Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 20:42, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы определяется уникальностью российской экономики, ее условиями развития, которые отличают ее от западных и восточных моделей развития экономики.
Объектом исследования является российская экономика.
Предметом исследования является развитие экономических отношений, их изменения и трансформации в экономике страны между различными субъектами.
3.1 Зарубежные экономисты о перспективах развития экономики России.
Во время мирового кризиса делать какой-либо прогноз российской экономики довольно рискованное занятие. Такого мнения придерживаются чиновники, которые перестали питать иллюзии по поводу перемен к лучшему. И если ранее их прогнозы были чересчур оптимистичны, то сейчас вырисовываются лишь мрачные перспективы. В противовес им достаточно радужный прогноз российской экономики дают иностранные эксперты, которые в прошлом отличались пессимистическими настроениями.
Впрочем, такая ситуация закономерна. У компаний-инвесторов наступило время «разогревать» рынки, а чиновники при благоприятном стечении обстоятельств получат благодарность за хорошую работу, даже если эту работу сделает вместо них конъюнктура.
Иностранные экономисты обгоняют друг друга в оптимистических прогнозах российской экономики. До недавнего времени лидировала международная организация ОЭСР, давая наивысшую оценку роста ВВП 5%. Сейчас радужные перспективы рисует банк UBS, обещая России стремительное восстановление после кризиса. По его прогнозам, в 2010 году ВВП РФ вырастет на 5,5% и еще на 4,2% в 2011 году. Все это на фоне 7,4%-го падения в 2009 году. 2010 год ознаменует собой рост макроэкономических показателей. Эти результаты будут достигнуты за счет сырьевой направленности в экономике, так как цены на нефть на мировом рынке будут высокими. Merrill Lynch ожидает повышения цены с 75 до 85 долларов за баррель нефти.
Специалисты из UBS говорят о невозможности укрепления рубля в 1-й половине 2010 года, потому как Центробанк этого не допустит. Андрей Клепач, замглавы Минэкономразвития сообщил, что курс валюты в 26-27 руб. за 1 доллар опасен для российской экономики. Однако, эксперты банка Nomura Holdings считают, что в 2010 году курс составит 26 руб. за 1 доллар, в 2011 году 26,3 руб. за 1 доллар, при курсе 2009 года в 28,2 руб. за 1 доллар. Исследования, проведенные Nomura Holdings, показывают, что находясь в упадке, экономика России демонстрирует восходящие тенденции. Впрочем, прирост цен 2009 года показал, что бурный экономический рост ожидать не приходится.
3.2 Взгляды отечественных
ученых-экономистов на современное
состояние российской
В своей диссертации "Социально-экономическая система России и проблема ее модернизации" Г.Явлинский сделал следующие заключения:
1. В России за последние годы,
вместо демократического по
2. Следствием ущербности
Однако эта система в принципе не способна сократить отставание страны от группы мировых лидеров с точки зрения эффективности экономики и благосостояния населения, а также обеспечить внутреннюю стабильность. В результате Россия встает на тупиковый путь, ведущий к закреплению за нею ее нынешнего положения бедной и лишенной возможности «догоняющего» роста мировой экономической периферии.
3. Необходимо реформирование
4. Российскому обществу, чтобы вырваться из порочного круга, в котором оно оказалось в ходе перехода к рыночной экономике, необходим новый общественный договор. Основной чертой общественного договора в современных российских условиях рыночной экономики должно стать то, что граждане принимают на себя ответственность за собственное благосостояние и за благосостояние своих семей, в то время как руководство ограничивает себя «протекционистской» деятельностью, означающей, что любые права и свободы, как гражданские, так и экономические, должны быть гарантированы государством.
Вступление в силу нового общественного договора является необходимой предпосылкой модернизационного пути развития российского капитализма в целях сохранения российской государственности и страны в ее нынешних границах в XXI веке
А. Илларионов в статье «Опасный поворот», опубликованной в «Российской газете Экономика» 23.09. 2005, высказал положения, и сегодня звучащие актуально.
Базовые принципы современной успешной экономики хорошо известны. Налогообложение не должно подавлять экономическую деятельность. Если оно чрезмерно (как, например, в современной России), то его надо снижать. Стратегический успех достигается лишь в условиях открытой экономики, а не за протекционистским забором. Единые правила для всех лучше специальных режимов и индивидуальных исключений. Монополия развращает, абсолютная монополия развращает абсолютно. Без конкуренции растут только цены. Права собственности священны. Частная собственность эффективнее государственной. Государство не является эффективным предпринимателем и не должно заниматься бизнесом. Никакие проблемы не могут быть решены только за счет финансовых вливаний. Каждый полученный рубль должен быть заработан. Раздача незаработанных денег разрушительна и аморальна.
Зарплаты, пенсии, пособия, субсидии, все благосостояние страны, в конечном счете можно взять только из одного источника - валового внутреннего продукта. Поэтому ответ на вопрос о том, каким образом использовать ВВП сегодня, есть одновременно и ответ на то, каким завтра и послезавтра будут размеры ВВП, а значит, и доходы граждан. Если сегодня принимаются решения о замедлении экономического роста, то любые социальные программы, какими бы благими и привлекательными они ни казались сегодня, не могут быть профинансированы завтра.
Базовые принципы фискальной политики хорошо известны. Доходы и расходы государства не должны увеличиваться темпами, более высокими, чем реальная экономика. Бюджет - это лишь перераспределение финансовых ресурсов. Перераспределять можно только то, что в экономике создано. Нерыночное перераспределение ресурсов уменьшает эффективность экономики, снижает стимулы для рационального поведения, ведет к падению темпов экономического роста и, следовательно, темпов повышения благосостояния людей. Максимальный уровень благосостояния может быть обеспечен только благодаря быстрому экономическому росту. Высокие и устойчивые темпы экономического роста - абсолютный императив экономической политики любой ответственной власти, главный, если не единственный, поистине общенациональный и поистине долгосрочный проект.
