Прогнозирование производства конкурентоспособной продукции. Программно-целевой метод планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2015 в 10:05, контрольная работа

Краткое описание

В настоящее время общепризнанным является мнение, что программно-целевой метод служит важнейшим инструментом осуществления государственной социальной и экономической политики развития страны и ее отдельных регионов наряду с методами прогнозирования и индикативного планирования. Целевые программы представляют собой увязанные по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплексы научно-исследовательских, опытно-конструкторских, организационно-хозяйственных и иных мероприятий, обеспечивающих эффективное решение конкретных задач в области государственно-федеративного строительства, научно-технического, экономического, инвестиционного, социально-демографического, внешнеэкономического, культурного, экологического и регионального развития Российской Федерации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1. Прогнозирование производства конкурентоспособной продукции……..4
2. Программно-целевой метод планирования………………………………..14
Заключение……………………………………………………………………..20
Список использованной литературы………………………………………….21

Вложенные файлы: 1 файл

Программно-целевые методы.doc

— 132.50 Кб (Скачать файл)

4. Собака имеет на рынке малую  долю при сокращающемся ил  медленном росте. Для этого положения  характерны чрезмерные издержки  и незначительные возможности  роста.

В процессе прогнозирования производства конкурентоспособна продук-ции, кроме четырехсекторной матрицы БКГ, могут быть пользованы девяти-секторные и другие, более широкие матрицы формирования портфеля зака-зов предприятия. Номер сектора соответствует рангу, или месту, продукции, которое она будет занимать в годовом плане производства фирмы. При необходимости может быть также построена шестнадцатисекторная или иная матрица в зависимости от количества имеющихся заказов и возможностей фирмы. Первостепенному выполнению подлежат заказы, начинающиеся с меньших номеров. Основными ограничениями плана служит производст-венная мощность предприятия. В план включаются все товары, обеспечиваю-щие наибольшую прибыль при полном использовании мощности (рис. 2).

Рис. 2.- Матрица формирования портфеля заказов.

Таким образом, прогнозирование конкурентоспособной продукции- это процесс разработки новых товаров, планирования и управления растущими и зрелыми продуктами на протяжении всего их жизненного цикла и прекра-щения выпуска нежелательных товаров. Процесс перспективного планирова-ния новой конкурентоспособной продукции включает семь основных этапов: от генерации идеи до ее коммерческой реализации (рис. 3).

Рис. 3.- Процесс планирования новой продукции

В ходе этого долгосрочного процесса фирма осуществляет: генерацию идей, оценку продукции, проверку концепции, экономический анализ, разработку продукции, пробный маркетинг и коммерческую реализацию товаров и услуг. На этапе прогнозирования новых товаров необходимо провести фильтрацию продукции. Для первичной оценки уровня конкурентоспособности планируемой к производству продукции может быть использован стандартизированный состав важнейших параметров продукции (табл.1), применяемых на американских фирмах.

Таблица 3.2. Перечень оценочных показателей новой продукции5

Наименование показателей

Значение оценки

1. Общие показатели новой продукции

Потенциальная прибыль

Существующая конкуренция

Возможная конкуренция

Размер рынка

Уровень инвестиций

Возможность патентования

Степень риска

 

Маркетинговые характеристики товара

Соответствие возможностям фирмы

Воздействие на существующую продукцию

Привлекательность для рынков

Длительность жизненного цикла

Воздействие на образ товара

Устойчивость к сезонным факторам

 

Производственные характеристики продукции

Соответствие производственной мощности

Продолжительность времени до реализации

Простота производства

Доступность производственных ресурсов

Возможность конкурентоспособных цен

 

 

В каждой группе приведенных показателей оценивается несколько важнейших параметров продукции по шкале от 1 (превосходно) до 10 (плохо) баллов. Кроме того, взвешивается возможность каждого параметра продукции, поскольку они различным образом влияют на ее конкурентоспособность. Например, продукт А получает оценку 2,5 по общим показателям, 3,0 - по маркетинговым и 1,5 – по производственным. Товар В имеет соответствующие оценки: 3,0; 1,5 и 2,0. Компания установила весовые значения: 4-общим характеристикам 5-маркетинговым и 3 – производствен-ным. Тогда продукт А получает совокупную оценку 29,5 (2,5 • 4 + 3,0 • 3 + 1,5 • 3), а товар В — 25,5 (3,0 • 4 + 1,5 • 5 + 2,0 • 3). Из этого примера видно, что продукт В оказался более конкурентоспособным, поэтому его следует рекомендовать к долгосрочному производству. 

