Работоспособность и производительность труда: сущность, взаимосвязь, факторы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2015 в 12:59, контрольная работа

Краткое описание

Работоспособность - это способность человека выполнять конкретную деятельность в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности. С одной стороны, она отражает возможности биологической природы человека, служит показателем его дееспособности, с другой - выражает его социальную сущность, являясь показателем успешности овладения требованиями какой-то конкретной деятельности. Основу работоспособности составляют специальные знания, умения, навыки, определенные психические, физиологические и физические особенности.

Вложенные файлы: 1 файл

экономика труда КР.docx

— 45.68 Кб (Скачать файл)

Необходимым фактором для профилактики утомления бесспорно является санитарное благоустройство производственных помещений (объем помещений, микроклиматические условия, вентиляция, освещенность, эстетическое оформление). 

 

4. пути сохранения  работоспособности человека

Путь сохранения работоспособности, это предупреждение утомления установлением перерывов на отдых. Эффективность отдыха во многом зависит от его организации. Время отдыха должно быть рационально использовано.

Соблюдение режимов труда и отдыха это путь сохранения работоспособности человека. В зависимости от специфики производственной деятельности коллектива и, соответственно, кривой производительности труда, необходимо реализовать следующие мероприятия по режиму труда и отдыха:

· перерывы на отдых, их количество, периодичность, занятия во время перерывов;

· изменение темпа (ритма) работы;

· сменяемость производственной деятельности в течение рабочего дня;

· использование музыки во время работы.

Перерывы на отдых должны организовываться в соответствии со следующими принципами:

1. Необходимо соблюдать постоянный ритм труда и отдыха, т.е. не нарушать время начала отдыха и возобновления трудового процесса. Это позволяет уменьшить длительность периода «врабатывания» после перерыва.

2. Не менять часто введенный режим.

. Перерывы на отдых должны быть чаще во второй половине дня.

. При монотонной работе перерывы необходимо проводить чаще, но не продолжительные.

. Длительные перерывы неэффективны, т.к. они нарушают привыкание к работе.

Во время перерывов рекомендуется сменить рабочую позу. Для работ нормальной тяжести и интенсивности наиболее эффективен активный отдых, связанный с переменой вида деятельности и переключением нагрузки с утомленных органов на бездействующие или менее загруженные. В любом производстве целесообразно проводить отдых в специально выделенных помещениях – комнатах, уголках, зонах отдыха. Эффективным является создание комнат психологической разгрузки, в которых во время отдыха проводится сеанс психотерапевтического внушения (не более 18-20 мин). Использование функциональной музыки является средством повышения работоспособности при однообразных, монотонных трудовых процессах. Вид музыки выбирается в соответствии с особенностями выполняемой работы. Как средство активизации отдыха может использоваться смена видов деятельности в процессе работы (перемена рабочих мест и выполняемых операций в процессе работы, работа по совмещаемым профессиям и функциям). Необходимость смены форм деятельности необходимо учитывать при проведении еженедельного отдыха и ежегодного отпуска. Аутогенная тренировка (представляет собой метод самотренировки нервной системы путем сознательного управления физиологическими процессами) как комплекс приемов мышечной саморегуляции, навыков мышечного расслабления, позволяет работникам улучшить эмоциональное состояние, снять нервное утомление (методике должен обучать врач-специалист).

Во время отдыха нужно уметь расслабляться, 2-3 мин глубокого сна заменят 4-5 часов беспокойного сна.

Благоприятно создание хорошего социально-психоло-  
гического климата в коллективе. Эмоциональную напряженность быстро снижает юмористическая разрядка. Предпочтительным является смешанный (разновозрастный, разнополый) коллектив, объединенный единой целью.

Пути повышения эффективности использования рабочего времени руководителей и специалистов

Одновременно в дневном плане предусматриваются обязательные перерывы, учитывающие как общую работоспособность человека, так и время, прошедшее с начала рабочего дня. Чем больше времени прошло, тем стремительнее нарастает усталость.

