Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 09:16, курсовая работа
Вся история экономических катаклизмов имеет в своей основе трансформацию отношений собственности. Новейшая экономическая история России не является в этом смысле исключением. Смена форм собственности в России происходила революционными темпами и в условиях, когда само понятие собственности по-разному трактовалось самими реформаторами.
ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................3
ГЛАВА 1.РАЗВИТИЕ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ В РОССИ………...…..6
Понятие и классификация форм собственности………………….…...6
1.2. Преобразования форм собственности в условиях перехода к рыночным отношениям………………………………………………………………....…13
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ ..……….…18
Приватизация в России. Этапы……………..………………………....18
Итоги приватизации в России………………...…………………….…23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….….27
ИСТОЧНИКИ…………………………………………………………………32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….33
ИНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ…………………………...34
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….35
Таблица №1……………………………………………………………………35
Таблица №2……………………………………………………………………36
Таблица №3……………………………………………………………………37
Таблица №4……………………………………………………………………39
Таблица№5…………………………………………………………………….41Таблица №6……………………………………………………………………43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
В курсовой работе проведено исследование понятия, классификации и специфика развития форм собственности в Российской Федерации в результате процесса приватизации государственной собственности. Основные особенности процесса формирования форм собственности, заключаются в том, что приватизация в России осуществлялась в условиях:
1. Директивности, т.е. когда решение о приватизации принималось не трудовыми коллективами или руководителями, знавшими специфику финансового и технологического состояния предприятий, а Госкомимуществом.
2. Приоритетности одной формы. В качестве приоритетного направления было превращение государственной формы собственности в частную. Недооценивались и даже игнорировались другие формы преобразований государственной собственности, связанные с перераспределением прав собственности.
3. Приоритет
социально-политических целей
4. Социальная деформированность при быстрой концентрации капитала. Провозглашенная социально-стартовая цель превратить всех граждан в собственников и создать массовый средний класс на практике обернулась сосредоточием государственной собственности у отдельных групп и отторжением от реального государственного имущества основной массы населения.
5. Форсирование развития фондового рынка. К изменениям в структуре собственности не сводятся результаты приватизации по российской модели. Поскольку основная масса средних и крупных предприятий директивно приватизировалась в виде превращения государственных предприятий в открытые акционерные общества, сам процесс приватизации явился сильным фактором развития фондового рынка.
В ходе приватизации формально значительная часть государственной собственности была преобразована в частную. Однако юридическая смена собственника пока не привела к решению тех экономических задач, которые ставились перед приватизацией. Можно согласиться с мнением многих экономистов, что в России пока произошла смена формы собственности, становление же новых форм присвоения – это процесс будущего, растянутый во времени и пространстве.
Спад в процессе приватизации государственного имущества произошел во второй половине 2008 года в результате разразившегося мирового экономического кризиса, что привело к сокращению свободных средств на инвестиционном рынке для приобретения приватизируемого государственного имущества. Однако, кризис это лишь один из факторов, оказавших влияние на снижение роста приватизации и приобразования государственной формы собственности в часную или смешанную формы. В настоящее время нет четкого понимания, что же фактически находится в государственной собственности. Необходимо завершить процесс инвентаризации государственного имущества. Важно не просто зафиксировать список того, чем владеет государство, но и дать оценку этого имущества. Земля, на которой стоит предприятие, и прилегающие территории могут стоить больше, чем само предприятие. При этом в реестры государственного имущества должны включаться объекты имущества, имеющие надлежащим образом оформленные права собственности. Какие темпы приватизации были в последние годы? В 2007 году план приватизации Росимуществу удалось выполнить на 45%, в 2008 году на 60%. При этом доход обеспечивался за счет приватизации отдельны значимых объектов, а существенная часть объектов оставалась не приватизированной. Называют несколько причин сложившейся ситуации. Во-первых, приватизируемые пакеты акций чаще всего остаются невостребованными потенциальными инвесторами, поскольку предложения формируются без учета спроса инвесторов. Сегодня отсутствует механизм выявления спроса потенциальных инвесторов, который бы позволял отражать заинтересованность компаний в определенных объектах, находящихся в собственности государства. Необходимо создать механизмы заявительного порядка приватизации государственного имущества. Инициатива в приватизации должна исходить от инвесторов. При этом следует предусмотреть четкие процедуры рассмотрения заявок на приватизацию и исчерпывающие основания для их отклонения. Создание таких процедур будет способствовать решению одной из важных проблем в сфере приватизации преодолению противодействия менеджмента государственных компаний, не заинтересованного в смене собственника. Формирование прогнозного плана приватизации на основе реального спроса это важный фактор успешной приватизации. Во-вторых, перечень имущества на продажу на данный момент ограничен списками стратегических организаций. Отсутствие критериев отнесения организаций к стратегическим делает эту процедуру ареной лоббирования интересов менеджмента госпредприятий. В законодательстве целесообразно закрепить указанные критерии, несоответствие которым будет являться основанием для включения организации в прогнозный план приватизации. Кроме того, часто собственно стратегический элемент в конкретном имущественном комплексе организации составляет лишь его малую долю. Поэтому следует провести анализ использования стратегическими организациями имущества и при необходимости изъять и приватизировать имущество, не участвующее в выпуске стратегически значимой продукции
Несмотря на то, что пройдены крупные этапы в процессе приватизации, перераспределение прав собственности еще не завершено. Не найдена еще оптимальная концентрация правомочий у физических и юридических лиц, дающая наиболее эффективные формы функционального движения собственности и эффективное соотношение различных форм собственности. Критерий экономической эффективности должен выдвинуться на передний план в процессе перераспределения прав собственности на новых этапах преобразования форм собственности.
