Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2014 в 14:54, курсовая работа
Целью нашей работы является анализ проблем обеспечения национальной экономической безопасности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие «экономической безопасности»;
выделить индикаторы экономического состояния страны;
выявить механизм обеспечения экономической безопасности;
рассмотреть основные проблемы обеспечения национальной экономической безопасности в России.
Объектом исследования является национальная экономическая безопасность России.
Введение…………………………………………………………………….2
Глава 1. Теоретические аспекты обеспечения национальной безопасности…………………………………………………………….6
Глава 2. Проблемы экономической безопасности РФ………………..16
Пути интеграции России в мировую экономику………………16
Виды угроз экономической безопасности России……………..23
Глава 3. Пути обеспечения экономической безопасности России…..34
Заключение…………………………………………………………………42
Список литературы………………………………………………………...44
Для экономической безопасности значение имеют не сами показатели, а их пороговые значения. Пороговые значения – это предельные величины, несоблюдение значений которых препятствует нормальному ходу развития различных элементов воспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в области экономической безопасности. В качестве примера (по отношению к внутренним угрозам) можно назвать уровень безработицы, разрыв в доходах между наиболее и наименее обеспеченными группами населения, темпы инфляции. Приближение к их предельно допустимой величине свидетельствует о нарастании угроз социально - экономической стабильности общества, а превышение предельных, или пороговых, значений - о вступлении общества в зону нестабильности и социальных конфликтов, то есть о реальном подрыве экономической безопасности. С точки зрения внешних угроз в качестве индикаторов могут выступать предельно допустимый уровень государственного долга, сохранение или утрата позиций на мировом рынке, зависимость национальной экономики и её важнейших секторов (включая оборонную промышленность) от импорта зарубежной техники, комплектующих изделий или сырья.
Критерий экономической безопасности – это оценка состояния экономики с точки зрения важнейших процессов, отражающих сущность экономической безопасности. Критериальная оценка безопасности включает в себя оценки: ресурсного потенциала и возможностей его развития; уровня эффективности использования ресурсов, капитала и труда и его соответствия уровню в наиболее развитых и передовых странах, а также уровню, при котором угрозы внешнего и внутреннего характера сводятся к минимуму; конкурентоспособности экономики; целостности территории и экономического пространства; суверенитета, независимости и возможности противостояния, внешним угрозам, социальной стабильности и условий предотвращения и разрешения социальных конфликтов.
Система показателей-индикаторов, получивших количественное выражение, позволяет заблаговременно сигнализировать о грозящей опасности и предпринимать меры по её предупреждению. Важно подчеркнуть, что наивысшая степень безопасности достигается при условии, что весь комплекс показателей находится в пределах допустимых границ своих пороговых значений, а пороговые значения одного показателя достигаются не в ущерб другим. Например, снижение темпа инфляции до предельного уровня не должно приводить к повышению уровня безработицы сверх допустимого предела, или снижение дефицита бюджета до порогового значения - к полному замораживанию капиталовложений и падению производства и т. д.
Следовательно, можно сделать вывод, что за пределами значений пороговых показателей национальная экономика теряет способность к динамичному саморазвитию, конкурентоспособность на внешних и внутренних рынках, становится объектом экспансии инонациональных и транснациональных монополий, разъедается язвами коррупции, криминала, страдает от внутреннего и внешнего грабежа национального богатства. Среди показателей экономической безопасности можно выделить показатели :
Пороговые уровни снижения безопасности можно охарактеризовать системой показателей общехозяйственного и социально-экономического значения, отражающих, в частности:
Общую схему обеспечения экономической безопасности можно представить в следующем виде:
1. Национальные интересы; приоритеты, цели, задачи в экономике (стратегические, долгосрочные, краткосрочные).
2. Угрозы и вызовы (внутренние, внешние).
3. Индикаторы (в отличие от показателей обладают сигнальными функциями).
4. Пороговые значения (отделяют опасное состояние экономики от неопасного).
5. Оценка безопасности на основе сопоставления фактического и прогнозного состояний индикаторов с пороговыми значениями.
6. Концепция и стратегия обеспечения экономической безопасности.
7. Организационно-
Во главу угла ставится система национальных интересов. Национальные интересы – совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства .
Бесперспективно подменять национальные интересы другими категориями, будь то приоритеты, задачи и т.п. Именно с национальными интересами связаны угрозы и вызовы. Причем важно классифицировать национальные интересы, а также учитывать интересы страны в широком геополитическом, экономическом и социально-культурном пространстве. Например, в связи с повышением значимости в экономическом развитии углеводородного сырья оказались актуальными национальные интересы России в Арктике.
Угрозы и вызовы могут быть только в контексте национальных интересов страны, ее сохранения и развития. В отличие от показателей индикаторы обладают сигнальными функциями, т.е. они более чувствительны к внутренним и внешним факторам. Далее идут пороговые значения, иными словами, та «красная черта», которая отделяет опасное состояние экономики от неопасного. За ним следует уже оценка безопасности на основе сопоставления фактического и прогнозного состояний индикаторов с их пороговым значением.
Следующий шаг – формирование концепции национальной безопасности и более конкретного ее проявления – стратегии. Отдельно стоит организационно-управленческий блок. Этот блок «отвечает» за креативное, творчески активное отношение к объекту анализа, в том числе за оценку состояния экономики с позиций безопасности, которая является универсальной категорией и занимает особое место среди других категорий (эффективности, устойчивости, конкурентоспособности, приоритетов, целей, задач и др.).
Стратегия безопасности – основа долгосрочной стратегии социально-экономического развития страны, а не наоборот. На наш взгляд, долгосрочную стратегию нельзя сформировать без определения национальных интересов страны. Именно они выражают субстанцию сущности страны, суверенитет и основные ее характеристики в мировом геополитическом пространстве.
