Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 19:44, реферат
Краткое описание
Российская экономическая система является динамичной и, в целом, не очень устойчивой к внешним и внутренним воздействиям. Динамизм экономики является положительной стороной, поскольку естественным образом способствует интенсификации темпов саморазвития. Современный этап развития российского общества характеризуется многочисленными процессами коренных преобразований и реформ во всех сферах общественной жизни
Содержание
1. Особенности современного этапа развития российского общества 2. Особенности переходной системы 3. «Пространственное неравновесие» российской экономики
Правовой фактор включает в
себя нормативно-правовые акты, регулирующие
межрегиональные отношения, которые во
многих субъектах являются схожими и характеризуют
общность правил хозяйственной деятельности.
Необходимо учесть, что по действующему
российскому законодательству создание
нового субъекта потребует проведения
новых выборов во все институты власти,
в том числе и выборов нового губернатора.
Кроме этого, многие ныне действующие
нормативно-правовые акты утрачивают
свою силу, и вследствие этого возникает
необходимость создания новых.
На развитие российской экономики
оказывают воздействие не только социальные,
экономические и правовые, но и культурные,
исторические, национальные факторы. Вследствие
этого, а также учитывая новую регионализацию
экономического пространства России в
рамках теории пространственного неравновесия
следует выделить ряд характерных противоречий.
Пространственные противоречия,
которые возникают между "бедными"
и "богатыми" субъектами Федерации;
между муниципальными образованьями и
субъектами Федерации за право стать площадкой
для "сборки" новых "культурно-экономических"
регионов; внутри новых регионов, как "центр
- периферия"; между субъектами Федерации
и Федеральным центром (в зависимости
от реализуемой последним концепции региональной
политики).
Структурные противоречия связанны
с выделением в экономике секторов, отраслей
и технологических комплексов, способных
стать ядром формирования новых экономических
сообществ. Это повлечет перераспределение
в пользу "новой индустрии" инвестиций,
прибылей, человеческого капитала, материальных
ресурсов и т.п.
Противоречия внутри системы
государственного управления – противоречия
между традиционными подходами к реализации
властных полномочий государства и новыми
методами управления общественными процессами.
Государство, органы власти должны зафиксировать
новые культурно-экономические сообщества
и научиться взаимодействовать с ними.[8]
Появление новых полюсов роста
приводит к формированию новой структуры
противоречий в российской экономике
переходного периода. Можно выделить два
основных типа.
Во-первых, региональные противоречия.
Обогащение и усиление наиболее преуспевающих
регионов и бедствие других сопровождается
усиливающейся дифференциацией населения
по уровню жизни. Приток инвестиционных
ресурсов в богатые регионы способствует
дальнейшему их развитию, в то время как
положение бедных регионов все продолжает
относительно ухудшаться. В долгосрочном
периоде это приводит к трансформации
рынка труда, миграции человеческого капитала
и увеличению уровня безработицы. У Федерального
правительства возникает более сложная
задача при принятии стратегических решений.
Социальная политика, направленная на
поддержание бедствующих регионов, снижает
темпы роста и сокращает инвестиции в
быстро развивающиеся регионы. Возникает
проблема выбора: социальная политика
или эффективная? Цели региональной социально-экономической
политики при всем разнообразии формулировок
в разных странах выражают компромисс
между экономической эффективностью и
социальной справедливостью.
Объектом региональной политики
являются взаимосвязи и отношения между
элементами пространственно локализованной
среды. В зависимости от реализуемой региональной
политики возможно возникновение противоречия
между Федеральным центром и субъектами
Федерации.
Наряду с этим возрастает роль
человеческого фактора в организации
производства. Регионы, не способные обеспечить
необходимый уровень образования населения,
развития науки и качества информационной
среды, будут обречены на углубление зависимости
от внешних финансовых и информационных
центров и сохранят за собой главным образом
функции источника природного сырья для
корпораций из развитых регионов, концентрирующих
интеллектуальный потенциал.
Во-вторых, отраслевые противоречия.
Появление на региональном рынке «чужих»
крупных корпораций встречает определенное
противодействие со стороны предприятий,
функционировавших в рамках данной территории.
Часто эта конкурентная борьба приводит
к потерям прибылей, клиентов, рабочей
силы и значительной части рынков для
региональных предприятий.
Усиление, укрепление позиций
и расширение сфер влияния в регионе корпораций,
оперирующих большими, динамично растущими
капиталами, негативно отражается на развитии
других отраслей, сегментов рынка, в значительной
степени “консервируя” сложившиеся структурные
пропорции.
Кроме того, неадекватная реакция
со стороны местных властей, неприспособленных
и не готовых к взаимодействию с корпорациями
вызывает ряд новых противоречий.
Наконец, новая регионализация
ведет к смене институционального доминирования.
Происходит систематическое расхождение
в развитии институциональной структуры,
усиливающее социально-экономическую
неоднородность регионов. В развивающихся
регионах наблюдается уменьшение доминирования
институтов власти над институтами собственности,
сопровождаемое развитием денежных институтов.
В бедных регионах происходит ослабление
положения институтов власти, но в то же
время усиливается их доминирование над
институтами собственности.
Все это обуславливает неоднозначность
и известную разнонаправленность в развитии
процессов структурной трансформации
российской экономики в целом.
Все перечисленные противоречия
следует рассматривать как систему взаимосвязанных
и взаимопроникающих противоречий различных
сфер и сторон хозяйственно-экономического
развития, образующих органическую целостность.
Только на этой основе возможно осуществлять
систематическую целенаправленную деятельность
по их эффективному разрешению.
Список использованной
литературы
Гегель Соч. М. 1930 г. т. 5 С. 520
Вахрушев С.Д. Система противоречий
переходной экономики России .- М., 2005.-
235с.
М.Гельвановский. Россия на
пути к нормальной хозяйственной системе
// Общественные науки и современность.
2004..
Программа Правительства РФ
"Реформы и развитие российской экономики
в 1999-2007 годах"
Filatotchev I., Wright M., Bleaney M. Privatization,
Insider Control and Managerial Entrenchment in Russia.- Economics of
Transition, 1999, vol.7, №2
Сёмина Т.А .Проблемы дезинтеграции
экономического пространства страны и
дифференциации социально-экономического
положения регионов.- М., 2004.- 168с.
Тумашев А.Р. Влияние территориальной
кооперации и разделения труда на экономическое
пространство Российской Федерации».-
СПб., 2004.- 380с.
Доклад ЦСИ ПФО 2004 года «На пороге
новой регионализации России».