При распределении использования сменного рабочего времени обязательно учитываются особенности индивидуальных биоритмов с таким расчетом, чтобы наиболее трудные задачи попадали на «пик» работоспособности. У так называемых «жаворонков» он приходится на утренние часы; «голуби» обычно активны в середине рабочего дня; а «совы» - под вечер. Однако при этом не следует путать биоритмику с процессом нарастания физической усталости, которая, естественно, минимальна в утренние часы и после достаточно продолжительного перерыва.

Это позволяет наиболее рационально распределять трудные и легкие, простые и сложные, ответственные и неответственные, напряженные и ненапряженные дела в рамках рабочего дня и чередовать их необходимым образом в соответствии с колебаниями трудоспособности.

Рабочий день лучше всего начинать в одно и то же время. Предпочтительно, чтобы руководитель начинал свой день раньше подчиненных, чтобы до их прихода на работу у него была возможность уточнить для них задания и принять все необходимые меры для успешного преодоления трудностей.

Таким образом, рациональная организация рабочего времени способствует повышению эффективности его использования.

 

Заключение

 

Итак, работоспособность есть потенциальная возможность индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени. Речь идет именно о потенциальной возможности, ибо приведение в действие, вовлечение в производство всей работоспособности требует определенных условий.

Работоспособность в материальном производстве - свойство работника, обусловливающее потенциально доступный ему уровень производительности труда при фиксированном уровне качества продукции. Понимаемая таким образом работоспособность есть целостная, интегральная характеристика человека как работника под углом зрения резервов человеческого фактора, которыми он располагает. При этом она включает как физические, так и духовные силы человека в единстве, в слитности.

Когда говорят о работоспособности конкретного исполнителя, выделяют общую (потенциальную) работоспособность - те ресурсы, которые в принципе могли бы быть использованы при максимальном напряжении всех сил, и фактическую (стандартную) работоспособность - те ресурсы, которые обычно используются. Фактическая работоспособность всегда ниже, чем потенциальная.

Факторами работоспособности являются функциональные резервы организма и качество их регулирования. Они связаны с периодом онтогенеза (хронологическим и биологическим возрастом), наследственной обусловленностью, состоянием здоровья.

Производительность труда - количественная характеристика выполняемой персоналом работы, которая связана с уровнем эффективности труда.

Общий уровень производительности определяют два типа факторов:

) краткосрочные - объективные (например, изменение номенклатуры  сырья и видов энергии в  связи с авариями, цикличные колебания  качества сырья); субъективные (например, колебание уровня трудоспособности  в течение дня, недели, года);

) долгосрочные (например, цены  на материалы, энергию, качество  оборудования).

Поскольку под работоспособностью человека в процессе труда мы понимаем максимальные (предельные) функциональные возможности его организма для выполнения конкретной работы, то в течение рабочей смены работоспособность человека претерпевает изменения. Как правило, в производственных условиях человек не работает на пределе своих возможностей, а использует только их часть, равномерно распределяя силы в течение всей смены. Из этого следует, что при воздействии на организм любого неблагоприятно действующего элемента условий труда, при появлении первых признаков утомления предельные функциональные возможности организма неизбежно будут снижаться, тогда как производительность труда, для поддержания которой используется только часть предельных возможностей, может некоторое время не изменяться.

Зависимость между производительностью труда и работоспособностью человека не является прямолинейной, так как производительность труда является обобщающим показателем, отражающим взаимодействие всех моментов трудового процесса: предмета труда, средств труда и самого труда как функционирующей рабочей силы. Кроме того, человек во время работы, как правило, не использует до предела функциональные возможности своего организма, так как в противном случае это привело бы к нарушению вегетативных функций. С другой стороны, бывают ситуации, когда человек в состоянии значительного переутомления и резкого спада работоспособности не допускает снижения производительности труда, мобилизуя для этого имеющиеся резервы организма. Это происходит в силу сознания долга и ответственности перед товарищами по работе и обществом, под влиянием других моральных, а также материальных стимулов. Все это говорит о том, что показатели, характеризующие результаты труда (выработка, трудоемкость и др.), не всегда могут быть прямым мерилом работоспособности человека, точно так же, как показатель увеличения или падения работоспособности не всегда может непосредственно отражать в тех же величинах фактические результаты труда.

