Развитие и размещение ведущих отраслей хозяйства Приволжского федерального округа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 17:54, контрольная работа

Краткое описание

Целью контрольной работы является изучение развития и размещения ведущих отраслей хозяйства Приволжского федерального круга.
Для достижения поставленной цели, необходимо выполнение следующих задач:
- изучить экономическое состояние Приволжского федерального округа;
- раскрыть место Приволжского федерального округа в хозяйственном комплексе России;
- исследовать минерально-сырьевую базу, уровень технологий в производстве и добыче полезных ископаемых региона;
- определить основные направления экономического развития округа.

Содержание

Введение
1. Состав и место Приволжского федерального округа в общероссийском территориальном разделении труда. Особенности его экономико-географического положения
2. Хозяйственный комплекс региона. Развитие и размещение отраслей рыночной специализации промышленности и сельского хозяйства
3. Основные проблемы и направления социально-экономического развития региона в условиях рынка
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

региональная экономика.docx

— 52.88 Кб (Скачать файл)

В настоящее время в  республике зарегистрировано 33 региональных отделения политических партий, более 600 общественных объединений. Представители  многих из них входит в состав активно  действующего Общественного совещания  при Президенте Республики Башкортостан.

В качестве приоритетного  направления региональной политики утверждается саморазвитие регионов, целью которого является формирование базы для эффективного функционирования регионов в экономическом пространстве страны и мировой хозяйственной системе, обеспечения достойного уровня жизни населения путем рационального использования собственного потенциала. Саморазвитие регионов предполагает максимальное использование ресурсного, производственного, научного и трудового потенциала, повышение эффективности и конкурентоспособности экономики региона, активное участие региона в межрегиональном и международном обмене с учетом принципиальных изменений его геоэкономического положения в стране и в системе межрегиональных экономических связей. Промышленная политика на федеральном уровне должна представлять собой стратегию развития страны и комплекс мер поддержки наиболее значимых объектов. Методы, формы и масштабы такой поддержки должны быть зафиксированы в документах региональной политики. Таким образом, правильнее будет разрабатывать на региональном уровне тактические программы на базе подготовленной и обсужденной с участием представителей регионов федеральной промышленной политики. Необходимость такого обсуждения представляется обязательной, так как должны быть согласованы интересы федерального центра и регионов. Примером достигнутой согласованности может служить утвержденная правительством Российской Федерации в августе 2002 г. федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Башкортостан до 2006 года».

В качестве ключевых направлений  социально-экономического развития Республики Башкортостан утвержденной программой определены:

  • создание условий для реформирования предприятий, развития экономически эффективных производств и повышения конкурентоспособности реального сектора экономики в целом;
  • реализация назревших структурных, организационных и институциональных преобразований в экономике;
  • усиление инновационной и инвестиционной активности в различных сферах деятельности, и прежде всего в реальном секторе экономики;
  • реализация эффективной бюджетно-налоговой политики,
  • повышение качества управления бюджетными ресурсами;
  • стимулирование рыночной ориентации деятельности администраций районов и городов, формирование финансовой самодостаточности территорий;

укрепление социальной сферы  на основе дальнейшего развития социальной инфраструктуры, роста реальных доходов населения, увеличения платежеспособного спроса и адресной поддержки отдельных категорий населения. Таким образом, сегодня уже можно констатировать, что в Республике Башкортостан формируется качественно новый механизм конструктивного взаимодействия органов государственной власти всех уровней, обеспечивающий экономическое развитие региона на основе активной реализации преимуществ хозяйственной системы единого экономического пространства. Также правительством утверждена федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Татарстан до 2006г». При утверждении таких программ субъекты становятся привлекательными для инвесторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Основные проблемы  и направления социально-экономического  развития региона в условиях  рынка.

Основные направления  экономического развития округа:

1) преодоление экономического  кризиса, приведшему к резкому  сокращению производства, повышение  уровня безработицы, взаимным  неплатежам, нарушению внутрирайонных  и межрайонных связей, снижению  уровня жизни населения;

2) расширение топливной  базы, поиск новых месторождений  нефти и газа, внедрение современных  методов разработки месторождений,  увеличение объемов добычи нефти  и газа для обеспечения сырьем  нефтеперерабатывающих и нефтехимических  производств в районе;

3) в машиностроительном  комплексе – проведение серьезной  реконструкции, модернизации предприятий,  усиление внутриотраслевых связей  по кооперации;

4) в агропромышленном  комплексе – повышение уровня  энерго- и фондовооруженности сельского хозяйства, рациональное использование земельных угодий, обеспечение сельского хозяйства необходимой техникой и минеральными удобрениями по доступным ценам, поддержание ирригационных систем в рабочем состоянии и рациональное использование орошаемых земель. Создание прочной кормовой базы для животноводства, восстановление поголовья скота до уровня 1990 г., повышение его продуктивности;

5) приведение земельной  реформы в действие, реструктуризация  крупных сельскохозяйственных предприятий  с учетом условий каждого региона,  создание создания для успешного  развития фермерских хозяйств;

6) создание сети мелких  предприятий, перерабатывающих сельскохозяйственное  сырье непосредственно в местах  производства сельскохозяйственной  продукции; в городах и промышленных  центрах – крупных перерабатывающих  предприятий для более глубокой  переработки сельскохозяйственной  продукции;

7) решение социальных  проблем и повышение уровня  жизни населения на основании  достижения утраченных позиций  и дальнейшего развития отраслей  материального производства (промышленности, сельского хозяйства, транспорта, строительств и др.).

