Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2014 в 18:07, реферат
Речь здесь идет о том, что ПИИ, поступающие из таких зарубежных территорий как Кипр или Британские Виргинские острова, на самом деле имеют российское происхождение. Это подтверждается в том числе и тем, что указанные офшорные территории входят одновременно в число крупнейших инвесторов в российскую экономику и в число крупнейших реципиентов российских инвестиций. Различные представители российской власти неоднократно называли офшоризацию в числе основных проблем российской экономики. В июне 2013 года Владимир Путин заявил о разработке национального плана борьбы с офшорами, которые, по мнению Президента, наносят существенный вред российской экономике и препятствуют привлечению иностранных инвестиций.1
Новым стимулом роста российской экономики
должны стать инвестиции. Рост потребления
за счет высокого роста зарплат и ускоренного
роста кредитования постепенно замедляется.
Эта тенденция продолжится - ресурсы для
стимулирования потребления, особенно
бюджетные средства заканчиваются. Правительство
планирует увеличить объем инвестиций
в основной капитал и довести их с текущего
уровня 17-18% от ВВП до 25%. Ускорение притока
иностранных инвестиций, особенно долгосрочных,
так называемых прямых иностранных инвестиций,
становится приоритетной задачей.
Во-первых,
приток иностранных инвестиций должен
компенсировать падение профицита счета
текущих операций. В 2013 году этот профицит
сократится до 30-33 млрд долл., и может совсем
исчезнуть в 2015 году. Во-вторых, иностранные
инвестиции - это импорт новых технологий,
передовых бизнес практик и более продвинутой
корпоративной культуры. Иногда это более
важно, чем прямое иностранное финансирование
проектов. К сожалению, пока инвесторы
рассматривают Россию и ее финансовые
рынки как объект краткосрочных вложений
и спекуляций. Это делает структуру иностранных
инвестиций неблагоприятной для страны.
В настоящее время отношение долгосрочных
инвестиций к краткосрочным составляет
1:10.
Рейтинг
инвестиционной привлекательности России
остаётся низким. В 2013 году Всемирный банк
поставил Россию на 112 строчку между Палау
и Сальвадором. Хоть и наблюдается прогресс
+8 строчек в рейтинге по сравнению с 2012
годом, стоит отметить, что страны, располагающиеся
в списке рядом с Россией, имеют кредитный
рейтинг на 2 пункта ниже российского и
ВВП на душу населения значительно меньше
чем у РФ. При этом компоненты рейтинга
Doing Business, отвечающие за защиту прав инвесторов,
доступ к кредитованию, работу таможни,
даже ухудшились по сравнению с 2012 годом,
а прогресс в рейтинге обусловлен в основном
улучшением компоненты налогообложения
- ранг улучшился с 105 до 54. Несмотря на
то, что макроэкономическая и политическая
стабильность, обилие сырьевых ресурсов
и большой потребительский рынок стимулируют
приток инвестиций в страну, слабость
государственных институтов, высокий
уровень коррупции и обилие бюрократических
барьеров заставляют инвесторов проявлять
осторожность. Россия проигрывает гонку
по привлечению ПИИ и выглядит хуже остальных
стран БРИКС. В 2012 году чистые ПИИ в Бразилию
и Индию составили 2,7% и 2% от ВВП соответственно,
а в России они колеблются около 0 уже который
год подряд.
Низкий
приток ПИИ - хроническая проблема для
страны. Чистые прямые инвестиции в среднем
составляли 0,4% от ВВП в 2000-08 гг., а с 2009 года
стали практически нулевыми. По привлечению
ПИИ Россия проигрывает большинству стран
Центральной и Восточной Европы и СНГ.
Мы надеемся на рост чистых ПИИ до 1% от
ВВП в ближайшие годы. Однако без проведения
структурных реформ и постепенного снижения
доли государства в экономике надеяться
на качественные перемены с привлечением
ПИИ нельзя.
Мы
видим две основные причины потенциального
ускорения роста ПИИ в ближайшие годы.
Во- первых, это подписанные соглашения
в нефтегазовой отрасли в 2011-13. Если подписанные
проекты по разведке месторождений успешно
завершаться в 2013-14 годах, то с 2015 года
приток ПИИ должен существенно ускориться.
