Промышленность в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 22:25, реферат

Краткое описание

Промышленность — важнейшая отрасль народного хозяйства, оказывающая решающее воздействие на уровень развития производительных сил общества.

Содержание

2. Современное положение ПК
3. Проблемы развития и тормозящие факты
4. Программа и тенденции развития: цели, задачи, направления
5. Вопрос об отходах
6. Достижения
7. Заключение
8. Список Литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ПК.docx

— 67.10 Кб (Скачать файл)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. www.ng.by  “Народная газета”/разд. экономические новости
  2. www.belstat.gov.by  Национальный статистический комитет Республики Беларусь
  3. www. minprom.gov.by Министерство Промышленности Республики Беларусь
  4. www.belta.by Новости Беларуси
  5. www.ecomyzone.com Аналитика в сфере экономики

 

    

 

 

Содержание

  1. Введение
  2. Современное положение ПК
  3. Проблемы развития и тормозящие факты
  4. Программа и тенденции развития: цели, задачи, направления
  5. Вопрос об отходах
  6. Достижения
  7. Заключение
  8. Список Литературы
  9.  

Промышленность — важнейшая отрасль народного хозяйства, оказывающая решающее воздействие на уровень развития производительных сил общества.

Промышленность состоит из двух больших групп отраслей:

  1. Добывающей
  2. Обрабатывающей

Добывающая промышленность

 

К добывающей промышленности относятся предприятия по добыче горно-химического сырья, руд чёрных и цветных металлов и нерудного сырья для металлургии, неметаллических руд, нефти, газа, угля, торфа, сланцев, соли, нерудных строительных материалов, лёгких природных заполнителей и известняка, а также гидроэлектростанции, водопроводы, предприятия лесоэксплуатации, по лову рыбы и добыче морепродуктов.

Обрабатывающая промышленность

К обрабатывающей промышленности относятся предприятия машиностроения, предприятия по производству чёрных и цветных металлов, проката, химических и нефтехимических продуктов, машин и оборудования, продуктов деревообработки и целлюлозно-бумажной промышленности, цемента и др. строительных материалов, продуктов лёгкой и пищевой промышленности, местная промышленность, а также предприятия по ремонту промышленных изделий (паровозоремонтная, локомотиворемонтная) и теплоэлектростанции, кинопромышленность (киноиндустрия).

Ведущие отрасли промышленности Беларуси:

  • машиностроение:
  • автомобилестроение
  • производство грузовых автомобилей
  • приборостроение и электротехническая промышленность
  • радиоэлектроника
  • тракторное и сельскохозяйственное машиностроение
  • станкостроение
  • химическая промышленность
  • лесная и деревообрабатывающая промышленность
  • оптико–механическая промышленность
  • легкая и пищевая промышленность 

2)Устойчивое развитие страны во многом определяется созданным производственным потенциалом, его структурой и качеством. Основу производственного потенциала Республики Беларусь составляет промышленность. На ее долю приходится 39,6% основных производственных фондов, на 2390 различных предприятиях трудится 27,3% общей численности занятого в экономике населения и создается около 30% валового внутреннего продукта страны.

 Он  формирует более 90 процентов объема экспорта и основную сумму валютных поступлений в республику, обеспечивает рабочими местами четверть экономически активного населения страны.

Ведущее место принадлежит машиностроению и металлообработке, химической и  нефтехимической промышленности, легкой промышленности на долю которых приходится 25,7%, 13,9% и 6,8%, общего объема продукции промышленности и, соответственно – 29,2%, 20,7% и 5,4% общей стоимости основных промышленно-производственных фондов. 
К числу наиболее актуальных проблем экономического развития Беларуси относится отсутствие в стране достаточного количества собственных топливно-энергетических

ресурсов, обусловливающее высокую зависимость от импортируемых российских ТЭР и существенную энергоемкость ВВП. В частности, по уровню потребления ТЭР на единицу ВВП Беларусь занимает 29-е место среди 132 стран с показателем 543,8 кг условного

топлива (у. т.) на 1000 долларов ВВП. Хуже ситуация по этому показателю у стран Африки, ряда государств СНГ (Узбекистан, Туркменистан, Украина, Кыргызстан, Казахстан). Одновременно следует отметить, что, в отличие  от Беларуси, у многих стран Содружества  и БРИК с высокими показателями затрат ТЭР на единицу ВВП имеются  собственные производства топливно-энергетических ресурсов. Объемы производства ТЭР  на единицу ВВП в Республике Беларусь покрывают потребности национальной экономики лишь на 15,1 %.

