Процессы приватизации и национализации в других странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 22:09, реферат

Краткое описание

Объектами приватизации могут быть: крупная промышленность, мелкие и средние предприятия промышленности и торговли, предприятия сферы услуг, жилищный фонд, жилищное строительство, предприятия сельского хозяйства и т. д. Она начиналась под самыми разными лозунгами, но чаще всего при этом шла речь о необходимости либерализации и децентрализации экономики. Основной причиной начала широкомасштабного процесса приватизации послужило осознание того, что организация хозяйственной жизни в соответствии с рыночными законами, равноправной конкуренцией и коммерциализацией производства более эффективна, чем на основе административных ограничений и регламентации. Вместе с процессом приватизации осуществляется и процесс национализации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………....3
Глава 1. Приватизация и национализация в Японии…………………………….5
Глава 2. Приватизация и национализация во Франции………………………....9
Заключение………………………………………………………………………..14
Список использованных источников…………………………………………....16

Вложенные файлы: 1 файл

нац.в заруб ст.docx

— 24.44 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ УКРАИНЫ

Донецкий  национальный  университет

Экономический  факультет

 

        Реферат

По дисциплине: «Национальная  экономика»

На тему: «Процессы приватизации и национализации в других странах»

 

Студентки Денчик Оксаны

 

Специальность     -  Управление персоналом и экономика  труда

Форма обучения дневная

Курс   ___3___

Группа __0505в_

 

Донецк – 2011

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………....3

Глава 1. Приватизация и национализация в Японии…………………………….5

Глава 2. Приватизация и национализация во Франции………………………....9

Заключение………………………………………………………………………..14

Список использованных источников…………………………………………....16

Введение

      В последние  годы правительства более восьмидесяти  стран проводили или проводят  приватизацию государственных предприятий.

       Приватизация (лат. privatus - частный) - передача государственной  или муниципальной собственности  за плату или безвозмездно  в частную собственность.

      Объектами  приватизации могут быть: крупная  промышленность, мелкие и средние  предприятия промышленности и  торговли, предприятия сферы услуг,  жилищный фонд, жилищное строительство, предприятия сельского хозяйства и т. д. Она начиналась под самыми разными лозунгами, но чаще всего при этом шла речь о необходимости либерализации и децентрализации экономики. Основной причиной начала широкомасштабного процесса приватизации послужило осознание того, что организация хозяйственной жизни в соответствии с рыночными законами, равноправной конкуренцией и коммерциализацией производства более эффективна, чем на основе административных ограничений и регламентации. Вместе с процессом приватизации осуществляется и процесс национализации.

      Национализация - отчуждение или передача имущества  частных лиц в собственность  государства. Может осуществляться  безвозмездно на основе государственных  актов или посредством выкупа  имущества компаний, фирм, домашних  хозяйств. Национализация производится  в отраслях производства, которые  становятся неэффективными, нерентабельными,  но в то же время имеют  важное  значение для государства.

      Масштабы  приватизации в той или иной  стране зависят от того, насколько  широко использовался в них  метод национализации частного  сектора в предшествующий период. В странах, где метод национализации  применялся редко (США, ФРГ,  Япония), тенденция к приватизации  проявлялись слабо. В тех странах,  где процесс национализации зашел  сравнительно далеко (Великобритания, Франция), приватизация осуществляется  в широких масштабах.

      Цель  работы  – изучение процессов  приватизации  и национализации в других  странах.

      Задачи курсовой  работы:

   1. выявить общие  понятия приватизации и национализации;

   2. изучить процессы  приватизации и национализации  в Японии;

   3. исследовать процессы  приватизации и национализации  во Франции.

 

Глава 1. Приватизация и национализация в Японии

      Госсобственность  в Японии составляет незначительную  долю ее национального богатства  и представлена капиталоемкими  объектами инфраструктуры. Как и  в США, в Японии госсектор  весьма невелик и представлен,  в основном, предприятиями инфраструктуры, а не промышленности, как в  Западной Европе.

      Первый этап  приватизации госсобственности  в Стране восходящего солнца  прошел в 1980-х годах – тогда  были частично приватизированы  ряд крупных государственных  предприятий, такие как Корпорация  государственных железных дорог  Японии, Государственная телефонно-телеграфная  компания, государственные алкогольная  и табачная монополии, государственная  авиакомпания JAL. Последняя была  полностью приватизирована в  1987 году, все акции компании были  проданы на бирже. В эти годы  приватизация помогала стране  уменьшать бюджетный дефицит,  накопившийся еще в 1970-х гг. во время нефтяных кризисов.

          В Японии существует три группы  предприятий государственного сектора  – государственные унитарные  предприятия (ГУП), публичные корпорации  в которых государство владеет  100% акций и смешанные компании  с долевым участием государства.

      К числу  ГУПов относятся государственное  предприятие по чеканке монет  и печатанию банкнот; государственное  книжное издательства; лесничества  на государственных землях страны; почтовая служба, в том числе,  сберегательные кассы при почтовых  отделениях. Последние нужно оговорить  отдельно, ибо осенью 2005 года парламент  одобрил реформу этой системы.  Это должно стать одним из  крупнейших приватизационных мероприятий  в Японии.