Во-вторых, правительство сменило фокус
с экспансии российского бизнеса за рубеж
на поощрение инвестиций внутри страны.
Отток ППИ должен замедлиться.
Приток
ПИИ недостаточно диверсифицирован. Инвесторы
традиционно проявляли наибольший интерес
к нефтегазовому сектору. Однако закон,
принятый в апреле 2008 года, существенно
ограничил иностранные инвестиции в так
называемые стратегические секторы экономики,
включая природные ресурсы, СМИ, национальную
оборону. Для инвестирования в эти секторы
требуется согласование специального
комитета правительства, возглавляемого
премьер-министром. До принятия закона
корпорация BP вошла на российский рынок
с компанией TNK-BP, которая стала флагманом
иностранного бизнеса в стране. Но других
примеров не было, а в 2012 г. холдинг был
выкуплен государственной компанией Роснефть,
что прекратило присутствие единственного
весомого иностранного игрока в нефтегазовом
секторе страны.
За
последние два года правительство сделало
нефтегазовый сектор более доступным
для иностранных инвестиций, хотя даже
сейчас международным корпорациям запрещено
покупать контрольные пакеты акций представителей
нефтегазовой индустрии России. При этом
им разрешено участвовать в совместных
проектах, и это участие поощряется. Например,
несколько иностранных компаний -ExxonMobil,
ONGC, SODECO, Shell, Mitsu и Metsubishi, в партнёрстве
с Газпромом и Роснефтью стали операторами
шельфовых проектов Сахалин-1 и Сахалин-2.
Такой вид кооперации однозначно оказывает
положительное воздействие на российскую
экономику и ускоряет приток прямых иностранных
инвестиций. Например, инвестиции компании
Shell вывели
Нидерланды
на второе место среди стран-инвесторов
в Россию. Сотрудничество в рамках проектов
по разработке шельфовых месторождений
в Арктике также должно ускорить приток
ПИИ. Роснефть предложила 30 лицензий иностранным
компаниям в 2011, двенадцать в 2012 и семь
в 2013. ExxonMobil, Statoil и Eni примут участие в проектах.
Они получат 30% от всей добычи и полностью
профинансируют разведку и бурение. Объем
инвестиций по оценкам компании составит
около 6 млрд долл. в год с 2014-15 годов. Однако
независимые эксперты выражают сомнения,
что реализация проектов пройдет гладко,
что может вызвать перенос сроков осуществления
проектов.
Но
на кону слишком важный вопрос, чтобы позволить
себе провал или длительные отсрочки.
Мы считаем, что успех шельфовых проектов
может стать переломным моментом в привлечении
иностранных инвестиций. Приток ПИИ ускорится
до 15 млрд долл. в год, начиная с 2015-16 гг.
Более того, Роснефть оценивает общий
объем инвестиции в шельфовые проекты
в 500 млрд долл. к 2030 г., из которых, по оценкам
правительства, инфраструктурные инвестиции
составят около 300 млрд долл. Это может
добавить 1,0-1,5 п.п. к ежегодному росту ВВП
в 2016-25 гг. Эти инвестиции будут много значить
и для роста производства нефти, которое
может быть ускорено на 2-3 млн баррелей
в день +20% к сегодняшнему уровню.
Сейчас,
когда экономический рост сильно замедлился,
и призрак стагнации замаячил на горизонте
уже в 2013 году, сложно поверить в возможность
такого ускорения. Тем не менее, оно реально,
если новый курс на иностранные инвестиции
не будет пересмотрен.
С
2004 года, ограниченные возможности инвестировать
в нефтегазовый сектор России постепенно
вызвали рост инвестиций в другие отрасли,
особенно в торговлю и финансовый сектор.
