экономического
развития округа.
Одной из важных проблем в Северо-Кавказском
федеральном округе является миграция,
в том числе вынужденная. Горячие
точки, военные конфликты в ближнем
зарубежье, сложные межэтнические
отношения, с одной стороны, и
благоприятные климатические условия,
с другой стороны, сделали эту
территорию перекрестком миграционных
потоков.
Управление миграционными процессами
в Северо-Кавказском федеральном
округе требует активного участия
федерального центра в части разработки
и реализации обширной программы, предусматривающей
комплекс административных, социальных,
экономических и культурных мер
по количественной и пространственной
регуляции миграционных потоков, а
также по обеспечению процесса взаимной
адаптации мигрантов и принимающих
их территорий. Для решения проблемы
избытка трудовых ресурсов Северо-Кавказского
федерального округа ежегодные размеры
трудовой миграции должны составлять
30 - 40 тыс. человек. В приеме мигрантов
требуется задействовать десятки
регионов Российской Федерации.
Более одной трети общей численности
населения Северо-Кавказского федерального
округа составляет молодежь (приблизительно
2,8 млн. человек). Поэтому в Северо-Кавказском
федеральном округе в целом и
в каждом субъекте Российской Федерации,
входящем в его состав, в частности
должна проводиться грамотная и
эффективная молодежная политика по
следующим направлениям деятельности.
Для осуществления указанных направлений
деятельности необходимы организация
мониторинга основных аспектов жизни
местной молодежи и разработка стратегии
молодежной политики в Северо-Кавказском
федеральном округе. Серьезной проблемой
Северо-Кавказского федерального округа
является низкий уровень развития системы
здравоохранения.
Во всех субъектах Северо-Кавказского
федерального округа отмечается нехватка
больниц и поликлинических учреждений,
а также врачей и среднего медицинского
персонала. Наиболее востребованными
видами медицинской помощи являются
онкология, сердечно-сосудистая хирургия,
травматология и ортопедия, нейрохирургия
и офтальмология. Потребность в
высокотехнологичной медицинской
помощи по указанным видам полностью
соответствует структуре заболеваемости
и объемам оказания медицинской
помощи в целом по Российской Федерации.
В 2009 году начал функционировать
Северо-Кавказский многопрофильный
медицинский центр Министерства
здравоохранения и социального
развития Российской Федерации, который
является современным хорошо оснащенным
медицинским учреждением. Необходимо
отметить, что центр еще не полностью
вышел на запланированные проектные
мощности. Повышение активности по
направлению пациентов в центр
в субъектах Российской Федерации,
входящих в состав Северо-Кавказского
федерального округа, может значительно
повысить доступность многопрофильной
специализированной и высокотехнологичной
медицинской помощи жителям этого
округа.
Обеспеченность врачами в Северо-Кавказском
федеральном округе ниже, чем в
среднем по Российской Федерации. В
2009 году значение этого показателя
составило 38 человек на 10 тыс. населения
(по Российской Федерации - 44,1 человека
на 10 тыс. населения). Обеспеченность средним
медицинским персоналом в указанном
федеральном округе также ниже, чем
в среднем по России. В 2009 году значение
этого показателя составило 81,6 человека
на 10 тыс. населения (по Российской Федерации
- 94,1 человека на 10 тыс. населения). Особого
внимания заслуживает проблема повышения
уровня профессиональной подготовки педагогов
и воспитателей детских дошкольных
учреждений.Среди наиболее актуальных
проблем средних общеобразовательных
школ выделяется острая нехватка педагогических
кадров и устаревшая материально-техническая
база. Численность учащихся в дневных
общеобразовательных учреждениях
в Северо-Кавказском федеральном
округе, как и в целом по Российской
Федерации, сокращается.
Важной задачей является также
качественная подготовка специалистов,
необходимых для обеспечения
потенциального экономического роста.
Проблемы с квалификацией кадров
существуют практически во всех отраслях
экономики (туризм, санаторно-курортная
сфера, государственное управление,
пищевая промышленность, сельское хозяйство,
строительство, здравоохранение и
др.), что требует от системы не
только усовершенствования программ подготовки,
но и переподготовки кадров с учетом
требований развивающейся экономики
и современных стандартов.
Основной социальной проблемой, присущей
всем субъектам Российской Федерации,
входящим в Северо-Кавказский федеральный
округ в равной степени, является
низкий уровень обеспеченности жильем.
