Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2014 в 18:07, реферат
Речь здесь идет о том, что ПИИ, поступающие из таких зарубежных территорий как Кипр или Британские Виргинские острова, на самом деле имеют российское происхождение. Это подтверждается в том числе и тем, что указанные офшорные территории входят одновременно в число крупнейших инвесторов в российскую экономику и в число крупнейших реципиентов российских инвестиций. Различные представители российской власти неоднократно называли офшоризацию в числе основных проблем российской экономики. В июне 2013 года Владимир Путин заявил о разработке национального плана борьбы с офшорами, которые, по мнению Президента, наносят существенный вред российской экономике и препятствуют привлечению иностранных инвестиций.1
Оглавление
Введение
Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) являются одним из ключевых макроэкономических показателей, характеризующих развитие стран и регионов. ПИИ отражают долгосрочную экономическую заинтересованность иностранных инвесторов в ведении бизнеса на территории страны.
Россия на протяжении последних нескольких лет стабильно входит в число лидеров по притоку ПИИ. Однако за внушительными цифрами притока ПИИ в Россию скрываются две негативные особенности: офшорное происхождение существенной доли поступающих в Россию ПИИ и крайне
неравномерное распределение ПИИ между отдельными регионами России.
Офшорная природа значительной части притока ПИИ в Россию неоднократно подчеркивается в Докладе о мировых инвестициях, подготовленном ЮНКТАД в 2013 году. Россия приводится в Докладе в качестве яркого примера явления, называемого «круговоротом капитала» .
Речь здесь идет о том, что ПИИ, поступающие из таких зарубежных территорий как Кипр или Британские Виргинские острова, на самом деле имеют российское происхождение. Это подтверждается в том числе и тем, что указанные офшорные территории входят одновременно в число крупнейших инвесторов в российскую экономику и в число крупнейших реципиентов российских инвестиций. Различные представители российской власти неоднократно называли офшоризацию в числе основных проблем российской экономики. В июне 2013 года Владимир Путин заявил о разработке национального плана борьбы с офшорами, которые, по мнению Президента, наносят существенный вред российской экономике и препятствуют привлечению иностранных инвестиций.1
Первым конкретным шагом в рамках этого плана стало принятие закона №134-ФЗ, положение которого направлены на борьбу с выводом капиталов в офшорные зоны. Проблема неравномерности распределения инвестиционных потоков внутри страны также неоднократно подчеркивалась руководством России. В частности, об этом шел разговор на состоявшемся в конце 2012 года заседании Государственного совета РФ, посвященном повышению инвестиционной привлекательности регионов.2
В специально
подготовленном к заседанию
В силу этих
соображений становится
Глава 1. Инвестиционный климат
1.1.Введение основных понятий
Реа́льный се́ктор эконо́мики (РСЭ) — совокупность отраслей экономики, производящих материальные и нематериальные товары и услуги, за исключением финансово-кредитных и биржевых операций,[1] которые относятся к финансовому сектору экономики.
Инвести́ции — вложения капитала с целью полу
Инвести́ции — денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.
Инвестиционная деятельность — вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.
С позиции монетарной теории денег, средства можно направить на потребление или сбережение. Простое сбережение изымает средства из оборота и создаёт предпосылки длякризисов. Инвестирование же вовлекает сбережения в оборот. Оно может происходить напрямую или косвенно (размещение временно свободных средств на депозит в банк, который уже сам инвестирует).
По основным целям инвестирования подразделяются на:
Прямы́е инвести́ции — вложения
(инвестиции) денежных средств в материальное
производство и сбыт с целью участия в
управлении предприятием или ко
В соответствии с принятой международной классификацией иностранных инвестиций, к прямым инвестициям относятся инвестиции, в результате которых инвестор получает долю в уставном капитале предприятия не менее 10 %. Приобретение доли в капитале предприятия не менее этой величины даёт возможность непосредственно участвовать в управлении предприятием, в частности иметь своего представителя в совете директоров. Прямые инвестиции позволяют непосредственно влиять на проинвестированный бизнес. В современном мире прослеживается тенденция к увеличению объёма именно прямых инвестиций и сокращению портфельных.
Прямые инвестиции обычно осуществляются через фонды Private Equity (фонды прямых инвестиций) — фонды, аккумулирующие средства инвесторов и направляющие эти средства на покупку долей владения в компаниях с целью извлечения прибыли путём последующей продажи долей владения и/или получения дивидендов.
Виды прямых инвестиций
Прямые иностранные инвестиции
делятся на исходящие, то есть прямые инвестиции,
осуществлённые субъектами данной страны
за рубежом, и входящие, то есть прямые
инвестиции, осуществлённые иностранными
инвесторами в данной стране. Соотношение
входящих и исходящих инвестиций показывает международную инвестиционную позицию страны. Например, данные по США показывают, что эта
страна является нетто-экспортёром пря
Привлечение инвестиций
Считается, что для привлечения инвестиций предприятие должно:
Однако на практике эти условия необходимы для портфельных инвесторов. Инвестиции вполне могут привлекаться и без этих условий, но при уверенности инвестора в соблюдении своих прав на распоряжение капиталом и прибылью. Такую уверенность могут гарантировать не только законы и прозрачность учёта, но и личные связи, например, в правительстве или парламенте, получение права непосредственного контроля за ситуацией на предприятии через контрольный пакет акций и назначение подконтрольного директора или личное непосредственное руководство. Существенным фактором привлечения инвестиций является соотношение прибыли и риска. Часть инвесторов выбирают меньший риск и соглашаются на меньшую прибыль. Часть инвесторов выберут более высокую прибыльность вложений, несмотря на повышенные риски. Сырьевым компаниям вообще выбирать не приходится: идут туда, где есть ресурс.
