Промышленно-развитые страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 21:38, курсовая работа

Краткое описание

Развитые страны (англ. Developed countries) характеризуются довольно высоким уровнем дохода на душу населения. В таких странах большая часть населения имеет высокий уровень жизни. Развитые страны имеют, как правило, большой запас произведённого капитала и население, которое по большей части занято высокоспециализированными видами деятельности. В этой группе стран проживает около 15 % населения мира. Развитые страны называют также индустриальными странами или индустриально развитыми.
В качестве развитых стран ООН выделяет государства с рыночной экономикой:
Австралия, Австрия, Бельгия, Ватикан, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Исландия, Ирландия, Израиль, Испания, Италия, ОАЭ, Канада, Лихтенштейн, Люксембург, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Португалия, Сан-Марино, Сингапур, США, Тайвань, Финляндия, Франция, Швеция, Швейцария, Южная Корея, Япония.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОМЫШЛЕННО РАЗВИТЫХ СТРАН
1.1 Основные признаки развитых стран.
1.2 Дифференциация и выравнивание уровней экономического развития
1.3 Основные модели хозяйственного устройства развитых стран
Вывод:
ГЛАВА 2.ВНУТРЕННИЕ РЫНКИ ПРОМЫШЛЕННО РАЗВИТЫХ СТРАН
2.1 Объем и уровень развития внутренних рынков
2.2 Потребительский спрос
2.3 Производственный спрос
2.4 Структура предложения
2.5 Институциональная структура внутренних рынков
Вывод.
ГЛАВА 3.ПРОМЫШЛЕННО РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ В МИРОВОМ ХОЗЯЙСТВЕ
3.1 Промышленно развитые страны в мировом производстве
3.2 Промышленно развитые страны в международных экономических отношениях
Вывод:
ГЛАВА 4.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РАЗВИТЫХ СТРАН
4.1Экономическая стратегия и политика западных стран в 50 – 60-е годы
4.2 Основные направления экономической стратегии и политики в 80 – 90 -е годы
4.3 Основные направления внешнеэкономической политики
4.4 Географические приоритеты внешнеэкономической политики
Вывод
ГЛАВА 5. КРИЗИС 2008 ГОДА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ МИРА
5.1 Развитие кризиса
5.2 Финансовый кризис в Европе. Какие европейские страны пострадали больше всего
5.3 Инструменты борьбы с финансовым кризисом
Вывод
ГЛАВА 6.ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПРОМЫШЛЕННО-РАЗВИТЫХ СТРАН
6.1 США
6.2 Канада
6.3 Япония
6.4 Страны Западной Европы.
6.5 Европейский союз.
Вывод
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ

Вложенные файлы: 1 файл

Промышленно развитые страны.docx

— 138.02 Кб (Скачать файл)

Индивидуальное благосостояние выдвинулось в качестве одной  из основных проблем социально-экономического развития. Были приняты законы о  фиксированном минимуме заработной платы, введены налоги на наследуемое  имущество, установлена прогрессивная  шкала налогообложения прибыли. Во многих странах значительные средства стали направляться на рост социального  благосостояния.

В тесной связи со стратегией государства благосостояния развивалась  политика «полной занятости». Для  ликвидации безработицы увеличивались  государственные расходы, чтобы  возместить недостаточную склонность к потреблению частных лиц  и довести общий объем эффективного спроса до уровня «полной занятости». При этом достижение «полной занятости» не исключало существование безработицы.

Инструменты экономической  политики. Важное место в приоритетах экономической политики отводилось государственному развитию НИОКР – одному из основных факторов экономического роста, важнейшему элементу, определяющему конкурентоспособность компаний и национальных экономик в целом. Были созданы государственные лаборатории и институты, а также особые государственные и полугосударственные компании, занимающиеся не только оказанием государственной помощи, но и внедрением новшеств, созданных в государственных лабораториях и институтах. В 60 – 70-е годы на долю государства приходилось более половины всех национальных расходов на НИОКР.

В тесной связи с развитием  планирования формировалась политик  цен и доходов, которая предоставляла  собой одно из средств централизованного  регулирования общего размера и  распределения национального дохода.

Как видно, в общехозяйственной  стратегии и политике капиталистических  стран в 50 – 60-е годы первостепенное внимание уделялось стабилизации размещения факторов производства и распределения  доходов и в целом – общеэкономической  активности. Осуществление данных целей  было связано с применением инструментов денежной и фискальной политики (управление спросом) для уменьшения амплитуды  циклических колебаний деловой  активности (тонкая настройка).

Возникновение таких целей  экономической политики, как полная занятость, стабилизация цен, экономический  рост, внешнеэкономическое равновесие, явилось следствием глубоких социальных и политических кризисов первой половины столетия, показавших, какую угрозу экономической и политической системе  западных стран несли в себе массовая безработица инфляция. В ходе их осуществления индустриальные страны добились заметных результатов, ликвидировав массовую безработицу, поддержав почти  непрерывный рост ВВП и международной  торговли.