В переходной экономике России наметились тенденции обратных преобразований собственности из частной в государственную, муниципальную. Примерами могут служить многочисленные факты возвращения приватизированного жилья в муниципальную собственность; объединение паев акционированных сельскохозяйственных предприятий; приобретение муниципальными органами власти контрольного пакета акций приватизированных предприятий с целью подъема производства и др.
Неудовлетворительные результаты приватизации требуют перенесения центра внимания с раздачи и перераспределения собственности на создание условий для роста эффективности и конкурентоспособности производства, через формирование разнообразных форм собственности, проведение активной структурной перестройки, развитие инвестиционного процесса и модернизацию управления. В переходной экономике процесс разгосударствления должен сочетаться с формированием эффективной как государственной так и иных формы собственности, адекватных рыночной экономике.
Источники
ЛИТЕРАТУРА:
Иные информационные источники
ПРИЛОЖЕНИЯ
Общая схема форм собственности
ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ | |||
Частная собственность |
Общественная собственность | ||
Индивидуальная (единоличная) |
Групповая (акционерная, кооперативная, коллективная) |
Государственная (федеральная, субъектов федерации) |
Муниципальная |
Общая схема форм собственности
Структура приватизированного государственного и муниципального имущества по формам собственности и способам приватизации
в 1993-1997г.г.
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 | |
Число приватизированных государственных и муниципальных предприятий |
42924 |
21905 |
10152 |
4997 |
2743 |
в том числе по формам собственности: |
|||||
федеральная |
7063 |
5685 |
1875 |
928 |
374 |
субъектов РФ |
9521 |
5112 |
1317 |
715 |
548 |
муниципальная |
26340 |
11108 |
6960 |
3354 |
1821 |
Структура приватизированного государственного и муниципального имущества по способам приватизации, в процентах к итогу: |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
акционирование |
31,1 |
44,8 |
27,7 |
22,5 |
18,1 |
продажа на аукционах |
6,3 |
4,4 |
4,2 |
3,9 |
5,5 |
коммерческий конкурс |
30,4 |
24,0 |
15,9 |
8,9 |
9,6 |
инвестиционный конкурс |
1,3 |
1,2 |
1,1 |
0,7 |
0,5 |
выкуп арендованного имущества |
29,5 |
20,8 |
29,8 |
32,1 |
14,6 |
продажа имущества ликвидируемых, ликвидированных предприятий и не завершенных строительством объектов |
0,4 |
1,5 |
4,2 |
5,7 |
9,1
Окончание таб.№3 |
продажа недвижимости |
- |
- |
15,4 |
22,9 |
38,5 |
продажа земли |
- |
- |
0,6 |
1,5 |
2,6 |
прочие |
1,0 |
3,3 |
1,1 |
1,8 |
1,5 |
Таблица № 4
Структура приватизированного государственного и муниципального имущества по формам собственности и способам приватизации
в 1998-2002г.г.
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 | |
Число приватизированных государственных и муниципальных унитарных предприятий (всего) |
2129 |
1536 |
2274 |
2287 |
|
в том числе по формам собственности: |
|||||
федеральная |
264 |
104 |
170 |
125 |
86 |
субъектов Российской Федерации |
321 |
298 |
274 |
231 |
226 |
муниципальная |
1544 |
1134 |
1830 |
1931 |
2245 |
Структура приватизированного госуда-рственного и муниципального имуще-ства по способам приватизации, в %: |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
продажа государственного и муниципального имущества на аукционе |
76,1 |
74,6 |
73,0 |
73,9 |
|
из нее продажа: |
|||||
имущества ликвидируемых предприятий |
6,0 |
5,2 |
5,0 |
3,6 |
1,8 |
недвижимости |
47,6 |
47,7 |
56,7 |
59,1 |
47,4 |
земельных участков в составе имущественного комплекса приватизированных предприятий |
4,0 |
2,3 |
3,4 |
4,9 |
7,2 |
Выкуп государственного и муниципа-льного имущества, сданного в аренду: |
|||||
арендатором в соответствии с договором |
6,8 |
8,3 |
18,0 |
20,0 |
32,9 |
Окончание таб.№4 |
|||||
посредством преобразования в ОАО с правом первоочередного приобретения акций арендатором |
|
|
|
- |
|
Продажа акций ОАО, созданных в процессе приватизации: |
|||||
работникам общества |
9,6 |
12,0 |
3,7 |
3,2 |
3,4 |
на специализированном аукционе |
1,6 |
1,9 |
2,0 |
0,4 |
0,0 |
на аукционе и коммерческом конкурсе |
4,6 |
2,2 |
2,8 |
1,3 |
0,8 |
Преобразование государственных и муниципальных предприятий в ОАО с закреплением 100% акций в государст-венной или муниципальной собственностити |
|
|
|
0,5 |
|
Внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ |
|
|
|
0,7 |
|
Отчуждение находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, владельцам государственных или муниципальных ценных бумаг, удостоверяющих право приобретения таких акций |
|
|
|
- |
|
Информация о работе Развитие форм собственности в России. Современные формы собственности