Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 16:36, контрольная работа
Цель данной работы - выявить проблемы современных российских фондовых бирж, выяснить причины их возникновения.
В этой работе будут рассмотрены такие проблемы фондовых бирж, как их государственное регулирование и саморегулирование, взаимодействие внебиржевого и биржевого рынков ценных бумаг, информационная закрытость
(непрозрачность), мошенничество на фондовых биржах.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Фондовая биржа как хозяйствующий субъект современной рыночной экономики…………………………………………………………………….…...4
1.1.Фондовая биржа как экономическая категория………..4
1.2.Механизм функционирования фондовой биржи…………………….7
1.3. Регулирование деятельности фондовых бирж……………........………….9
1.4. Развитие биржевого фондового рынка наряду с внебиржевым: современные общемировые тенденции………………………………...11
2. Проблемы развития фондовых бирж в России и направления их
совершенствования .........................…………………...………………….…….14
2.1. Проблемы государственного регулирования деятельности фондовых бирж и их саморегулирования…………………….......................…..…...…….17
2.2. Взаимодействие биржевого и внебиржевого рынков ценных бумаг в российской экономике……………………………………………...............…...22
2.3. Проблемы мошенничества на российском рынке ценных бумаг…........29
Заключение………………………………………………………………….........32
Список, используемых источников………………………………………….....35
Значение биржевых и внебиржевых рынков в организации торговли ценными бумагами, их соотношение в различных странах неодинаково. В одних государствах торговля вне бирж не играет существенной роли, а в других - даже запрещена. В то же время в ряде стран во внебиржевом обороте находится значительная масса ценных бумаг.
Хотя в странах с
развитой рыночной экономикой фондовые
биржи все еще играют большую
роль в организации обращения
ценных бумаг, тем не менее, значение
биржи постоянно снижается. Все
более решительно заявляют о себе
новые формы организации
Наибольшее развитие внебиржевой рынок получил в США, где преобладающее большинство торговых сделок с государственными ценными бумагами производится через компьютерные экраны или с помощью телефонов, телексов и без биржевых посредников.
Еще одной альтернативой
биржевому рынку в США является
Система автоматической котировки
Национальной ассоциации дилеров по
ценным бумагам-
НАСДАК, которая образовалась как междилерский
рынок зарегистрированных, но не котирующихся
на бирже ценных бумаг. Под эгидой этой
ассоциации в США с
1971 г. функционирует своеобразная электронная
биржа. Аналогичные процессы протекают
и в других высокоразвитых странах Запада.
Конкуренцию бирже составляют новые организационные
формы (механизмы и технологии) торговли
ценными бумагами. Такой рынок имеет в
сравнении с биржевым более низкие требования
к качеству ценных бумаг, включает в себя
акции малых и средних компаний, но при
этом поддерживает регулярность торговли,
котировки, единство правил.
Из внебиржевого оборота возникают системы торговли ценными бумагами, основывающиеся на современных средствах коммуникации и компьютерных технологиях. Эти системы представляют собой подобие территориально распределенной электронной биржи. Они имеют свои правила организации торговли, допуска ценных бумаг на рынок (листинг), отбора участников.
Характерными чертами
компьютеризированного рынка
- отсутствие физического места, где встречаются
продавцы и покупатели, и, следовательно,
отсутствие прямого контакта между ними;
- полная автоматизация процесса торговли
и его обслуживания; роль участников рынка
сводится в основном только к вводу своих
заявок на куплю- продажу ценных бумаг
в систему торгов.
В качестве примера организованных компьютерных рынков внебиржевой торговли служат: Система автоматической котировки национальной ассоциации инвестиционных дилеров (НАСДАК); Канадская система внебиржевой автоматической торговли (СОАТС); Система автоматической котировки и дилинга при Сингапурской фондовой бирже (SESDAQ).
2. Проблемы развития
фондовых бирж в России и
направления их
История фондового рынка
в Западной Европе и США насчитывает
более чем три столетия. Организованный
рынок ценных бумаг в России существует
всего
10 лет.
