Размещение предприятий розничной торговли как фактор обеспечения его конкурентоспособности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 15:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - изучить виды торговых пространств города, методику оценки их экономической привлекательности, факторы, критерии и принципы размещения розничных торговых предприятий.

Содержание

I.Теоретическая часть
Введение 1. Значение выбора месторасположения розничного торгового предприятия 2. Основные типы торговых пространств города и размещения розничных торговых сетей 3. Критерии и принципы размещения предприятий розничной торговли 4. Влияние размещения предприятия на его конкурентоспособность
Заключение Список используемой литературы
II.Практическая часть

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по ЭО.doc

— 149.00 Кб (Скачать файл)

Важность выбора места размещения будущего магазина предопределяется несколькими причинами. Во - первых, месторасположение – существенный фактор привлекательности торгового предприятия для потребителей, который влияет на решение осуществить покупку именно в данном магазине. Во – вторых, с точки зрения владельца, местоположение магазина может являться, устойчивым конкурентным преимуществом.

Система размещения предприятий розничной  торговли непосредственно связана с современными требованиями к градостроительству, городской планировке, организации городской территории и организации быта населения.

Проблемы расположения предприятий  розничной торговли находятся в сфере интересов не только предпринимателей, покупателей, но и власти.

Основные интересы предпринимателя  можно представить следующим образом:

- доступность будущего предприятия  для пассажирского и грузового транспорта;

- минимальный уровень конкуренции  в зоне действия будущего предприятия;

- соответствие уровня доходов  потенциальных покупателей уровню  ассортимента и оказываемых услуг

- размер потенциального покупательского  потока.

Интересы потребителя заключаются  в следующем:

- доступность магазина (транспортная, либо пешеходная);

- предлагаемая ассортиментная  модель;

- характер и уровень торговых  услуг;

Предприятия розничной торговли размещаются в соответствии со СНиП 2.07.01-89 «Строительные нормы и правила градостроительство планировка и застройка городских и сельских поселений», поэтому с позиции властных структур необходимо соблюдать установленные этим документом требования:

- при размещении предприятий  обслуживания следует принимать социальные нормативы обеспеченности, разрабатываемые в установленном порядке в соответствии с действующими СНиП;

- при определении вместимости  предприятий обслуживания следует дополнительно учитывать транзитное население (работающие на производственных предприятиях и в учреждениях в зоне обслуживания, учащихся высших и средних специальных учебных заведений в зоне обслуживания, внутригородские транзитные пассажиры в транспортном узле у рассчитываемого предприятия, приезжающее население из других населенных мест);

- радиус обслуживания размещаемого  предприятия должен соответствовать действующим СНиП.

В плановой экономике проблема размещения предприятий розничной торговли рассматривалась только с позиции государственных органов управления, так как в то время отсутствовала частная собственность в торговле.

Различалось два типа размещения:  

- рассредоточенное;

- концентрированное; 

Рассредоточенное размещение предприятий  торговли сложилось в городах в связи с тем, что торговая сеть создавалась постепенно, по мере завершения строительства отдельных частей города, без единого комплексного плана ее организации.

Концентрированное размещение предприятий  торговли нашло отражение в трёхступенчатой системе обслуживания населения.

Теоретической основой построения трехступенчатой системы обслуживания являлась классификация торговой сети в соответствии с частотой приобретения тех или иных товаров. В действительности покупательский спрос всегда носил  и носит комплексный характер, и потребитель стремится сделать покупки одновременно.

С переходом к экономике нового типа, в связи с изменениями  в архитектуре произошли существенные изменения в розничной торговле, а, следовательно, изменились и взгляды на размещение предприятий розничной торговли.

Сегодня, перед тем как принять  решение о месторасположении  городского торгового предприятия, розничному торговцу необходимо определить, какой тип месторасположения наилучшим образом подходит для товаров и услуг, которые организация предлагает на рынке.

Существует три основных типа месторасположения  для магазина:

- центральные деловые районы;

- торговые центры;

- отдельно стоящие торговые  предприятия.

Традиционно представление о том, что приближение торговых предприятий  к центральным районам, является наиболее выгодным для продавца, поскольку при этом возрастает мощность и интенсивность покупательского потока. Между тем, новейший опыт организации и размещения торговых предприятий дает весьма убедительные примеры в пользу преимуществ другого подхода к размещению розничных торговых предприятий: на окраине, на значительном удалении их как от центра города, так и от места проживания покупателей.

Таким образом, с точки зрения именно размещения розничных торговых предприятий  в городе, можно назвать два подхода:

- тяготение к центральным районам  города;

- размещение крупнейших по размеру  торговых предприятий на окраине.

Полагаем, что данные подходы получили распространение в связи с теми или иными предпочтениями потребителей.

При поиске подходящего места для размещения магазинов, розничные торговцы руководствуются рядом факторов:

- потенциальный покупательский  поток,

- окружающая обстановка,

- остановки общественного транспорта, стоянки для автомобилей.

Кроме того, предпринимателю важно знать ответы на вопросы:

- будут ли окружающие магазины  конкурировать за одних и тех  же покупателей и продавать  однотипные товары?

- будут ли они способствовать  расширению торговли, поскольку  торгуют смежными товарами?

- будут ли они противоречить  имиджу друг друга?

