Развитие основных производственных комплексов Красноярского края

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 19:08, контрольная работа

Краткое описание

Целью контрольной работы является рассмотрение развития основных производственных комплексов Красноярского края.
Задачи:
исследовать географическое положение и роль в экономике страны;
рассмотреть развитие основных производственных комплексов Красноярского края;
рассмотреть предприятия входящие в производственные комплексы Красноярского края;
рассмотреть вклад промышленности Красноярского края в экономику России;
выявить перспективы и проблемы развития.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1.1 Географическое расположение и роль в экономике страны………………….4
1.2 Развитие основных производственных комплексов Красноярского края……………………………………………………………………………………6
Заключение………………………………………………………………………….15
Библиографический список……………………………………………………16

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 342.12 Кб (Скачать файл)

Для транспортировки  добываемой нефти и газа планируется  построить новые ветки трубопроводов. Для ванкорской нефти существует 2 варианта транспортировки:

1) Нефтепровод  до г.Дудинка, откуда нефть будет вывозиться танкерами по Северному морскому пути.

2) Нефтепровод  в соседнюю Тюменскую область  до г.Пурпе и подключение к  уже существующей системе «Транснефти». 
Для транспортировки нефти и газа из южной Эвенкии планируется построить газопровод и нефтепровод через с.Богучаны в Нижнем Приангарье (где будет расположен новый газоперерабатывающий завод и газохимический комбинат) и далее на юг для наполнения нового трубопровода «Восточная Сибирь Тихий океан». [4]

Горнодобывающая промышленность. Горнодобывающая промышлен-

ность является одной из ведущих отраслей экономики края. По многим видам добычи полезных ископаемых край входит в число лидирующих регионов России.

Наибольшее  значение в отрасли имеют такие  крупные предприятия, как Норильский горно-металлургический комбинат, Ачинский глиноземный комбинат, Бородинский, Березовский и Назаровский угольные разрезы и др.

В настоящий  момент почти 90% объема выпускаемой  продукции отрасли приходится на добычу сырья для производства цветных  металлов. Второй по объемам производимой продукции является добыча угля.

Государственное регулирование деятельности горнодобывающих  предприятий помимо прочего осуществляется посредством предоставления прав на земельный участок, выдачи лицензии на разработку недр, а также взимании специальной платы за недропользование. Органами, в ведении которых находятся  вопросы лицензирования на территории Красноярского края, являются администрация  края и Комитет по геологии и использованию  недр Красноярского края. Предоставление лицензий на право пользования недрами  производится путем проведения конкурсов  и аукционов.

При этом основные условия недропользования - срок действия лицензии, границы участка  недр, уровни добычи полезных ископаемых - устанавливаются по решению органов  государственного управления.

Другие  условия, являющиеся предметом соглашения между органами, выдающими лицензию, и недропользователем, включают в  себя: наличие инвестиций, технические  и технологические возможности  полного и комплексного использования  недр, требования к охране окружающей среды, максимальное использование  местных предприятий и рабочей  силы, развитие социальной инфраструктуры и др.

Действующее российское законодательство предусматривает  возможность российским и иностранным  инвесторам вести разведку и добычу полезных ископаемых на условиях специального соглашения о разделе продукции.

3.Машиностроение и металлообработка. Машиностроение края -многоотраслевая, разветвленная система предприятий, сосредоточенных в гг. Красноярске (80%), Минусинске, Железногорске, Дивногорске, Боготоле, Назарово, Канске и Сосновоборске. Оно объединяет 353 предприятия тяжелого,транспортного,лесозаготовительного,электротехнического,сельскохозяйственного,инструментального,ракетно-космического, радиотехнического и др. подотраслей.

В структуре производства машиностроению и металлообработке принадлежит  второе место по числу занятых (21%) и третье - после цветной металлургии и энергетики - по стоимости продукции (7,5%).

Важная особенность красноярского машиностроения - высокий удельный вес оборонных производств. В крае создан Красноярский фонд "Конверсионный технопарк", призванный обеспечить предприятиям участие в государственных программах развития и производства товаров гражданского назначения. Вместе с тем, созданные в машиностроении промышленно-производственные основные фонды (ок. 2 трлн. руб.) позволяют ему быть крупным поставщиком некоторых уникальных машин, изделий и механизмов.

В крае расположен единственный в  странах СНГ и Восточной Европы завод «Сибтяжмаш», изготавливающий тяжелые электрические мостовые краны грузоподъемностью свыше 200 тонн. Кранами этого завода оборудованы все ведущие предприятия цветной и черной металлургии, тепловые, атомные и гидравлические станции, "Атоммаш" и многие другие предприятия нашей страны и 18 государств мира. Его удельный вес в крановой продукции России составляет 6,6%.

