидендов 100 млн. дол. продается за 200 млн. дол. при ставке банковского процента – 5% годовых, и т.д.

     Перспективно  значимая информация разрабатывается  на основе отчетной, но учитывает вероятные ее изменения по мере реализации концептуальных установок и программных намерений. В этом случае она носит характер либо качественных оценок («рыночная конъюнктура планового периода в целом будет благоприятной», «в ближайшие несколько лет можно ожидать нарастание угрозы техногенных катастроф», «весьма вероятна ранняя весна и засушливое лето следующего года» и т.п.), либо  количественно конкретных нормативов затрат и выхода продукции (услуг) в расчете на единицу израсходованных ресурсов.

     Норматив  всегда должен устанавливаться как  научно обоснованная расчетная величина, отражающая меру ресурсов, используемых в процессе производства, распределения, обмена и потребления. Технические нормативы характеризуют воспроизводственные пропорции, определяемые в основном технико-технологическими условиями хозяйственной деятельности (расход молока на выпойку теленка, потребность в дизтопливе на 1 га. сельскохозяйственных работ и т.д.).

     Экономические нормативы отличаются от технических комплексностью оценок, учитывающих существенное влияние на хозяйственную деятельность отношений присвоения, организации производства, распределения, обмена и потребления. Таковы, в частности, все стоимостные показатели – они могут изменяться при неизменных технических условиях под влиянием колебания цен, налогов, кредитных отношений и т.п. Таковы и некоторые натуральные показатели: нормативы формирования фондов потребления, накопления, резервов зерна; нормативы жилой площади для городского и сельского жителя; нормативы койко-мест в больницах; норматив нормо-смен и др.

     В зависимости от целевых установок  плановые нормативы могут быть прогрессивными и регрессивными. Регрессивные обычно ориентированы на минимизацию негативных последствий кризисных и им подобных ситуаций: норматив снижения рождаемости, повышения фондоемкости и электроемкости народного хозяйства. Наоборот, прогрессивные нормативы разрабатываются с ориентацией на экономический рост, совершенствование организации производства, научно-технический прогресс, использование инвестиций и передового опыта.

     В зависимости от содержания целевых  Программ и Планов необходимо использовать различные нормативы. При подготовке Программы восстановления плодородия почв, естественно, нужен совсем иной набор нормативов, чем для Программы развития животноводства, либо перерабатывающей промышленности. Даже в работе над разными вариантами, казалось бы, одноименных Программ может потребоваться различный объем информации и состав нормативов.

     Примем  во внимание, что состав планируемых  показателей определяется их уровнем, заблаговременностью, управленческим потенциалом. Наибольшей подробностью должен отличаться директивный годичный План народнохозяйственного уровня. Он определяет задания по объемам и размещению производства широкой номенклатуры общественно значимых продуктов и услуг; по объемам и направлениям их реализации; по объемам, структуре и географии экспортно-импортных операций; по структуре и распределению ВВП, формированию фондов потребления, накопления, резервов и запасов; по динамике инвестиционного потенциала и объемов строительно-монтажных работ, вводу новых мощностей; по развитию науки, культуры, образования; по динамике доходов населения и дифференциации доходов социальных групп в отраслевом и региональном разрезе; по укреплению обороноспособности и правоохранительной системы, изменению объемов непроизводительных издержек, по приросту полезных ископаемых и охране природы.

     На  уровне регионов и предприятий структура  показателей плана несколько иная, учитывающая специфику их производственного направления. При этом более детально расписывается объем и состав межрегионального (либо межхозяйственного) товарооборота и финансовых потоков (кредит, займы, погашение кредиторской и дебиторской задолженности и др.). В долгосрочных планах сужение перечня проектируемых показателей связано с необходимостью акцентировать внимание на стратегически значимых видах продукции и услуг, а также сдвигах в размещении производства, в географии товарных потоков и инвестиций, в решении социальных, в том числе демографических проблем и национальной безопасности.

     Исходя  из указанных различий в структуре показателей различных Планов, должен формироваться специфический состав необходимых для планирования нормативов. А поскольку разработка нормативов, в свою очередь, нуждается в значительном информационном обеспечении, то в конечном счете оказывается, что информационная база эффективного планирования по своему составу должна многократно превышать объем планируемых показателей. Тем более, что в процессе перспективно ориентированного анализа, должны быть выполнены оценки относительной дееспособности потенциальных конкурентов в качестве и продавцов и покупателей.

     Часть базы данных, необходимых для планирования, должна быть представлена в натуральных  показателях (показатели урожайности, расхода семян, кормов, горючего на единицу продукции, покупательский спрос на отдельные виды товаров и т.д.), что важно для разработки плановых натуральных балансов. Часть информации включается в базу данных в стоимостной форме, позволяющей формировать рациональные общеэкономические и межотраслевые пропорции (между оплатой и производительностью труда, между основными и оборотными средствами), оценивать эффективность производства и др.

