Прогнозирование и планирование в условиях рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 16:33, контрольная работа

Краткое описание

Прогнозирование, стратегическое и индикативное планирование приносят необходимый эффект в масштабах страны, если базируются на целостной непротиворечивой методологии, позволяющей использовать некие общие методы и алгоритмы, а также опираться на развитую и стандартизованную в той или иной степени информацион¬но-фактологическую базу. В большинстве развитых стран этому способствует принятие специальных законов и нормативных актов правительств.

Содержание

Теоретический вопрос………………………………………...……..…….3
Задача……………………………………………...................................... 10
Тестовые задания…………………………………………………………12
Список используемой литературы…………………………...……….…13

Вложенные файлы: 1 файл

13.doc

— 76.50 Кб (Скачать файл)

 «Прогнозирование и планирование в условиях рынка»

 

 

Содержание.

  1. Теоретический вопрос………………………………………...……..…….3
  2. Задача……………………………………………...................................... 10
  3. Тестовые задания…………………………………………………………12
  4. Список используемой литературы…………………………...……….…13

 

 

 

Прогнозирование, стратегическое и индикативное планирование приносят необходимый эффект в масштабах страны, если базируются на целостной непротиворечивой методологии, позволяющей использовать некие общие методы и алгоритмы, а также опираться на развитую и стандартизованную в той или иной степени информацион¬но-фактологическую базу. В большинстве развитых стран этому способствует принятие специальных законов и нормативных актов правительств.

 

Организация прогнозирования  и планирования охватывает систему органов планирования на всех уровнях управления экономикой, определение их функций, установление порядка разработки прогнозов и планов, доведение важнейших показателей до исполнителей и организацию обеспечения их выполнения.

Научными основами организации прогнозирования и планирования являются принципы. В условиях директивного планирования главным был принцип демократического централизма. В условиях становления рыночных отношений важнейшими принципами организации прогнозирования и планирования являются:

  • децентрализация и демократизация;
  • демонополизация:
  • экономически выгодное участие страны в интеграционных процессах;
  • социальная ориентация.

Планирование как элемент  управления в широком понимании

всегда является функцией, реализуемой собственником или

осуществляемой органом, наделенным правами планирования по

его поручению. Собственник  самостоятельно определяет сферы,

формы и методы своего участия в планировании.

Согласно Конституции  РФ регулирование в социально-

экономической сфере  осуществляет Правительство РФ. Для этого оно вырабатывает государственную структурную и инвестиционную политику, проводит бюджетную, кредитную, денежную, ценовую политику; прогнозирует социально-экономическое развитие, формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию с учетом выбранных приоритетов.

Нормативные акты о местном самоуправлении и местном хозяйстве предоставляют права муниципальным органам в регулировании хозяйственной и предпринимательской деятельности на подведомственной территории, в планировании экономического и социального развития.

 

В соответствии с законом  «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» установлен порядок разработки концепций, прогнозов и программ социально-экономического развития на очередной год, среднесрочную и долгосрочную перспективу, а также определен состав организаций, участвующих в разработке этих документов. Среди них функциональные министерства и ведомства, федеральные и региональные органы исполнительной власти, научные учреждения.

Разрабатываются:

• прогноз социально-экономического развития РФ на очеред-

ной год;

• проект федерального бюджета  на очередной год;

• прогноз (отдельные  параметры) социально-экономического

' развития России на  среднесрочную перспективу;

• прогноз основных характеристик  и структуры доходов и рас-

ходов федерального бюджета  на среднесрочную перспективу.

Организатором разработки прогноза социально-экономического

 

Органы государственного планирования и управления призваны создавать условия для эффективной деятельности всех предприятий и организаций независимо от формы собственности, оказывать поддержку экспортерам и другим предприятиям приоритетных отраслей экономики.

Организатором разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации является Минэкономразвития России; проекта федерального бюджета на очередной год и прогноза основных характеристик доходов и расходов федерального бюджета- Минфин России.

Минэкономразвития России и Минпромнауки России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ поручено организовать разработку прогнозов, программ и концепции социально-экономического развития РФ на определенный период.

В сфере прогнозирования и планирования Минэкономразвития

выполняет следующие  функции:

• организует и координирует подготовку комплексного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, регионов, отраслей, секторов экономики;

• представляет предложения  по вариантам сценарных условий, целям и приоритетам социально-экономического развития по Российской Федерации, по народно-хозяйственным комплексам, отраслям экономики, регионам;

• разрабатывает сводный  финансовый баланс государства, обеспечивает экономическое обоснование отдельных статей доходов и расходов федерального бюджета, в том числе бюджетной заявки на финансирование поставок продукции для федеральных государственных нужд;

• осуществляет организационно-методическое руководство и координацию работ по формированию и реализации федеральных и межгосударственных целевых программ, формирует перечень программ, предусматриваемых к финансированию за счет федерального бюджета.

 

Органы исполнительной власти РФ (министерства и ведомства) и субъектов РФ разрабатывают предложения к прогнозам и планам и предварительные их варианты.

Организация работы по краткосрочному прогнозированию возложена на Центр экономической конъюнктуры при Правительстве РФ. Центр осуществляет мониторинг состояния экономики и на основе конъюнктурных обследований и использования другой информации прогнозирует макроэкономическую ситуацию в стране, динамику промышленного, сельскохозяйственного производства, основных показателей уровня жизни и рынка труда.