В наиболее развитых странах  потребление ТЭР на единицу ВВП  составляет 60–160 кг у. т., что в 3,4–9,1 раза меньше, чем в Беларуси. Угрозу нашей национальной экономической  безопасности несет не только высокая  энергоемкость ВВП при низкой обеспеченности собственными топливными ресурсами, нои существенная концентрация потребления страны на одном топливно-энергетическом ресурсе -природном газе, поставляемом из одной страны-поставщика – России. По уровню потребления природного газа на единицу ВВП (0,23 тыс. куб. м/долл.) Республика Беларусь опережает Украину, Казахстан, развитые страны, Китай и лишь немного отстает от Российской Федерации – одного из основных поставщиков данного ресурса в мире (0,26 тыс. куб. м/долл.)

3)Однако техническая база промышленности устарела. На большинстве предприятий она представляет преимущественно традиционный IV технологический уклад, тогда как экономически развитые страны перешли на V-VI уклады .

Внутренними ограничителями промышленного роста выступают:

    • неэффективная отраслевая и технологическая структура промышленного комплекса: на долю высокотехнологичных производств в Республике Беларусь приходится порядка 4,4 процента выпускаемой промышленной продукции, в развитых странах – 15 процентов;
    • громоздкая система государственного управления промышленностью, насчитывающая 8 министерств и концернов, что ведет к заорганизованности подведомственных организаций и отсутствию должного взаимодействия. В России, Украине, Казахстане и других странах СНГ промышленность курируют 1–2 министерства;
    • слабая кооперация отечественных предприятий с международными компаниями, что не позволяет им получать экономический эффект от масштаба и широко участвовать в международном разделении труда;
    • опережающий рост инвестиций в сектора промышленности, ориентированные на внутренний рынок, а не в высокотехнологичные экспортоориентированные производства, слабый уровень развития инновационной системы, взаимодействия науки и бизнеса;
    • низкий уровень эффективности государственной поддержки, не стимулирующей ее получателей к росту эффективности производства и во многом не соответствующей современным условиям международной торговли, отсутствие приоритетов ее оказания, соответствующих ограниченным финансовым ресурсам государства;
    • высокий износ активной части основных средств и морально устаревшая инфраструктура промышленных организаций;
    • высокая затратность промышленных производств, существенная импортоемкость промышленной продукции и недостаточный уровень ее реализации на экспорт, что приводит к дефициту финансовых ресурсов для пополнения оборотных средств и инвестирования в техническое перевооружение, отрицательно влияет на конкурентоспособность выпускаемой продукции;
    • отсутствие у градообразующих промышленных предприятий в малых и средних городах кооперации с крупными промышленными организациями, а также собственной конструкторской базы, что приводит к снижению их технологического уровня и убыточной работе;

Решение указанных проблем обусловливает  необходимость проведения структурных  преобразований отечественной промышленности, модернизации традиционных промышленных видов деятельности, ускоренного  развития высокотехнологичных наукоемких производств, совершенствования системы  государственного управления промышленным комплексом, определения и четкого  соблюдения приоритетов развития промышленности при оказании государственной поддержки.

 

 

4) Активное проведение индустриально-инновационной политики позволит сократить вдвое разрыв по уровню производительности труда (по добавленной стоимости) от европейских стран. К концу 2020 года выработка по ВДС на 1 занятого в промышленности должна составлять не менее 30 тыс. долларов США (при условии среднегодовых темпов прироста производительности труда в зоне ЕС-27 на 1–1,5 процента).

Достижение такого высокого уровня производительности потребует роста  валовой добавленной стоимости  в постоянных ценах в 2015 году в 1,6– 1,7 раза к 2010 году, в 2020 году – в 1,4–1,5 раза к 2015 году. В период реализации Программы среднегодовые темпы  прироста ВДС в промышленности составят 7–8 процентов (против 4–5 процентов, прогнозируемых в Российской Федерации).

Основными факторами роста валовой  добавленной стоимости станут:

снижение материалоемкости промышленной продукции за 2011–              2015 годы на 6–7 процентов к 2010 году, за 2016–2020 годы – на 5–6 процентов к 2015 году;

освоение выпуска наукоемкой продукции;

оптимизация производственных процессов  и структуры занятых в промышленности.

Намеченные отраслевые структурные  сдвиги в промышленном комплексе  обеспечат увеличение доли инновационных  высоко-технологичных производств в общем объеме производства с 5 процентов в 2010 году до 15 процентов в 2020 году.

Выпуск высокотехнологичной конкурентоспособной  продукции будет способствовать росту устойчивости промышленного  комплекса страны к изменению  ценовой конъюнктуры на внешних  рынках и позволит увеличить рентабельность продаж до 15–16 процентов, что соответствует уровню в промышленности стран ЕС-17.