С 2010 года мы видим увеличивающийся объем
ПИИ в производственный сектор, в частности
в автомобилестроение. Правительство
ввело запретительные пошлины на ввоз
подержанных автомобилей и оставило пошлины
на ввоз новых на уровне 25%, тем самым создавая
преференции для постройки заводов внутри
страны. За последние 5 лет было открыто
несколько крупных сборочных линий. Например,
завод «Toyota» в Санкт-Петербурге, пуск которого
состоялся в конце 2007 г. Общий объем инвестиций
составил порядка 5 млрд руб. 4 апреля 2012
г. «Рено-Ниссан» совместно с «ОАО Автоваз»
запустили новую производственную линию
автомобилей в Тольятти. Общий объем инвестиций
составил 15,6 млрд руб. Недавно автоконцерн
BMW объявил о начале строительства нового
завода в Калининграде совместно с российской
компанией «Автотор». Стороны инвестируют
в равных долях 360 млн евро. Помимо автомобилестроения,
в 2012 г. было реализовано несколько крупных
инвестиционных проектов в других отраслях
производственного сектора.
Как
результат, структура иностранных инвестиций
стала более диверсифицированной. Средний
размер одного инвестиционного проекта
снизился с миллиардов долларов, что характерно
для нефтегазового сектора, до 50-150 млн
долл. Мы считаем, что объем иностранных
инвестиций в сектор услуг увеличится
в ближайшие годы. Правительство планирует
стимулировать дальнейшую диверсификацию
ПИИ и открыть или частично открыть в прошлом
закрытые сектора, такие как инфраструктура.
Согласно плану Дмитрия Медведева Россия
объединит ОАО МРСК и ОАО ФСК. План предполагает
дальнейшую приватизацию компании, с участием
иностранных инвесторов.
Также
мы считаем, что в России большая часть
ПИИ представляет собой репатриацию капитала.
На данный момент в структуре ПИИ доминируют
офшорные зоны, такие как Кипр, Виргинские
острова и Багамы. В 2012 году на эти страны
пришлось 40,6% всего притока ПИИ в страну.
Если правительство серьезно настроено
на борьбу с коррупцией и ограничение
офшорной деятельности, мы можем увидеть
замедление оттока инвестиций за границу
в ближайшем будущем и симметричное замедление
репатриации капитала. А значит, эффект
на чистые ПИИ останется нейтральным.
В
региональном разрезе приток ПИИ достаточно
диверсифицирован. Лидирующие позиции
занимают регионы трех основных типов.
Первый - это регионы, в которых основная
часть ПИИ направляется в добывающую отрасль.
К ним относятся Сахалинская, Архангельская,
Тюменская области. Второй тип - это «столичные»
регионы - Москва и Ленинградская область.
Третий тип можно условно назвать «регионы
с благоприятным инвестиционным климатом»,
где региональные власти проявляют похвальную
активность по привлечению инвестиций.
Именно стараниями региональных властей
по созданию привлекательных условий
для иностранных инвесторов можно объяснить
высокие результаты таких регионов как
Калужская область, Республика Татарстан
и Владимирская область.
Увеличение
чистых прямых иностранных инвестиций
может стать возможным при ограничении
экспансии российского бизнеса за границу.
В докризисные годы правительство поощряло
компании покупать иностранные активы.
Однако большое количество крупных сделок
было проиграно по политическим причинам.
Например, не состоялась покупка компании
Опель. Многие государства не хотят присутствия
российского бизнеса, ссылаясь на особенности
российской бизнес культуры и опасаясь
экспорта криминала в свои страны. Это
показывает, что России стоит поработать
над улучшением своего имиджа в глазах
иностранных инвесторов.
Сейчас
вектор государственной политики изменился.
Кремль стимулирует компании увеличивать
вложения в российские активы. Например,
AAR консорциуму, получившему 28 млрд долл.
от сделки TNK/BP, было «рекомендовано» правительством
вложить эти средства в проекты на территории
России. Не секрет, что зарубежная экспансия
государственных банков и корпораций
была особенно заметной в последние годы.
Именно эти сделки сыграли решающую роль
в растущем оттоке ПИИ из России.
Приток
портфельных инвестиций в Россию всегда
был слабым. В 2000-08 гг. чистые портфельные
инвестиции составляли в среднем 0,1% от
ВВП в год и никогда не превышали уровня
0,25% от ВВП. Начиная с 2009г., активное инвестирование
России в иностранные облигации привело
к отрицательным значениям чистых портфельных
инвестиций -10 млрд долл. В любом случае,
уровень притока находится значительно
ниже потенциала.