          Соответствующий законопроект в  середине октября 2005 был одобрен  законодательным комитетом верхней  палаты парламента страны. Ранее  за поддержку приватизации почтовой  отрасли проголосовало большинство  законодателей в нижней палате. Государственная система сбережений  на почтово-сберегательных счетах  Японии на данный момент контролирует  около 3 трлн. долл. Приватизация  системы, по мнению авторов  законопроекта, позволит более  эффективно распоряжаться этим  капиталом. Государственную Japan Post разделят на четыре специализированных  подразделения: одно будет заниматься  почтовыми услугами, другое - страхованием, третье - банковскими услугами, а  в ведении четвертого будут  находиться вопросы выплаты заработной  платы сотрудникам и управления  хозяйством. Приватизация почтовой  системы, согласно законопроекту,  должна завершиться к марту  2017 года. В результате приватизации  будет создан крупнейший в  мире банк. В настоящее время  таковым является японский Mitsubishi UFJ Financial Group, чьи активы составляют  в совокупности 1, 68 трлн долл. В  августе 2005 верхняя палата национального  парламента проголосовала против  реформы почтовой системы, после  чего правительство Дзюнъитиро  Коидзуми распустило парламент  и назначило досрочные выборы. На выборах партия премьер-министра  одержала убедительную победу, и  многие из членов верхней палаты  уже тогда высказывали склонность  одобрить в будущем законопроект  почтовой реформы. Реформирование  и приватизация системы сбережений  на почтово-сберегательных и страховых  счетах была одним из центральных  пунктов программы кабинета Д.Коидзуми. Поддержка закона о реформировании  нижней палатой японского парламента  в начале июля 2005 стала одной  из существенных политических  побед нынешнего премьера. Однако  против реформы выступало большинство  из 400 тыс. служащих системы, которые  опасаются ухудшения своего экономического  положения в связи с реформой.

Однако государственные  унитарные предприятия в Японии существуют не только на уровне страны в целом, но и на уровне муниципалитетов. Там, например, действует сеть унитарных  предприятий водоснабжения и  канализации. На местном же уровне государству  принадлежат предприятия по сбору  и утилизации мусора, городской транспорт, школы, больницы, несколько тысяч  компаний, занятых строительством и  эксплуатацией муниципального жилья.

          Что касается публичных компаний, которые находятся в 100%-ой государственной  собственности, то таких в Японии  насчитывается всего 163. Они подразделяются  на так называемые «особые  юридические лица» (77 компаний) и  «санкционированные юридические  лица» (86 компаний). Все они формально  были созданы «для удовлетворения  общественных потребностей населения». Различие между ними в том,  что первые были образованы  государством на свои средства, а вторые – за счет частного  сектора. К «особым» компаниям  относятся: Корпорация правительственных  жилищных займов, Корпорация национальных  скоростных дорог, Национальная  нефтяная корпорация, Японский банк  международного сотрудничества, Международный  аэропорт Кансай и ряд других. К числу «санкционированных»  компаний относятся Центр предотвращения  бедствий на море, Центр океанологической  науки, Всеяпонская сельскохозяйственная  палата и ряд других.                        «Санкционированные» компании обычно  являются бесприбыльными организациями  и работают за счет регулярных  добровольных взносов частного  сектора.

          Наконец, третий вид госпредприятий  – смешанные компании – работают  в двух отраслях – в секторе  телекоммуникаций и в секторе  железнодорожного транспорта.

          Национальные железные дороги (JNR) были приватизированы и разделены  в 1987 г., но принцип организации  интегрированной железнодорожной  системы был сохранен в каждой  из семи появившихся региональных  компаний группы JR. Если бы JNR распались  на первостепенные и второстепенные  железные дороги, реализовать на  линии Токайдо движение с максимальной  скоростью 270 км/ч вряд ли бы  удалось. До 1987 года Корпорация  государственных железных дорог  Японии 115 лет принадлежала исключительно  государству, а необходимость  ее приватизации была продиктована  огромными убытками компании, которые  к 1987 году достигли 120 млрд. долл. В указанных семи смешанных  железнодорожных компаниях (6 пассажирских  и одна грузовая) государству  принадлежит от 12% до 45% акций, и  в последнее время государство  идет по пути сокращения своего  участия в этих компаниях.

      Другая смешанная  компания – NTT – была образована  в 1985 году в результате приватизации  японской государственной телеграфно-телефонной  компании. Сразу после приватизации  доля государства во вновь  образованной компании составляла 65,5% акций, в 2001 она уменьшилась  до 39,7%, а к концу 2005 – до 33,8%.

       В целом,  экономическая политика, проводимая  правительством Японии, сводится  к уменьшению прямой хозяйственной  деятельности государства за  счет поэтапной приватизации  и частичной ликвидации публичных  корпораций, а также за счет  дальнейшей приватизации компаний  с долевым участием государства  в секторе транспорта и связи.