 

4.2 Основные направления  экономической стратегии и политики  в 80 – 90 -е годы

 

Теоретические подходы. Рыночная философия получила мощный импульс и отодвинула концепции позитивной активности государства. Кейнсианская теория исходила из значительных свободных ресурсов рабочей силы и недостаточно загруженных производственных мощностей и провозглашала необходимость экономического роста главным образом за счет экстенсивных факторов. По мере исчерпания этих факторов все более актуальной становилась проблема перехода к интенсивному росту за счет отдачи основных фондов.

Широкое распространение  получила концепция монетаризма, что  явилось следствием резкого обострения инфляции в западных странах в 70-е  годы.

Структурная политика. Вся экономическая стратегия западных стран стала направляться на повышение гибкости экономической системы в целом, ее способности достаточно быстро реагировать на структурные перемены в мировой экономике.

Изменения в целях были связаны с положением государства  в совокупном спросе. Правительственные  расходы на товары и услуги обеспечивали 20% конечного потребления в странах  ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития), а общеправительственные расходы составляли примерно 40% ВВП. Это обстоятельство противодействовало резким изменениям в деловой активности в результате действия фискальных стабилизаторов, которые автоматически увеличивают спрос, когда расходы падают.

В 80-е годы во всех основных западных странах приоритеты отдавались структурной политике, которая подчиняла  элементы социальной, научно-технической, региональной политик единой цели –  повышению конкурентоспособности  и укреплению положения той или  иной страны в мировом хозяйстве.

Инструменты стратегии  и политики. Новые приоритеты макроэкономической политики внесли изменения в роль основных инструментов регулирования. Вместо бюджетно-налогового механизма на первое место вышло кредитно-денежное регулирование с преобладанием ограничительных функций.

Со второй половины 70-х  годов ограничение роста денежной массы было признано в качестве важного  критерия кредитно-денежного регулирования.

Ориентация на антиинфляционные цели сопровождалась курсом на ограничение  роста государственных расходов и сокращение бюджетных дефицитов.

Важное место заняла либерализация  хозяйственной жизни. Была повышена свобода хозяйствующих субъектов. В либерализации первостепенная роль в качестве инструмента стимулирования частных инвестиций отводилась изменению  налогообложения компаний и физических лиц, снижению налоговых ставок на прибыль.

Более широкое применение получили кредитные инструменты  финансовой помощи государства, имеющей  внебюджетный характер, и сократилась  доля прямых бюджетных субсидий и  безвозмездных ссуд. Данное направление  политики не привело к сокращению перераспределяемой доли валового продукта.

Одной из примечательных черт в перестройке экономической  политики 80 – 90-е годы явилась приватизация государственной частной собственности  и резкое ограничение роли государства  в качестве совокупного предпринимателя. Наибольших масштабов этот процесс  достиг в Британии. Во всех индустриальных странах доля государственных предприятий  в производстве ВВП сократилась  с 9% в 1982 году до 5% в 1998 году.

В 80-е годы возобладало  стремление усилить конкурентоспособность  экономики путем сдерживания  роста заработной платы, сокращения занятой рабочей силы. Либерализация  рынка труда стала предметом  повышенного внимания многих правительств. Неспособность обеспечить устойчивый экономический рост часто связывается  с негибкостью рынка.

Сдвиги в социально-экономической  политике вызвали рост различий в  динамике доходов различных групп  населения. Они увеличились у  богатейшей части, а доля наемного труда  в национальном доходе снизились.

Опыт последних десятилетий  показал, что использование человеческого  фактора не может быть обеспечено на путях конфронтационного подхода. Страны, в которых в большей  мере учитываются интересы широкого спектра социальных слоев, как правило, имели преимущества во внедрении  новых моделей развития, в повышении  конкурентоспособности. Поэтому промышленно  развитые страны стали уделять значительно  больше внимания вопросам занятости  и безработицы.

4.3 Основные направления  внешнеэкономической политики

 

Общие направления  политики в 50 – 60-е годы. После Второй мировой войны внутренние политические и экономические силы в капиталистических странах достигли определенного согласия в отношении распределения национального дохода и структуры экономики. Достигнув согласия в стране, правительства могли принимать международные обязательства и участвовать в создании международного экономического порядка. Внутренняя стабильность поддерживала их способность выполнять международные обязательства. Конфронтация, характерная для взаимоотношений капиталистических государств в первой половине ХХ в., сменилась тенденцией к координации внешнеполитической и экономической стратегии. Этому способствовали усилия США по устройству мира под американским руководством, чему содействовало приобретенное ими во время войны экономическое превосходство.

В валютной сфере, созданная Бреттон-Вудская система, была направлена на предотвращение резких колебаний валютных курсов, проведение девальваций. Для нее была характерна лидирующая роль США, закрепивших за долларом центральную роль в валютной системе.

