Развитие экономических отношений ЕС и СНГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 00:51, реферат

Краткое описание

Характерной чертой современных международных отношений являются интеграционные процессы, которые развиваются в разных регионах мира, и охватывают различные сферы отношений государств. Важное значение в развитии этих процессов принадлежит международным организациям, которые содействуют сотрудничеству государств в сфере осуществления ими суверенных прав. Такая международная организация как Европейский Союз привлекает особое внимание, так как именно она является фундаментом общеевропейского дома. Основное отличие ЕС от других организаций состоит, прежде всего, в глобальности поставленных задач и в комплексном подходе к их решению.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ
История образования ЕС
Экономика стран ЕС
СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
История образования СНГ
Экономика стран СНГ
ОСНОВНЫЕ ТЕНЕДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ СНГ И ЕС
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 43.67 Кб (Скачать файл)

         СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ  ……………………………………………………….……………..3

2. ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ…………………………………………………...5

2.1 История  образования ЕС………………………….………..………………5

2.2 Экономика  стран ЕС………………………………………………………..6

3. СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ  ГОСУДАРСТВ……………….…10

3.1 История  образования СНГ…………………………………..…………….10

3.2 Экономика  стран СНГ.............................................................................12

4. ОСНОВНЫЕ ТЕНЕДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ СНГ И ЕС………………………………………..15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.………………………………………………………………..17

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ .....................................18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ

     Характерной чертой современных международных  отношений являются интеграционные процессы, которые развиваются в  разных регионах мира, и охватывают различные сферы отношений государств. Важное значение в развитии этих процессов  принадлежит международным организациям, которые содействуют сотрудничеству государств в сфере осуществления ими суверенных прав. Такая международная организация как Европейский Союз привлекает особое внимание, так как именно она является фундаментом общеевропейского дома. Основное отличие ЕС от других организаций состоит, прежде всего, в глобальности поставленных задач и в комплексном подходе к их решению.

     В западной доктрине преобладает точка  зрения, согласно которой ЕС рассматривается  как ассоциация суверенных государств с тенденцией развития к объединению федерального типа. Тем не менее, до сих пор идут оживленные споры по поводу определения ЕС по отношению к международному праву. Принимая во внимание, что интеграционный процесс в Европе неуклонно набирает силу, как в политическом, так и в валютно-экономическом плане, вполне очевидно, что ЕС в Европе и в мире будет постепенно занимать одно из ведущих положений.

     Расширение  ЕС в 2004 и 2007 годах значительно продвинуло его границы на юг и восток, повысив  тем самым значимость СНГ в  качестве экономического и политического  партнера. До этого страны, входящие в СНГ, образовывали второй внешний  пояс соседей, будучи географически отделенными от стран-членов ЕС кольцом стран-претендентов из Центральной и Восточной Европы. Их экономическое и политическое значение для ЕС было ограничено, за исключением, разумеется, России.

     Ситуация  ожидаемо изменилась после расширения ЕС. Прежде всего, чисто географически  Россия, Украина, Беларусь и Молдова  стали непосредственными соседями Евросоюза с протяженными сухопутными  границами, а Грузия, Азербайджан и Армения - морскими. Большинство вновь вступивших стран имеют со странами бывшего СССР общую политическую и экономическую историю, и не только в силу неудачного коммунистического эксперимента в XX веке, но и по причине вхождения в Российскую империю до Первой мировой войны1. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Европейский союз

     2.1 История образования ЕС.

     Одной из основных тенденций развития мировой  экономики на рубеже XX-XXI вв. становится усиление интеграционных процессов. Наиболее совершенным примером такого процесса является создание ЕС.

     Европейский союз представляет собой консолидированный  региональный хозяйственный комплекс с тесными взаимосвязями, собственным  разделением труда, единым рынком и  наднациональной системой регулирования  экономического и политического  развития. Интеграционные процессы ЕС развиваются в двух основных направлениях: расширение интеграции за счет присоединения  новых государств-членов к ЕС и  её углубление – переход от более  простых форм сотрудничества к более сложным.

