Развитие банковской системы Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 20:50, дипломная работа

Краткое описание

В данной работе исследуется развитие банковской системы в современной экономике. Цель данной работы заключается в рассмотрении реформ банковского сектора в Республике Казахстан. Поставленная задача была выполнена путем анализа экономической литературы и журналов посвященных экономической тематике, данных Национального банка и Статистического Агентства РК. Актуальность заданной тем обуславливается тем, что одним из важнейших атрибутов рыночной экономики является банковская система, которая выступает своего рода генератором, аккумулирующими снабжающим государство и всех членов общества финансовыми средствами. Создание устойчивой, гибкой и эффективной банковской инфраструктуры - одна из важнейших (и чрезвычайно сложных) задач экономической реформы в Казахстане.

Содержание

Введение………………………………………………………………...……….. 7

1 История развития банковской системы РК……….………………………….….8
1.1 Банковская система в годы приобретения независимости и становление центрального банк. Банковская реформа в Казахстане с 1991 г …………….......8

1.2 Программа реформирования банковской системы Казахстана на 1995г. ....16
2 Современное состояние банковской системы Республики Казахстан …...…..32
2.1 Образование валютного рынка, валютное регулирование и валютный контроль……………………………………………………………………………..32
2.2 Операции с государственными ценными бумагами ……...…………………44

2.3 Платежная система……………………………………………………….…….51

3 Перспективы развития банковской системы в Республике Казахстан...…….53

3.1 Основные направления деятельности Национального Банка Республики Казахстан на 2011-2012 годы………………………………………………...……53

3.2 Определение, задачи и функции национального банка РК. Структура управления………………………………………………………………………….61

3.3 Экономика и национальный банк Республики Казахстан. Банкнотная фабрика НБК. Представительство НБРК в России………………………………74
Заключение …………………………………………………………………….87
Список использованной литературы ……………………………….90

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная.docx

— 242.63 Кб (Скачать файл)

-системы перевода третьих сторон, обеспечивающей расчеты  в  течение  3 дней с проведением взаиморасчета встречных платежей как на  уровне  области, так и страны в целом по существующему набору платежных инструментов.  Данная система будет предназначена в основном для перевода небольших сумм;

-система расчетов по государственным ценным бумагам  (система  поставки ценных бумаг), обеспечивающей  быстрое  и  эффективное  развитие  ликвидного вторичного рынка ценных бумаг.

ППС будет функционировать до внедрения долгосрочной платежной системы. Вместе  с  тем  с  внедрением   ППС   должна   быть   заложена   необходимая инфраструктура, отвечающая требованиям планируемой ДПС. В связи с  этим  ППС должна быть по возможности  доступной,  гибкой,  базирующейся  на  имеющихся технических и программных средствах и не  требующей  больших  затрат  на  ее внедрение  и  эксплуатацию  при  обеспечении  необходимого   уровня   защиты информации. ППС должна  помогать  банкам  второго  уровня  адаптироваться  в новых условиях работы и  осуществить  переход  на  единый  корреспондентский счет и на новый бухгалтерский план счетов. Также необходимо ответить, что  в этот период произойдет выделение бюджетного банка, который  будет  иметь  по одному корреспондентскому счету в  каждой  области  и  рассчитываться  через платежную систему.

При построении ППС будут учтены  специфические  особенности,  которыми обладает Республика Казахстан в настоящие время,  и  выработаны  оптимальные решения.

Для реализации программы построения  ППС  создан  Казахстанский  центр межбанковских расчетов (КЦМР) с филиалами в областях, на начальном  этапе  - при  Нацбанке,  в  дальнейшем  при  Акционерном  обществе  закрытого   тина, акционерами  которого  будут  Нацбанк  и  крупнейшие  банки  второго  уровня (прямые участники). КЦМР будет  ответствен  за  все  платежи  и  расчеты  по Республике  Казахстан,  включал  систему  перевода  крупнейших  платежей   и систему мелких платежей, он должен будет обрабатывать весь спектр  платежных инструментов, используемых в республике, и позволять вводить новые.

Основной  задачей  построения  долгосрочной  платежной  системы  (ДПС) является удовлетворение потребностей банковского и  финансового  секторов  в эффективной и безопасной платежной системе с окончательным  расчетом  в  тот же день. ДПС также  должна  обеспечить  полноценное  функционирование  рынка государственных и негосударственных ценных бумаг, финансовых рынков  и  т.д. по всей территории Республики Казахстан.

В основе  ДПС  должны  лежать  новый  бухгалтерский  план  счетов  для

Национального банка и банков второго уровня, новые  платежные  инструменты, соответствующая нормативная база.  Платежные документы,  предоставленные  в электронной форме, должны соответствовать общепринятым мировым стандартам  и быть предназначены для машиной обработки, которая построена  на  современном программном обеспечении и высокопроизводительных технических средствах.

