Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 17:27, курсовая работа
Стратегическое планирование представляет собой один из наиболее сложных и неоднозначных методов современного менеджмента. Именно поэтому литературных источниках допускается самое различное толкование сущности стратегического планирования, что приводит к определённым затруднениям в его практическом использовании.
Ниже приведённое определение стратегического планирования отражает попытку автора оценить возможности для практического использования узкого ряда теоретических разработок, смиловавшихся в этой области планирования. Стратегическое планирование-это комплексные решения, принятые руководством предприятия, которые оформляются в виде базовых, частных и локальных( функциональных) стратегий, предназначенных для достижения перспективных целей в соответствии с видением и миссией предприятия.
УДК
ПРОЦЕССЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО
Кудрявцев Александр Николаевич,
Дзержинский политехнический институт( филиал) НГТУ им. Алексеева.
В статье рассматриваются процессы стратегического планирования с учётом особенностей пищевой промышленности. Автор рассматривает основные стратегии, реализуемые пищевыми предприятиями и предлагает поэтапный алгоритм разработки стратегии для использования в практике управления предприятиями.
Ключевые слова: стратегическое планирование, видение, миссия, стратегия, рынок, внешние факторы.
Стратегическое планирование
представляет собой один из наиболее
сложных и неоднозначных
Ниже приведённое определение
стратегического планирования отражает
попытку автора оценить возможности
для практического
Многие предприятия начинают
осознавать значение стратегического
планирования и пытаются использовать
его в своей деятельности, однако
эти попытки не могут быть
успешными при отсутствии сложившегося
понимания стратегического
С чего должен начинаться процесс стратегического планирования? Очевидно, что на первом этапе необходимо определить видение и миссию предприятия. Эти едва замеченные в литературе понятия ( Анискин Ю.А, Павлов А. М. « Планирование и контроллинг»-М.: Омега-Л, 2003. С.52; Ильин А. И. «Планирование на предприятии»-Мн.:Новое знание, 2002. С. 129; Тебекин А. В.«Стратегический менеджмент»-М.: Издательство Юрейт, 2012. С. 91), лежит в основе правильного выбора базовых, частных и локальных стратегий.
Видение- это идеальный образ будущего состояния конкретного бизнеса, либо это обоснование необходимости самого существования предприятия, либо это указание на социальное назначение и общественное признание компании. Идеальное определение видения отличается предельно краткими и ёмкими формулировками, в которых закладывается комплексное понимание будущего состояния предприятия. Существуют, по крайней мере, две формулировки видения, являющиеся классическими: видение компании Г. Форда: « Предоставление людям дешёвого транспорта» и видение компании У. Диснея: « Делать людей счастливыми».
В качестве кратких формулировок видения можно привести также следующие примеры:
1)Фирма, выпускающая компьютеры: « осуществлять вклад в развитие интеллектуальных средств, совершенствующих человечество».
2)Фирма, оказывающая медицинские услуги: « Продлевать жизнь человека и повышать качество жизни».
Возможны и иные подходы
к пониманию видения. Видение
может рассматриваться как
Следующим ключевым понятием стратегического планирования является миссия предприятия, которую можно определить как концепцию деятельности предприятия на ближайшие 10-15 лет, сформированную на основе видения.
Примеры формулировок видения:
1) Фирма, выпускающая компьютеры: «Расширение возвожностей компьютера и улучшение работы с ним».
2)Фирма, оказывающая
Миссия предприятия формируется на основе стратегического видения руководства; она конкретизирует это видение на определённом временном интервале. При этом миссия предприятия, так же как и видение, должны иметь производный стратегический этап, именуемый миссией стратегического плана. По мнению автора, миссия стратегического плана может содержать следующие данные: планируемые виды бизнеса, направления развития производства, методы работы с потребителями и другие. Миссия стратегического плана должна раскрывать( хотя бы частично) способы достижения целей, определённых миссией предприятия.
Таким образом, каждое
из распространенных ключевых
понятий системы
Рисунок 1.Пирамида разработки стратегии на примере хлебокомбината
Схема, приведённая на рис. 1., отражает взаимодействие лишь основных понятий, предшествующих выбору стратегии и составляющих содержание стратегического планирования как одного из наиболее сложных инструментов современного менеджмента. Поэтому не удивительно, что в литературных источниках (2, 4, 6) допускаются самые различные толкования сущности стратегического планирования, что приводит к значительным проблемам при его практическом изменении.
В это время очевидно, что стратегическое планирование в разных отраслях народного хозяйства, не может носить универсальный характер. Например, особенностями пищевой промышленности, оказывающими существенное влияние на процессы стратегического планирования, являются: наличие острой конкурентной борьбы во всех формах, высокая чувствительность пищевых предприятий к экономическим, социальным, и другим факторам внешней среды, ярко выраженная сезонность спроса на продукцию и сезонность при поставках некоторых видов сырья, короткий производственный цикл и жёсткие сроки реализации продукции.
Указанные особенности учитываются
в процессах формирования видения
и миссии пищевого предприятия; при
этом предполагается использование
результатов анализа внешних
факторов. В процессах анализа
внешние факторы разделяются
на благоприятные, натуральные и
неблагоприятные, что позволяет
менеджерам оценивать открывающиеся
возможности и возникающие
Рисунок 2. Схема формирования
стратегического плана
Видение и миссия, сформулированные менеджерами предприятия, позволяют перейти к следующему этапу стратегического планирования- выбору базовой стратегии; от правильности таково выбора во многом зависит эффективность бедующей деятельности пищевого предприятия.
Базовую стратегию можно рассматривать как одно из возможных направлений реализующим миссию предприятия, наиболее соответствующие состоянию и тенденциям развития внешней среды и базирующимся на сильных сторонах деятельности предприятия. Основным критерием при выборе базовой стратегии является её соответствие миссии предприятия, а также наличие у этого предприятия реальных возможностей и необходимых ресурсов для использования данной стратегии.
Чаще всего менеджеры пищевых предприятий выбирают стратегию, используя ограниченный перечень базовых стратегий. Рассмотрим базовые стратегии, адаптированные к особенностям предприятий пищевой промышленности:
а) горизонтальная интеграция( крупная пивоваренная компания планирует приобретение и присоединение нескольких небольших пивоваренных заводов) ;
б) вертикальная интеграция (хлебокомбинат планирует приобретение и присоединение мукомольного завода);
в) концентрическая
г)конгломерантная диверсификация (пищекомбинат планирует создание многопрофильного холдинга путём присоединения швейного ателье, фабрики искусственной кожи и кирпичного завода).
а)полную ликвидацию производства пшеничного хлеба и булок;
б) увеличение выпуска и расширение ассортимента ржаного хлеба;
в) организацию производства печенья по обновлённым рецептурам;
Выбор и использование
любой из рассмотренных
Базовая стратегия «Совершенство-вания производства» |
Стратегия позиционирования |
Стратегия сегментирования |
Стратегия агрессивного маркетинга |
Базовая стратегия «Совершенствование продукции» |
Стратегия расширения границ рынка |
Стратегия «Снятия сливок» |
Стратегия снижения издержек |
Стратегия сохранения потенциала |
Стратегия передышки |
| |
Стратегия ликвидации |
|
Стратегия вертикальной интеграции |
Стратегия диверсификации |