     Европейская экономическая интеграция начиналась с «Европы шести», когда 18 апреля 1951 г. Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Голландия, Люксембург подписали Парижское  соглашение о создании Европейской  организации угля и стали (ЕОУС). Затем эти страны 25 марта 1957 г. подписали Римские договоры, учреждающие Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евроатом). После слияния высших руководящих органов ЕОУС и ЕЭС в 1967 г. интеграционный союз шести стран стал называться Европейским сообществом.

     Первое  расширение Европейского сообщества произошло  в 1973 г., когда в его состав вошли  Великобритания, Дания и Ирландия. Второе расширение связано со вступлением  в Сообщество в 1981 г. Греции. В 1986 г. присоединились Испания и Португалия, а в 1995 г. – Австрия, Финляндия и Швеция.

     О своем желании вступить в ЕС ещё  в начале 90-х годов заявили  шесть государств Центральной и  Восточной Европы: Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Словакия и Чехия.

     В 1991-1993 гг. с этими государствами  были подписаны соглашения об ассоциации, которые рассматриваются как  начальный этап включения стран  Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) в процесс европейской интеграции с перспективой их вступления в ЕС.

     Маастрихтский договор (февраль 1992г.), на основе которого образованы ЕЭС и Валютный союз, довершил процесс экономического объединения Западной  Европы. Он также стал первым этапом формирования институциональной структуры политического объединения. Сотрудничество правительств  становится непременной чертой ЕС, оно распространяется на внешнюю политику и принятую общую систему безопасности, а также на юстицию,  судопроизводство и внутренние дела. Этот договор предоставляет Европейскому Совету, состоящему из глав правительств и председателя Комиссии,  общеполитические ориентиры и новые импульсы деятельности. Европарламент,  Совет, Комиссия и Суд становятся общественными органами Союза, единство  которого они должны укреплять, как предусмотрено договором.

     Европейские Сообщества образуют фундамент Союза. ЕЭС стал  экономическим и валютным союзом, в его компетенцию вошли  новые сферы  (промышленность, защита потребителя, здравоохранение, образование, культура).  Утвержден принцип  дополнительности: деятельность Сообщества строго  ограничена предусмотренным договором сферами и задачами, и установлено правило, что Сообщество действует лишь в тех случаях, когда страны-члены не могут добиться удовлетворительных результатов самостоятельно. Рабочие механизмы становятся более эффективными и демократичными. Пакеты  договоров – Парижский (ЕОУС) и Римский (Евратом) – изменены с учетом новых институциональных норм. В целом Маастрихтский договор обозначает важный  этап на пути европейского строительства. 

     2.2 Экономика стран ЕС.

     Усиление  наднациональных элементов интеграции не устраняет национальных особенностей экономического развития стран-членов ЕС, что проявляется в различии темпов экономического роста, инфляции, безработицы, а также в подходах, методах и инструментах государственного регулирования экономики. Эти межстрановые отличия и в дальнейшем будут проявляться в экономическом развитии ЕС и активно воздействовать на интеграционный процесс.

     Самая простая и наиболее распространенная форма экономической интеграции – зона свободной торговли, в рамках которой отменяются торговые ограничения между странами-участницами, и, прежде всего, таможенные пошлины.

     Создание  зон свободной торговли усиливает  конкуренцию на внутреннем рынке  между национальными и зарубежными  производителями товаров, что, с  одной стороны, увеличивает опасность банкротств, а с другой – является стимулом для совершенствования производства и внедрения нововведений. Отмена таможенных пошлин и нетарифных ограничений касается, как правило, промышленных товаров; в отношении сельскохозяйственных товаров либерализация импорта ограниченна. Это было характерно для ЕС.

     Более сложной формой является общий рынок, который призван обеспечивать его  участникам наряду со свободной взаимной торговлей и единым внешнеторговым тарифом свободу передвижения капитала и рабочей силы, а также согласование экономической политики.

