Прямые иностранные инвестиции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 18:50, реферат

Краткое описание

По мере ослабления межстрановых барьеров на пути движения товаров, услуг и факторов производства и распространения частнопредпринимательских принципов организации хозяйственной деятельности в мировом пространстве все более важным фактором развития промышленных фирм становились внешнеэкономические операции – экспорт и импорт товаров и услуг, зарубежное инвестирование, различные формы сотрудничества с компаниями иностранных государств. О повышении роли внешнеэкономических факторов в развитии мирового рыночного хозяйства свидетельствуют темпы развития мировой торговли и экспорт капитала в форме прямых частных инвестиций.
В настоящее время главным фактором мировой экономики стало непосредственное международное производство хозяйственных объединений, базирующееся на международном движении предпринимательского капитала.

Содержание

Введение
1. Сущность прямых иностранных инвестиций
2. Скрытые методы
3. ТНК как движущая сила глобальных расширений инвестиционных потоков
4. Эффекты ПИИ
5. Прямые иностранные инвестиции в Беларусь
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

PII.docx

— 43.00 Кб (Скачать файл)

 

Национальное регулирование основано прежде всего на использовании в каждой стране норм и институтов традиционных отраслей права (административное, гражданское и др.). Но в связи с интенсивным развитием международного инвестиционного процесса во многих странах появилось специальное законодательство в виде инвестиционных законов и кодексов. Основу такого законодательства составляют условия инвестирования, а также правовые гарантии для иностранных инвесторов в принимающей стране.

Государственное стимулирование ПИИ включает:

1. Предоставление государственных гарантий

В рамках этих гарантий происходит учет взаимных интересов принимающей  страны и иностранного инвестора. В  большинстве стран законодательство включает положения, которые предоставляют  иностранным инвесторам (юридическим  и физическим лицам) национальный режим  принимающей страны, т.е. отсутствует  дискриминации иностранных инвесторов по сравнению с местными. Эта гарантия своего рода международный стандарт, благодаря которому иностранным  инвестициям гарантируются условия  не хуже, чем местным.

В законодательстве ряда стран содержатся положения о защите от политических рисков, стихийных бедствий. Например, оговаривается, что национализация частной собственности может  быть осуществлена только в исключительных случаях и с гарантией равноценной  компенсации, гарантируется свобода  вывоза прибылей и репатриации капитала.

2. Предоставление налоговых, таможенных и административных льгот в принимающей стране

В развивающихся странах и странах  с переходной экономикой иногда вводятся специальные льготы для иностранных  инвесторов. Особенно большие льготы предоставляются инвесторам в офшорных центрах и СЭЗ, в которых значительно  упрощены процедуры регистрации  новых предприятий, предоставлены  широкие налоговые и другие льготы для иностранных предприятий, сняты  валютные ограничения, упрощена финансовая отчетность, обеспечивается охрана тайны  личности владельца компании и др.

3. Страхование зарубежных инвестиций

4. Урегулирование инвестиционных  споров

5. Исключение двойного налогообложения

Законодательства многих стран, предусматривают  взаимные прямые инвестиции. С этой целью оговаривается вопрос об исключении двойного налогообложения.

Международное регулирование ПИИ

Международный режим включает в  себя специальные межгосударственные соглашения по поводу регулирования  отношений, возникающих в связи с прямыми инвестициями частного капитала. Международно-правовой режим может действовать на двусторонней и многосторонней основах.

Двусторонние соглашения определяют принципиальные положения о статусе  иностранных инвестиций, согласно которым  стороны соглашения взаимно предоставляют  национальный режим инвестициям  друг друга, а также положения  о защите инвестиций и о порядке  разрешения споров между инвесторами  и принимающим государством.

Международно-правовой режим основан  на многосторонних универсальных договорах, заключенных в рамках МВФ, МБРР, ЮНКТАД и т. д. В рамках стран — членов ОЭСР принят принцип международного арбитража, своего рода третейского суда. Правовое регулирование иностранных инвестиций в рамках ЕС предусмотрено Римским договором (1957 г.) и является примером многостороннего регулирования на национальном уровне.

Важный практический документ по регулированию  иностранных капиталовложений, разработанный  в рамках организации Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества (1994 г., Джакарта) — Добровольный кодекс прямых иностранных инвестиций.

При МБРР действует Международное  агентство по страхованию иностранных  частных инвестиций (МАИГ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Эффекты ПИИ

 

Положительное и отрицательное влияние ПИИ на принимающие страны (страны-реципиенты).

Положительное влияние

1. Накопление капитала.

