Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 21:28, реферат
ажнейшей предпосылкой государственного регулирования экономики является разработка прогнозов. Государственное прогнозирование представляет собой систему научно обоснованных представлений о тех или иных направлениях социально-экономического развития страны. В условиях перехода к рыночным отношениям прогнозирование приобретает весьма большое значение и становится начальной стадией, основой всей системы управления. Это обусловлено тем, что в условиях рынка меняются траектории развития, возрастает альтернативность его вариантов, усиливается интенсивность поиска выходов из нежелательных, негативных ситуаций.
3. Динамика систем 
полициклична. Так, в развитии 
социально-экономических 
4. Неизбежно взаимодействие 
циклов в различных сферах, в 
динамике смежных систем. Например, 
на экономических циклах и 
кризисах сказываются научно-
5. Цикличность динамики 
непреодолима. Поэтому бесполезны 
антицикличные программы, 
3. Роль, функции, система прогнозов и методы прогнозирования
 
3.1Повышение роли прогнозирования
 
Переход от планово-директивной к регулируемой рыночной экономике не ослабляет, а усиливает роль прогнозирования в государственном управлении и хозяйственной системе.
Во-первых, в условиях рынка значительно возрастает стохастичность и изменчивость экономической динамики, взаимодействия множества факторов, определяющих ее траекторию. Необходимо предвидеть возможные варианты развития событий при выборе стратегии и принятии решений.
Во-вторых, децентрализация 
собственности и управления многократно 
повышает спрос на прогнозы в средних 
и низших эшелонах управления. Прежде 
прогнозы требовались преимущественно 
для принятия решений в высшем 
эшелоне управления, директивы которого 
были обязательными для низших эшелонов, 
у которых оставался небольшой 
простор для принятия стратегических 
решений. Сейчас многочисленный слой предпринимателей 
самостоятельно принимает решения, 
от которых зависит судьба предприятия, 
поэтому они нуждаются в 
В-третьих, многоукладность экономики, резкое увеличение ее открытости, повышение роли фиктивного капитала, фондового рынка, усиление их воздействия на реальный сектор экономики и макропоказатели, расширение масштабов неконтролируемой теневой экономики – все это многократно усложняет процесс управления и принятия решений, требует учета многообразия стремительно меняющихся факторов постоянного предвидения характера, интенсивности, географии перемен, периодически возникающих кризисов и их воздействия на страну, отрасль, регион, предприятия. Управление без предвидения в этих условиях – самоубийственная политика, она чревата крахом той или иной системы из-за грубых просчетов и стратегических ошибок работы в авральном режиме, без стратегического горизонта.
Забвение этих трех 
основных факторов, обусловливающих 
повышение роли прогнозирования, стало 
одной из главных причин провалов 
в социально-экономической 
 
3.2Функции экономического прогнозирования
 
Прогнозирование является неотъемлемым элементом функционирования механизма экономического управления, нерасторжимо связанным с другими элементами этого механизма – рынком и планом. Без прогноза невозможно принять обоснованные рыночные и плановые решения, добиться успеха в хозяйственной деятельности, государственном регулировании воспроизводства и развития.
Можно выделить три 
основные функции, которые выполняет 
прогнозирование в системе 
1. Предвидение тенденций 
развития и взаимосвязей 
2. Прогнозное обоснование 
принимаемых решений. Прежде 
3. Прогнозное сопровождение 
выполнения решения. После 
Перечисленные выше функции экономического прогнозирования взаимосвязаны, они являются стадиями единого непрерывного процесса, который пока еще не налажен в российской экономике.
 
3.3Система прогнозов
 
Реализация функций социально-экономического и территориального прогнозирования осуществляется через систему прогнозов, которые можно классифицировать по четырем основаниям: объект прогноза, его горизонт, характер и уровень управления (рис. 1).
 
Рисунок 1 – Система прогнозов в экономике
По объекту выделяются следующие группы прогнозов на макроуровне.
Социальные прогнозы 
характеризуют демографические 
процессы, происходящие в прогнозируемом 
периоде (изменения численности 
и структуры населения, рождаемость, 
смертность и естественный прирост, 
ожидаемая средняя 
Экономические прогнозы 
дают представление о возможной 
динамике в исследуемый период ВВП, 
инвестиций, производства в основных 
отраслях народного хозяйства, сдвигах 
и структуре экономики, о динамике 
рыночной конъюнктуры, издержек производства, 
цен и инфляции, финансово-кредитной 
сферы, основных показателей эффективности 
(величины прибыли и уровня рентабельности) 
государственного бюджета, о развитии 
системы экономического управления 
и институциональных 
Научно-технические 
и инновационные прогнозы определяют 
перспективы развития науки, инноваций 
и технологий, определяющие уровень 
конкурентоспособности 
Экологические прогнозы 
включают предвидение динамики природных 
процессов (изменение температуры, 
выпадение и распределение 
Внешнеэкономические 
прогнозы характеризуют предвидение 
динамики мирового хозяйства, конъюнктуры 
мирового рынка, развитие внешнеэкономических 
связей (внешней торговли, ее товарной 
структуры, распределение по группам 
стран, сальдо внешнеторгового оборота, 
иностранный туризм, экспорт и 
импорт капитала, иностранные инвестиции 
и развитие совместного 
По горизонту прогноза различают:
краткосрочные прогнозы – на один, два года или более короткий период (например, динамика иен. курса акций – на неделю или месяц);
среднесрочные прогнозы – на 3–5 лет;
долгосрочные прогнозы – на период 10–20 лет, являющиеся более укрупненными и вариантными;
сверхдолгосрочные прогнозы – на 40–50 лет н более, дающие общее представление о возможных тенденциях развития н перспективе с учетом фаз среднесрочных, долгосрочных и сверхдолгосрочных циклов.
Наличие прогнозов различных горизонтов и с разной степенью детализации дает возможность сочетать реализацию долгосрочной стратегии с гибкой тактикой ее осуществления.
По уровню управления прогнозы подразделяются на:
индивидуальные, разрабатываемые отдельными предприятиями, организациями, банками (чаще всего на краткосрочный период);
региональные – на уровне муниципальных объединений, субъектов Федерации, крупных экономических районов;
отраслевые – 
по отдельной отрасли или 
проблемные – по отдельной проблеме экономического, научно-технического или экологического развития (например, по обеспечению занятости, освоению и распространению нового поколения техники, экологически чистой технологии);
национальные – 
на уровне страны в целом (федеральные 
экономические, социальные, научно-технические, 
экологические и сводные 
международные – по группе стран (например, СНГ) или глобальные.
Прогнозы разных 
уровней дополняют друг друга 
в предвидении динамики сложной, 
иерархизированной структуры 
Наконец, по характеру прогнозов можно выделить:
частные и обобщающие прогнозы, характеризующие ожидаемую динамику одного показателя (например, уровня инфляции, занятости) или совокупности основных показателей по исследуемому объекту в целом (предприятию, региону, отрасли, стране);
генетические (исследующие 
исходя из сложившихся в прошлом 
тенденций и возможных 
одновариантные и многовариантные (последние предпочтительнее и реальнее, они рассматривают сценарии возможного развития событий при том или ином сочетании факторов).