Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 12:40, курсовая работа
В условиях формирования рыночной экономики положение предприятий принципиально изменяется по сравнению с тем, которое они занимали ранее в командно-административной системе. Эффективность их деятельности, устойчивость развития в условиях рыночной неопределенности, конкурентоспособность определяются их конечными результатами.
8)
платежеспособный спрос
9) цены, устанавливаемые поставщиками товаров;
10) налоговая и кредитная политика государства;
11)
развитие деятельности
12)
развитие профсоюзного
13)
экономические условия
14) емкость рынка.
По каждому из этих двух групп выделяются следующие виды:
а) экстенсивные факторы;
б) интенсивные факторы.
К экстенсивным относятся факторы, которые отражают объем производственных ресурсов, их использования по времени, а также непроизводительное использование ресурсов. К интенсивным относятся факторы, отражающие эффективность использования ресурсов или способствующих этому. Внешние и внутренние факторы тесно связаны между собой. Но внутренние факторы напрямую зависят от организации работы самого предприятия. [1, с.57]
Важнейшей категорией рыночной экономики является прибыль. Прибыль, точнее ее максимизация, выступает непосредственной целью производства в любой отрасли национальной экономики. Категория прибыли является объектом экономической теории не одно столетие и неразрывно связывается с категориями дохода, капитала, процента, его ставки, воздержания, ожидания и многими другими. Однако, как уже было сказано выше, некоторые факторы оказывают отрицательное влияние на прибыль. Одним из таких фактором является, мировой финансовый кризис. Кризис 2008 года проявился в форме ухудшения основных экономических показателей в большинстве стран. Его непосредственным предшественником был ипотечный кризис в США, первые признаки которого появились в 2006 году в форме снижения числа продаж домов и в начале 2007 года переросли в кризис высокорисковых ипотечных кредитов. Довольно быстро проблемы с кредитованием ощутили и надежные заёмщики. Постепенно кризис из ипотечного стал трансформироваться в финансовый и стал затрагивать не только США. К началу 2008 года кризис приобрёл мировой характер и постепенно начал проявляться в повсеместном снижении объемов производства, снижении спроса и цен на сырьё, росте безработицы.
Вторая половина 2008 года наверняка войдет в анналы всемирной истории тем, что международное сообщество наций стало жить в принципиально новых реалиях – в условиях острого финансово-экономического кризиса, который втянул в свою орбиту практически все государства, транснациональные корпорации, бизнес - структуры и некоммерческие организации, а также потребителей в различных странах. Нынешний финансовый кризис отличается как глубиной, так и размахом — он, пожалуй, впервые после Великой депрессии охватил весь мир. В условиях экономического кризиса финансовое положение предприятий начало стремительно ухудшаться. При этом ключевой проблемой является резкое снижение прибыльности деятельности организаций с сентября 2008 года.
С 1 октября 2008 года специфическим фактором в развитии кризиса в России являлось наличие значительного внешнего долга российских компаний, который достигал в совокупности 527 млрд. долларов на начало октября 2008 года, что было сопоставимо со всем объёмом золотовалютного резерва (ЗВР) России. Согласно данным, опубликованным Центральным банком России 10 октября, в IV квартале 2008 года российским компаниям предстояло выплатить зарубежным кредиторам 47,5 млрд. долл.; в 2009 году сумма внешних выплат должна была составить 115,7 млрд. долл. С учётом процентов российские банки и компании должны выплатить инвесторам и кредиторам до конца 2009 года 163,2 млрд. долларов, что составляет четверть всех внешних обязательств РФ. Эта ситуация не могла не оказать эффект на прибыль предприятий. По данным Росстата, в III квартале 2008 года падение чистой прибыли предприятий России достигло почти 2 млрд. руб. по отношению к декабрю 2007 года, на этом падение прибыли не остановилось. [10].