      Одновременно  с приватизацией в современной  истории Японии были отмечены  и случаи национализации, когда  в 1998 в условиях жесточайшего  финансового кризиса были национализированы  два крупных и фактически прогоревших  банка. Это была так называемая  «временная национализация» двух  крупнейших финансовых учреждений  — Банка долгосрочного кредита  и Японского кредитного банка.  Они были поставлены на год  под внешнее управление специального  государственного агентства —  Комитета по финансовому оздоровлению, который начал работать 15 декабря  1998. Акции двух банков (цена их  в это время была близка  к нулю) купила Корпорация страхования  депозитов. Она должна была  списать долги обоих банков  за счет своих средств, предназначенных  для защиты вкладчиков, а ее  ресурсы пополнялись Банком Японии.

Глава 2. Приватизация и национализация во Франции

      Во Франции,  как и во многих других европейских  странах, обширный государственный  сектор экономики образовался  после Второй мировой войны.  Однако впоследствии руководство  страны не придерживалось единой  политики в отношении управления  государственной собственностью  и ее судьбы вообще. Здесь, по  сравнению с другими развитыми  странами, наиболее ярко выраженными  оказались так называемые волны  трансформации собственности. Процессы  национализации и приватизации  последовательно сменяли друг  друга в зависимости от того, кто находился у власти.

       Примечательно,  что идея передачи государству  основных средств производства  существовала во Франции с  давних времен, еще с конца  XIX века. Так, например, национализация  телефонных сетей страны была  проведена еще в 1889 году. В 1936 году были национализированы  Air France и еще четыре авиакомпании. В 1937 было создано Национальное  общество железных дорог Франции (SNCF). Сразу после войны национализировали 4 крупных банка, компании Electricite de France и Gas de France, аэропорт Парижа и компания Renault, а также 35 страховых компаний и 6 угольных бассейнов.

          Последняя крупномасштабная национализация  состоялась в начале 80-х годов.  Были национализированы крупные  коммерческие банки и много  промышленных предприятий. Однако  в годы правления президента  Франсуа Миттерана французская  экономика уже испытывала трудности  из-за высокого государственного  участия и большого количества  госкомпаний. В связи с чем  в президентство Жака Ширака  в конце 1990-х гг. начались процессы  приватизации государственных предприятий.

      Одним из  самых распространенных в стране  вариантов приватизации стал  выкуп компаний ее руководством  и сотрудниками. Лишь за первые  четыре года осуществления программы  приватизации, 1989-1992, таким способом  были переданы в частные руки  около 25% всех компаний с числом  сотрудников до 1000 человек.

      В 1993 была  успешно проведена приватизация Banque Nationale de Paris и

Poulenc Group, крупнейшего французского  химико-фармацевтического концерна. На этом этапе приватизации  пока не подверглись государственные  монополии в сфере электроэнергии, газоснабжения и телекоммуникаций - Electricite de France и Gas de France, France Telecom и  другие.

           Оценка собственности приватизируемых  предприятий осуществлялась независимыми  экспертами под наблюдением представителей  государственных органов, профсоюзов  и ряда предпринимательских организаций.

Персоналу предприятий в  период приватизации, предоставлялись  значительные льготы в этом процессе: так, например, 5% акций компании продавались  сотрудникам компании по льготной цене, при этом оплату своего пакета можно  было растянуть во времени на 2 года, то есть фактически купить кусочек  предприятия «в кредит».

      Юридической  базой этого этапа приватизации  стал закон 1993г., который вобрал  в себя и дополнил основные  положения закона августа 1986г.  В нем, как и в предыдущем  законе, был определен общий список  приватизируемых предприятий. Но  если программа 1986г. охватывала 65 компаний и была рассчитана  на 5 лет, то закон 1993г. предусматривал  приватизацию 21 компании, но не устанавливал  конкретных сроков завершения  этих операций. Упомянутые законы  определяли и основные параметры  механизма приватизации. Специфическими  чертами французского образца  приватизации стали сочетание  централизованного регулирования  с рыночными рычагами, а также  использование принципа сегментации  предложения акций между различными  группами акционеров. Обычно в  процессе приватизации акции  распределялись следующим образом:  иностранным инвесторам – 20%; персоналу – 10%; еще 15-30% - так  называемому «стабильному ядру»  акционеров – группам предприятий  и кредитных учреждений, каждое  из которых приобретало от 0,5% до 5% акций приватизируемых компаний  с обязательством владеть ими  и не перепродавать их в  течение определенного минимального  срока (обычно 2 года). Наличие таких  «твердых ядер» было призвано  обеспечить стабильность контроля  над управлением приватизированным  предприятием и сохранить среднесрочную  стратегию его развития, а также  защитить от бесконтрольной скупки  его акций внешними инвесторами.  Остальные активы реализовывались  на французском финансовом рынке.

Информация о работе Процессы приватизации и национализации в других странах