Развитие экономических отношений ЕС и СНГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 00:51, реферат

Краткое описание

Характерной чертой современных международных отношений являются интеграционные процессы, которые развиваются в разных регионах мира, и охватывают различные сферы отношений государств. Важное значение в развитии этих процессов принадлежит международным организациям, которые содействуют сотрудничеству государств в сфере осуществления ими суверенных прав. Такая международная организация как Европейский Союз привлекает особое внимание, так как именно она является фундаментом общеевропейского дома. Основное отличие ЕС от других организаций состоит, прежде всего, в глобальности поставленных задач и в комплексном подходе к их решению.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ
История образования ЕС
Экономика стран ЕС
СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
История образования СНГ
Экономика стран СНГ
ОСНОВНЫЕ ТЕНЕДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ СНГ И ЕС
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 43.67 Кб (Скачать файл)

     Хозяйственная система ЕС представляет собой конгломерат  эффективно взаимодействующих национальных экономик, которые не утратили своеобразия, несмотря на многолетнее сотрудничество. 

     3. СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ  ГОСУДАРСТВ

     3.1 История образования СНГ.

     Содружество Независимых Государств (СНГ) — региональная международная организация, призванная регулировать отношения сотрудничества между странами, ранее входившими в состав СССР. СНГ не является надгосударственным образованием и функционирует на добровольной основе.

     СНГ было основано главами БССРРСФСР и УССР путём подписания 8 декабря 1991 года в Вискулях под Брестом «Соглашения о создании Содружества Независимых Государств» (известно в СМИ как Беловежское соглашение).

     В документе, состоявшем из Преамбулы  и 14 статей, констатировалось, что Союз ССР прекращал своё существование  как субъект международного права и геополитической реальности. Однако, основываясь на исторической общности народов, связях между ними, учитывая двусторонние договоры, стремление к демократическому правовому государству, намерение развивать свои отношения на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета, стороны договорились об образовании Содружества Независимых Государств.

     Уже 10 декабря соглашение было ратифицировано Верховными Советами Белоруссии и Украины, а 12 декабря — Верховным Советом России. Российский парламент ратифицировал документ подавляющим большинством голосов: «за» — 188 голосов, «против» — 6 голосов, «воздержались» — 7. 13 декабря в городе Ашхабад состоялась встреча президентов пяти центральноазиатских государств, входивших в состав СССР: КазахстанаКиргизииТаджикистанаТуркменистана и Узбекистана. Итогом стало Заявление, в котором страны выразили согласие войти в организацию, но при условии обеспечения равноправного участия субъектов бывшего Союза и признания всех государств СНГ в качестве учредителей. Впоследствии президент Казахстана Н. Назарбаев предложил собраться в Алма-Ате для обсуждения вопросов и принятия совместных решений.

     В организованной специально для этих целей встрече приняли участие  главы 11 бывших союзных республик: Азербайджана, Армении,  БелоруссииКазахстанаКиргизииМолдавииРоссииТаджикистанаТуркменистанаУзбекистана и Украины (из бывших союзных республик отсутствовали ЛатвияЛитваЭстония и Грузия). Результатом стало подписание 21 декабря 1991 года Алма-Атинской декларации, в которой излагались цели и принципы СНГ. В ней закреплялось положение о том, что взаимодействие участников организации «будет осуществляться на принципе равноправия через координирующие институты, формируемые на паритетной основе и действующие в порядке, определяемом соглашениями между участниками Содружества, которое не является ни государством, ни надгосударственным образованием». Также сохранялось объединённое командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием, фиксировалось уважение сторон к стремлению к достижению статуса безъядерного и нейтрального государства, приверженность сотрудничеству в формировании и развитии общего экономического пространства. Констатировался факт прекращения существовании СССР с образованием СНГ.

     Алма-Атинская встреча стала важной вехой в государственном строительстве на постсоветском пространстве, так как она завершила процесс преобразования бывших республик СССР в суверенные государства (ССГ). Последними государствами, ратифицировавшими Алма-Атинскую декларацию, стали Азербайджан (24 сентября 1993 года) и Молдавия (8 апреля 1994 года), до этого являвшиеся ассоциированными членами организации. В 1993 году действительным членом СНГ стала Грузия.

     Первые  годы существования организации  в большей степени были посвящены  организационным вопросам. На первой встрече глав государств СНГ, которая состоялась 30 декабря 1991 года в Минске, было подписано «Временное соглашение о Совете глав государств и Совете глав правительств Содружества Независимых Государств», по которому учреждался высший орган организации, Совет глав государств. В нём каждое государство имеет один голос, а решения принимаются на основе консенсуса. Кроме того, было подписано «Соглашение Совета Глав Государств-участников Содружества Независимых Государств о Вооруженных Силах и Пограничных войсках», по которому государства-участники подтверждали своё законное право на создание собственных Вооружённых Сил.

     Организационный этап завершился в 1993 году, когда 22 января, в Минске, был принят «Устав Содружества Независимых Государств», основополагающий документ организации. 15 марта 1996 Государственная Дума РФ приняла Постановление № 157-II ГД «О юридической силе для Российской Федерации — России результатов референдума СССР 17 марта 1991 года по вопросу о сохранении Союза ССР»; пункт 3-й гласил: «Подтвердить, что Соглашение о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 года, подписанное Президентом РСФСР Б. Н. Ельциным и государственным секретарём РСФСР Г. Э. Бурбулисом и не утверждённое Съездом народных депутатов РСФСР — высшим органом государственной власти РСФСР — не имело и не имеет юридической силы в части, относящейся к прекращению существования Союза ССР». 

     3.2. Экономика стран СНГ.