Организационно возрождение
бирж было частично подготовлено системой
аукционной торговли производственными
ресурсами (1988-1989гг). Кризис
Госснаба СССР; появление бартерного обмена;
проекты создания бирж ориентировались
на организацию бартерных обменов; к развитию
биржевой торговли подталкивало и наличие
сверхнормативных и неиспользованных
запасов, которые скопились на складах
предприятий; предприятия заинтересовались
в биржах, как возможность реализовать
товары по рыночным ценам. Советская экономика
в течение долгового времени была экономикой
дефицитной, т.е. денежный спрос превышал
товарное предложение в форме средств
производства и предметов потребления.
Появление биржевых структур
явилось одним из направлений
вложения избыточных денежных средств.
Отличительной чертой крупнейших РФ
бирж всегда была их универсальность,
т.е. на одной и той же бирже
совершаются операции товарные и
фондовые. Формирование бирж в РФ осуществлялось
в условиях отсутствия нормативно-правовой
базы, а также в условиях нестабильной
экономики и спада производства. Было
связано с большим риском для инвесторов.
Ситуация на бирже характеризовалась
взлетом и падением заработков. Сейчас
в РФ биржи уже прошли ряд этапов:
1.возрождение;
2.быстрый рост;
3.спад биржевой активности;
4.реорганизация бирж (этот этап предполагает
выживание в рыночных условиях).
Этапы развития
1991-1992
Формирование первичной
нормативно-законодательной
1992-1995
Ваучерная приватизация. Создание и развитие организованного рынка государственных ценных бумаг.
В 1994 г. рынок ценных бумаг в России начинает оказывать значительное влияние на экономическое и политическое развитие страны: способствует снижению темпов инфляции и разрешению кризиса неплатежей. Первые крупные вложения иностранных инвесторов в акции приватизированных российских предприятий.
Дальнейшее развитие инфраструктуры
рынка: создание в середине 1996 г.
Российской торговой системы (РТС), возникновение
саморегулируемых организаций участников
рынка.
Эпоха пирамид
В 1993-1994 гг. в России функционировали
ряд организаций - т.н.
"финансовых пирамид": "Хопер-инвест",
"Олби-дипломат", "Властелина",
"Гермес", "Русский Дом Селенга"
и др. Наибольшую известность получило
АО
"МММ", которое на пике активности
зарабатывало на продаже своих акций 20
млрд. неденоминированных рублей в неделю,
обещая своим вкладчикам от 1000% до 3000% годовых.
Число вкладчиков по самым скромным оценкам
превысило 10 млн. человек.
К моменту прекращения деятельности МММ имела обязательства перед вкладчиками на 3 трлн. руб. и 50 млрд. руб. неуплаченных налогов. Именно неуплата налогов стала причиной, по которой 22 июля 1994 года милиция опечатала офисы АО "МММ". Только после краха аферы МММ и ей подобных государство обратило пристальное внимание на необходимость защиты прав инвесторов.
Теперь процедура эмиссии ценных бумаг регулируется "Законом о рынке ценных бумаг"
1996 - октябрь 1997
Вступление в силу в 1996 г. законов РФ "Об акционерных обществах" и "О рынке ценных бумаг". Рост ликвидности и капитализации рынка.
В октябре 1997 г. начался обвал
российского фондового рынка, вызванный
мировым финансовым кризисом, который
продолжался год - до октября 1998 г.
За это время капитализация рынка акций
снизилась в 15 раз. 17 августа 1998 г. Правительство
РФ объявило дефолт - рухнул рынок ГКО.
Ряд субъектов
Российской Федерации отказались обслуживать
свои облигационные займы.
Октябрь 1998-2000
Рост рынка акций, увеличение объема торгов. В 1999 г. в России появляется интернет-трейдинг. В 1999 г темпы роста российского фондового рынка - вторые в мире после турецкого. Принят "Закон о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг".
В 2000 году внутренний рынок
государственных бумаг
Министерство финансов РФ изменило политику
заимствований, значительно уменьшив
их объем. Кроме того, была резко сокращена
доля нерезидентов (на конец года иностранные
инвесторы владели менее чем 10% облигаций
от общего объема ГКО-ОФЗ в обращении),
что способствовало уменьшению зависимости
рынка от мировой конъюнктуры. Обязательства
государства перед владельцами
ГКО были реструктурированы.
2001 год
Индекс РТС на закрытие торговой сессии в последний рабочий день 2001 года - 29 декабря - зафиксирован на отметке 260,05 пункта, что является максимальным значением с 14 мая 1998 г. По итогам 2001 г. индекс РТС вырос на 98.48% (значение на 3 января 2001 г. - 131.02 пункта). Стальные фондовые рынки стран с развивающейся рыночной экономикой имеют гораздо худшие результаты.