Правительство
провело ряд мер по стимулированию портфельных
инвестиций. В результате начала расчетов
в системе Euroclear доля нерезидентов в держателях
ОФЗ выросла с 5,5% в начале 2013 до 25% в октябре
2013 +15-20 млрд долл. притока в сегмент. Мы
рассчитываем, что к концу 2013 года расчеты
в Euroclear станут доступны для корпоративного
рублевого долга, что вызовет дальнейшее
ускорение притока средств. С середины
2014 года акции также будут учитываться
системой. Это значит, что финансовые рынки
смогут получить еще 15-20 млрд долл. новых
фондов в следующем году.
Государство
не остается в стороне от стимулирования
притока портфельных инвестиций. Государственные
компании обязали размещать свои акции
на российском рынке. Это - положительный
сигнал, хотя мы не ожидаем очень большого
эффекта от этого решения. В прошлом большинство
российских IPO проводилось в мировых финансовых
центрах - Лондон, Нью-Йорк, Гонконг, которые
могли обеспечить доступ к крупным инвесторам.
Мы не уверены, что ММВБ сможет предложить
услуги подобного уровня и заменить международные
финансовые центры для российского рынка
IPO.
Большая
доля чистых иностранных инвестиций в
Россию приходится на так называемые «прочие»
инвестиции. С 2009 г. «прочие» инвестиции
оставались единственной положительной
компонентой чистых иностранных инвестиций.
Начиная с 2000 г. в структуре «прочих» инвестиций
резкий рост показали торговые кредиты.
Подозрительно высокий рост этой компоненты
обычно ассоциируется с серыми схемами
вывоза/ввоза капитала. С 2006 г. торговый
оборот России вырос на 85%, в то время как
объемы торговых кредитов увеличились
в 5 раз. Неудивительно, что основными пунктами
назначения «прочих» инвестиций являются
все те же офшорные зоны.
В
феврале 2013, Сергей Игнатьев - тогда председатель
ЦБР оценил объем подозрительных операций
в 2012 в 35 млрд долл. или 63% от чистого оттока
капитала. Мы считаем, что правительство
постепенно снизит эти квази-инвестиции
через агрессивную борьбу с коррупцией
в 2013-14 гг. Закон, запрещающий представителям
власти иметь банковские счета за границей,
может оказать заметное влияние на отток
капитала.
Мы
считаем, что остальные компоненты «прочих»
инвестиций, отличные от торговых кредитов,
не будут сокращаться в ближайшие годы.
Во-первых, приток нефтедолларов не настолько
велик, чтобы стимулировать значительный
рост сбережений в зарубежных банках.
А риски в самой банковской системе России
не выглядят особенно высокими. Во-вторых,
ставки по депозитам в России намного
привлекательней ставок большинства западных
стран.
В
2014-15 гг. мы рассчитываем увидеть увеличивающиеся
объемы чистых иностранных инвестиций.
Однако это будет достигнуто за счет роста
«прочих» инвестиций +1% от ВВП в 2014 и портфельных
+1% от ВВП в 2014 инвестиций. Рост прямых
иностранных инвестиций, скорее всего,
будет незначительным +0,5% от ВВП в 2014 и
+0,8% в 2015-16. Более значительного ускорения
можно ожидать, начиная с 2016 г., благодаря
инвестициям в нефтегазовый сектор. В
целом приток иностранных инвестиций
поддержит платежный баланс, что очень
важно на фоне сокращающегося профицита
счета текущих операций. Однако краткосрочные
инвестиции будут доминировать в общей
структуре как минимум до 2015-16 гг.
Добившись цели, поставленной нами в работе, исследовав и оценив текущее состояние инвестиционного климата в России, в заключении скажем немного о том, зачем России необходим благоприятный инвестиционный климат.
Привлечение в широких масштабах национальных и иностранных инвестиций в российскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в России цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала.
Информация о работе Прямые иностранные инвестиции в реальный сектор экономики России