 В процессе прогнозирования новой продукции могут быть использованы различные методы:

-экспертные оценки, основу которых составляет субъективное мнение высококвалифицированных специалистов-экспертов или экономистов-менеджеров различных уровней управления;

-экстраполяция, или статистические оценки, основанные на аналитической обработке имеющихся данных об объекте прогнозирования за прошлый период и распространении обнаруженных тенденций его развития на будущее время;

-моделирование, или экономико-математические методы, предусматри-вающие создание технических, структурных либо математических моделей, отражающих наиболее существенные закономерности поведения объекта прогнозирования в их тесном взаимодействии, как с внутренними, так и с окружающими факторами6.

 В последнее время долгосрочное планирование конкурентоспособной продукции ведется на наших предприятиях по двум направлениям:

1) создание и освоение производства  новых изделий;

2) улучшение показателей качества  выпускаемых товаров.

В план обычно включаются все новые и модифицируемые виды продукции, а также опытные образцы (партии) изделий серийного производства и головных изделий единичного производства на предстоящий пятилетний период.

 

2. Программно-целевой метод  планирования

 

Программно-целевой метод позволяет реализовать настоятельную потребность в осуществлении интеграционных процессов в экономике, обусловленную, с одной стороны, возрастанием сложности, комплексности проблем экономического развития, требующих для своего решения эффек-тивных межотраслевых, межведомственных, межрегиональных взаимодей-ствий, и, с другой - высокой степенью отраслевой и территориальной дифференциации развития производительных сил, дополняемой в условиях перехода к рыночной экономике многообразием форм собственности7.

Данный метод дает возможность достижения целей, предусматри-вающих коренные сдвиги в развитии экономики и социальной сферы, переход к новым состояниям экономических систем, которые не могут быть достигнуты в процессе реализации частных целей развития каких-либо отдельных производственных, инфраструктурных или иных элементов региональных хозяйственных систем. Для этого необходимо обеспечить интеграцию деятельности либо объединение материальных и финансовых ресурсов независимых субъектов-участников программ.

        Для программно-целевого метода характерно то, что он обеспечивает реализацию одновременно двух типов интеграции социально-экономических и научно-технических процессов: пространственной, когда требуется объединить усилия субъектов, принадлежащих к различным отраслям, регионам или формам собственности, и временной, когда требуется добиться четкой последовательности и единства различных этапов (стадий) общего процесса движения к конечной цели, предусмотренной программой.

В отечественной экономической теории программно-целевое управление нередко рассматривалось только как метод планирования. Однако основное в программно-целевом подходе – это органическое единство четко структури-рованной содержательной части программы с формированием и исполь-зованием организационного и финансового механизмов ее реализации, контролем реализации (последнее является одновременно и элементом активно функционирующей обратной связи).

Применение такого сложного организационно-хозяйственного инструмента, как целевая программа, оправдано для решения далеко не для всех проблем, возникающих при функционировании хозяйственных систем.

Условиями использования программно-целевого подхода являются:

• необходимость кардинального изменения неблагоприятных пропорций, структуры, тенденций развития экономики и социальной сферы;

• комплексность возникшей социально-экономической, научно-технической и природно-экологической проблемы, требующей межотраслевой и межрегиональной координации программных мероприятий;

• отсутствие возможностей достижения необходимых целей развития, исходя только из существующего уровня взаимосвязей между уровнями управления, хозяйствующими субъектами и т.д.;

• необходимость скоординированного использования финансовых и материальных ресурсов различной ведомственной, отраслевой, региональной и иной принадлежности для достижения особо важной цели (федеральной, региональной или муниципальной значимости)8.

 В условиях переходного периода к рыночной системе хозяйствования сохраняются общие предпосылки использования программно-целевого подхода: преодоление целевой ограниченности в решении проблем развития отдельных ведомств и товаропроизводителей; необходимость достижения кардинальных сдвигов в экономической сфере, затрагивающих пространст-венные аспекты общественного воспроизводства (освоение ресурсов межрайонного значения, взаимодействие регионов при решении крупных территориальных проблем, строительство объектов производственной инфраструктуры межрайонного назначения и т.д.); появление ряда новых факторов, обусловленных особенностями переходного периода.

Так, кризисные явления в экономике переходного периода вызывают, как известно, необходимость коренного изменения устаревшей структуры хозяйства, резкой активизации инновационной и инвестиционной деятельности и т.д. Все это, согласно теории экономики переходного периода, должно обеспечить принципиально более высокий уровень эффективности. Фактически же развивается процесс структурной перестройки “наоборот”, который осуществляется за счет “утяжеления” отраслевой структуры производства, “вымывания” наукоемких производств (особенно на предприятиях ВПК). Перед страной стоит задача преодоления негативных последствий, вызванных резким обострением депрессивных явлений в регионах с высокой концентрацией производств с устаревшим технологическим укладом и не способных обеспечить необходимый уровень конкурентоспособности отечественной продукции, особенно в случаях зачастую недобросовестной конкуренции со стороны иностранных производителей и отсутствия последовательной государственной политики поддержки отечественного предпринимателя.