Государственная Дума принимает
ряд важнейших для российской
экономики и фондового рынка
законопроектов снижен налог на прибыль
и отменены все льготы по этому
налогу; принят новый проект Уголовно-процессуального
кодекса, ужесточающий наказания за
злоупотребления при выпуске
ценных бумаг; принят Земельный кодекс,
закрепляющий за компаниями право на
землю, принят в новой редакции "Закон
об акционерных обществах", расширяющий
компетенцию Совета директоров и
общего собрания акционеров. Также
начато обсуждение банковской реформы
(14 января 2002 года опубликовано заявление
Правительства РФ и Банка России "О
стратегии развития банковского сектора
Российской Федерации"), реформы жилищно-коммунального
хозяйства и
Министерства путей сообщения.
Все ведущие международные
рейтинговые агентства - Standard&Poors,
Moodys, Fitch IBCA - повысили кредитные рейтинги
Российской Федерации и субъектов РФ.
2.1 Проблемы государственного
регулирования деятельности
В настоящее время система
государственного регулирования рынка
ценных бумаг, как и в 90-е годы,
должна предусматривать два уровня
органов регулирования и три
уровня нормативных актов (законы, акты
государственного регулятора и правила
и стандарты саморегулирования)
В основе регулирования должен
лежать принцип активного
1. Государственные органы регулирования,
включая Федеральную комиссию по рынку
ценных бумаг;
2. Саморегулируемые организации.
Структура органов государственного
регулирования российского
Высшие органы государственной власти:
Государственная Дума издает законы, регулирующие рынок ценных бумаг;
Президент издает указы, поскольку законы принимаются довольно медленно и развитие рынка ценных бумаг в России осуществляется в соответствии с этими указами; главная их цель – осуществление и ускорение процесса приватизации и экономической реформы;
Правительство – выпускает постановления, обычно в развитие указов президента.
Государственные органы регулирования рынка ценных бумаг министерского уровня:
Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ);
Министерство финансов РФ;
Центральный банк РФ;
Государственный комитет по антимонопольной политике;
Госстрахнадзор.
ФКЦБ имеет много полномочий в области координации, разработки стандартов, лицензирования, установления квалификационных требований и т. д. Реально пока занимается только лицензированием деятельности реестродержателей и регулированием их деятельности. По мере создания организационной структуры может взять на себя основную нормотворческую и контрольную работу по регулирования рынка ценных бумаг.
Министерство финансов РФ регистрирует выпуски ценных бумаг корпораций, субъектов федерации и органов местного самоуправления, лицензирует фондовые биржи, инвестиционные компании, инвестиционные фонды, устанавливает правила бухгалтерского учета операций с ценными бумагами, осуществляет выпуск государственных ценных бумаг и регулирует их обращение.
Центральный банк РФ – федеральный орган, действующий на основании закона, регистрирует выпуски ценных бумаг кредитных организаций, регулирует деятельность клиринговых организаций и организаций, производящих безналичные расчеты по сделкам с ценными бумагами, контролирует экспорт и импорт капитала.
Государственный комитет
по антимонопольной политике устанавливает
антимонопольные правила и
Госстрахнадзор регулирует особенности деятельности на рынке ценных бумаг страховых компаний.
В отношении государственных
регуляторов должны быть в значительной
мере усилены функция
Необходимо осуществление
следующих организационных
. Введение стратегического планирования;
. Создание Национального совета по финансовому рынку при Председателе
Правительства РФ, постоянно
действующих рабочих групп
России и других регуляторов;
- Заключение соглашения между Банком России и ФКЦБ о разграничении полномочий и координации действий на фондовом рынке;
- Создание региональных отделений ФКЦБ в областях и республиках.
Соответственно необходимо отказаться от попыток внедрить концепцию мега регулятора как не соответствующую российским условиям (отсутствие финансовых конгломератов, ослабление совокупных ресурсов регулятора). Важно также отказаться от попыток ввести исключительно функциональное регулирование рынка ценных бумаг. Необходимо обеспечить сочетание институционального и функционального регулирования, как это происходит повсеместно в международной практике.