Развития российской рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 20:42, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы определяется уникальностью российской экономики, ее условиями развития, которые отличают ее от западных и восточных моделей развития экономики.
Объектом исследования является российская экономика.
Предметом исследования является развитие экономических отношений, их изменения и трансформации в экономике страны между различными субъектами.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по микроэкономике.doc

— 125.00 Кб (Скачать файл)

 

3.1 Зарубежные экономисты  о перспективах  развития экономики  России.

 

Во время мирового кризиса делать какой-либо прогноз российской экономики довольно рискованное занятие. Такого мнения придерживаются чиновники, которые перестали питать иллюзии по поводу перемен к лучшему. И если ранее их прогнозы были чересчур оптимистичны, то сейчас вырисовываются лишь мрачные перспективы. В противовес им достаточно радужный прогноз российской экономики дают иностранные эксперты, которые в прошлом отличались пессимистическими настроениями.

Впрочем, такая ситуация закономерна. У компаний-инвесторов наступило время «разогревать» рынки, а чиновники при благоприятном стечении обстоятельств получат благодарность за хорошую работу, даже если эту работу сделает вместо них конъюнктура.

Иностранные экономисты обгоняют друг друга в оптимистических прогнозах российской экономики. До недавнего времени лидировала международная организация ОЭСР, давая наивысшую оценку роста ВВП 5%. Сейчас радужные перспективы рисует банк UBS, обещая России стремительное восстановление после кризиса. По его прогнозам, в 2010 году ВВП РФ вырастет на 5,5% и еще на 4,2% в 2011 году. Все это на фоне 7,4%-го падения в 2009 году. 2010 год ознаменует собой рост макроэкономических показателей. Эти результаты будут достигнуты за счет сырьевой направленности в экономике, так как цены на нефть на мировом рынке будут высокими. Merrill Lynch ожидает повышения цены с 75 до 85 долларов за баррель нефти.

Специалисты из UBS говорят о невозможности укрепления рубля в 1-й половине 2010 года, потому как Центробанк этого не допустит. Андрей Клепач, замглавы Минэкономразвития сообщил, что курс валюты в 26-27 руб. за 1 доллар опасен для российской экономики. Однако, эксперты банка Nomura Holdings считают, что в 2010 году курс составит 26 руб. за 1 доллар, в 2011 году 26,3 руб. за 1 доллар, при курсе 2009 года в 28,2 руб. за 1 доллар. Исследования, проведенные Nomura Holdings, показывают, что находясь в упадке, экономика России демонстрирует восходящие тенденции. Впрочем, прирост цен 2009 года показал, что бурный экономический рост ожидать не приходится.

 

3.2 Взгляды отечественных  ученых-экономистов  на современное  состояние российской экономики  и перспективы ее развития.

 

В своей  диссертации "Социально-экономическая система России и проблема ее модернизации" Г.Явлинский  сделал следующие  заключения:

1. В России за последние годы, вместо демократического по своей  сути эффективного рыночного  хозяйства сформировалась экономическая  система, в которой капитализм существует в искаженном виде. Не работают механизмы эффективной конкуренции, рыночной концентрации и накопления капитала у наиболее производительных фирм. Не сформировался в стране и институт полноценной частной собственности. В результате для хозяйственной системы в России оказались характерными такие существенные изъяны, как гипертрофированная и большей частью негативная роль различного рода неформальных отношений в экономике.

2. Следствием ущербности российского  капитализма является его так  называемый «олигархический» характер — концентрация непропорционально большой доли финансовых и управленческих ресурсов в руках нескольких бизнес-групп. Сегодняшний российский капитализм не является закрытой, изолированной системой. Его развитие практически всецело зависит от взаимоотношений с ядром мирового хозяйства — развитыми экономиками Запада; механизм устойчивого самоподдерживающего роста на собственной основе в российской экономике сегодня отсутствует. Все это вместе взятое позволяет определить сложившуюся на сегодняшний день в России систему как периферийный капитализм. Система периферийного капитализма обладает внутренней устойчивостью, она способна не только к самовоспроизводству, но и к определенному прогрессу. Она не только допускает рост экономики, но и способна к определенному саморазвитию, ликвидации «узких мест» и наведению порядка в некоторых критически важных сферах и областях.

Однако эта система в принципе не способна сократить отставание страны от группы мировых лидеров с точки зрения эффективности экономики и благосостояния населения, а также обеспечить внутреннюю стабильность. В результате Россия встает на тупиковый путь, ведущий к закреплению за нею ее нынешнего положения бедной и лишенной возможности «догоняющего» роста мировой экономической периферии.