Кроме того, для привлечения инвестиций иногда создаются особые условия. Примером создания таких особых условий являются особые экономические зоны (ОЭЗ). Например, в России созданы и действуют в настоящее время ОЭЗ «Липецк», ОЭЗ «Алабуга», ОЭЗ «Тольятти» и другие.
Совокупность условий для инвестора иногда называют «инвестиционным климатом».
Плюсы и минусы привлечения инвестиций
На начальном этапе внешние инвестиции дают компаниям два основных преимущества:
Риск и прибыль
Инвестиции характеризуются,
среди прочего, двумя взаимосвязанным
параметрами: риском и прибыльн
Величина инвестиционного риска показывает вероятность потери инвестиций и дохода от них. Величина общего интегрального риска складывается из семи видов риска: законодательного, политического, социального, экономического, финансового, криминального, экологического. При этом среднероссийский риск принимается за единицу, а реальные показатели регионов могут отклоняться.
Инвестиционный климат
Большое влияние на величину инвестиций оказывают условия ведения бизнеса в той или иной стране. Такие условия называют также инвестиционным климатом. Важнейшими показателями благоприятного инвестиционного климата являются гарантии соблюдения права собственности, а также предсказуемость и стабильность условий ведения бизнеса.
По данным Росстата в 2012 году в Россию поступило 18,666 млрд. долларов ПИИ (101,4% относительно уровня 2011 года), при этом 7,576 млрд. долларов (или 40,59% от общего объема) имели офшорное происхождение. Самым популярным офшором ожидаемо оказался Кипр, на долю
которого пришлось более 77% от всего объема офшорных инвестиций. Также с разной степенью активности российские компании использовали для своих инвестиционных операций еще 20 офшорных зон, в числе которых – Британские Виргинские острова, Сейшелы, Багамы, Панама и
ряд других.
Вклад офшоров в общий приток ПИИ значительно различается для регионов России. Так, в Дагестане, Калмыкии, Хакасии и Чукотском АО офшорные инвестиции составили 100% от всего притока ПИИ. При этом в Кировской области, Чувашии, Бурятии и Камчатском крае этот показатель равен 0%, то есть все ПИИ в этих регионах могут считаться
результатом активности реальных иностранных инвесторов.
Общий приток ПИИ в Россию за вычетом офшорных инвестиций составил в 2012 году 11,090 млрд. долларов (для сравнения, в 2011 году – 11,715 млрд. долларов). Таким образом, после исключения из рассмотрения офшорных вложений, картина во всероссийском масштабе полу-
чается менее позитивной: приток ПИИ из стран, не включенных в перечень офшорных территорий, снизился примерно на 5,6%. Вклад десяти основных стран-инвесторов в общий приток ПИИ в Россию без учета офшоров представлен на диаграмме:
В 2012 г. вновь избранным Президентом России
была поставлена стратегическая цель
улучшения инвестиционного климата, в
соответствии с которой Россия должна
подняться со 120-го места в рейтинге Doing
Business Всемирного банка в 2011 г. на 50-е место
в 2015 г. и 20-е место - в 2018 г. Согласно рейтингу,
отражающему положение дел по состоянию
на июнь 2013 г., по уровню комфорта ведения
бизнеса Россия заняла 92-е место. Таким
образом, за 2 года ей удалось добиться
впечатляющего прогресса, поднявшись
на 28 ступеней вверх и опередив Китай -
96 место в июне 2013 г., Вьетнам -99, Кувейт
- 104 и Аргентину - 126. В соответствии с методологией
Doing Business, в 2012-2013 гг. Россия стала одним
из глобальных лидеров по совершенствованию
инвестиционного климата и осуществление
внешнеэкономической деятельности. Несмотря
на столь впечатляющие достижения, Россия
по-прежнему уступает как странам-партнерам
по Таможенному союзу - Казахстану - 50 место
в июне 2013 г. и Беларуси - 63, так и другим
странам СНГ, включая Армению -37, Кыргызстан
- 68, Азербайджан - 70 и Молдову - 78.
В контексте улучшения рейтинговых позиций
Российской Федерации можно рассматривать
тот факт, что, несмотря на ухудшение экономической
конъюнктуры, в 2013 г. наблюдалась впечатляющая
динамика притока прямых иностранных
инвестиций. За январь-сентябрь 2013 г. в
страну поступило более чем в полтора
раза больше иностранных инвестиций, чем
за весь 2012 г. - 66,0 млрд. долл. по сравнению
с 42,8 млрд. долл. Однако структура этих
инвестиций осталась традиционной: более
половины приходится на торговлю и операции
с недвижимостью, более 60% поступило из
Кипра и Нидерландов - юрисдикций, традиционно
используемых российским бизнесом для
репатриации капитала под видом зарубежных
инвестиций.