2. Технологически и управленческие  знания.

3. Региональное и отраслевое  развитие.

4. Внутренняя конкуренция  и предпринимательство.

5. Платежный баланс.

6. Труд.

Отрицательное влияние.

1. индустриальное господство.

2. технологическая зависимость.

3. Нарушение экономических  планов.

4. Культурные изменения.

5. Вмешательство ТНК в  деятельность правительства принимающей  страны.

Последствия ПИИ для инвестирующей страны (страны-донора).

Большинство аспектов ПИИ, которые касались принимающей страны, с таким же успехом могут быть отнесены и к инвестирующей стране.

1.Прямые иностранные инвестиции означают дополнение к ВНП инвестирующей страны за счет прибылей и отчислений, перечисленных филиалами.

2.Во многих случаях,  внутрифирменные трансферы создают  дополнительные экспортные возможности.

3. Многие страны содействуют  ПИИ, рассматривая их как средство стимулирующее рост, расширение экспортных рынков и служащее другим целям, включая политические.

4.Главный отрицательный момент касается занятости. Многие организации указывают не только на открытую потерю работы, но также на воздействие на импорт и экспорт. Наиболее спорным являются инвестиции в предприятия в развивающихся странах, продукция которых идет на экспорт в материнскую страну.

5.Еще одна важная проблема относится к технологическому преимуществу. Некоторые критики утверждают, что создав за границей предприятия или совместные предприятия с зарубежными партнерами, страна может потерять свои конкурентные позиции на мировом рынке. Это особенно справедливо, когда получатель (реципиент) может упустить время и не вложить средства в развитие новых технологий. 

 

 

5.Прямые иностранные инвестиции в Беларусь

Главным документом, определяющим условия  осуществления инвестиционной деятельности в Беларуси, является Инвестиционный кодекс, который защищает права инвесторов на территории Беларуси и стимулирует  инвестиционную деятельность. Беларусь обладает инвестиционной привлекательностью для иностранных инвесторов. К  основным инвестиционным преимуществам  Беларуси относятся следующие факторы:

  • Единое таможенное пространство с Россией, что означает для инвестора широкий доступ не только к белорусской территирии, но и к огромной ёмкости российского рынка;
  • Мобильная, квалифицированная и относительно дешёвая рабочая сила;
  • Выгодное географическое положение страны (транзитный характер транспортной инфраструктуры);
  • Высокий технологический уровень предприятий;
  • Регламент защиты окружающей среды;
  • Правительственная поддержка и наличие инвестиционных льгот;
  • Последовательность действий финансовых институтов;
  • Развитая система образования;
  • Готовность руководителей производства к инновациям;
  • Стабильность общества и экономики.

С другой стороны, к отталкивающим  факторам в инвестировании в Беларусь, относят:  

  • Нестабильность валютного режима;
  • Низкая покупательская способность населения;
  • Неопределённость политики приватизации;
  • Остановка многих промышленных предприятий.

Наиболее перспективными отраслями  для притока прямых иностранных  инвестиций в Беларусь в ближайшие  годы являются электроника, автомобилестроение, нефтехимический комплекс, лесопереработка, производство товаров народного  потребления и продуктов питания, переработка вторичного сырья, производство медицинского оборудования. На данный момент Беларусь специализируется на производстве продукции машиностроения, химической и нефтехимической, лёгкой, пищевой промышленности, а также  животноводства, льноводства, картофелеводства. Республика Беларусь экспортирует более 90% произведённых автомобилей и  тракторов, около 90% телевизоров, холодильников  и морозильников, а также калийных удобрений и более 80% металлорежущих станков.

В 2010 году наиболее крупные суммы  иностранных инвестиций направлялись в транспорт , в связь, в торговлю и общественное питание, в строительство, в жилищно-комунальное хозяйство, в сельское хозяйство, в материально-техническое снабжение и сбыт. Географическая структура притока ПИИ в Беларусь в 2010 году выглядела следующим образом. Лидерами по чистому поступлению иностранных инвестиций являлись Россия (+208,765 млн. долл.), Нидерланды (+59,206 млн. $), Китай (+50,745 млн. $), Австрия (+34,946 млн. $), Швейцария (+29,122 млн. $), Иран (+18,388 млн. $), Ливан (+15,802 млн. $), Эстония (+14,187 млн. $), Япония (+13,473 млн. $), Турция (+10,901 млн. $), Чехия (+10,093 млн. $), Литва (+8,117 млн. $).  Кроме того, в анализируемом периоде отмечается чистое поступление в Беларусь иностранных инвестиций из некоторых оффшорных зон: Доминика, Люксембург, Остров Мэн, Острова Кайман, Сент-Китс и Невис.