«Краслесмаш» производит половину челюстных лесопогрузчиков страны, высокопроизводительные лесоповалочные машины. АООТ "Красноярский завод комбайнов" может производить 25,0% высокоманевренных современных зерноуборочных комбайнов.

На АО "Бирюса" налажено самое  крупное в странах СНГ производство массовых бытовых холодильников "Бирюса", которые перенесли столь необходимый "сибирский холод" в 40 стран  мира.

В Красноярске производилось ок. 13% телевизионных приемников России марки "Рассвет", пользовавшихся спросом и популярностью за высокое качество изображения и безотказность в работе.

Красноярский машиностроительный завод - крупный изготовитель ракетно-космической техники. На заводе разработан проект уникального транспортного средства многоцелевого назначения - наземно-воздушной амфибии "Шторм". Название машины свидетельствует о том, что она может передвигаться в трех средах - по воздуху, воде и суше. Это своеобразный самолет-крыло, способный развивать крейсерскую скорость от 160 до 500 км в час. Грузоподъемность разных модификаций амфибии - от малютки для 1 т груза до гиганта грузоподъемностью 800 т. Применение этих машин может увеличить грузопотоки в 5-10 раз, особенно в условиях северного бездорожья.

Особая роль в машиностроительном комплексе края принадлежит радиопромышленности  и производству средств наземной и космической связи. Подотрасль объединяет НПО прикладной механики, ПО "Радиотехнический завод", АО "Искра", АО КБ "Искра".

Научно-производственное объединение  прикладной механики было организовано в Красноярске-26 (ныне г. Железногорск) в 1959 г. для создания спутниковых информационных систем.

В настоящее время это одна из ведущих фирм России в области  космических систем связи, телевещания, навигации и геодезии. Она осуществляет руководство проектами, инженерное проектирование спутниковых систем и спутников, изготовление, испытание  и запуск спутников, управление спутниками на орбите.

Со дня основания НПО прикладной механики в качестве головной фирмы  реализованы более 30 космических  программ, в том числе связные  спутники типа "Молния", "Радуга", "Горизонт", "Экран", "Луч", "Галс", "Радио"; навигационные - "Цикада", "Глонас"; геодезические - "Гео-ИК", "Эталон"; научные - высотный космический зонд, ионосферная станция.

С помощью этих средств в крае функционирует сеть распределения республиканского и краевого телевидения (системы "'Экран", "Москва", "Орбита", "Енисей-Сибирь""). Создается информационная спутниковая система связи. Она обеспечивает работу телефонной связи с удаленными и труднодоступными районами края (системы "Эвенкия", "Север") и их интеграцию в республиканскую спутниковую сеть (программа "Россия"). НПО ПМ заключило ряд контрактов на коммерческий запуск спутников связи "Горизонт", "Галс", "Экспресс" для иностранных компаний и государств.

На основе исследования своего большого опыта в области космической  технологии и в рамках конверсии  НПО прикладной механики успешно  разрабатывает и выпускает образцы  современного технического оборудования для предприятий агропромышленного  комплекса, товары народного потребления, такие, как швейная краеобметочная машина - оверлок, мотодельтаплан, ремкомплект, корзины сцепления для автомобилей ВАЗ и др.

Машиностроительные предприятия  Красноярского края производят продукцию  как гражданского, так и оборонного назначения:

  • зерноуборочные комбайны и с/х технику — Красноярский завод комбайнов, Назаровский завод с/х машиностроения;
  • лесопогрузчики, лесовалочные машины и пр. — Кралесмаш;
  • бытовые холодильники — «Бирюса»;
  • карьерные экскаваторы — Крастяжмаш;
  • мостовые краны до 200 тонн — «Сибтяжмаш»;
  • ракетно-космическая техника — ОАО «Красмаш», ОАО «ИСС» имени академика М. Ф. Решетнёва;
  • речные суда — Красноярская судоверфь;
  • радиоэлектронное оборудование;

и другое.

В 2007 году машиностроительные предприятия края произвели продукции на 27,1 млрд рублей, в 2008 году — на 29,9 млрд рублей.

 

В крае создан самый мощный на востоке страны комплекс предприятий строительной индустрии. Вместе с тем безудержная индустриализация, создание гигантов-монополистов предприятий, деградация села породили многочисленные социальные проблемы и трудно разрешаемый  экологический кризис в городах  края. Несмотря на сложные для аграрной деятельности природные условия  край относится к крупнейшим в  Восточной Сибири производителям пшеницы (60%), молока, овощей и яиц (50%). Минусинская  котловина по праву считается  житницей Восточной Сибири, здесь  выращивают лучшие в Сибири овощи  и фрукты, в частности, непревзойденные  по вкусовым качествам минусинские  помидоры, а любители возделывают  даже виноград.