Важным фактором промышленного  роста станет активизация инвестиционной деятельности на основе селективного подхода. Наращивание инвестиций должно осуществляться темпами, сопоставимыми  с ростом валовой добавленной  стоимости. Акцент в инвестировании будет сделан на обновлении активной части основных средств, что приведет к снижению ее износа до 45 процентов к 2015 году и до 40 процентов к 2020 году.

Необходимость создания около 400 тысяч  высокопроизводительных рабочих мест, модернизация большинства традиционных рабочих мест, достижение запланированного в Программе роста валовой  добавленной стоимости и увеличения объемов промышленного производства потребует за 2012–2020 годы инвестиционных вложений в основной капитал в размере порядка 55–60 млрд. долларов США (в ценах 2010 года). В 2012–2015 годах среднегодовой объем инвестиций в основной капитал должен составить 6–6,5 млрд.долларов США, в 2016–2020 годах – 6,9–7,4 млрд. долларов США.

Также для достижения целевых параметров Программы необходимо увеличение оборотных средств промышленных организаций. С учетом ускорения их оборачиваемости в период реализации Программы в 1,3–               1,4 раза, дополнительно потребуется порядка 10–12 млрд.долларов США (в среднем за год оборотные средства должны прирастать на 1–1,2 млрд. долларов США).

Расходы на научное обслуживание (финансирование прикладных разработок, приобретение технологий, развитие базы отраслевой науки) предусматриваются в объеме 6,8 млрд.долларов США, в том числе за 2012–2015 годы – 2,1 млрд.долларов США (2,5 процента от создаваемой в промышленном производстве валовой добавленной стоимости за этот период), за 2016–2020 годы – 4,7 млрд.долларов США (3 процента).

Расходы на обучение и подготовку кадров, в том числе для новых и модернизированных высокопроизводительных рабочих мест, предполагаются в размере 4,4 млрд.долларов США.

Иные расходы (включая развитие товаропроводящей сети, консалтинговой и лизинговой деятельности, создание логистических центров) составят порядка 7 млрд.долларов США.

В целом на реализацию Программы  потребуется порядка 83,2–90,2 млрд.долларов США.

По предварительным расчетам, основными  источниками средств на выполнение программы станут собственные средства организаций – до 35–37 процентов, и иностранные источники (прежде всего, прямые иностранные инвестиции) – до 33–35 процентов, а также кредиты банков и прочие источники – 30 процентов.

Средства республиканского бюджета  будут направлены, прежде всего, на поддержку на конкурсной основе высокоэффективных  проектов в рамках действующих обязательств по субсидированию промышленности в  ЕЭП.

Дополнительным источником повышения  эффективности организаций станет дальнейшее совершенствование налоговой  системы, в том числе механизмов взимания основных налогов, а также  оптимизация тарифов на топливно-энергетические ресурсы, концентрация ресурсов в рамках создаваемых холдингов.

 

Приоритетами развития промышленного комплекса определены:

    • создание высокотехнологичных наукоемких производств V и   VI технологических укладов;
    • наращивание экспортного потенциала традиционных секторов промышленности за счет организации новых специализированных производств по выпуску продукции с высокой добавленной стоимостью;
    • ресурсосбережение (снижение материало- и энергоемкости) и рациональное использование имеющихся в республике сырьевых ресурсов, углубление переработки сырья;
    • стимулирование инвестиционной активности, повышение эффективности и формирование инфраструктуры проведения НИОКР по созданию новых видов промышленной продукции;
    • совершенствование организационных форм в промышленности путем исключения непрофильных активов, преобразования и оптимизации крупных объединений промышленных предприятий в хозяйственные общества кластерного типа (холдинги, совместные предприятия и другие производственные и научно-производственные объединения);
    • сохранение и укрепление конкурентных позиций на традиционных рынках, на мировых рынках высокотехнологичной наукоемкой продукции, поиск стратегических партнеров и освоение новых рынков.
    • Изменение структуры промышленного комплекса будет определяться динамикой развития отдельных видов экономической деятельности в соответствии с потребностями внутреннего рынка и изменениями мировой рыночной конъюнктуры. Выделено три блока отраслей, использование конкурентных преимуществ которых позволит обеспечить качественный рост отечественной промышленности:
    • традиционный сектор экономики и экспортоориентированные производства на основе местных сырьевых ресурсов (производство сельскохозяйственной техники, транспортных средств, станкостроение, металлургическое производство, производство резиновых и пластмассовых изделий, деревообработка, текстильное и швейное производство, производство пищевых продуктов и др.);
    • топливно-энергетический комплекс (добыча нефти и производство нефтепродуктов);
    • высокотехнологичные наукоемкие производства, основанные на использовании нано- и биотехнологий, оптических и электронных технологий (микроэлектроника, фармацевтическая промышленность, микробиология, химические производства и др.).

Информация о работе Промышленность в РБ