Развитие банковской системы Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 20:50, дипломная работа

Краткое описание

В данной работе исследуется развитие банковской системы в современной экономике. Цель данной работы заключается в рассмотрении реформ банковского сектора в Республике Казахстан. Поставленная задача была выполнена путем анализа экономической литературы и журналов посвященных экономической тематике, данных Национального банка и Статистического Агентства РК. Актуальность заданной тем обуславливается тем, что одним из важнейших атрибутов рыночной экономики является банковская система, которая выступает своего рода генератором, аккумулирующими снабжающим государство и всех членов общества финансовыми средствами. Создание устойчивой, гибкой и эффективной банковской инфраструктуры - одна из важнейших (и чрезвычайно сложных) задач экономической реформы в Казахстане.

Содержание

Введение………………………………………………………………...……….. 7

1 История развития банковской системы РК……….………………………….….8
1.1 Банковская система в годы приобретения независимости и становление центрального банк. Банковская реформа в Казахстане с 1991 г …………….......8

1.2 Программа реформирования банковской системы Казахстана на 1995г. ....16
2 Современное состояние банковской системы Республики Казахстан …...…..32
2.1 Образование валютного рынка, валютное регулирование и валютный контроль……………………………………………………………………………..32
2.2 Операции с государственными ценными бумагами ……...…………………44

2.3 Платежная система……………………………………………………….…….51

3 Перспективы развития банковской системы в Республике Казахстан...…….53

3.1 Основные направления деятельности Национального Банка Республики Казахстан на 2011-2012 годы………………………………………………...……53

3.2 Определение, задачи и функции национального банка РК. Структура управления………………………………………………………………………….61

3.3 Экономика и национальный банк Республики Казахстан. Банкнотная фабрика НБК. Представительство НБРК в России………………………………74
Заключение …………………………………………………………………….87
Список использованной литературы ……………………………….90

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная.docx

— 242.63 Кб (Скачать файл)

Сложившаяся обстановка в банковской сфере требовала принятия неотложных мер к выправлению создавшегося положения.

После объявления суверенитета республики, в декабре 1990 года, Казахстан приступил к созданию собственной банковской системы, отвечающей требованиям рыночной экономики. В декабре 1990 года был принят закон «О банках и банковской деятельности в Казахской ССР», а 13 апреля 1993года принят закон, по которому Казахский Республиканский банк Госбанка СССР, становится Национальным банком Республики Казахстан. Начался процесс основательного формирования национальной нормативной и правовой базы регулирования банковской системы.

Закон Республики Казахстан «О Национальном банке Республики Казахстан» от 13 апреля 1993 года определил задачи, функции, правовой статус, его роль и место в банковской системе и взаимоотношения с органами государственной власти Республики Казахстан. С момента введения национальной валюты Нацбанк полностью стал отвечать за функционирование денежно-кредитной сферы, введение экономических принципов его взаимоотношений с бюджетом и банками, внедрение системы регулирования деятельности банков и обеспечение внутренней и внешней устойчивости национальной валюты - тенге.;

В развитие Закона была принята «Программа реформирования банковской системы в Казахстане на 1995 год», утвержденная Постановлением Президента Республики Казахстан 15 февраля 1995 года.

Одним из обязательных условий формирования рынка является эффективно действующая система денежного обращения и кредитования. Дальнейшее совершенствование в этом направлении строилось в ускорении развития наиболее действенных методов и инструментов денежного регулирования. С февраля 1995 года было прекращено предоставление директивных кредитов, сократился объем и сроки кредитов за счет централизованных источников. (Функция кредитования) экономики в основном перешла от Нацбанка к банкам второго уровня. Они должны были обеспечивать кредитование экономики за счет привлекаемых для этих целей сбережений населения, свободных средств хозяйствующих субъектов, межбанковских кредитов и иных Ресурсов.

Нацбанк в большей степени сосредоточил свое внимание на характерные для Центрального банка функции: кредитование банков второго уровня преимущественно в целях поддержания их ликвидности, кредитование Правительства и на усиление денежно-кредитного, валютного урегулирования.

В первой половине 1995 года основная масса кредитов Нацбанка банкам второго уровня предоставлялась через аукционы на короткие сроки, а во второй половине года центр тяжести стал ориентироваться на вторичный рынок государственных ценных бумаг (ГЦБ). Была внедрена система ломбардного кредитования и прекратились аукционы кредитных ресурсов Нацбанка, повысилась роль межбанковского денежного рынка. Развитие межбанковского денежного рынка позволило банкам организованно удовлетворять свои краткосрочные потребности в ликвидности или продавать временно свободные ресурсы.

В последующие годы наиболее предпочтительным для банков второго уровня стало вложение средств в ГЦБ, так как активы, размещаемые в ГЦБ являются высоко ликвидными, несут минимальные риски, а также операции с иностранной валютой, которые приносят неплохую доходность при невысоких рисках. Хотя кредитование реального сектора является более доходным по сравнению с доходностью ГЦБ, оно сопровождается более высокими рисками и, следовательно, менее предпочтительно.

