Пути повышения прибыли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 12:40, курсовая работа

Краткое описание

В условиях формирования рыночной экономики положение предприятий принципиально изменяется по сравнению с тем, которое они занимали ранее в командно-административной системе. Эффективность их деятельности, устойчивость развития в условиях рыночной неопределенности, конкурентоспособность определяются их конечными результатами.

Вложенные файлы: 1 файл

текст курсака.doc

— 143.00 Кб (Скачать файл)

       - доход признается, если существует  высокая вероятность того, что  предприятие получит соответствующие  экономические выгоды.[14, c 204]

      Таким образом, доходы предприятия отражают результат эффективной и целенаправленной его деятельности, представляет собой сложную категорию современной экономической деятельности, рассматриваемую во многих научных публикациях и нормативных документах; это увеличение выгод хозяйственного субъекта в результате поступления активов и погашения обязательств. 

           1.2 Экономическая природа прибыли 

      Экономическая сущность прибыли относится к  сложным и дискуссионным проблемам  в современной экономической  теории. Прибыль как экономическая категория существует в различных способах производства. Она была присуща рабовладельческой и феодальной формациям, в виде ростовщической и торговой прибыли. Сохраняется она и в современном производстве как основная форма прибавочного продукта.

      С экономических позиций прибыль - это разность между денежными  поступлениями и денежными выплатами. С хозяйственной позиции прибыль - это разность между имущественным  состоянием предприятия на конец  и начало отчетного периода. Получение  прибыли является определяющим мотивом деятельности предприятия. Это обстоятельство предопределяет огромную значимость показателя прибыли в практической деятельности предприятия.

      В учебной литературе можно выделить несколько формулировок определений  прибыли.

      Во-первых,  это есть чистый доход предприятия, то есть совокупный доход за вычетом произведенных расходов. В прибыли получают законченную денежную оценку все аспекты деятельности предприятия – основная (операционная), инвестиционная и финансовая деятельность; во-вторых, это часть добавленной стоимости, которая получена в результате реализации продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг; в-третьих, это плата за риск, за неопределенность результатов предпринимательской деятельности. Отдельно стоит остановиться на трактовке прибыли в «Капитале». К. Маркс сделал попытку определить прибыль как модифицированную, затемняющую свою сущность прибавочную стоимость. Источником прибавочной стоимости автор «Капитала» полагал эксплуатацию, неоплаченный прибавочный труд наемных рабочих. По Марксу, это внешняя форма проявления сущности буржуазного экономического строя, буржуазных производственных отношений. Таким образом, эксплуатация - это главное, что лежит в самой основе марксистской трактовки прибыли. С такой трактовкой прибыли согласиться невозможно по следующим основным причинам:

      1) неправомерно связывать эксплуатацию  с частной собственностью и  рынком, что сделал Маркс,  и  что делали совсем еще недавно  многие ученые-экономисты в социалистических  странах;

      2) если эксплуатация - это присвоение продукта неоплаченного труда и атрибут капитализма, то капитализм охватывает почти всю историю человеческой цивилизации. Посему невозможно считать эксплуатацию внутренне присущей капитализму;

      3) исключительно важно видеть не  только сам факт отчуждения продукта неоплаченного труда, его количество, но и то, как, в чьих интересах используется отчужденный продукт;

      4) одна из основ трактовки эксплуатации  Марксом – трудовая теория  стоимости. Как показало развитие  экономической теории, Марксу не  удалось доказать, что такое общественно необходимое время для воспроизводства рабочего и его семьи, и, следовательно, недоказанным остается его положение о прибавочном времени. [14, с. 210].

      В условиях рыночной экономики прибыль  выполняет ряд функций:

      - отражает эффективность достижения конечных результатов деятельности предприятия, так как показывает, насколько доходы предприятия превышают затраты, связанные с её деятельностью;

      - является источником развития  производства, научно-технического и социального развития предприятия, материального стимулирования работников;

      - является источником формирования бюджетов разных уровней, поступая в них в виде налогов.

      Как общий показатель деятельности предприятия  прибыль отражает все стороны  его производственно-хозяйственной деятельности: уровень использования основных и оборотных средств, трудовых ресурсов, технический уровень производства конкурентоспособность производимой продукции. Предприятие должно стремиться к получению такого объема прибыли, который позволил бы ему не только удерживать свои позиции на рынке выпускаемых предприятием товаров и оказываемых услуг, но и обеспечивать развитие производства и устойчивое финансовое положение в условиях конкуренции. Необходимо иметь полное представление о возможных источниках получения прибыли, к которым относятся:

      - монопольное положение предприятия  на рынке той или иной продукции  и (или) уникальность выпускаемой  продукции;

      - инновационная деятельность предприятия,  обеспечивающая обновление выпускаемой  продукции; поддержание высокого уровня ее конкурентоспособности;

      - правильная маркетинговая политика, обеспечивающая, формирование производственной программы предприятия и установление цен на продукцию исходя из меняющейся рыночной конъюнктуры;

      -оптимальное использование материальных, трудовых, финансовых и информационных ресурсов предприятия, обеспечивающее снижение себестоимости продукции и возможность роста объема производства.[16, c 127]

      В зависимости способа вычисления и направлений распределения  различают такие основные виды прибыли предприятия: валовую (балансовую) прибыль, операционную прибыль, прибыль от обычной деятельности и прибыль после налогообложения (чистую прибыль). Валовая (балансовая) прибыль - разность между чистым доходом от реализации продукции и себестоимостью реализованной продукции. Себестоимость реализованной продукции, кроме производственных затрат, также включает в себя величину сопутствующих платежей: налог на имущество; налог с владельцев транспортных средств; плата за землю; акцизный сбор и т.д. Соответственно валовая прибыль уменьшается на эти сборы и платежи.