Октябрь
и ноябрь 2008 года выдался самым
сложным для предприятий
Цены производителей товаров в декабре 2008 года продолжили снижение, упав по сравнению с ноябрем на 7,6 %, с декабрем 2007 года — на 7 %, а так как цена является одним из факторов, влияющих на объем прибыли предприятия, то можно сделать вывод, что она изменится пропорционально изменению цены. Если же проанализировать динамику финансового результата организаций по РФ, то падение сальдированной финансовой прибыли и прибыльности предприятий приходилось именно на 1998 и 2008 года, то есть года кризисов. Также, увеличение количества убыточных предприятий приходится на времена финансовых кризисов. Немаловажным является то, что в эти периоды значительно возрастает сумма убытка, что затрудняет получение прибыли предприятиями, их должную работу и дальнейшее существование на рынке. [Приложение Б]. Такое положение предприятий оказывает эффект на сальдированный финансовый результат субъектов Центрального Федерального округа РФ.[Приложение В]. В целом в октябре-ноябре 2008 года сальдированный финансовый результат деятельности организаций снизился по сравнению с октябрем 2007 года в 8,4 раза.[10]
Проанализируем ситуацию о снижении прибыли на примерах крупных компаний России и зарубежья. Так например чистая прибыль ЛУКОЙЛа в 2008 году по стандартам US GAAP сократилась на 3,86% — до 9 млрд. 144 млн. долларов против 9 млрд. 511 млн. долларов, полученных годом ранее.
Другой пример это чистая прибыль крупнейшей нефтяной компании России — «Роснефти» — по итогам I полугодия по стандартам US GAAP упала на 46,6% и составила 3,672 млрд. долларов против 6,876 млрд. долларов в прошлом году.
Выручка за 6 месяцев снизилась на 48,8% с 37,5 млрд. долларов до 19,21 млрд. долларов. Добыча нефти за тот же период практически не изменилась (-0,1%) и составила в среднем 2,118 тысячи баррелей в сутки. Сокращение чистой прибыли в основном было связано с более чем двукратным падением средних цен на нефть и нефтепродукты по сравнению с I полугодием 2008 года, объясняют в компании. Результаты II квартала также оказались не из лучших. Так, чистая прибыль в годовом выражении снизилась в 2,7 раза до 1,612 млрд. долларов, а по отношению и к результатам I квартала — на 27%. Выручка сократилась почти в 2 раза до 10,9 млрд. долларов. В «Роснефти» пояснили, что снижение чистой прибыли во II квартале связано с ростом эффективной ставки налога на прибыль (с 5,7% до 19,9%) и номинальным укреплением рубля во II квартале 2009 года, которое привело к убыткам от курсовых разниц в 391 млн. долларов за II квартал по сравнению с прибылью в 798 млн. долларов в I квартале 2009 года.
Подобное, также можно наблюдать при рассмотрении компании РЖД. Чистая прибыль ОАО «Российские железные дороги» по стандартам МСФО в 2008 году снизилась на 47% по сравнению с 2007 годом — до 76,4 млрд. рублей, говорится в пресс-релизе компании. Выручка группы выросла на 18,3% и составила 1,2 трлн. рублей. Операционные расходы увеличились на 33% до 1, 88 трлн. рублей.
Следующий явный пример влияния кризиса на предприятия это чистая прибыль крупнейшего в мире производителя необработанных алмазов АЛРОС. Она снизилась в I полугодии 2009 года более чем в 100 раз — до 3 млн. долларов, тогда как за аналогичный период годом ранее компания получила чистую прибыль в размере 316 млн. долларов, говорится в финансовом отчете компании.[4]
Причиной
резкого падения этого
С января по июнь АЛРОС продала алмазов на 1,7 млрд. долларов — в 2,2 раза меньше, чем за аналогичный период 2008 года. Продажи камней через сбытовую «точку» АЛРОС — DTC составили 1,4 млрд., что на 57% меньше, чем в первом полугодии 2008 года
Проанализируем другой пример, в котором тоже явно видно падение размера прибыли за период влияния мирового финансового кризиса. Чистая прибыль мирового производителя программного обеспечения — компании Microsoft Corp. в IV квартале 2008-2009 финансового года, завершившегося 30 июня, снизилась на 29% — до 3,05 млрд. долларов по сравнению с 4,30 млрд долларов, полученным за аналогичный период годом ранее, говорится в материалах компании. По словам финансового директора компании Криса Лидделла (Chris Liddell), причиной этого стало резкое снижение спроса на ее продукцию в условиях финансового кризиса. Выручка Microsoft за отчетный квартал упала на 17% — до 13,10 млрд. долларов по сравнению с выручкой в 15,84 млрд. долларов за аналогичный период 2007-2008 финансового года. Чистая прибыль Microsoft за 2008-2009 финансовый год снизилась на 18% до 14,57 млрд. долларов с 17,681 млрд. долларов годом ранее. Выручка компании упала на 3% до 58,41 млрд. долларов с 60,420 млрд. долларов годом ранее.