Банковская система, как составная часть экономики, должна быть одним из наиболее динамично развивающихся секторов экономики. В течении последних лет она претерпела значительные изменения, связанные, в первую очередь, с отходом от прежней политики в построении и ведении банковского дела в стране, определением новых задач для банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций. С учетом основных целей и задач экономики государства была перестроена концепция организации отечественной банковской системы.

В декабре 1996 года Нацбанком было утверждено Положение о порядке перехода банков к международным стандартам, предусматривающее соответствие всех банков страны стандартам, принятым в международной банковской практике в части достаточности капитала, качества активов, уровня менеджмента, бухгалтерского учета, автоматизации банковской системы телекоммуникационной связи.

Система перехода банков второго уровня к международным стандартам заключается в том, что каждый банк, согласно разработанного им Плана рекапитализации и индивидуальных коэффициентов, должен достичь адекватного уровня по всем основным показателям.

Требования со стороны Нацбанка к повышению капитализации банков второго уровня и введенные более жесткие требования по открытию, лицензированию и внутреннему контролю банков ускорили процесс их ликвидации или слияния. Наблюдается процесс перехода от количественного к качественному развитию банковской системы.

Согласно действующему законодательству и «Программы Президента Республики Казахстан «2030» Нацбанк с целью усиления роли банков в экономике страны и повышения их конкурентоспособности принимает разнообразные принципы дальнейшего совершенствования и формирования стабильной и устойчивой банковской системы.

 

 

      В период перехода экономики Республики Казахстан на рыночные отношения необходимы принципиально иные  переходы  к  системе  управления  кредитом  и построению механизма банковского  обслуживания  хозяйственной  деятельности, использованию экономических методов руководства деятельностью предприятия  и банков;  перестройка  системы  взаимоотношений как  между  банками   и   их клиентами, так и в рамках самой банковской системы  -  между  ее  отдельными звеньями, т.е. необходимо реформирование банковской системы с  учетом  новых явлений и процессов.

Необходимость  проведения  реформы  банковской  системы  в  Республике Казахстан,   по   мнению   специалистов    Мирового    банка,    объясняется существованием  двух  категорий   краткосрочных   проблем,   которые   могут воспрепятствовать проведению  реформы  макроэкономики.  К  первой  категории относится   проблема   неправильного   размещения    финансовых    ресурсов, обусловленная  практикой  старой  системы   государственного   распределения целевых  кредитов  и  банковской  практикой,  оставшейся  в  наследство   от централизованной экономики. Вторая категории  проблем  состоит  в  том,  что банки  унаследовали  "некачественные"  (просроченные)  ссуды   и   убыточные государственные предприятия.  Эти  проблемы  мешают  доступу  жизнеспособных (или кредитоспособных) существующих  государственных,  а  также  возникающих частных предприятий к финансовым ресурсам и отвлекают банковские  финансовые ресурсы в пользу нежизнеспособных (или убыточных) предприятий.

Кроме того, бывшая банковская система не  смогла  нормально  проводить платежи и расчеты между предприятиями и организациями.

В течение 1992 г. произошло увеличение кредитных вложений в  экономику Казахстана. Если сумма кредита к валовому национальному  продукту  составила в I квартале 1992 г. 11,3%, то в  IV  квартале  -  29,8%.  Это  произошло  в основном за счет рефинансирования, кредита Национального банка,  которое,  в свою очередь, финансировалось контокоррентным  кредитом  Центрального  банка России. Об этом свидетельствуют следующие  данные:  в  I  квартале  1992  г. сумма  кредита  Нацбанка  коммерческим  банкам  к   валовому   Национальному продукту составил 6,7%, а в IV  квартале  -  17,8%.  Такое  централизованное административное распределение кредитных ресурсов  через  специализированные банки   открывало   доступ    к    кредитам    нежизнеспособным    убыточным государственным  предприятиями  вело  к  образованию  плохих,  недействующих кредитов, т.е. образованию у банков плохого кредитного портфеля. В  1993  г. Нацбанком централизованно выдано кредитов на сумму 7,5 млрд. тенге,  из  них 5,6 млрд. тенге -правительственных, т.е. на их долю приходилось 75%,  общая сумма возврата по ним равнялась 138,5 млн. тенге, или 3,9%, остальная  часть пролонгирована.

Вообще  недостаток   практики   рефинансирования   кредита   Нацбанком заключается в том, что, получая открытый  доступ  к  рефинансовым  кредитам, банки теряют стимул самостоятельно мобилизовать  депозитные  ресурсы.  Кроме того,  при  размещении  этих  кредитов  на  субъективной  основе  часто   не учитывается эффективность работы банков, из-за  чего  кредитные  ресурсы  не всегда распределяются рационально.

Еще один фактор, мешавший  эффективному  размещению  кредитов,  -  это политика низких процентных ставок. Низкие процентные  ставки  способствовали увеличению  потребности  на  ссуды  и   ослаблению   финансовой   дисциплины государственных предприятий, которые прямо кредитовались централизованно  по кредитным заявкам. Получая эти дешевые кредиты, госпредприятия использовали их в основном для  выплаты  зарплаты  и  накопления  материальных  ценностей,  а  не для инвестиций. Достаточно сравнить уровень инфляции  и  номинальную  процентную ставку кредитов Нацбанка: последняя в марте 1992 г. составила 25% в год  при годовой инфляции розничных цен более чем 500%. В ноябре 1992 г.  Номинальная процентная ставка увеличилась до 65%, а инфляция составила 1000%.  В  то  же время предприятия, получающие дешевые кредиты, не  торопились  с  улучшением своего финансового состояния и перестройкой работы.

