Противоречия в Российской экономической системе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 19:44, реферат

Краткое описание

Российская экономическая система является динамичной и, в целом, не очень устойчивой к внешним и внутренним воздействиям. Динамизм экономики является положительной стороной, поскольку естественным образом способствует интенсификации темпов саморазвития. Современный этап развития российского общества характеризуется многочисленными процессами коренных преобразований и реформ во всех сферах общественной жизни

Содержание

1. Особенности современного этапа развития российского общества
2. Особенности переходной системы
3. «Пространственное неравновесие» российской экономики

Вложенные файлы: 1 файл

макроэкономические проблемы и противоречия современной экономики.docx

— 27.12 Кб (Скачать файл)

Правовой фактор включает в себя нормативно-правовые акты, регулирующие межрегиональные отношения, которые во многих субъектах являются схожими и характеризуют общность правил хозяйственной деятельности. Необходимо учесть, что по действующему российскому законодательству создание нового субъекта потребует проведения новых выборов во все институты власти, в том числе и выборов нового губернатора. Кроме этого, многие ныне действующие нормативно-правовые акты утрачивают свою силу, и вследствие этого возникает необходимость создания новых.

На развитие российской экономики оказывают воздействие не только социальные, экономические и правовые, но и культурные, исторические, национальные факторы. Вследствие этого, а также учитывая новую регионализацию экономического пространства России в рамках теории пространственного неравновесия следует выделить ряд характерных противоречий.

Пространственные противоречия, которые возникают между "бедными" и "богатыми" субъектами Федерации; между муниципальными образованьями и субъектами Федерации за право стать площадкой для "сборки" новых "культурно-экономических" регионов; внутри новых регионов, как "центр - периферия"; между субъектами Федерации и Федеральным центром (в зависимости от реализуемой последним концепции региональной политики).

Структурные противоречия связанны с выделением в экономике секторов, отраслей и технологических комплексов, способных стать ядром формирования новых экономических сообществ. Это повлечет перераспределение в пользу "новой индустрии" инвестиций, прибылей, человеческого капитала, материальных ресурсов и т.п.

Противоречия внутри системы государственного управления – противоречия между традиционными подходами к реализации властных полномочий государства и новыми методами управления общественными процессами. Государство, органы власти должны зафиксировать новые культурно-экономические сообщества и научиться взаимодействовать с ними.[8]

Появление новых полюсов роста приводит к формированию новой структуры противоречий в российской экономике переходного периода. Можно выделить два основных типа.

Во-первых, региональные противоречия. Обогащение и усиление наиболее преуспевающих регионов и бедствие других сопровождается усиливающейся дифференциацией населения по уровню жизни. Приток инвестиционных ресурсов в богатые регионы способствует дальнейшему их развитию, в то время как положение бедных регионов все продолжает относительно ухудшаться. В долгосрочном периоде это приводит к трансформации рынка труда, миграции человеческого капитала и увеличению уровня безработицы. У Федерального правительства возникает более сложная задача при принятии стратегических решений. Социальная политика, направленная на поддержание бедствующих регионов, снижает темпы роста и сокращает инвестиции в быстро развивающиеся регионы. Возникает проблема выбора: социальная политика или эффективная? Цели региональной социально-экономической политики при всем разнообразии формулировок в разных странах выражают компромисс между экономической эффективностью и социальной справедливостью.

Объектом региональной политики являются взаимосвязи и отношения между элементами пространственно локализованной среды. В зависимости от реализуемой региональной политики возможно возникновение противоречия между Федеральным центром и субъектами Федерации.

Наряду с этим возрастает роль человеческого фактора в организации производства. Регионы, не способные обеспечить необходимый уровень образования населения, развития науки и качества информационной среды, будут обречены на углубление зависимости от внешних финансовых и информационных центров и сохранят за собой главным образом функции источника природного сырья для корпораций из развитых регионов, концентрирующих интеллектуальный потенциал.

Во-вторых, отраслевые противоречия. Появление на региональном рынке «чужих» крупных корпораций встречает определенное противодействие со стороны предприятий, функционировавших в рамках данной территории. Часто эта конкурентная борьба приводит к потерям прибылей, клиентов, рабочей силы и значительной части рынков для региональных предприятий.

Усиление, укрепление позиций и расширение сфер влияния в регионе корпораций, оперирующих большими, динамично растущими капиталами, негативно отражается на развитии других отраслей, сегментов рынка, в значительной степени “консервируя” сложившиеся структурные пропорции.

Кроме того, неадекватная реакция со стороны местных властей, неприспособленных и не готовых к взаимодействию с корпорациями вызывает ряд новых противоречий.

Наконец, новая регионализация ведет к смене институционального доминирования. Происходит систематическое расхождение в развитии институциональной структуры, усиливающее социально-экономическую неоднородность регионов. В развивающихся регионах наблюдается уменьшение доминирования институтов власти над институтами собственности, сопровождаемое развитием денежных институтов. В бедных регионах происходит ослабление положения институтов власти, но в то же время усиливается их доминирование над институтами собственности.

Все это обуславливает неоднозначность и известную разнонаправленность в развитии процессов структурной трансформации российской экономики в целом.

Все перечисленные противоречия следует рассматривать как систему взаимосвязанных и взаимопроникающих противоречий различных сфер и сторон хозяйственно-экономического развития, образующих органическую целостность. Только на этой основе возможно осуществлять систематическую целенаправленную деятельность по их эффективному разрешению.

 

Список использованной литературы

 

Гегель Соч. М. 1930 г. т. 5 С. 520

Вахрушев С.Д. Система противоречий переходной экономики России .- М., 2005.- 235с.

М.Гельвановский. Россия на пути к нормальной хозяйственной системе // Общественные науки и современность. 2004..

Программа Правительства РФ "Реформы и развитие российской экономики в 1999-2007 годах"

Filatotchev I., Wright M., Bleaney M. Privatization, Insider Control and Managerial Entrenchment in Russia.- Economics of Transition, 1999, vol.7, №2

Сёмина Т.А .Проблемы дезинтеграции экономического пространства страны и дифференциации социально-экономического положения регионов.- М., 2004.- 168с.

Тумашев А.Р. Влияние территориальной кооперации и разделения труда на экономическое пространство Российской Федерации».- СПб., 2004.- 380с.

Доклад ЦСИ ПФО 2004 года «На пороге новой регионализации России».

 


Информация о работе Противоречия в Российской экономической системе