Главное - в стране много некомпетентного государства и мало экономической свободы. По индексу экономической свободы Россия находится на 115-м месте среди 127 стран мира - рядом с Руандой, Того, Габоном, Конго, Центрально-Африканской Республикой, Алжиром, Сирией, Нигером и Непалом.
А вот взгляды С. Алексашенко на перспективы развития российской экономики, опубликованные в журнале «Профиль» по материалам интервью «Пенсия или модернизация» 11.10.2010:
Бюджет на ближайшие годы - это бюджет пенсионеров
и военных. Если взять две позиции - социальные
расходы плюс силовой блок, в который включена
оборона, правоохранительная деятельность
и госучреждения, - получится более
60% от общей суммы расходов бюджета. А расходы
на человеческий капитал - образование,
здравоохранение - менее 10%, на гражданскую
науку - менее 2%, на модернизационные проекты
- 0,3-0,4% от расходов бюджета.
Движущей силой инноваций являются мозги.
Мозги, в отличие от станков и нефтяных
скважин, вещь очень подвижная. Людям,
у которых средствами производства являются
мозги, вообще-то все равно, где работать,-
в Москве, во Владивостоке или в Калифорнии.
Они работают там, где им комфортнее. А
для того, чтобы они могли свои идеи реализовывать,
в стране должен существовать благоприятный
инвестиционный климат. А в России, ко
всему прочему, существует репрессивный
налоговый режим по отношению именно к
тем секторам, где велика доля расходов
на зарплату.
Начинать модернизацию надо с институциональных
реформ: с защиты прав собственности, реформы
правоохранительных органов, судов.
Президент и правительство могут определять приоритеты и программы, если их финансирование предусмотрено в государственном бюджете. Наиболее известный пример: так поступили американцы с лунной программой. Если же речь идет о стимулировании прикладных научных разработок и внедрении новых технологий, то на нынешней стадии президент не должен жестко определять программы внутри тех пяти направлений прорыва, которые он обозначил.
Ни одна страна, совершавшая экономический
прорыв в XX веке, не тратила много денег
на оборону, и никто не увеличивал социальные
расходы. Социальные расходы - это изъятие
средств из развития. Почему Китай так
растет? Потому что у него нет расходов
на социальную сферу. Или пушки, или масло.
Или пенсии, или модернизация.
Если цены на нефть не снизятся и соцрасходы
не будут еще больше увеличены, то в 2011
году - хватит, в 2012-м - тоже, но уже с трудом,
а в 2013-2014-м будет совсем тяжело, потому
что экономика не растет. В теперешнем
достаточно оптимистичном правительственном
прогнозе заложен рост ВВП в 4-4,5% в год,
но при этом правительственные чиновники
не могут объяснить, откуда пойдет рост,
что будет его генератором.
Нефтедобыча уходит на север и восток, затраты растут, а размеры месторождений снижаются - значит, и доходы от нефти расти не будут. "Газпром" - в тяжелейшем кризисе. Меди, алюминия и никеля, железной руды больше выплавлять не можем. А что еще? Соответственно, доходов у бюджета больше не становится, а инфляция растет, требуется все больше средств на индексацию пенсий, зарплат и социальных пособий. А тут еще предложена программа резкого наращивания оборонных расходов - 50% от прироста бюджетных расходов за три года пойдет на оборону.
Промышленная политика в России заключается в создании анклавов роста, в определении тех сегментов, которые должны расти кроме производства сырья. Если в стране выгодно добывать нефть, то все будут добывать нефть. Для того чтобы развивалось наукоемкое производство, оно должно стать более выгодным по сравнению с другими видами. Правительству нужно создавать условия и стимулы, но непосредственно направлять инвестиции, создавать предприятия должен бизнес.
Ситуация тяжелая, хотя спад закончился. Правда, в истории еще не было такого спада, который бы не заканчивался, вообще экономика не может исчезнуть. Ставить себе в заслугу, что спад закончился, это то же самое, что ставить себе в заслугу наступление весны после зимы. Спад закончился. После того как российская экономика упала на 10 процентов, стало 90 процентов. Месяц назад было 90 и сейчас 90, так что улучшения нет. Подъем пока не начался, и непонятно, за счет чего в России он начнется. Некоторое оживление летом было вызвано тем, что немного вырос спрос со стороны внешнего мира на сырьевые товары. Он связан с закачкой газа в газохранилища по всей Европе. Никаких других источников роста нет. Спрос внутри страны не растет. Мой прогноз: темпы роста будут слабо отрицательные.
Тем не менее, сегодня достаточно широко распространено мнение, что Россия - в очередной раз - на грани гибели или даже что ее гибель неотвратима. Если исходить из вековых уроков истории, "спасение" - в создании нового могучего государства (для чего, по-видимому, должно окончательно рухнуть почти бессильное нынешнее...). Но сможет ли сформироваться это новое государство? Исходя из того, что ее воскрешения совершались неоднократно, неуместно впадать в черный пессимизм.
Заключение
Выводы:
В истории развития рыночной системы в России в целом можно выделить 4 этапа.
Второй этап: 1994-1996 гг. Стала формироваться нормальная рыночная инфраструктура, Однако преодолеть спад производства правительство не смогло.
Третий этап: 1996-1998гг. Главным стал вопрос о возобновлении экономического роста. Но в августе 1998г. наступил дефолт, определивший переход к следующему этапу реформ.
Четвертый этап: 1999г. - по настоящее время. Начался рост производства, вызванный дефолтом.