На  средства,  выделенные  Мировым   банком,   создаются   необходимые

инфраструктуры ДПС путем  закупки  нужных  средств  вычислительной  техники, разработки и закупки программных продуктов, обучения персонала.  В  качестве телекоммуникационной среды для передачи  информации  между  участниками  ДПС предлагается  использовать  созданную  Нацбанком  сеть  передачи  данных   с коммутацией пакетов по протоколу  (X.  25)  (BANKNET).  Предполагается,  что участниками этой телекоммуникационной системы будут банковские и  финансовые учреждения Республики Казахстан, и  она  будет  отвечать  всем  современным требованиям   по    надежности,  производительности    и    информационной безопасности.

Оператором ДПС должен быть Казахстанский центр межбанковских расчетов. Участниками  ДПС  будут  Национальный   банк,   банки   второго   уровня   и небанковские   финансовые   учреждения,   подразделяющиеся   на   прямых   и ассоциированных   участников.   Определение   прямых    участников    должно основываться на объеме платежей (в процентах от общего  объема  платежей  по Казахстану), размере уставного фонда,  стабильности  и  устойчивости  банка, возможности  выдержать  технические  требования   и   т.д.   Ассоциированные участники осуществляют свою деятельность через прямых участников.

Система крупных платежей должна работать на  принципе  рос-расчетов  в псевдо реальном   времени.   Бухгалтерский    учет    проведенных    операций осуществляется один раз в конце дня  в  Национальном  банке  по  результатам работы прямых участников, отразившихся на расчетных счетах.

Система мелких платежей должна обрабатывать большой объем платежей  на небольшие суммы в  течение  клирингового  цикла,  зависящего  от  платежного инструмента. Эта система предлагает  принцип нетто-расчетов  с  проведением расчетов  на  следующий  день  через  систему  крупных  платежей.   Платежи, введенные в одном регионе в системе мелких платежей  и  предназначенные  для другого региона, отражаются на  счетах  только  в  регионе  получателя.  Для каждого прямого участника подсчитывается чистая позиция по  данному  региону по всем платежам,  чья  дата  расчета  совпадает  с  текущей  датой.  Чистая позиция должна быть закрыта в течение следующего дня путем перевода  средств с расчетного счета на региональные расчетные счета для  участников,  имеющих чистые дебетовые позиции. Банк, имеющий  чистую  кредитовую  позицию,  может перевести средства с регионального расчетного счета на расчетный.

ДПС будет состоять  из  3  центров  обработки:  в  Алматы,  Астане  и,

возможно,  Актюбинске   (прессинговых   центрах),   обрабатывающих   платежи исключительно в электронной  форме.  Право  доступа  к  системе  имеют,  как правило, только головные офисы банков, Если  какой-нибудь  банк  дает  право доступа к системе крупных платежей своему уполномоченному филиалу (или  даже ассоциированному   участнику),   уполномоченный   филиал    (ассоциированный участник) имеет право доступа к субсчету на расчетном счете. Таким  образом, контролируется позиция по всему банку, а право отправлять платежи в  системе крупных  платежей  могут  иметь  также  и  уполномоченные   филиалы   банков(ассоциированные участники).

На сегодня  банковский  сектор  Казахстана  признан  самым  финансово-

устойчивым и гармонично развивающимся среди стран СНГ. При этом,  банковский сектор является одной из самых динамично  развивающихся  отраслей  экономики Казахстана.   Происходит   не   только   количественный   рост   показателей деятельности банков,  но  и  улучшается  количество  и  качество  банковских услуг, а  следование  международным  стандартам  банковской  деятельности  и Основным принципам эффективного банковского надзора Базельского Комитета  по банковскому  надзору,   позволяет   поддерживать   финансовую   стабильность банковского сектора на достаточном уровне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Современное состояние банковской системы Республики Казахстан

2.1 Образование валютного  рынка, валютное регулирование и  валютный контроль

 

 

Формирование валютной политики независимого Казахстана началось в 1991 году одновременно с динамично развивающимися процессами становления рыночных отношений. В условиях распада СССР республика не смогла бы защитить свои экономические интересы без выработки собственной валютной политики. Начало этому процессу было положено принятием Закона Казахской ССР «О валютном регулировании Казахской ССР» от 11 июня 1991 года.

В этот период на территории республики допускалась розничная торговля и оказание услуг за иностранную валюту через специально созданные для этого валютные магазины.

В соответствии с Законом Казахской ССР «О валютном регулировании Казахской ССР» государственная монополия внешней торговли была в основном устранена. Все юридические лица независимо от форм собственности получили право осуществлять внешнеэкономическую деятельность, в том числе посредническую, без специальной регистрации, за исключением сделок по экспорту продукции государственного назначения. Одновременно были сняты ограничения на проведение валютных операций через уполномоченные банки для всех юридических лиц и граждан. Это означало, что отныне нерезиденты получили возможность осуществлять валютные операции не только через специализированный Alem Bank Kazakstan, но и другие банки, имеющие лицензию на проведение валютных операций.

Для стимулирования развития валютного рынка было разрешено открывать текущие валютные счета гражданам без предоставления сведений о происхождении валюты, а также отменено уголовное преследование за незаконные валютные операции. С другой стороны уполномоченные банки республики обязывались выдавать иностранную валюту, находящуюся на счетах граждан, иностранных фирм и представительств, по их требованию без каких-либо ограничений.