В результате к концу прогнозируемого периода  монозависимость экономики края от металлургического производства несколько снизится - 
его доля в промышленном производстве края сократится с 40,3% в 2010 году до 31,5-30,9% в 2013 году.

Таким образом, перспективы Красноярского края связаны с освоением огромного  минерального и энергетического  ресурсного потенциала, организацией глубокой переработки древесины, реализацией  своего транзитного положения и  развитием туристического комплекса.

Перспективы Красноярского края вселяют оптимизм, видны положительные сдвиги. Безусловно, повышение инвестиционной привлекательности  региона является важной заслугой. Заявлено множество инвестпроектов. Однако нельзя не отметить, что пока не все они согласованы. Единая и стройная система пока не выстроена. К примеру, целесообразность строительства Эвенкийской ГЭС в Туруханском районе вызывает сомнения у многих экспертов. Нельзя забывать и о том, что в настоящее время еще существует множество нерешенных социально-экономических и экологических проблем.  Заявленные инвестиционные проекты направлены в том числе и на решение значительной части этих проблем, однако охватывают не весь их спектр.

При позитивной динамике развития промышленности общее  положение остается сложным. Основными  проблемами здесь являются: значительная доля сырьевых производств (около 80 %), высокая степень физического  и морального износа основных фондов, а также нехватка квалифицированных  кадров.

Проблемами  лесного комплекса остаются: сырьевая направленность и неразвитость глубокой переработки древесного сырья; недостаточная  развитость транспортной логистической системы и дорожной сети, в том числе недостаточное количество лесовозных дорог круглогодового действия.

Из 12,2 млн.куб.м заготовок деловой древесины 2 млн.куб.м. уходит на экспорт за рубеж, в основном в Китай, а 2,24 млн. куб.м. вывозится в соседние регионы РФ. И лишь 4,41 млн.куб.м. перерабатывается внутри края. И значительную часть составляет неиспользуемая древесина - 2,57 млн.куб.м. 
Уровень развития транспортной системы края не соответствует современным требованиям. Негативными факторами являются: большая дифференциация территорий края по степени транспортного обслуживания и неразвитость внутрирегиональной сети автомобильных дорог, особенно в северных районах края, препятствующая освоению природных ресурсов.

Насущной  необходимостью также является содействие развитию сельских районов. В Европейском  Союзе, как известно, помощь оказывается  так называемым сельским ареалам (выделяемым по более высокой доле занятых в сельском хозяйстве, по более низким доходам в сельском хозяйстве). У нас же, в России такие критерии ЕС безоговорочно применять нельзя. В Красноярском крае, можно выделить так называемые депрессивные, «скрытые» сельские районы. В таких районах, например, реальная доля занятых в сельском хозяйстве значительно больше официальной цифры. Существует большое число самозанятых людей. Проанализировав статистические материалы, можно заметить районы, подходящие по климатическим условиям для развития сельского хозяйства, в которых располагается значительная часть сельскохозяйственных земель, но при этом большая часть продукции производится в личных подсобных хозяйствах. Этот факт как раз и указывает на проблемность данных районов. Т.е. имеется большой потенциал для развития сельскохозяйственного производства и агробизнеса, который пока не реализуется, а находится в неком «спящем» состоянии, концентрируясь лишь в личных подсобных хозяйствах: либо в силу конъюнктурных проблем (всем известный диспаритет цен на сельхозпродукцию и промышленную продукцию), либо в силу недостаточно развитой инфраструктуры, отсутствия системы лизинга сельскохозяйственой техники и удобной системы кредитования сельхозорганизаций. Таким образом, в первую очередь в поддержке нуждаются те сельскохозяйственные районы, в которых есть потенциал, пока находящийся в угнетенном состоянии.

В крае, естественно, присутствуют и экологические  проблемы. Традиционной проблемой остается загрязнение атмосферного воздуха  и поверхностных вод. Наиболее опасным  в экологическом отношении является Норильский промышленный район.

Что касается специфических проблем, на первый взгляд возможно незаметных и не столь острых, но все же существующих, то следует  отметить проблемы, возникшие здесь  после строительства Красноярской ГЭС. Проходя через плотину ГЭС, придонные слои воды поднимаются  к поверхности. Поэтому ниже  по течению, в том числе и в районе г.Красноярска вода остается холодной все лето, что снижает привлекательность летнего прибрежного отдыха для значительной части населения. Зимой же, наоборот, Енисей не замерзает на протяжении около 100 километров ниже створа ГЭС. Пар над рекой создает свой, не для каждого комфортный, микроклимат в городе. Кроме того многие местные ученые связывают осложнение ледовой обстановки в порту г.Дудинка на севере края именно с тепловыми потерями р.Енисей и р.Ангара в районах ГЭС.

Информация о работе Развитие основных производственных комплексов Красноярского края