       Одна из целей СНГ — сотрудничество в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях. Главный приоритет стран СНГ — взаимовыгодное экономическое сотрудничество, прямые связи предприятий, их непосредственное взаимодействие. В рамках СНГ осуществляется координация экономического сотрудничества, сбалансированное экономическое и социальное развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственная кооперация и интеграция.

     Несмотря  на трудности становления, СНГ идет по пути развития и углубления интеграционных процессов на новых демократических  началах. Его страны-участники постепенно приходят к осознанию необходимости  сохранения единого экономического пространства, единой внешней политики и внешнеэкономических отношений, унификации правового регулирования, единства обороны.

     Эффективная интеграция в СНГ может и должна осуществляться постепенно, поэтапно, одновременно с укреплением рыночных начал и выравниванием условий  хозяйственной деятельности в каждой из стран СНГ на основе согласованной  концепции выхода из общего экономического кризиса.

     Очевидно, что ближайшая задача - это восстановление жизненно необходимых разрушенных  межгосударственных связей в сфере экономики для выхода из кризиса и экономической стабилизации, т.к. эти связи являются одним из самых важных факторов роста эффективности и благосостояния народа. Далее могут последовать различные сценарии и варианты экономической и политической интеграции.

     Несмотря  на расхождение в национальных законодательных  системах и разный уровень экономик и политических ориентиров, интеграционные ресурсы сохраняются, имеются возможности  для их решения и углубления.

     Некоторые специалисты еще в конце 1991 г.  не исключали возможности формирования рублевой зоны особого типа,  сочетающей национальные валюты во внутриреспубликанском обороте с рублем  России в качестве резервной валюты безналичных расчетов между республиками.

     Таким образом,  в рамках сформированного 27 сентября 1993 г. Экономического союза как бы  сразу возникли две зоны расчетно-платежных отношений, вторая из которых опирается на самостоятельные валютные политики государств-членов  и  котировки валют к рублю через кросс-курсы СКВ. К этой зоне принадлежат Кыргызстан, Молдова, Туркменистан и Украина.

     Экономический союз означает как существование  таможенного союза, так и обеспечение  “четырех свобод движения” - товаров, услуг,  капиталов и рабочей  силы,  т.е. образование единого  рынка без границ при скоординированной  макроэкономической политике. Формирование же  единого  рынка,  как  показывает опыт ЕС,  неизбежно толкает страны к введению единой валюты.

         Начинать, естественно, необходимо  с таможенного союза, так до  сих пор и не действующего,  несмотря на имеющиеся решения.  Что же касается единого рынка,  то необходимо, не дожидаясь его  окончательного распада,  проанализировать  имеющиеся здесь проблемы и  принять необходимые законодательные  акты.  Можно обратиться к опыту  ЕС.

     Единый  внутренний рынок,  выступает,  следовательно,  необходимым условием создания полноценного экономического союза СНГ, но не достаточным. Союз не может быть создан без того,  чтобы обеспечить тесное сближение  макроэкономических политик  стран-участниц союза и их основных экономических  показателей. Такое сближение,  очевидно,  является еще одной универсальной  закономерностью валютно-экономической  интеграции.

     Безусловно, в силу многих причин,  в значительной степени политических и  даже психологических,  страны СНГ не готовы сегодня пойти  на существенную передачу суверенитета наднациональным институтам.  Однако данное направление уже заложено в Договоре об Экономическом союзе  и, в соответствии с имеющимся  опытом, следует исходить из того, что  в перспективе, если  страны СНГ  серьезно намерены создавать реальный валютный союз, усиление наднациональных  элементов является неизбежным. 

     4. ОСНОВНЫЕ ТЕНЕДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ СНГ И ЕС

     Европейский Союз играет все более заметную роль в  жизни государств СНГ. История  этих взаимоотношений уходит корнями  в еще  советскую эпоху, в конце 80-х годов между СССР и Сообществами были  установлены официальные  отношения. Широкомасштабное соглашение о  торговле и сотрудничестве между  Европейским Сообществами и СССР было  подписано 18 декабря 1989 года в  Брюсселе. Вскоре стороны обменялись  миссиями, руководители которых получили ранг посла. Это была основа, на  которой  в порядке правопреемства стали  строиться отношения между  Сообществами и государствами, которые составили  затем СНГ.

     Сопоставление путей развития ЕС и СНГ представляет собой трудную  задачу, хотя бы из-за того, что ЕС шел к интеграции постепенно, строя институты,  право, инфраструктуру. А СНГ сложился в  условиях быстрого распада Союза  ССР  и пока еще не приобрел определенных черт. У него нет необходимых институтов  и правовой основы, чтобы быть гарантированным  от потрясений и даже  прекращения  своего существования.

     Очевидно, что до реальной  интеграции стран  СНГ есть еще длинная дистанция. Возникает вполне  закономерный вопрос, а стоит ли нам обращаться к ЕС как возможной модели  подражания. В качестве ответа следует  заметить, что опыт Сообществ –  это,  прежде всего опыт становления  и укрепления интеграционных связей между государствами, которые являются суверенными и независимыми. Это  опыт  межгосударственного союза, основанного не на принуждении или  силе, а на  сознании общности интересов  и понимании того, что такие  интересы  наиболее эффективнее, экономнее  и быстрее реализуются путем  совместных  согласованных действий, координации и объединения сил и средств. И,  наконец, это опыт отработки, проверки и отбора практикой форм и методов  интеграции, формирования необходимых структур и правовых институтов.  Осторожность следует проявлять в том, чтобы не было автоматического  копирования или заимствования готовых образцов отношений и организаций.

Информация о работе Развитие экономических отношений ЕС и СНГ