Одновременно происходит рост безработицы, ухудшение социально-экономического положения населения, возрастает число населенных пунктов и регионов, находящихся в кризисном состоянии. В этих условиях особо важное значение приобретают инструменты экономической политики, предназначенные для осуществления принципиальных структурных сдвигов в экономике страны в целом, отдельных регионов или населенных пунктов.

Одним из таких ключевых экономических инструментов является программно-целевой метод, условия применения которого (необходимость кардинального изменения неблагоприятных пропорций, структуры, тенден-ций развития экономики и социальной сферы, комплексность возникшей проблемы и т.д.) полностью соответствуют специфике переходного периода и позволяют рассматривать его в качестве одного из основных методов осуществления качественных изменений социально-экономической ситуации как на государственном, так и на региональном и муниципальном уровнях.

Необходимость поддержки как позитивных проявлений в условиях кризиса- конструктивных структурных сдвигов, так и смягчения негативных социально-экономических последствий делают целесообразным первооче-редное использование программно-целевого метода для решения такого рода “биполярных” проблем переходного периода.

Особая роль целевых программ в рыночной экономике определяется тем, что рынок не всегда позволяет в полной мере мобилизовать дополнительные финансовые и материальные ресурсы для развития регионов. Успешно решая задачи использования ресурсов, он довольно плохо справляется с задачами их воспроизводства, требующими большей продолжительности инвестиционного цикла. Поэтому все, что связано с приданием экономике поступательной целевой динамики в условиях дискретности крупных народнохозяйственных проблем, естественным образом “ложится” на программы.

На этапе выхода из кризиса особенно важное значение приобретает антиинерционный потенциал программного метода, его способность мобилизовать ресурсы на решение таких проблем, которые еще не вошли в структуру интересов сложившихся звеньев экономики и поэтому не могут быть решены в рамках их традиционного функционирования.

Преимущества программно-целевого метода управления экономическим и социальным развитием регионов характеризуются в целом следующими принципиальными особенностями:9

- индикативным характером программ, сроки реализации которых, находятся в прямой зависимости от обеспеченности программ необходи-мыми материальными и финансовыми ресурсами;

- системным характером основных  целей и задач программы по  решению сложных комплексных (межотраслевых  и межрегиональных) проблем развития  экономики и социальной сферы  региона различного таксономического  уровня;

- обеспечением единства методологических и методических подходов к решению задач развития регионов различного таксономического уровня;

- способностью концентрировать  ограниченные материальные и  финан-совые ресурсы на решение принципиальных вопросов социально-экономи-ческого развития региона, от которых зависит поступательное развитие экономики и рост жизненного уровня населения (проведение структурной политики по существу, т.е. в пользу ускоренного развития отраслей обрабатывающей промышленности, первоочередная реализация приоритет-ных инвестиционных проектов развития экономики и социальной сферы, развитие наукоемких производств, содействие занятости населения и др.);

- возможностью использовать эффект  мультипликатора при целевом  использовании ограниченных бюджетных ресурсов за счет дополнительного привлечения внебюджетных средств, собственных средств заинтересованных государственных и коммерческих предприятий и фирм, банковского кредита и иных привлеченных средств потенциальных отечественных и иностранных инвесторов. В связи с этим можно говорить об инициирующем характере целевых программ, способных привлечь во многих случаях значительные финансовые ресурсы, если намечаемые перспективы развития региона резко повышают его инвестиционную привлекательность для отечественных и зарубежных инвесторов и гарантируют возврат кредитных ресурсов;

- возможностью сочетать в ходе  государственного управления развитием  экономики и социальной сферы  на всех территориально-структурных  уровнях программно-целевой метод  управления региональным развитием с методами регионального прогнозирования и индикативного планирования. Это относится как к развитию государственного сектора экономики и тех хозяйственных комплексов, функционирование которых имеет жизненно важное значение для национальной безопасности страны-военно-промыш-ленного, агропромышленного, металлургического, топливно-энергетического и др., так и к приоритетному развитию отдельных регионов страны- к государственной поддержке кризисных, депрессивных и отсталых регионов, регионов с тяжелыми природно-климатическими и транспортными условия-ми, районов, обладающих особым геополитическим положением или подвер-женных воздействию природных и техногенных катастроф и аварий и др.;

Информация о работе Прогнозирование производства конкурентоспособной продукции. Программно-целевой метод планирования