Экологические проблемы

Приволжский федеральный  округ может быть охарактеризован  как зона со сложной экологической  обстановкой. Высокая степень индустриализации и сельскохозяйственного производства привели к крайне негативному  состоянию окружающей среды, характеризующемуся чрезмерно высоким уровнем концентрации вредных веществ в воздухе  и в водных объектах, деградацией почв и лесных массивов и как следствие этого, высоким уровнем заболеваемости и смертности населения. Чрезмерная распаханность земельных угодий и несоблюдение агротехнических приемов приводит к ускорению эрозионных процессов. Созданный на Волге и ее притоках каскад гидравлических электростанций и водохранилищ привел к концентрации по берегам рек водоемких и энергоемких промышленных производств, прежде всего химических, нефте- и газоперерабатывающих. Из-за этого сократились площади нерестилищ, что отрицательно сказывается на воспроизводстве рыбных ресурсов. Загрязнение окружающей среды в Приволжье в 3-5 раз выше, чем в среднем по стране. Из 100 городов страны с самой загрязненной атмосферой 65 расположены в бассейне Волги. На многих предприятиях, расположенных в бассейне Большой Волги, средства фильтрации и очистные сооружения либо отсутствуют, либо требуют срочной и кардинальной модернизации. Из-за отсутствия жесткого экологического законодательства многие предприятия не хотят тратить значительные средства на это заведомо, по их мнению, нерентабельное переоснащение. В 1998 г. утверждена федеральная целевая программа «Оздоровление экологической обстановки на р. Волге и ее притоках, восстановление и предотвращение деградации природных комплексов «Волжского бассейна» («Возрождение Волги»). В ней предусмотрены мероприятия по созданию экономического механизма экологического оздоровления региона, по внедрению малоотходных и безотходных технологий, техническому перевооружению действующих производств, санитарно- защитных зон и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Вследствие проведенного исследования поставленная цель была достигнута, были решены задачи и получены следующие выводы и результаты.

Приволжский федеральный  округ благодаря своему выгодному  транспортно – географическому положению и мощному экономическому потенциалу выполняет важные стратегические функции в социально – экономическом развитии России. Благоприятные предпосылки для развития здесь имеют агропромышленный комплекс, высокотехнологическое и наукоемкое машиностроение, предприятия химико – лесного, топливно – энергетического комплексов.

Приволжский федеральный  округ в сырьевом отношении имеет  достаточно чётко выраженную нефтяную специализацию. Соответственно в экономике  региона наибольший удельный вес  в добыче минеральных ресурсов принадлежит  добыче нефти и газа. Также округ  является одним из ведущих в стране по уровню индустриального развития и одним из основных аграрных регионов России, производящий около 27% сельскохозяйственной продукции. Основным направлением развития и размещения отраслей промышленности в Приволжском регионе должно стать не создание новых производств, а модернизация и техническое  перевооружение уже созданных, углубление переработки исходного сырья, ориентация на вывоз из региона конечной продукции, а не полуфабрикатов.

В структуре промышленности округа важную роль играют такие отрасли, как машиностроение, особенно автомобилестроение, и топливно-энергетический комплекс. В регионе расположены также  крупные предприятия химической и лёгкой промышленности. Характерная  особенность Приволжья — большая  доля предприятий военно-промышленного  комплекса. Основной производственный потенциал ПФО сосредоточен в  Республиках Татарстан и Башкортостан, Самарской, Пермской и Нижегородской  областях. Ключевыми задачами экономического развития региона являются:

• оздоровление экологической  обстановки;

• совершенствование машиностроительного  комплекса с учетом складывающейся на внутреннем и внешнем рынках структуры спроса, в том числе развития авиационного машиностроения и развитие совместно с зарубежными партнерами автомобилестроения;

• активизация использования  транспортного фактора в развитии региона.

В перспективе регион будет  входить в число лидеров по темпам экономического роста. Исключительно  велика его роль в решении проблем  укрепления федеративных отношений, интеграции межрегиональных экономических связей и формировании стабильных межэтнических отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Гохберг М.Я. Федеральные округа Российской Федерации: анализ и перспективы экономического развития. – М.: Финансы и статистика, 2002 – 360 с.

2. Кистанов В.В., Копылов Н.В. Региональная экономика России: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 584 с.

3. Мастепанов А.М., Саенко В.В.и др. Экономика и энергетика регионов Российской Федерации ЗАО. – М.: Экономика, 2001. – 476 с.

4. Морозова Т.Г., Победина  М.П., Шишов С.С. Экономическая  география России. – М. 1999. – 527 с.

5. Пикулькин А.В. Система государственного управления: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 639 с.

6. Введение в экономическую  географию и региональную экономику  России (часть 2): Учебное пособие  для вузов/ Под ред. проф. Глушковой В.Г., доц. Винокурова А.А.- М.: Владос Пресс, 2003. – 430 с.

7. Региональная экономика:  Учебник для вузов/ Под ред. проф. Морозовой Т.Г. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 527 с.

8. Регион. Взаимодействие  всех уровней власти – необходимое  условие развития региона/ Минасов  М.ШМ. 2003 – 230 с.

9. Региональная экономика:Учебник/Под ред. В.И Видяпина и М.В.Степанова. – М.: ИНФРА-М, 2008 – 666 с.

10. Регионы России. Социально-экономические  показатели. 2008

11. Экономическая география  России: Учебник РЭА им. Плеханова.  – М. Инфра М, 1999. – 533 с.

12. Сайт Полномочного представителя  Президента в Приволжском федеральном  округе. www.pfo.ru


Информация о работе Развитие и размещение ведущих отраслей хозяйства Приволжского федерального округа