В функционировании внешнеэкономических  связей и осуществлении внешнеэкономической  политики прослеживается ряд этапов. Первый этап характеризовался фиксированными валютными курсами, сильным валютным и таможенным контролем и преобладанием  двухсторонних платежей между странами. Одной из задач внешнеэкономической  политики было обеспечение определенного  равновесия внешнеэкономических операций, выправление торгового и платежного балансов страны. В этих условиях механизм мирового рынка функционировал без  серьезных сбоев.

Постепенно государства  свои усилия стали направлять на расширение свободы действий национального  капитала на международных рынках, на поощрение внешнеэкономической  активности. Инициатором курса на либерализацию внешнеэкономических  отношений выступали США, так  как он отвечал интересам крупнейших американских корпораций.

Две тенденции  в 70 – 90-е годы. Следующий этап относится к 70 – 80-м года, когда развитые страны переживали глубокие циклические и структурные кризисы, резкий взлет инфляции. Не отказываясь от курса на либерализацию внешнеэкономических отношений, они автономно вводили системы скрытых средств защиты внутреннего рынка от отрицательных последствий стихийных процессов в мирохозяйственной сфере. Снизившиеся в прошлый период таможенные пошлины, количественные торговые ограничения дополнились многочисленными барьерами в виде технических, экологических и других норм и стандартов, предписаний, навязываемых контрагенту «добровольных» ограничений экспорта. Данные меры охватывали 17% импорта из других западных стран, 20% - из развивающихся и 30,4% - из восточно-европейских стран.

Использование подобных мер  было связано с тем, что применение традиционных форм протекционизма –  таможенных тарифов, квот, валютных ограничений  многочисленными соглашениями, заключенных  в рамках ГАТТ, МВФ и других международных  организаций.

Во внешнеэкономических  отношениях на протяжении 80-х годов  отчетливо проявлялись две тенденции  – дерегулирование и рост протекционизма. При этом дерегулирование особенно активно проявилось в валютной и кредитной сферах, а рост барьеров отчетливо давал о себе знать в торговой сфере. В результате во внешнеэкономической политике возросла двойственность. Она проявляется в провозглашенных целях и осуществляемых мерах. Кроме того, торговая политика этих стран в возрастающей степени стала расходиться с их экономической политикой в целом. В 80-е годы правительства все больше полагалось на рыночные и ценовые механизмы. Тенденция к большей экономической свободе в меньшей степени распространялась на их торговый режим, который в большинстве случаев стал менее либеральным, чем в 70-е годы.

Во второй половине 90-х  годов возобновилась тенденция  к снижению торговых барьеров. Средний  тариф на промышленные изделия в  развитых странах снизился в конце 90-х годов до 3,9%, на товары из развивающихся  стран – остается более высоким, особенно на текстиль, одежду, рыбную продукцию (общий средний тариф – 5,4%). Масштабы нетарифных барьеров были снижены примерно на 7% всего объема импорта ведущих  стран.

В кредитной сфере проводился курс на дерегулирование. Были сняты многие ограничения, что способствовало росту вывоза капитала и стремительному расширению международных финансовых потоков. Ряд стран, манипулируя различными звеньями кредитной системы, проводил крупные операции по мобилизации внешних средств. В результате этих мер в мировой экономике возникли разрывы между материально-вещественными и валютно-финансовыми потоками, что сказывалось, на соотношении сил. У отдельных стран появилась мощь, не соответствующая их производственным возможностям.

Одно из центральных мест в экономической политике развитых стран стал занимать валютные отношения. Валютный курс во многом определяет формирование цен и соотношение уровней  международной конкурентоспособности  товаров. Это стало проявляться  с начала 70-х годов после перехода к системе плавающих курсов. Тогда  считалось, что механизм плавающих  курсов будет автоматически приводить  к равновесию платежных балансов, однако такие надежды не оправдались, колебания курсов возросли. В этой обстановке роль американского доллара  в международных экономических  отношениях усилилась. В области  долларовой дипломатии США использовали тактику навязывания своих решений, перекладывая бремя валютных неурядиц на другие страны.

Относительные изменения  номинальных валютных курсов 1960-1998 годы

Валютные курсы

Месячные колебания, %

 

1960 - 1971

1972 - 1980

1980 - 1990

1991 - 1998

Немецкая марка-доллар

0,8

3,43

11,4

10,3

йена-доллар

0,80

3,06

140,1

10,9

Немецкая марка - йена

1,08

3,21

7,3

10,4


 

Резкие колебания валютных курсов вызвали увеличения рисков валютных потерь, влекли за собой обострение соперничества. Опасность возникновения  «валютной войны» повысила заинтересованность западных стран к согласованию своих  валютных политик. Поворотным моментом в этом направлении считается  сентябрь 1985 года, когда было достигнуто Соглашение Плазы (по названию нью-йоркской гостиницы, в которой проходило  совещание министров финансов и  управляющих центральными банками  пяти ведущих западных стран). Росту  интереса к координации политики в валютной сфере с помощью  валютных интервенций способствовало также появление огромных дефицитов  внешних платежей среди ведущих  промышленно-развитых стран.

Информация о работе Промышленно-развитые страны