3. Необходимо реформирование институтов, определяющих условия функционирования  экономики, начиная с судебной  системы и заканчивая финансовым  сектором; принятие осмысленной  государственной стратегии экономического развития.

4. Российскому обществу, чтобы вырваться из порочного круга, в котором оно оказалось в ходе перехода к рыночной экономике, необходим новый общественный договор. Основной чертой общественного договора в современных российских условиях рыночной экономики должно стать то, что граждане принимают на себя ответственность за собственное благосостояние и за благосостояние своих семей, в то время как руководство ограничивает себя «протекционистской» деятельностью, означающей, что любые права и свободы, как гражданские, так и экономические, должны быть гарантированы государством.

Вступление в силу нового общественного договора является необходимой предпосылкой модернизационного пути развития российского капитализма в целях сохранения российской государственности и страны в ее нынешних границах в XXI веке

А. Илларионов  в статье «Опасный поворот», опубликованной в «Российской газете Экономика» 23.09. 2005,  высказал положения, и  сегодня  звучащие актуально.

Базовые принципы современной успешной экономики хорошо известны. Налогообложение не должно подавлять экономическую деятельность. Если оно чрезмерно (как, например, в современной России), то его надо снижать. Стратегический успех достигается лишь в условиях открытой экономики, а не за протекционистским забором. Единые правила для всех лучше специальных режимов и индивидуальных исключений. Монополия развращает, абсолютная монополия развращает абсолютно. Без конкуренции растут только цены. Права собственности священны. Частная собственность эффективнее государственной. Государство не является эффективным предпринимателем и не должно заниматься бизнесом. Никакие проблемы не могут быть решены только за счет финансовых вливаний. Каждый полученный рубль должен быть заработан. Раздача незаработанных денег разрушительна и аморальна.

Зарплаты, пенсии, пособия, субсидии, все благосостояние страны, в конечном счете можно взять только из одного источника - валового внутреннего продукта. Поэтому ответ на вопрос о том, каким образом использовать ВВП сегодня, есть одновременно и ответ на то, каким завтра и послезавтра будут размеры ВВП, а значит, и доходы граждан. Если сегодня принимаются решения о замедлении экономического роста, то любые социальные программы, какими бы благими и привлекательными они ни казались сегодня, не могут быть профинансированы завтра.

Базовые принципы фискальной политики хорошо известны. Доходы и расходы государства не должны увеличиваться темпами, более высокими, чем реальная экономика. Бюджет - это лишь перераспределение финансовых ресурсов. Перераспределять можно только то, что в экономике создано. Нерыночное перераспределение ресурсов уменьшает эффективность экономики, снижает стимулы для рационального поведения, ведет к падению темпов экономического роста и, следовательно, темпов повышения благосостояния людей. Максимальный уровень благосостояния может быть обеспечен только благодаря быстрому экономическому росту. Высокие и устойчивые темпы экономического роста - абсолютный императив экономической политики любой ответственной власти, главный, если не единственный, поистине общенациональный и поистине долгосрочный проект.

Главное - в стране много некомпетентного государства и мало экономической свободы. По индексу экономической свободы Россия находится на 115-м месте среди 127 стран мира - рядом с Руандой, Того, Габоном, Конго, Центрально-Африканской Республикой, Алжиром, Сирией, Нигером и Непалом.

А вот взгляды С. Алексашенко на  перспективы развития российской экономики, опубликованные в журнале «Профиль» по материалам интервью «Пенсия или модернизация» 11.10.2010:

Бюджет на ближайшие годы - это бюджет пенсионеров и военных. Если взять две позиции - социальные расходы плюс силовой блок, в который включена оборона, правоохранительная  деятельность и госучреждения, -  получится более 60% от общей суммы расходов бюджета. А расходы на человеческий капитал - образование, здравоохранение - менее 10%, на гражданскую науку - менее 2%, на модернизационные проекты - 0,3-0,4% от расходов бюджета. 
Движущей силой инноваций являются мозги. Мозги, в отличие от станков и нефтяных скважин, вещь очень подвижная. Людям, у которых средствами производства являются мозги, вообще-то все равно, где работать,- в Москве, во Владивостоке или в Калифорнии. Они работают там, где им комфортнее. А для того, чтобы они могли свои идеи реализовывать, в стране должен существовать благоприятный инвестиционный климат. А в России, ко всему прочему, существует репрессивный налоговый режим по отношению именно к тем секторам, где велика доля расходов на зарплату.  
Начинать модернизацию надо с институциональных реформ: с защиты прав собственности, реформы правоохранительных органов, судов.