Из Беларуси иностранные инвестиции в 2010 году наиболее активно направлялись в Латвию, в Великобританию, на Кипр, в Лихтенштейн, в Новую Зеландию, в Швецию.

В 2011 году наблюдалось увеличение положительного сальда прямых иностранных инвестиций в Беларусь и их участия в ВВП страны. В 2010 году сальдо ПИИ составило 1352,4 млн. долларов США (2,5% ВВП), а уже в 2011 году сальдо ПИИ увеличилось до 3928,4 млн. долларов США (7,2% ВВП). Приток ПИИ на чистой основе в 2011 году превысил в 2,8 раза объём за 2010 год (составил 3985,8 млн. долларов США). Такой значительный приток прямых инвестиций в Беларусь в прошлом году объясняется покупкой российским предприятием ОАО «Газпром» 50% акций белорусского ОАО «Белтрансгаз» за 2,5 млрд. долларов США и доведением своей доли в предприятии до 100%. Если не учитывать сделок по продаже акций ОАО «Белтрансгаз», то объём ПИИ в Беларусь в 2011 году составил 1485,8 млн. долларов США , т.е. увеличился по сравнению с 2010 годом в 1,9 раза. Большая часть чистого притока ПИИ была обеспечена за счёт реинвестированных доходов.

Из России в 2011 году поступило прямых инвестиций на сумму 2804,8 млн. долларов США (70,4% всего притока ПИИ нетто), а без учёта сделки с ОАО  «Белтрансгаз» - 20,5%. Кроме Росси основными прямыми инвесторами в белорусскую экономику являются резиденты Великобритании, Кипра, Италии, Германии, США, Литвы. Наибольшие суммы ПИИ были напрвлены в промышленную отрасль, транспорт и торговлю. Поступали также прямые инвестиции в банковский сектор, прежде всего эти инвестиции направлялись из Ирана, Швейцарии, Кипра, Нидерландов и Росии.

В 2011 году увеличились также прямые инвестиции белорусских резидентов за границей (на 57,4 млн. долларов США  в отношении 2010 года). Наиболее крупные  суммы прямых инвестиций за границу  были направлены организациями с  промышленной отрасли, торговли и транспорта.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Прямые инвестиции оказывают существенное воздействие на всю мировую экономику и ее сердцевину - международный бизнес. С экономической точки зрения, с позиций фирм - это:

• обеспечение для себя стабильного рынка непосредственно  или в качестве трамплина для  выхода на рынки "третьих стран";

• образование своего "внутреннего  рынка", те или иные секторы которого расположены в отдельных странах;

• включение своего интереса в межгосударственные отношения  на региональном и более широком  международном уровне.

• признание международных  инвестиций в качестве важного фактора  межгосударственного сотрудничества при соблюдении общепризнанных принципов  невмешательства во внутренние дела и межгосударственные отношения  стран-партнеров, равенства, учета взаимных интересов, уважения национальных традиций и культурных принимающих инвестиций стран, прав трудящихся.

Можно считать, что вопрос о степени влияния норм и критериев  международных инвестиций на политические и другие общегражданские процессы в мировом сообществе не закрыт. Наряду с экономическими обстоятельствами существует также обстоятельство политического характера, отражающее возникшее в результате несоответствия между экономическими позициями международных инвесторов (с одной стороны) и претензиями последних на «адекватную» корректировку в мировой политической (в том числе и международной) системе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

    1. Антонова Н.Б. Государственное регулирование экономики. Мн. Асвета. 2002. 134 с.

2. Алехнович А.В. Управление внешнеэкономической деятельностью Республики Беларусь: практ. пособие / А.В.Алехнович. – Минск: Амалфея, 2005. – 416 с.

3. Вабищевич С.С. Внешнеэкономическая деятельность в Республике Беларусь: правовые перспективы: Монография / С.С.Вабищевич. – Минск: Молодежное научное общество, 2005. – 231 с.

4. Войтихов А.Д. Внешнеэкономическая деятельность: учеб.пособие / А.Д.Войтихов. – Минск: ОДО «Равноденствие», 2005. – 176 с.

5.Мировая экономика и внешнеэкономическая деятельность: учеб.пособие / М.И.Плотницкий [и др.]; под общ. ред. М.И.Плотницкого, Г.В.Турбан. – Минск: Современная школа, 2006. – 663 с.

Информация о работе Прямые иностранные инвестиции