Более того, достигнутые в 2013 г. результаты,
связанные с борьбой за улучшение инвестиционного
климата, отнюдь не носили однозначно
позитивного характера. Повышение с 1 января
2013 г. взносов, уплачиваемых индивидуальными
предпринимателями в Пенсионный фонд
и Фонд обязательного медицинского страхования,
следует рассматривать как явный просчет,
повлекший за собой массовое закрытие
бизнесов. Фактически этот процесс начался
еще в конце 2012 г., в преддверии повышения
взносов. За 6 месяцев с декабря 2012 г. по
май 2013 г., по данным Федеральной налоговой
службы, с учета в налоговых органах снялось
порядка 650 тыс. индивидуальных предпринимателей,
основная масса которых не прекратила
деятельность, а «ушла в тень».
Под влиянием неутешительной статистики
и давления со стороны деловых кругов
правительство решилось на пересмотр
ранее принятого решения. Более того, широкое
обсуждение проблем развития малого и
среднего бизнеса, спровоцированное повышением
страховых взносов, побудило правительство
приступить к разработке комплекса мер
по поддержке соответствующей категории
бизнес - субъектов, которые на сегодняшний
день обеспечивают занятость около четверти
работающего населения и производство
около 20% ВВП страны. В частности, Министерство
экономического развития предложило создать
Федеральный гарантийный фонд для предоставления
гарантий по займам малых и средних предприятий,
а также выделить 100 млрд. руб. из Фонда
национального благосостояния для выдачи
им долгосрочных кредитов по низким процентным
ставкам.
Несмотря на пересмотр решения о повышении
страховых взносов, в сентябре 2013 г. правительство
приняло не менее спорное решение, также
мотивированное желанием изыскать средства
для покрытия дефицита Пенсионного фонда.
Суть данного решения сводится к передаче
всех отчислений в накопительную часть
пенсий, сделанных гражданами в 2014 г., в
распределительную систему на выплату
текущих пенсий. Формально данный шаг
аргументировался необходимостью создать
более эффективную систему контроля надежности
негосударственных пенсионных фондов,
причем переданные в распределительную
систему средства должны будут учитываться
на индивидуальных страховых счетах, чтобы
исключить возможность их «конфискации».
Однако сам факт того, что правительство
считает себя вправе распоряжаться пенсионными
накоплениями граждан, наносит серьезный
удар по перспективам становления современной
системы негосударственных пенсионных
фондов, которые в рыночных условиях относятся
к числу крупнейших инвесторов в национальную
экономику.
Другим разочарованием стало отсутствие
позитивных результатов присоединения
к ВТО как с точки зрения улучшения делового
климата в России, так и в плане ее торгово-
инвестиционных отношений с зарубежными
партнерами. По данным опроса, проведенного
Российским союзом промышленников и предпринимателей,
лишь 1% компаний почувствовали изменения
к лучшему, 13% - к худшему, и порядка 86% вообще
не почувствовали на себе эффекта присоединения.
В ходе дискуссий последних лет неоднократно
отмечалось, что для максимального использования
потенциальных выгод от присоединения
к ВТО, в первую очередь выгод, связанных
с расширением экспорта, повышением эффективности
производства и ростом привлекательности
страны для прямых иностранных инвестиций
необходимо сочетание снижения торговых
барьеров с комплексными институциональными
реформами. Между тем, институциональные
реформы в России по-прежнему ждут своего
часа, а в ряде случаев даже приходится
говорить об откате назад. В частности,
инициированное в июне 2013 г. объединение
Верховного и Высшего арбитражного судов
- фактически, упразднение последнего
с передачей его функций урегулирования
экономических споров Верховному суду,
ранее этими вопросами не занимавшемуся
может привести к ухудшению ситуации с
защитой прав собственности.
Задача дальнейшего совершенствования
инвестиционного климата имеет тем большее
значение, что в условиях нарастающих
структурных ограничений экономического
роста приоритетную роль играет не столько
объем, сколько качество инвестиций. Инвестиции
для решения структурных проблем экономики
невозможно обеспечить за счет бюджетных
средств и ресурсов Фонда национального
благосостояния. Путь к их привлечению
лежит через кропотливую работу по совершенствованию
условий ведения бизнеса, с которыми ежедневно
сталкиваются экономические субъекты.
В 2014 г. должны быть сделаны решительные
шаги в этом направлении, чтобы предотвратить
угрозу новой рецессии и заложить наконец
надежный фундамент посткризисного роста.
Экономика России в 2014 году возрастет
по нашему прогнозу на 2,5%. О перспективах
развития российской экономики мы уже
упоминали выше, хотим лишь подчеркнуть,
что прогнозируемое нами ускорение до
2,5% роста в 2014 г. возможно лишь при начале
реальных реформ, облегчающих ведение
бизнеса.
Информация о работе Прямые иностранные инвестиции в реальный сектор экономики России