Президент и правительство могут определять приоритеты и программы, если их финансирование предусмотрено в государственном бюджете. Наиболее известный пример: так поступили американцы с лунной программой. Если же речь идет о стимулировании прикладных научных разработок и внедрении новых технологий, то на нынешней стадии президент не должен жестко определять программы внутри тех пяти направлений прорыва, которые он обозначил.

Ни одна страна, совершавшая экономический прорыв в XX веке, не тратила много денег на оборону, и никто не увеличивал социальные расходы. Социальные расходы - это изъятие средств из развития. Почему Китай так растет? Потому что у него нет расходов на социальную сферу. Или пушки, или масло. Или пенсии, или модернизация. 
Если цены на нефть не снизятся и соцрасходы не будут еще больше увеличены, то в 2011 году - хватит, в 2012-м - тоже, но уже с трудом, а в 2013-2014-м будет совсем тяжело, потому что экономика не растет. В теперешнем достаточно оптимистичном правительственном прогнозе заложен рост ВВП в 4-4,5% в год, но при этом правительственные чиновники не могут объяснить, откуда пойдет рост, что будет его генератором.

Нефтедобыча уходит на север и восток, затраты растут, а размеры месторождений снижаются - значит, и доходы от нефти расти не будут. "Газпром" - в тяжелейшем кризисе. Меди, алюминия и никеля, железной руды больше выплавлять не можем. А что еще? Соответственно, доходов у бюджета больше не становится, а инфляция растет, требуется все больше средств на индексацию пенсий, зарплат и социальных пособий. А тут еще предложена программа резкого наращивания оборонных расходов - 50% от прироста бюджетных расходов за три года пойдет на оборону.

Промышленная политика в России заключается в создании анклавов роста, в определении тех сегментов, которые должны расти кроме производства сырья. Если в стране выгодно добывать нефть, то все будут добывать нефть. Для того чтобы развивалось наукоемкое производство, оно должно стать более выгодным по сравнению с другими видами. Правительству нужно создавать условия и стимулы, но непосредственно направлять инвестиции, создавать предприятия должен бизнес.

Ситуация тяжелая, хотя спад закончился. Правда, в истории еще не было такого спада, который бы не заканчивался, вообще экономика не может исчезнуть. Ставить себе в заслугу, что спад закончился, это  то же самое, что ставить себе в заслугу наступление весны после зимы. Спад закончился. После того как российская экономика упала на 10 процентов, стало 90 процентов. Месяц назад было 90 и сейчас 90, так что улучшения нет. Подъем пока не начался, и непонятно, за счет чего в России он начнется. Некоторое оживление летом было вызвано тем, что немного вырос спрос со стороны внешнего мира на сырьевые товары. Он связан с закачкой газа в газохранилища по всей Европе. Никаких других источников роста нет. Спрос внутри страны не растет. Мой прогноз: темпы роста будут слабо отрицательные.

Тем не менее, сегодня достаточно широко распространено мнение, что Россия - в очередной раз - на грани гибели или даже что ее гибель неотвратима. Если исходить из вековых уроков истории, "спасение" - в создании нового могучего государства (для чего, по-видимому, должно окончательно рухнуть почти бессильное нынешнее...). Но сможет ли сформироваться это новое государство? Исходя из того, что ее воскрешения совершались неоднократно, неуместно впадать в черный пессимизм.

 

Заключение

Выводы:

В истории развития рыночной системы в России в целом можно выделить 4 этапа.

  1. Первый этап: 1992-1994 гг. Это этап кризисного развития, отличавшийся большим спадом производства, особенно инвестиций.

Второй этап: 1994-1996 гг. Стала формироваться нормальная рыночная       инфраструктура, Однако преодолеть спад производства правительство не смогло.

Третий этап: 1996-1998гг. Главным стал вопрос о возобновлении экономического роста. Но в августе 1998г. наступил дефолт, определивший переход к следующему этапу реформ.

Четвертый этап: 1999г. - по настоящее время. Начался рост производства, вызванный дефолтом.

  1. Страна превратилась в поставщика ресурсов, донора индустриальных держав. Богатства наших недр поднимают чужие экономики и благосостояние иностранных граждан, в ущерб собственному развитию. Россия занимает второе место в мире по обеспеченности природными ресурсами на душу населения (в ценовом выражении), в то время как по показателю ВВП в расчете на человека замыкает девятый десяток. По уровню и качеству жизни, человеческому потенциалу мы тоже находимся далеко не на первых местах.

Информация о работе Развития российской рыночной экономики