С целью изменения старой валютной системы, неприспособленной к требованиям рынка, отменялись все нормативные акты, принятые государственными органами бывшего СССР, в частности касающиеся налогов на экспорт и импорт товаров (работ, услуг), таможенных тарифов, бартерных сделок.

В целях удовлетворения повышенного спроса населения на наличную иностранную валюту принимались меры по расширению сети обменных пунктов иностранной валюты на территории республики.

Однако, названные мероприятия не были целостными. В Казахстане временно сохранялся порядок розничной торговли и оказания услуг гражданам, расчетов по оплате труда между юридическими лицами и гражданами за иностранную валюту. С одной стороны это способствовало легализации валютных сделок в сфере розничной торговли, вовлекало во внутренний товарно-денежный оборот валюту, находящуюся «на руках» у населения. С другой стороны - это послужило одним из факторов замещения национальной валюты другими иностранными валютами, снижая, тем самым, ее роль, и способствуя долларизации экономики.

В условиях реформирования валютно-денежной системы Казахстана законодательное обеспечение валютного регулирования претерпевало постоянные изменения. Принятый 14 апреля 1993 года Закон Республики Казахстан «О валютном регулировании» явился новым этапом в юридическом оформлении валютного рынка в соответствии с требованиями рыночной экономики. В Законе были определены принципы осуществления валютных операций в Республике Казахстан, разграничены права и обязанности субъектов валютных отношений и установлена ответственность за нарушение валютного законодательства. В качестве основных задач системы валютного регулирования были признаны: поддержание определенного порядка расчетов в национальной валюте, подготовка и введение рыночного обменного курса для национальной валюты, обеспечение надлежащего порядка проведения валютных операций.

С середины 1993 начали проводиться первые торги на республиканской валютной бирже. Отсюда берет свое начало функционирование организованного внутреннего валютного рынка в Казахстане.

Использование в качестве собственной валюты денежной единицы другого государства - российского рубля обусловливало первоначальную узость валютного рынка республики и затрудняло проведение самостоятельной валютной политики. К операциям на валютном рынке в этот период допускались коммерческие банки, имеющие лицензию на проведение валютных операций. Купля-продажа иностранной валюты на внутреннем валютном рынке осуществлялась по рыночному курсу рубля к иностранным валютам на основе текущего соотношения спроса и предложения на республиканской валютной бирже. Торги на валютном рынке проводились еженедельно, а складывающийся единый фиксированный курс применялся ко всем сделкам, заключенным на аукционе.

Кроме того, действовал официальный обменный курс рубля, устанавливаемый Центральным Банком России на основе торгов на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ). Официальный курс применялся при обязательной продаже части иностранной валюты предприятиями - экспортерами государству, платежах по обслуживанию государственного внешнего долга, для целей учета.

После введения национальной валюты потребовалось принятие мер по совершенствованию системы валютного регулирования и контроля в целях поддержания устойчивости тенге.

В целях формирования ликвидного валютного рынка Республики Казахстан, поддержания обратимости тенге и развития конкуренции в банковском секторе Указом Президента Республики Казахстан «О неотложных мерах по развитию валютного рынка Республики Казахстан» было установлено, что с 1 января 1994 года уплата экспортных и импортных пошлин юридическими лицами-резидентами осуществляется в тенге; для всех предприятий была временно введена обязательная продажа 50% выручки от экспорта товаров (услуг, работ) в свободно-конвертируемой валюте через уполномоченные банки на Казахстанской межбанковской валютной бирже (КМБВ). Данный порядок не распространялся на уже созданные предприятия с участием иностранного капитала. Кроме того, была прекращена практика прямого предоставления льгот по уплате экспортных (импортных) пошлин и обязательной продаже части валютной выручки.

В соответствии с названным Указом с 1 февраля 1994 года все предприятия розничной торговли, имеющие специальные лицензии Нацбанка, обязывались принимать в оплату за товары и услуги, наряду с иностранной валютой, тенге. Перевод таможенных платежей с иностранной валюты на оплату в тенге, изменение порядка продажи валюты и розничной торговли за иностранную валюту увеличили ликвидность валютного рынка и потребность в тенге, способствовали созданию более «прозрачной» валютной системы. Почти одновременно, с целью предотвращения спекуляций на валютном рынке, Нацбанк установил лимиты открытой валютной позиции по купле-продаже иностранной валюты, в качестве одного из нормативов уполномоченных банков.

В феврале 1994 года были отменены ограничения на вывоз юридическими лицами продукции и товаров, приобретенных в Республике Казахстан за тенге, а предприятиям производителям дано право свободно вывозить произведенную продукцию за рубеж за исключением продукции, подлежащей квотированию и лицензированию, или представляющей национальное достояние. Эти меры способствовали более широкому использованию тенге в международных расчетах и платежах.

В мае 1994 года Нацбанком юридически урегулирована деятельность обменных пунктов, порядок их открытия и ликвидации в новых условиях.

Информация о работе Развитие банковской системы Республики Казахстан