     Бесспорно предпочтительным является наполнение базы данных количественно конкретными показателями объема и потребительских достоинств производимых продуктов и услуг (x - тонн пшеницы третьего класса, z - тонн пшеницы четвертого класса), а также используемых природных, материальных, трудовых и финансовых ресурсов: x – га земель качеством 85 баллов, 7 тонн дизтоплива, y- работников средней и k – высшей квалификации, m – руб. арендной платы и т.д.)

     Однако  современный уровень экономических  знаний и организации учета далеко не всегда позволяет выразить количественно  конкретно анализируемые и планируемые экономические события. В таких случаях не следует пренебрегать использованием качественных характеристик динамики хозяйственной деятельности.

     Определяя, что в следующем году урожайность  окажется выше (ниже) среднего многолетнего уровня, что спрос на мясо увеличится или понизится, что цены на сельскохозяйственное сырьё будут расти быстрее (медленней) цен на средства производства для села, что кредиторскую задолженность удастся погасить досрочно (либо не удастся погасить своевременно), мы получаем не полную информацию, однако достаточную для принятия пусть ограниченных, но практически полезных управленческих решений, оправдывая принцип: малое знание лучше большого незнания. 
 
 
 
 

Задача  №6

 

     Рассчитать  нормативы затрат на оплату труда, если среднедневной заработок на уборке должен составить примерно 600 руб. в день, при урожайности зерновых с гектара и выработке в день на работника с планируемых к уборке разнокачественных земель, согласно таблице 3. 

Таблица 3

№ полей Ожидаемая урожайность  зерновых, ц/га Возможная уборка на 1 работника в сутки, га
1 20 20
2 18 21
3 24 18
4 28 16
5 17 25
6 20 23
7 16 24
8 21 22
9 23 20
10 30 15
11 21 22
12 19 26

 
 

Решение:

  1. 20 х 20 = 400 (ц./га.) - работник должен выполнить;
  2. 600 : 400 = 1,5 (руб.) - стоимость 1 ц.;
  3. 400 х 1,5 = 600 (руб.) - затраты на оплату труда с 1 поля.
  4. 18 х 21 = 378 (ц./га.) - работник должен выполнить;
  5. 600 : 378 = 1,58 (руб.) - стоимость 1 ц.;
  6. 378 х 1,58 = 597,24 (руб.) - затраты на оплату труда со 2 поля.
  7. 24 х 18 = 432 (ц./га.) - работник должен выполнить;
  8. 600 : 432 = 1,39 (руб.) - стоимость 1 ц.;
  9. 432 х 1,39 = 600,48 (руб.) - затраты на оплату труда с 3 поля.
  10. 28 х 16 = 448 (ц./га.) - работник должен выполнить;
  11. 600: 448 = 1,34 (руб.) - стоимость 1 ц.;
  12. 448 х 1,34 = 600,32 (руб.) - затраты на оплату труда с 4 поля.
  13. 17 х 25 = 425(ц./га.) - работник должен выполнить;
  14. 600 : 425 1,41 (руб.) - стоимость 1 ц.;
  15. 425 х 1,41 = 599,25 (руб.) - затраты на оплату труда с 5 поля.
  16. 20 х 23 = 460 (ц./га.) - работник должен выполнить;
  17. 600 : 460 = 1,30 (руб.) - стоимость 1 ц.;
  18. 460 х 1,30 = 598 (руб.) - затраты на оплату труда с 6 поля.
  19. 16 х 24 = 384 (ц./га.) - работник должен выполнить;
  20. 600 : 384 = 1,56 (руб.) - стоимость 1 ц.;
  21. 384 х 1,56 = 599,04 (руб.) - затраты на оплату труда с 7 поля.
  22. 21 х 22 = 462 (ц./га.) - работник должен выполнить;
  23. 600 : 462 = 1,30 (руб.) - стоимость 1 ц.;
  24. 462 х 1,3 = 600,6 (руб.) - затраты на оплату труда с 8 поля.
  25. 23 х 20 = 460 (ц./га.) - работник должен выполнить;
  26. 600 : 460 = 1,3 (руб.) - стоимость 1 ц.;
  27. 460 х 1,3 = 598 (руб.) - затраты на оплату труда с 9 поля.
  28. 30 х 15 = 450 (ц./га.) - работник должен выполнить;
  29. 600 : 450 = 1,33 (руб.) - стоимость 1 ц.;
  30. 450 х 1,33 = 598,5 (руб.) - затраты на оплату труда с 10 поля.
  31. 21 х 22 = 462(ц./га.) - работник должен выполнить;
  32. 600 : 462 = 1,30 (руб.) - стоимость 1 ц.;
  33. 462 х 1,3 = 600,6 (руб.) - затраты на оплату труда с 11 поля.
  34. 19 х 26 = 494(ц./га.) - работник должен выполнить;
  35. 600 : 494 = 1,21 (руб.) - стоимость 1 ц.;
  36. 494 х 1,21 = 597,7 (руб.) - затраты на оплату труда с 12 поля.

Информация о работе Прогнозирование и планирование