Госкомстат России обеспечивает органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ информацией, необходимой для разработки прогнозов и проектов бюджетов. Центральный банк РФ представляет информацию в Минфин о кассовом исполнении федерального бюджета за истекший год и отчетный платежный баланс — в Правительство РФ.

В организации прогнозирования и планирования оказывают содействие советы по координации деятельности в различных сферах экономики и социального развития. Их состав утверждает Правительство РФ. Совет координирует действия федеральных и региональных органов исполнительной власти и организаций, представители которых входят в совет, по вопросам, имеющим общеотраслевое значение. Он готовит предложения по мобилизации финансовых ресурсов для реализации программ, приоритетным направлениям развития, совершенствованию экономического механизма, рыночных отношений.

 

Порядок разработки прогнозов и  планов заключается в следующем.

Минэкономразвития России при участии других федеральных органов исполнительной власти с учетом ежегодного Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ разрабатывает сценарные условия функционирования экономики страны. Они содержат целевые параметры, основные решения и меры по стабилизации положения по направлениям государственной политики, оценку основных показателей. Минфин совместно с Минэкономразвития и Банком России представляют предложения по направлениям бюджетной политики.

После одобрения сценарных условий  и направлений бюджетной политики Правительством РФ Минэкономразвития России доводит их органам исполнительной власти РФ и субъектов РФ. Федеральные министерства и ведомства подготавливают свои предложения с учетом отраслевых особенностей, которые использует Минэкономразвития при разработке прогнозных и плановых документов.

Минфин России обеспечивает составление заявок органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ на финансирование из федерального бюджета, заявок на финансирование федеральных целевых программ, поставок продукции для федеральных государственных нужд, а также расчетов предельных объемов бюджетного финансирования отраслей экономики .и регионов с учетом прогнозируемых макроэкономических показателей.

Органы исполнительной власти субъектов РФ представляют федеральным органам, являющимся государственными заказчиками федеральных целевых программ, предложения по их реализации на территории конкретных субъектов РФ. Для прогнозирования консолидированного бюджета они представляют также отчеты об исполнении бюджетов за истекший год и утвержденные бюджеты на следующий год по показателям бюджетной классификации.

Прогнозы, стратегические и индикативные планы, программы и проекты, сформированные на федеральном или региональном уровне, воплощаются в реальность только в том случае, если в эти процессы заинтересованно включаются первичные звенья хозяйствования — предприятия, корпорации, домохозяйства. К тому же предпринимательские проекты, возникающие на уровне многочисленных предприятий, составляют основу, на которой строится сама возможность непрерывного социально-экономического и научно-технологического развития в масштабах страны (региона). Не понимая законов стратегического и оперативного развития предприятий, нельзя выстроить никаких планов или программ на уровне макроэкономических систем.

 

Внутрифирменное планирование приносит хорошие плоды, если процесс  планирования с самого начала правильно организован.

Схемы планирования

Прежде чем приступить к непосредственному планированию, ответственные за планирование на предприятии  должны определить содержание и последовательность процесса планирования.

Крупное предприятие, как правило, осуществляет процесс планирования целиком, без существенных изъятий. Сложно организованная фирма нуждается как в стратегическом плане, так и в среднесрочных планах и программах, а также во всех разновидностях, оперативного планирования. Большая фирма должна заботиться о подготовке и реализации проектов развития новых товаров, новых подразделений.

Фирмы более скромных размеров часто упрощают процесс  планирования, сводя его к составлению 5-летнего стратегического плана  и годичных оперативных планов.

При этом, если небольшая  организация ориентирована на создание наступательных планов, она также  подготавливает проект развития своего производства (дела).

Определив составные  элементы процесса планирования, ответственные  за эту деятельность должны установить последовательность действий по планированию.

Логически, как это  вытекает из схемы процесса планирования, составление тактических планов следует за стратегическим планированием. Однако многие менеджеры и плановики, являясь крепкими практиками и имея обширный опыт оперативного планирования, при первых шагах в стратегическом планировании опасаются начинать плановую деятельность с определения стратегии. Формулирование самых общих направлений деятельности организации представляется им занятием слишком абстрактным, не совсем полезным и даже опасным с точки зрения потери времени и внимания к неотложным задачам. Такие менеджеры занимаются разработкой оперативных планов как основным видом плановой деятельности, а стратегическое планирование рассматривают как пробное, побочное занятие. В этих случаях последовательность планирования оказывается противоположной: сначала составление оперативных планов, а затем разработка стратегии. Но, как показывает опыт, постепенно, через 2-3-годичный цикл, менеджеры осознают важность стратегического планирования, приобретают необходимые навыки и обнаруживают, что им удобнее следовать от стратегии к тактике.

Встречаются ситуации, когда  стратегические и оперативные планы  выполняются одновременно. Главный  недостаток такой практики - это возникновение препятствия к эффективному планированию: неотложность оперативных решений начинает доминировать над стратегическими проблемами, и фирма теряет основные ориентиры своей деятельности.

Если содержание и  последовательность процесса определены, полезным для организации является составление схем, воспроизводящих процесс планирования в календарной последовательности. Эти схемы могут иметь различный вид: диаграммы, таблицы, графические цепочки, графики-пирамиды и т.д. В любом случае такие схемы помогают организации:

  • лучше уяснить процесс планирования в целом;
  • классифицировать его и распределить стадии процесса по различным периодам года;
  • организовать процесс контроля за выполнением каждого этапа процесса планирования.

Информация о работе Прогнозирование и планирование в условиях рынка