Несмотря на низкие значения показателя
обеспеченности жильем, доля ветхого
и аварийного жилья в субъектах
Российской Федерации, входящих в состав
Северо-Кавказского федерального округа,
в основном ниже, чем в среднем
по Российской Федерации. Лишь в Республике
Дагестан и Республике Ингушетия
доля ветхого и аварийного жилья
крайне высока - 20,6 процента и 20,4 процента
соответственно. Не менее остро стоит
проблема кадрового обеспечения. Только
30 процентов специалистов, работающих
в учреждениях культуры, имеют
высшее профессиональное образование.
Вместе с тем достижение высоких
показателей развития субъектов
Российской Федерации, входящих в состав
Северо-Кавказского федерального округа,
невозможно без должного внимания к
культурной составляющей как в части
создания соответствующей инфраструктуры,
так и в части кадрового
обеспечения. Крайне неблагополучной
является ситуация на рынке труда
во всех субъектах Российской Федерации,
входящих в состав Северо-Кавказского
федерального округа.
По состоянию на 1 мая 2010 г. общее
количество безработных граждан в Северо-Кавказском
федеральном округе составляет 766,6 тыс.
человек или 18 процентов численности экономически
активного населения (в среднем по Российской
Федерации - 8,2 процента). Наиболее высокий
уровень безработицы отмечается в Республике
Ингушетия - 53 процента, Чеченской Республике
- 42 процента и Республике Дагестан - 17,2
процента.
Сложный характер проблем в социально-экономической
сфере Северо-Кавказского федерального
округа определяет необходимость целенаправленной
политики государства по этому вопросу.
Ключевые направления мероприятий
в области развития рынка труда
включают:
- стимулирование создания новых
рабочих мест, в том числе в сфере малого
и среднего бизнеса;
- создание условий, способствующих
повышению качества рабочей силы (образовательные
программы профессиональной подготовки
и переподготовки кадров и безработных
граждан, поддержка трудоустройства и
обеспечение стажировок молодежи);
- создание условий для развития
территориальной мобильности граждан
(трудоустройство жителей Северо-Кавказского
федерального округа в других регионах
Российской Федерации);
- повышение эффективности функционирования
специальных институтов на рынке труда
(развитие центров занятости и ресурсных
центров в Северо-Кавказском федеральном
округе, улучшение координации с центрами
занятости в других регионах Российской
Федерации).
- В целях максимального удовлетворения потребностей экономики Северо-Кавказского федерального округа в кадрах необходимо разработать краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные прогнозы потребностей рынков труда в профессиональных кадрах (рабочих местах), а также предпринять необходимые меры по использованию потенциала и опыта профильных ведущих высших учебных заведений и учебных заведений среднего профессионального образования Российской Федерации в приоритетных для указанного федерального округа секторах - туризме и сервисе, строительстве и сельском хозяйстве.
- 26 октября 2010 состоялось обсуждение самой важной проблемы терроризма. Обсуждение проблемы состоялось с участием представителей всех субъектов Российской Федерации Северо-Кавказского федерального округа (СКФО), на которых возложена общая координация работы по информационному противодействию терроризму. В ходе заседания «круглого стола» обсужден практический опыт формирования и развития в регионе системы противодействия идеологии терроризма в субъектах СКФО Российской Федерации округа, вопросы участия в этой работе общественных и религиозных объединений, бизнес сообщества, творческой и научной интеллигенции, средств массовой информации.В выступлениях участников было отмечено, что проблема противодействия террористической идеологии является одной из центральных в системе мер борьбы с террористической угрозой в целом, поскольку идеология обоснования, пропаганды и осуществления нелегитимного насилия является первоосновой терроризма как крайне опасного социального явления в жизни человеческого общества. По единодушной оценке участников мероприятия прошедший «круглый стол» позволил обменяться мнениями по одной из приоритетных проблем СКФО – противодействие идеологии терроризма и выработать общие подходы к реализации механизмов и технологий её решения.
В последние годы наблюдается значительный
рост объема инвестиций в субъекты
Российской Федерации, входящие в состав
Северо-Кавказского федерального округа.
Тем не менее объем частных
инвестиций на душу остается самым
низким. Показатель объема накопленных
частных инвестиций в Северо-Кавказском
федеральном округе в 2005 - 2008 годах
в расчете на душу населения ниже
среднего по Российской Федерации в
4,7 раза.