     При функционировании единого рынка  формируются общие фонды содействия социальному и региональному  развитию, создаются наднациональные  органы управления и контроля, совершенствуется правовая система, т.е. возникает единое экономическое, правовое, информационное пространство.

     Высшей  формой межгосударственной экономической  интеграции является экономический и валютный союз, совмещающий все указанные формы интеграции с проведением общей экономической и валютно-финансовой политики. Этот союз имеет место лишь в Западной Европе. Только здесь процесс экономической интеграции прошел все указанные этапы.

     С начала создания Европейских сообществ Общая торговая политика (ОТП) является общей политикой ЕС. Поэтому новые страны-члены примут ее со дня своего вступления.

     ОТП - это динамичный торговый блок, в основе которого лежит таможенный союз, с высоким уровнем открытости в отношении партнеров из третьих стран (как с точки зрения обязательств, взятых по ВТО, двусторонних/региональных и самостоятельных, например, Генеральная система преференций).

     ОТП также означает защиту промышленности ЕС от недобросовестной конкуренции  и барьеров в третьих странах, в частности через защитные торговые меры.

     Важно и то, как работает ЕС. Комиссия ведет  международные переговоры по торговле на основе мандата и правил, одобренных Советом Министров ЕС. Европейский  парламент не играет роли в определении  ОТП. Однако с Парламентом проводятся консультации и его регулярно  информируют по торговым вопросам.

     ЕС  после расширения:

     · 450 млн. человек и 27% мирового ВВП

     · около 18% мировой торговли товарами и 24% торговли услугами

     · Источник 46% прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в мире. ЕС привлекает 21% ПИИ.

     Расширенный ЕС останется открытым торговым партнером. На импорт и экспорт приходится более 25% ВВП ЕС. Эта ситуация сохранится и после новых вступлений.

     Экономика стран Евросоюза по многим показателям сегодня выглядит гораздо привлекательнее американской. Тем не менее, Европа пока не в состоянии воспользоваться слабостью США для укрепления собственных позиций. Европейцы заняты в основном внутренними проблемами. Еврочиновники и экономисты обеспокоены иммиграционной политикой, энергетической безопасностью и либерализацией рынков. Экономика зоны евро - до сих пор во многом политический процесс.

     Экономика еврозоны, которую часто именуют  глобальным конкурентом Соединенных  Штатов, никаких выгод из создавшейся  ситуации пока извлечь не может. У  нее сейчас другие приоритеты. "Основная задача, которую предстоит решить странам еврозоны, - это проблемы интеграции, а не лидерство по экономическим  показателям. Пока не решены проблемы унификации законодательства, создания единого рынка труда, единой системы  соцобеспечения, не будет и единой экономики, - уверен аналитик EIU Робин Бью. - Курс евро, о котором сегодня так много говорят, пока держится не на экономике, а на политической воле".

     У Европы есть некоторые преимущества локального характера. Например, даже тяжелые по местным меркам долговые проблемы европейских операторов сотовой связи или отдельных европейских банков не идут ни в какое сравнение с теми завалами, которые обнаружились после окончания интернет-бума в США.

     Тем не менее, более весомых аргументов в пользу того, что экономика Европы станет в будущем мощным мотором  экономики мировой, пока нет. "Когда  кто-то утверждает, что экономика  еврозоны лучше, чем экономика США, то однозначно это можно говорить лишь в том смысле, что у европейцев меньше уровень долга домохозяйств и не было фондового пузыря. Другие сравнения некорректны", - говорит  тот же Чарльз Дженкинс. Главная проблема- отсутствие по-настоящему единого рынка.

     Темпы экономического роста стран Европейского союза снижаются вследствие высоких  цен на нефть и роста стоимости  заимствований, как для корпоративных, так и для индивидуальных заёмщиков. Об этом говорят опубликованные в последнее время статистические данные. Согласно этим данным, в Германии, стране с крупнейшей экономикой в Евросоюзе, продолжается снижение объёмов розничных продаж.

Информация о работе Развитие экономических отношений ЕС и СНГ