Важнейшим фактором работоспособности человека является его здоровье. Формирование здоровья успешно может проходить лишь в условиях организации здорового образа жизни, что возможно лишь в случае, когда у человека сформирована грамотная физическая культура.

Для достижения высокой результативности, экономичности и безошибочности трудовой деятельности человека необходимо добиваться выполнения условий ее оптимизации.

Первым условием рационального построения трудового процесса является согласование индивидуального психического и физиологического темпов человека с технологически оптимальным темпом эксплуатации конкретного вида оборудования (машины или приспособления). Что касается работника, то разговор идет о темпах и сроках трудовой деятельности, определяемых целями, особенностями и задачами предприятия.

Вторым условием рационального построения производственного процесса является плановость или последовательность и систематичность трудового процесса.

Третьим условием рационального построения трудового процесса принято считать чередование различных форм труда с периодами отдыха. Это условие заложено в принятый в данной организации распорядок дня, предусматривающий оптимальную продолжительность и организацию труда и отдыха, в том числе для некоторых видов труда - приема пищи и сна.

Все эти три условия связаны с тем, что эффективность труда человека не постоянна и меняется под влиянием различных факторов. Специалисту по работе с персоналом следует учитывать, что колебания производительности труда человека отмечаются в зависимости от фазы деятельности, времени года, времени суток, недельного ритма, погодных условий, климатического пояса и т.д.

В зависимости от специфики производственной деятельности коллектива и, соответственно, кривой производительности труда, необходимо реализовать следующие мероприятия по режиму труда и отдыха:

· перерывы на отдых, их количество, периодичность, занятия во время перерывов;

· изменение темпа (ритма) работы;

· сменяемость производственной деятельности в течение рабочего дня;

· использование музыки во время работы.

Перерывы на отдых должны организовываться в соответствии со следующими принципами:

1. Необходимо соблюдать постоянный ритм труда и отдыха, т.е. не нарушать время начала отдыха и возобновления трудового процесса. Это позволяет уменьшить длительность периода «врабатывания» после перерыва.

2. Не менять часто введенный режим.

. Перерывы на отдых должны быть чаще во второй половине дня.

. При монотонной работе перерывы необходимо проводить чаще, но не продолжительные.

. Длительные перерывы неэффективны, т.к. они нарушают привыкание к работе.

. Для каждого вида труда необходимо свое чередование труда и отдыха. Известно, например, что большую роль в усвоении материала играют перерывы в учебе. В средней школе длительность урока равна 40-45 минутам. Это связано с временем сохранения устойчивого внимания к объекту изучения. В высшей школе учебные занятия проходят спаренными часами по 80-90 минут. Негативные стороны спаренных часов заключаются не только в образовании застойных процессов в организме, но и, как следствие, - в сниженной интеллектуальной активности слушателей после 40-45 минут занятий.

Помимо оптимального режима труда и отдыха на сохранение работоспособности человека влияет учет психологических факторов и условий работоспособности сотрудников организации, а также специфики функционирования психических процессов в ходе их деятельности. В соответствии с принципами оптимального труда, нужно всегда помнить о роли мотивации, потребностей, установок и позиции личности в труде.

 

 

Библиографический список

 

  1. Андросова Л.А. Экономика труда. Учебное пособие. Пенза:ПГУ, 2005. - 160с.
  2. Базаров Т.Ю. Управление персоналом. М.:Диалектика, 2002 год. - 465с.
  3. Генкин Б.М. Экономика и социология труда. М., 1997.
  4. Основы научной организации труда на предприятии. Учебное пособие. Под редакцией И.А. Полякова. М.1987
  5. Основы организации труда на предприятии. Учебное пособие.
  6. Под редакцией А.И. Рофе М.1994
  7. Управление персоналом организации: Учебник. // Под редакцией А.Я. Кибанова. М., 1997.
  8. Шипилов А.И., Шипилова О.А. Высокая работоспособность персонала - забота кадровика // Кадры предприятия №3/2003
  9. Шмидт П. Человек и труд. М.:«Прогресс» 1993.

 


Информация о работе Работоспособность и производительность труда: сущность, взаимосвязь, факторы