Причинами низкого показателя частных
инвестиций в Северо-Кавказском федеральном
округе являются:
- высокие риски, недостаток
инфраструктуры и стимулов для инвесторов
(прежде всего внешних);
- отсутствие крупных потенциальных
инвесторов на внутреннем рынке;
- отсутствие финансовых средств
на проработку проектов у предприятий
и предпринимателей, осуществляющих деятельность
на территории субъектов Российской Федерации,
входящих в состав Северо-Кавказского
федерального округа;
- неразвитый сектор предпринимательства.
Распределение инвестиций по субъектам
Российской Федерации неравномерное.
Доля государства в структуре
инвестиций в регионы Северо-Кавказского
федерального округа остается существенной,
в среднем она составляет примерно
40 - 50 процентов общего объема (по Российской
Федерации - около 30 процентов). В Чеченской
Республике указанный показатель превосходит
90 процентов.
При этом инвестиции направлены на реализацию
социальных проектов и мероприятий.
Присутствие иностранных инвесторов
в Северо-Кавказском федеральном
округе остается крайне низким. Объем
иностранных инвестиций в 2008 году составил
меньше 1 млрд. долларов США, то есть не
составляет половины процента общего
объема иностранных инвестиций в Российской
Федерации. При этом внимание иностранных
инвесторов сосредоточено в основном
на Ставропольском крае и Республике Дагестан.
Наибольшая доля инвестиций в Северо-Кавказском
федеральном округе приходится на транспорт
и связь, производство и распределение
электроэнергии, газа и воды, операции
с недвижимым имуществом. В целом
структура инвестиций по субъектам
Российской Федерации, входящим в состав
Северо-Кавказского федерального округа,
равномерна, за исключением Республики
Ингушетия, в которой инвестиции
в сферу государственного управления
составили 58 процентов, при этом доля
инвестиций в промышленность и сельское
хозяйство - меньше 2,5 процента.
Улучшение инвестиционного климата
в Северо-Кавказском федеральном
округе представляется возможным посредством
расширения финансовых стимулов (налоговые
и таможенные льготы, доступ к льготному
финансированию, льготы по аренде земли,
гарантии и т.п.), развития необходимой
базовой инфраструктуры и создания эффективных
процессов привлечения и взаимодействия
с потенциальными инвесторами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив Северо-Кавказский
федеральный округ, мы пришли к выводу,
что в данном округе сформировались
крупные агропромышленный, индустриальный
и курортно-рекреационные комплексы,
которые в условиях перехода к
рыночным отношениям могут и должны
внести значительный вклад в решение
задач экономического и социального
возрождения России.
Оценили особенности экономико-географического
положения - оно достаточно выгодное,
природные условия благоприятны
для проживания населения и развития
сельского хозяйства, и имеются
разнообразные ископаемые. Также, округ
имеет выход к Каспийскому
морю, что влияет на специализацию
хозяйства самого района.
Мы определили, что отраслями
рыночной специализации Северо-Кавказского
федерального округа являются агропромышленность,
машиностроение, пищевая промышленность
и уникальный курортно-рекреационный
комплекс, и охарактеризовали их развитие
и размещение.
Также, попытались указать
социально-экономические проблемы
и перспективы развития округа.
Составили таблицу, на которой
отметили все федеральные округа,
их площадь, население, ВРП и административные
центры округов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Конституция РФ, ст.5 п.1
- Указ президента РФ В.В.Путина №849 «О полномочном
представителе Президента Российской
Федерации в федеральном округе» от 13 мая 2000, www.kremlin.ru
- Указ президента РФ Д. А. Медведева от 19 января 2010 года
- Большакова Г.И., Рубаник Е.А.
Регионоведение: учеб. пособ. для студентов.-
Ростов н/Д.: Рост. гос. ун-т путей сообщения,
2004.- 299 с.
- Регион. Учеб. для вузов / Т.Г.Морозова,
М.П. Победина, С.С. Шимов, Р.А. Исляев; под
ред. проф. Т.Г.Морозовой.- М.: ЮНИТИ, 2000.
– 424с.
- Игнатов В.Г., Бутов В.И. Южная
Россия и ее регионы. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов
н/Д: Издательский центр «Март», 2006.- 304
с.
- Регионоведение: уч. пособ.
2-е изд., испр. и доп. / отв. ред. профессор
Ю.Г. Волков. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. –
448 с.
- Арбатов А. Минерально-Сырьевая
база страны //Экономист.-2000-№2
- Гохберг Г.В. и др. Федеральные
округа РФ.-М.:Финансы и статистика, 2002.
- http://www.skfo.ru/
- http://www.kremlin.ru/
- http://www.rian.ru/
- http://kavkaz.ge.ru/