Таким образом, соединение политики прямого кредитования поддерживаемых государственных предприятий с политикой низких процентных ставок  привело  к неправильному размещению кредитных ресурсов. Прямое кредитование специализированными банками своих предприятий  без разбора их ликвидности привело к  увеличению просроченных  ссуд,  в  то  же время вновь рождающееся,  ориентированные  на  рынок  предприятия  не  имели доступа к кредитам банков.

Политика низких процентных ставок  не  позволяла  банкам  мобилизовать сбережения в полной мере. Предприятия  и  население  предпочитают  размещать свои сбережения в реальных активах. Предприятия наращивают товарные  запасы, а граждане покупают недвижимость и товары длительного пользования.  Реальные активы  -  гораздо  лучшая  защита  от  инфляции,  от  обесценения  денежных накоплений.  Проценты,  выплачиваемые   банками   за   вклады,   далеко   не компенсировали  потери  от  инфляции.  Нехватка  кредитных  ресурсов   из-за недостаточной мобилизации сбережений предприятий и населения не дает  банкам кредитовать эффективные предприятия.

Отрицательное влияние на  характер  распределения  кредитных  ресурсов оказывала    практика    предоставления     государственным  предприятиям субсидированных и льготных кредитов. Субсидированными  кредитами  назывались кредиты,  предназначенные  для  компенсации  предприятиям  их  специфических затрат, например, затрат на социальную защиту населения, а  также  издержки, обусловленные  традиционной   неэффективностью   работы   предприятий.   Они предоставлялись  по   процентным   ставкам   ниже,   чем   ставки   кредита, рефинансируемого Нацбанком (в  IV  квартале  1992  г.  ниже  65%).  Политика субсидированных кредитов фактически стерла разницу между обычным кредитом  и государственной   дотацией.   Эти   ссуды    практически    не    погашались предприятиями.

Широко практиковалась выдача  льготных  кредитов сельскохозяйственным предприятиям на проведение взаимных зачетов  в  расчетах.  В  1992  г.  Доля льготных   кредитов   Национального   банка   составила   около   70%   всех рефинансируемых кредитов, или  42%  от  всех кредитных  вложений.  Основная часть  льготных   кредитов   на   сельское   хозяйство   и   заготовительные организации.

Централизованные  кредиты  на  целевые   правительственные   программы предоставлялись в 1993 г. также, в основном, по льготным процентным  ставкам (3%, 25% и 65%). Из общей суммы выданных банками кредитов в сумме 7,5  млрд. тенге  76%  приходилось  на  их  долю,  так  как  после  отмены  в  1992  г. ограничений на процентные  ставки, устанавливаемые  коммерческими  банками, маржа в размере 3% сохранилась  по  кредитам,  предоставляемым;  банками  за счет централизованных кредитных ресурсов Национального банка.  В  результате средняя процентная ставка по  предоставляемым  централизованным  кредитам  в целом по республике за 1993 г. составила 48,2%. Индекс потребительных цен  в тот год был определен, на уровне 2269,8%.

При проведении массового клиринга  долгов  предприятий  Нацбанк  также предоставлял  субсидированные  льготные  кредиты  предприятиям-должникам.  В 1992 г. на долю кредитов, выданных  на  эти  цели,  падает  около  30%  всех льготных кредитов. Основная часть кредитов оставалась непогашенной.

Хотя вышеназванные кредиты предоставлялись  на  улучшение  финансового состояния предприятий,  они  превратились  в инструмент  финансирования  их убытков. К тому же большое различие между номинальной процентной ставки  по субсидированным  и  льготным  кредитам  и  уровнем  инфляции  способствовало финансовым спекуляциям.

В общей  сумме  кредитных  вложений   значительный  вес  имеет  кредит правительству на покрытие дефицита бюджета негосударственного  долга:  на  1 января 1992 г. они составляли соответственно 13,7 и 11%, на  1  января  1993 г. - 1,5 и 2%, а в  1993  г.  предоставлен  кредит  на  покрытие  бюджетного дефицита 877 млн. тенге, или 11,8% от всей суммы кредита.

В результате структура   кредитных  вложений  значительно  ухудшилась,

возросла доля недействующих (просроченных)  кредитов.  Потери Национального банка  из-за  низкой  процентной  ставки  и  потери   капитала   исчислялись колоссальной суммой.

Начавшийся в 1992 г. в республике кризис неплатежей оказывал  пагубное влияние на финансовое положение предприятий и на экономику в  целом.  Многие предприятия вынуждены были резко снизить производство  продукции,  некоторые вообще   остановить   производство.   Применялись   в    расчетах    бартер, предварительная оплата за товары и услуги.

Информация о работе Развитие банковской системы Республики Казахстан