Ещё одним из явных примеров падения прибыли предприятий является крупнейший в мире производитель потребительской электроники Panasonic Corp. снизил прибыль в 2008-2009 финансовом году более чем в 10 раз — с 310 млрд. иен (3,24 млрд. долларов) до 30 млрд. иен (314 млн. долларов). Об этом сообщает агентство BBC со ссылкой на заявление японской корпорации. Чистая прибыль по итогам предыдущего финансового года составляла 281,9 млрд. иен (2,95 млрд. долларов). Кроме того, прогноз по годовой операционной прибыли снижен на 39% до 340 млрд. иен (3,55 млрд. долларов), ожидания касательно продаж — на 7,6% до 8,5 трлн. иен (89 млрд. долларов). [4]
По оперативным данным в январе-феврале 2010г сальдированный финансовый результат предприятий (без субъектов малого предпринимательства, банков, страховых организаций и бюджетных учреждений) в действующих ценах составил +920,6 млрд. рублей, или +30,5 млрд. долларов США (36,3 тыс. организаций получили прибыль в размере 1123,2 млрд. рублей, 22,0 тыс. организаций имели убыток на сумму 202,6 млрд.рублей). В январе-феврале 2009 г. сальдированный финансовый результат составил (по сопоставимому кругу организаций) +4,1 млрд. рублей, или 0,1 млрд. долларов США. Эти данные указывают нам на то, что страна постепенно выходит из мирового финансового кризиса. Увеличение сальдированного финансового результата организаций указывает на положительные тенденции развития экономики государства.[Приложение Г] Что касается доли убыточных предприятий России, то в январе-феврале 2010 г. доля убыточных организаций по сравнению с соответствующим периодом 2009г. снизилась на 0,7 процентных пункта и составила 37,8%, так как возрос сальдированный финансовый результат организаций.[Приложение Д].[10]
Подводя итог, можно сказать, что степень влияния внутренних факторов зависит не только от соотношения их самих, но и от внешнеэкономической ситуации, стадии жизненного цикла предприятия, от компетенции и профессионализма его менеджеров. Практика же показывает, что влияние отдельных факторов количественно оценить невозможно.[4]
3
Пути повышения прибыли
предприятия в посткризисной
России
Прибыль является самым главным назначением предприятия. Задачей любой компании или инвестора является получение прибыли от любой из сделок. Ведь инвестиции, которые затрачиваются в процессе производства, должны вернуться и при этом принести с собой прибыль. Поэтому одной из важнейших проблем, с которой сталкиваются бизнесмены, является увеличение прибыли.
Достижение высоких результатов работы предприятия предполагает управление процессом формирования, распределения и использования прибыли. Управление включает анализ прибыли, ее планирование, и постоянный поиск возможностей увеличения прибыли.
На многих предприятиях существует подразделение экономических служб, которые занимаются постоянным анализом себестоимости, изыскивают пути ее снижения, чтобы получить прирост прибыли. Выбор путей сокращения текущих издержек производства основывается на анализе структуры себестоимости. Для материальных отраслей промышленности наиболее характерным путем является экономия материальных ресурсов, для трудоемких – улучшение использования основного капитала, для энергоемких – экономия топлива и электроэнергии. При производстве продукции повышенного качества текущие издержки чаще всего возрастают. Однако в результате реализации этой продукции по повышенным ценам прибыль также возрастает.