Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 14:34, курсовая работа
Цель работы: выявление существующих проблем в организации эффективной деятельности лизинговой компании, разработка решений, моделей по усовершенствованию стратегии компании с учётом особенностей рынка.
Для достижения указанной цели в дипломной работе были поставлены следующие задачи исследования:
Исследовать теоретические основы лизинговых операций;
Провести исследование особенностей рынка лизинга в РФ;
Дать общую характеристику деятельности ЗАО «БалтИнвест»;
выявление проблем в деятельности предприятия;
Введение 2
Глава 1. Конкурентная стратегия предприятия 4
1.1. Основные теории конкуренции 4
1.2. Классификация конкурентных стратегий 14
1.3. Алгоритм разработки конкурентной стратегии 20
Глава 2. Характеристика поведения предприятий на российском рынке лизинговых услуг 33
2.1. Особенности деятельности предприятий на российском рынке лизинговых услуг 33
2.2. Структура российского рынка лизинговых услуг 42
2.3. Возможные стратегии предприятий на рынке 52
Глава 3. Разработка конкурентной стратегии компании «БалтИнвест» на российском рынке лизинговых услуг 59
3.1. Общая характеристика компании 59
3.2. Анализ конкурентной позиции и окружения 63
3.3. Выбор конкурентной стратегии на 2009-2012 годы 66
Заключение 78
Список литературы: 80
В настоящее время на рынке лизинговых услуг наблюдаются следующие тенденции:50
– расширение номенклатуры имущества, предоставляемого лизинговыми компаниями, что связано как со снижением минимальной стоимости имущества, предоставляемого в лизинг, так с дифференциацией портфелей лизинговых компаний. Снижение размера минимальной лизинговой сделки объясняется тем, что небольшие сделки требуют на подготовку гораздо меньше времени и привлеченных ресурсов, следовательно, способны обеспечить компании регулярный доход и все возрастающее число клиентов;
– удешевление лизинговых сделок, что связано как со снижением процентных ставок по банковским кредитам, так и с приходом на рынок «дешевого» иностранного капитала;
– увеличение сроков договоров лизинга, что связано с возможностью привлечения лизинговыми компаниями «длинных» денег;
– снижение размеров авансовых платежей, что характерно в основном для крупных лизинговых сделок. Для среднего и малого бизнеса, размер авансовых платежей остается по-прежнему на уровне в среднем 25-30 %;
– расширение спектра дополнительных услуг, оказываемых лизинговыми компаниями, в особенности при лизинге автомобильного транспорта.
Можно отметить и тот факт, что на рынке лизинговых услуг действуют компании, предоставляющие в лизинг широкий спектр видов имущества, так и компании, специализирующиеся на каком-то одном виде имущества, например автотранспорт, авиатехника, сельскохозяйственная техника. Зачастую, в случаях, когда лизинговая компания специализируется на каком-то одном или нескольких видах имущества, она может предложить более выгодные условия лизинговых сделок вследствие получения весомых скидок от поставщиков в результате сложившихся долгосрочных отношений.
Лизинговые компании, полностью или частично созданные с участием иностранного капитала, предлагают в основном более выгодные условия лизинговых сделок из-за возможностей привлечения «дешевых» денег нерезидентов. Таким компаниям легче привлечь зарубежное финансирование - и от международных финансовых агентств, например от ЕБРР, и от поставщиков оборудования, и от других инвесторов. Есть ряд лизинговых компаний (в основном это дочерние компании производителей автомобилей), предлагающие удорожание предмета лизинга от 0 % в год.
Поставщики оборудования, понимая, что лизинг является эффективным механизмом продаж, начинают все более активно обеспечивать и финансировать лизинговые сделки. Особенно это касается иностранных поставщиков, которые в целях стимулирования сбыта своей продукции, предлагают оборудование лизингодателям на все более и более выгодных условиях. Лизинговая компания, имеющая стабильные отношения с поставщиком, получает значительные преимущества - это и предоставление коммерческого кредита, и обязательства обратного выкупа поставленного объекта или его продажи на вторичном рынке, скидки, сервисное обслуживание и т. д.
Тем не менее, несмотря на определенные трудности и проблемы, а также снижение темпов роста, в физическом выражении объем российского лизингового рынка в последнее время стабильно растет. В качестве основных тенденций развития отечественного рынка лизинговых услуг на ближайшую перспективу специалисты рейтингового агентства «Эксперт-РА» называют следующие51:
1. Наиболее динамичное формирование рынка лизинга ликвидного имущества. Лизинг менее ликвидных активов характеризуется более низкими темпами роста и в значительной степени зависит от государственной поддержки.
4. Постепенное увеличение сроков лизинговых сделок.
Реализация указанных
Стоит также отметить, что не все
прогнозируемые тенденции развития
лизинга можно считать
Так же нельзя считать положительным повсеместное укрепление и специализацию лизинговых компаний. Да, действительно, это будет способствовать снижению рисков, однако укрупнение и отказ от универсализации не является общемировой тенденцией. Для примера можно рассмотреть банковскую систему, в которой прекрасно уживаются универсальные банки (банки-супермаркеты) с разветвленной филиальной сетью, региональные банки, мелкие городские банки, банки потребительского кредита, сельскохозяйственные банки, ссудо-сберегательные кассы и т.д. По всей видимости, состав учреждений, занимающихся предоставлением лизинговых услуг, будет варьироваться в зависимости от потребностей конкретного лизингового рынка.