Глава 2. Проблемы экономической безопасности РФ
2.1 Пути интеграции России в мировую экономику
Можно согласиться с оценками известного американского экономиста Туроу в том, что «сегодня Россия находится на полпути между рыночной и плановой экономикой, причем ни одна из них не работает ».
Экономический результат реформирования – падение доли России в мировом ВВП до 2,4% и переход с 3-го места, которое занимала Россия в составе СССР (после США и Японии и делила его с ФРГ) на 15-е. До 1,3%, т.е. примерно вдвое сократился удельный вес России и в мировом экспорте по сравнению с доперестроечным периодом.
В результате на мировых рынках наукоемкой продукции гражданского характера доля российских изделий составляет 1%. Для сравнения: на долю США приходится 36%, Японии – 30% этих рынков. Особенно опасно отставание в таких отраслях, как информатика, электроника, связь, которое сложилось еще в прошлые десятилетия, в том числе из-за существовавшего разрыва между гражданским и военно-промышленным секторами экономики.
Общее экономическое ослабление России многие западные эксперты объясняют неэффективностью экономических реформ и чрезмерным открытием экономики внешней конкуренции. Другие подчеркивают, что виноват не «либерализм, а установившаяся в стране экономика разграбления» . Особенно критическим подходом отличаются оценки французских экономистов. Профессор Бранде (Парижский университет Дофин) пишет: «В России было продано все, что можно было продать, и в результате при отсутствии средств для инвестиций огромные суммы денег оказались на индивидуальных счетах швейцарских и кипрских банков
Промышленный потенциал страны практически был уничтожен, а объем промышленного производства снижался на 10% в год ».
Российская экономика в настоящее время остается в значительной степени реформируемой, переходной, не закончившей трансформацию в какое-либо конкретное состояние. Она сочетает в себе элементы старой и новой систем. Если по доле негосударственных хозяйствующих субъектов российская экономика может считаться вполне рыночной, то по эффективности их деятельности и уровню конкурентоспособности – нет. Кроме того, более половины российских фирм вообще являются фиктивными и зачастую связаны с незаконной деятельностью.
В России сохраняется неэффективная структура общественного производства – преобладание топливно-энергетических и сырьевых отраслей и низкий удельный вес продукции машиностроения и современных высокотехнологичных, наукоемких отраслей. Слабой является финансово-кредитная вообще и, банковская система, в частности, что ограничивает инвестирование производства. Внутренние параметры во многом определяют внешние: Россия на мировых рынках остается поставщиком сырья и импортером готовой продукции, в том числе различных видов современной техники и продовольствия.
Участие России в международных экономических отношениях пока незначительно. Доля России в населении мира – 2,5%, в мировых природных ресурсах – 30%, в мировом экспорте – 1,74 % (причем в мировом экспорте высокотехнологичных товаров – 0,7%), в мировом импорте – 0,73%. Следовательно, Россия слабо вовлечена в глобальные процессы, что связано как с наследием прошлого, так и со слабостями ее настоящего положения.
В то же время, значение мирового рынка для экономики России огромно. Так, в 2002 г. экспорт составил 133,7 млрд. долл., а импорт – 57,4 млрд. долл.
Текущее состояние экономической безопасности России характеризует таблица 1.1:
Таблица 1.1
Текущие показатели экономической безопасности РФ
№ п/п |
Показатели |
Пороговое значение |
Фактическое состояние |
Соотношение фактического и порогового значения |
Оценка |
1 |
Объем валового внутреннего продукта: в целом от среднего по «семерке» на душу населения от среднего по «семерке» на душу населения от среднемирового |
75%
50%
100% |
29%
19%
25% |
0,39
0,38
0,25 |
опасно |
2 |
Доля в промышленном производстве обрабатывающей промышленности |
70% |
50% |
0,71 |
опасно |
3 |
Доля в машинном производстве машиностроения |
20% |
15% |
0,75 |
опасно |
4 |
Объем инвестиций в % к ВВП |
25% |
13% |
0,6 |
опасно |
5 |
Расходы на научные исследования в % к ВВП |
2% |
0,5% |
0,25 |
опасно |
6 |
Доля новых видов продукции в объеме выпускаемой продукции |
6% |
2,6% |
0,43 |
опасно |
7 |
Доля среди населения людей, имеющих доходы ниже прожиточного минимума (2004 г.) |
7% |
20% |
0,29 |
опасно |
8 |
Продолжительность жизни населения |
70 лет |
64 года |
0,91 |
опасно |
9 |
Разрыв между доходами 10 самых высокодоходных групп населения и 10% самых низкодоходных групп |
8 раз |
12,9 |
0,62 |
опасно |
10 |
Уровень преступности (количество преступлений на 100 тыс. населения) |
5 тыс. |
6 тыс. |
0,83 |
опасно |
11 |
Уровень безработицы по методологии МОТ |
7% |
9,2% |
0,76 |
опасно |
12 |
Уровень инфляции за год (2004 г.) |
20% |
6% |
1,25 |
опасно |
13 |
Объем внутреннего долга в % к ВВП за сопоставимый период времени |
30% |
33% |
0,9 |
опасно |
14 |
Текущая потребность в обслуживании и погашении внутреннего долга в % к налоговым поступлениям бюджета |
25% |
>100% |
0,25 |
опасно |
15 |
Объем внешнего долга в % к ВВП |
25% |
31% |
0,8 |
опасно |
16 |
Доля внешних заимствований в покрытии дефицита бюджета (2004 г.) |
30% |
45% |
0,66 |
опасно |
17 |
Дефицит бюджета в % к ВВП (2004 г.) |
5% |
4,2% |
1,2 |
опасно |
Информация о работе Пути обеспечения экономической безопасности России