      Операционная  прибыль - это балансовая прибыль, откорректированная на разность других операционных доходов и операционных расходов. Другие операционные доходы включают в себя доход от операционной деятельности предприятия, кроме дохода (выручки) от реализации продукции (который уже заложен в валовой прибыли):

      - доход от аренды имущества;

      - доход от операционной разницы  курса;

      - доходы от реализации оборотных  активов;

      - возмещение ранее списанных активов и тому подобное.

      Операционные  расходы включают в себя расходы  на ведение операционной деятельности предприятия.

      Операционная  прибыль является отражением эффективности  основной деятельности предприятия  и показывает, насколько успешным является производственная деятельности компании без учета влияния других факторов.

      Прибыль от обычной деятельности - это операционная прибыль, откорректированная на величину финансовых доходов и финансовых расходов. Прибыль от обычной деятельности является прибылью подлежащей налогообложению.  Финансовые доходы: доход от инвестиций в другие предприятия; дивиденды; проценты по займам и др. Финансовые расходы: выплата процентов за ссудный капитал; потери от уценки финансовых инвестиций и необоротных активов и другие.

      Чистая прибыль - это прибыль, которая поступает в распоряжение предприятия после уплаты налога на прибыль. Чистую прибыль предприятие использует по своему усмотрению в двух направлениях:

      1) фонд накопления (реинвестируемая  прибыль) используется на развитие  производства, создание резервного фонда, инвестирование в другие предприятия;

      2) фонд потребления используется  для выплаты владельцам, акционерам, материальные поощрения персоналу  по результатам работы, решения  социальных проблем, благотворительность. [11, c 459]

      Таким образом, в современной деятельности прибыль выступает сложной экономической категорией, присутствующей  в различных способах производства и отражающая разность между денежными поступлениями и денежными выплатами. 

    2 ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВЕЛИЧИНУ ПРИБЫЛИ. мировой финансовый кризис И прибыль предприятий 

      Изменения социально-экономического развития государства  в период перехода к рыночным отношениям приводят к качественным структурным  сдвигам в сторону интенсификации производства, что обуславливает  неизменный рост денежных накоплений и, главным образом, прибыли предприятий различных форм собственности. Прибыль формируется под воздействием большого количества взаимосвязанных факторов, которые влияют на результаты деятельности предприятия разнонаправлено: одни – положительно, другие – отрицательно. Более того, отрицательное воздействие одних факторов способно снизить или даже свести на нет положительное влияние других. Многообразие факторов не позволяет их четко ограничить, и обуславливает их группировку. Учитывая, что предприятие является одновременно и субъектом, и объектом экономических отношений, то наиболее важным представляется деление их на внешние и внутренние. Внутренние факторы – факторы, которые зависят от деятельности самого предприятия и характеризуют стороны работы коллектива. Внешние факторы – факторы, не зависящие от деятельности самого предприятия. Однако, они могут оказывать существенное влияние на прибыль. В свою очередь внутренние факторы подразделяются на внепроизводственные и производственные. К внепроизводственным факторам относят: организация реализации продукции, снабжение товарно-материальными ценностями, организация экономической и финансовой работы, природоохранная деятельность, социальные условия труда и быта работников предприятия. Производственные факторы, отражают наличие и использование основных элементов производственного процесса, участвующих в формировании прибыли, - это средства труда, предметы труда и сам труд. К внутренним факторам также относятся:

      1)объем  валового дохода;

      2) производительность труда работников;

      3) скорость оборачиваемости товаров;

      4) наличие собственных оборотных  средств;

      5) эффективность использования основных  фондов;

      6) объем розничного товарооборота;

      7) порядок ценообразования - важно  выбрать правильную коммерческую стратегию, потому что рост доли прибыли в составе торговой надбавки может привести к снижению объема реализации товаров из-за высоких цен. Но логичным следствием может стать в некоторых случаях снижение уровня торговой надбавки для ускорения реализации товаров. Это позволит увеличить сумму прибыли за счет объема товарооборота и за счет ускорения оборачиваемости оборотных средств;

      8) уровень издержек обращения; 

      9) структура товарной продукции  может оказывать как положительное,  так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и, наоборот.

      10) средства труда;

      11) предметы труда;

      12) трудовые ресурсы;

      13) численность и состав работников;

      14) фондоотдача;

      15) деловая репутация предприятия  - представляет собой сформировавшееся  у потребителей мнение о потенциальных  возможностях предприятия.[2]

      Среди многообразия внешних факторов, которые  можно встретить в современной  литературе, можно выделить основные из них:

      1) степень политической стабильности;

      2) состояние экономики государства;

      3) демографическая ситуация в стране;

      4) конъюнктура рынка, в том числе  рынка потребительских товаров;

      5) темпы инфляции;

      6) ставка процента за кредит;

      7) государственное регулирование экономики;

Информация о работе Пути повышения прибыли