Дальнейшее развитие в России лизинга как эффективного инструмента финансирования капитальных вложений в условиях нехватки финансовых ресурсов требует, по всей видимости, выполнение следующих основных задач:
1. Обеспечение законодательной возможности лизинговой компании в досудебном порядке вернуть свою собственность за неуплату или неправильное использование лизингового имущества лизингополучателем.
Нерешенность многих перечисленных выше проблем, неустойчивая экономическая ситуация в стране и перманентные инфляционные процессы, затрудняющие предоставление долгосрочных кредитов, препятствуют более значительному участию банковского капитала в лизинговом бизнесе.
В этих условиях выбранная коммерческими банками схема косвенного участия в лизинговом бизнесе через кредитование дочерних или подотчетных им лизинговых компаний выглядит наиболее адекватной. Данная схема минимизирует расходы банка и риски банковской деятельности.
ЗАО ФК "Балтинвест", универсальная лизинговая компания, основана в 1996 году в Санкт-Петербурге. За время работы на рынке лизинговых услуг компания зарекомендовала себя как надежный стратегический партнер и вошла в число ведущих лизинговых компаний России. Более чем за 11 лет работы лизинговая компания ЗАО ФК "Балтинвест" сумела установить партнерские отношения с различными предприятиями большинства отраслей экономики.
Сегодня ЗАО ФК "Балтинвест" предлагает своим партнерам работу по следующим направлениям:
Лизинг транспорта: лизинг автотранспорта,
легковых и грузовых автомобилей, пассажирских
автобусов различной
Лизинг специальной техники: лизинг
грузовой, дорожной и строительной
техники, спецтехники для
Лизинг недвижимости: лизинг коммерческой и производственной недвижимости, складских и административных зданий, первичный и вторичный рынок.
Лизинг оборудования: лизинг полиграфического оборудования, компьютеров и офисного оборудования, производственных комплексов, нефте- и газодобывающего, транспортирующего и перерабатывающего оборудования, оборудования для пищевой и сельскохозяйственной промышленности, лизинг торгового оборудования для ресторанного бизнеса, деревообрабатывающего, строительного, телекоммуникационного оборудования и т.д.
Лизинговая компания ЗАО ФК "Балтинвест" активно работает с регионами на всей территории России. Клиентами компании являются крупные и средние компании добывающей, строительной, машиностроительной, нефтеперерабатывающей, энергетической отраслей. Также ЗАО ФК "Балтинвест" уделяет большое внимание работе с малым бизнесом, создавая гибкие условия финансирования, отвечающие потребностям развивающихся компаний.
Учитывая масштабы современного строительства,
модернизации и развития предприятий,
компания ЗАО ФК "Балтинвест" предлагает
ряд специальных программ лизинга,
которые позволяют
Партнерские отношения с ведущими поставщиками автотранспорта и спецтехники позволяют нам предоставлять своим клиентам скидки и специальные предложения по приобретению имущества в лизинг.
ЗАО ФК "Балтинвест" активно участвует в жизни лизингового сообщества, в т.ч. является одним из учредителей Северо-Западной Лизинговой Ассоциации.
История ЗАО ФК "Балтинвест" и
репутация стабильного и
За 5 лет насыщенной и плодотворной работы коллективу «БалтИнвест» удалось добиться значительных результатов:
Наряду с максимально
Рис. 3.1. Структура клиентской базы ЗАО «БалтИнвест»
Применение скоринговой оценки
позволяет максимально
Для отдельных сегментов рынка
разрабатываются специальные
До 95% лизингополучателей обращается в лизинговую компанию по совету поставщиков техники и лишь 5% по рекламному продвижению компании.
«БалтИнвест» демонстрирует высокие темпы роста портфеля договоров. За 2007 год прирост количества заключенных договоров лизинга составил свыше 30% по отношению к 2010 г. и свыше 280% по отношению к 2009 г.
За последние 3 года было заключено более 1450 договоров (из них - 720 только в 2007г.).
Объем проинвестированных средств за 2007 г. cоставил более 50 млн. долл.
Общий объем проинвестированных средств компанией с начала ее деятельности - более 110 млн. долл.
Количество переданной за эти годы в пользование лизингополучателям техники составляет свыше 3000 единиц легкового автотранспорта, грузовой, строительной и специализированной техники.
Объемы бизнеса Компании постоянно увеличиваются, что говорит о доверии клиентов к ЗАО «БалтИнвест» и высокой оценке качества предоставляемых услуг. Свидетельство этому - большое количество повторных обращений клиентов.
С момента начала работы компания
выстраивает прочные
К концу 2007 г. компания подошла с чёткой позицией узкой специализации на сегменте лизинга автотранспорта с целевым сегментом - малый и средний бизнес и ориентации на поставщиков техники.
Компания ставит перед собой следующие задачи на 2012 г.:
Доля рынка к 2012 году – не менее 5%
Вхождение в ТОП-5 автолизинговых компаний России
Объем проинвестированных средств в 2012 г. – 10 млрд. 750 млн. руб. (рост в 8 раз за 5 лет)
Валовый Доход – 1 млрд. 730 млн. руб.
Региональная сеть - 36 филиалов
ЛИЗИНГ+Fleet Managment +Аренда
Численность персонала - 390 человек
Бизнес-процессы на уровне мировых стандартов
Для достижения поставленных целей принято решение провести ребрендинг компании, с цель построения сильного конкурентного бренда и повышение нематериальной стоимости компании.
В настоящее время рейтинги лизинговых компаний составляют и публикуют несколько авторитетных организаций: рейтинговое Агентство «Эксперт РА», журнал «Финанс» и российская ассоциация лизинговых компаний «Рослизинг».