Правильное местоположение розничной  торговли должно обеспечить:

- оптимальное соотношение видов  розничной торговой сети, позволяющих использовать магазинные и внемагазинные формы продажи товаров;

- рационализацию товарного ассортимента  за счет организации крупных торговых объектов;

- рационализацию торговых процессов  за счет внедрения современных форм торгового обслуживания, а также организацию дополнительных торговых услуг населению.

Розничный торговец должен брать во внимание, то, что идеальное место для расположения магазина, вряд ли существует. Любая зона имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

Задача заключается в том, чтобы  усилить первые и ограничить вторые.                             Чем проще покупателям попасть в магазин и выйти из него, тем выше доступность данного места. Для оценки доступности рассматриваются схема дорог, дорожные условия и барьеры. Схема дорог показывает, насколько просто покупателям добираться до магазина по основным прилегающим улицам и автомагистралям. С ней связан еще один фактор — дорожные условия (качество и возраст дорог, количество полос для движения, светофоров, частота возникновения дорожных пробок). К примеру, старая, узкая улица, имеющая второстепенное значение и к тому же перегруженная дорожными пробками, —плохое место для магазина. На доступность также влияют естественные (реки, горы) и искусственные (железные дороги, крупные шоссе, парки) барьеры.                                          Кроме того, розничные торговцы должны оценить внешние факторы доступности в непосредственной близости от магазина, такие как его видимость, движение, наличие парковочной стоянки, частота дорожных пробок и простота доступа к месту. 
Под видимостью места понимается способность покупателя увидеть магазин и отсутствие опасностей при въезде на автостоянку. Крупные общенациональные торговцы, такие как Kmart, настаивают на том, что перед магазином не должно быть никаких препятствий, ухудшающих обзор. В местах с большой текучестью публики (крупных городах, туристических центрах) хорошая видимость магазина с дороги приобретает особенное значение. Мимо магазина должно проезжать значительное количество машин, но не слишком много, чтобы пробки не мешали доступу к парковке. На улицах, переполненных в часы пик, в остальное время (когда и совершается большинство покупок) движение достигает необходимого оптимума. Критический фактор доступности любого места — количество и качество автостоянок. Если места для машин слишком мало или стоянка удалена от магазина, желание покупателей остановиться резко убывает. С другой стороны, чересчур большие и пустые парковочные пространства могут натолкнуть потенциальных покупателей на мысль, что торговый центр не пользуется популярностью и заходить в него не стоит. Здесь следует упомянуть еще об одном аспекте, связанным с дорожным движением, на этот раз во всем районе расположения магазина — его «перенаселенности» автомашинами и пешеходами. Для покупателей всегда существует некий оптимум: слишком слабое движение может их раздражать, они будут менее охотно совершать покупки и, как правило, пренебрегать распродажами. А относительно высокий уровень активности вокруг торгового центра возбуждает людей и стимулирует сбыт. Последний фактор, который следует учесть при оценке доступности, — простота въезда и выезда со стоянки. Если на улицах, с которых производится въезд/выезд, организовано одностороннее движение или нанесена сплошная осевая линия разметки, доступ на парковку усложняется, а доступность магазина ограничивается.

 

 

 

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                                      

Правильное размещение розничных  предприятий на территории городов и поселений городского типа оказывает решающее влияние на степень их прибыльности. Используемые для нахождения оптимального варианта подходы весьма различны. Их выбор зависит от конкретной ситуации, с учетом особенностей в которой может потребоваться разработка дополнительных методических решений.

При выборе оптимальных мест дислокации предприятий розничной торговли, определении типов предприятий и форм организации розничной торговли следует учитывать состав и особенности внутрипоселенческих торговых пространств. Большое значение для выработки обоснованных схем размещения имеет исследование домашних хозяйств и их особенностей на данной территории. Именно домашние хозяйства выступают в роли конечного потребителя товаров и замыкающего звена логистической цепи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Практические советы по торговой практике / под ред. Э. С. Гальперина. Одесса: Изд-во журнала «Торговое дело», 1999. Ч. I--П

2. Энциклопедия малого бизнеса, или Как начать свое дело: пер. с англ. Г. Г. Долуда, С. Г. Долуда; под ред. Т. А. Слука. М.: Книга Интер-нэшнл, Одессия, 2000.-240 с.

3. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2003 : стат. сб. // Госкомстат России. М., 2003.- 430 с.

4. Торговля в России. 2003: стат. сб. // Госкомстат России. М., 2003.- 260с.

5. Российский статистический ежегодник. 2003: стат. сб. // Госкомстат России. М., 2003. - 130 с.

6. Организация торговли : учеб. для студентов экон. фак. торг. вузов / Ю. А. Аванесов, Т. К. Идрисов и др. М. : Экономика, 1984.- 410 с.

7. Введение в специальность: учеб. пособие / под ред. А.В. Зырянова. Екатеринбург: Урал. гос. экон. ун-т, 2004.- 280 с.

8. Зырянов, А.В. Домашнее хозяйство - важное звено логистической цепи / А.В. Зырянов, О.Н. Зуева // Вестник УдГУ. 2005. №7.- 290с.

 




Информация о работе Размещение предприятий розничной торговли как фактор обеспечения его конкурентоспособности