Разработка программы информационно-консультационной службы «Сельский житель» в Кабанском районе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 14:32, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью данной курсовой работы является:
-раскрыть сущность информационно – консультационного обеспечения агропромышленного комплекса;
-предложить программу по формированию интегрированной, эффективно функционирующей государственной системы информационно - консультационного обеспечения агропромышленного комплекса, позволяющей на основе достижений отечественной и мировой науки и развития техники, использования современных информационных технологий:
Основной целью курсовой работы является разработка программы по формированию интегрированной, эффективно функционирующей государственной системы информационно - консультационного обеспечения агропромышленного комплекса Республики Бурятия, позволяющей на основе достижений отечественной и мировой науки и развития техники, использования современных информационных технологий.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие информационно-консультационной службы и ее значение в развитии сельского хозяйства……………………………………………………………5
Понятие и разработка программы ИКС…………………………………………….5
Характеристика моделей и методов работы ИКС…………………………………17
Глава 2. Социально-экономическое состояние Кабанского района…………..25
2.1 Современное состояние развития сельского хозяйства республики Бурятия и Кабанского района……………………………………………………………………….25
2.2 Деятельность ГУ ИМЦ РБ и Кабанского района………………………………….31
Глава 3. Разработка программы «Сельский житель»………………………...…35
3.1 Цели и задачи программы…………………………………………………………..35
3.2 Ожидаемый эффект от реализации программы ИКС……………………………..36
Выводы и предложения…………………………………………………………………39
Список использованной литературы……………………

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_po_Upravleniyu_IKS_4.docx

— 87.53 Кб (Скачать файл)

Следующим этапом работы является составление перечня мероприятий программы (то есть описание организационных форм и сроков деятельности по реализации задач программы), включающий в себя:

- составление в хронологическом порядке списка всех событий, необходимых для завершения проекта;

- подготовка схемы, в которой события расположены в хронологическом порядке (Два или более события могут начаться или закончиться одновременно, и различные мероприятия могут происходить одновременно);

- определение необходимого времени для выполнения каждого мероприятия после окончания предшествующего мероприятия;

- определение общего требуемого времени по каждой последовательности или пути мероприятий в сети. (Путь, имеющий наибольшее время является критическим путем, который представляет самую раннюю дату завершения программы).

Необходимо также иметь в виду, что может понадобится проведение отдельной программы обучения самих сотрудников информационно-консультационной службы, чтобы они смогли выполнять задачи по реализации программы на должном уровне. В этом случае необходимо оценить, достаточно ли времени у сотрудников информационно-консультационной службы (как, впрочем, и у всех участников программы), чтобы подготовиться к выполнению своих задач? Кроме того, необходимо будет определить, достаточно ли имеющихся средств и людских ресурсов, чтобы провести соответствующую подготовку.

В литературе, посвященной информационно-консультационной службе, постоянно подчеркивается, что организационная структура программы (как, впрочем, и структура всей информационно-консультационной службы) должна предполагать, что сельские товаропроизводители являются активными участниками разработки программ и обладают реальной властью влиять на принимаемые решения, а также доводить свое мнение непосредственно ее разработчикам - только тогда можно будет рассчитывать на успех.

Еще одним важным этапом разработки программы информационно-консультационной службы является разработка задач, форм и методов мониторинга реализации программы. Это подразумевает, в первую очередь, разработку (установление) каких-либо стандартов (норм, показателей), позволяющих с помощью сопоставления фактически достигнутого уровня с уставленными показателями, однозначно оценить ход реализации каждого компонента программы.

Естественно, это важно, в первую очередь, для закрепления достигнутого успеха, а также для корректировки допущенных ошибок или упущений. Значит, и здесь необходимо определить, достаточно ли запланированных средств и людских ресурсов, чтобы провести соответствующую корректировку программы?

Наконец, последним этапом составления и реализации программы является окончательная оценка программы, позволяющая определить, насколько достигнуты сформулированные цели и каким образом они достигнуты. Информация об этом может использоваться как для продолжения (расширения) данной программы, так и для разработки стратегии и тактики действий сотрудников информационно-консультационной службы в постпрограммный период, включая разработку новой программы информационно-консультационной службы, направленной на решение других проблем сельских товаропроизводителей.

 

    1. Характеристика моделей и методов работы ИКС

Можно выделить следующие модели организации ИКС:

1. Государственные службы  в форме самостоятельных учреждений, предприятий. Они функционируют  по схеме: центральный офис и  центры районного (местного) уровня. Работа служб в форме государственных  учреждений регламентируется ограничениями, связанными с соответствующим  законодательством, определяющим их  цели, задачи, методы работы, порядок  взаимодействия с другими государственными  институтами, что часто не позволяет  в полной мере реализовать  основные принципы консультационной  деятельности.  
Таблица 1 - Характеристика самостоятельных государственных служб

 
Преимущества

 
Недостатки

- является юридически  самостоятельным лицом; 
- предоставление широкого спектра консультационных услуг; 
- возможность коммерческой деятельности в полном объеме и в любых направлениях, не запрещенных законом; 
- выделенный штат сотрудников, которые занимаются только консультационной деятельностью.

- высокая зависимость  от органов управления, поскольку  основным и почти единственным  источником финансирования их  деятельности является государственный  бюджет; 
- напрямую подчинены и подотчетны федеральным, региональным и местным государственным органам управления; 
- могут возникнуть проблемы с налогообложением в связи с коммерческим характером деятельности предприятия; 
- есть  ограничения в использовании спонсорских средств, грантов.


 

2. Службы в составе  региональных (местных) органов управления  и администрации. Она характеризуется  практически теми же признаками, что и учреждения (предприятия), за  исключением некоторых важных  особенностей. 
Таблица 2 - Характеристика служб – структурных подразделений отраслевых органов управления

 
Преимущества

 
Недостатки

- служба может оказывать  влияние на формирование политики  государства в аграрном и социальном  секторах экономики; 
- служба обладает реальными знаниями о проблемах и перспективах развития региона, так как работает как часть государственных органов управления.

- абсолютная зависимость  от руководства органов управления, что ослабляет возможности службы  по реализации своих функций, а также снижает качество консультирования  и уровень доверия со стороны  клиентов; 
- лимитированный набор предоставляемых консультационных услуг, предпочтение отдается крупным клиентам; 
Полнота, объективность и научность информации могут ограничиваться интересами органа управления.


 

 

В данной модели главная причина неполного соблюдения принципов заключается в том, что консультант такой службы одновременно является чиновником и должен параллельно выполнять две функции, часто противоречащие друг другу. При этом, функция консультанта является вторичной по отношению к функции административного работника и подчинена ей. Это существенно снижает мотивацию работника как консультанта и, следовательно, качество предоставляемых услуг.

3. Университетская модель  получила свое название от  того, что во многих странах  мира ИКС зарождалась в системе  высшего образования, как правило, на базе крупных региональных  многопрофильных или аграрных  университетов. И хотя такая форма  организации службы впервые появилась  в Великобритании, свое название  она взяла из американской  практики, где нашла наиболее  широкое распространение и развитие.

В целом университетская модель ИКС строит свою деятельность на базе государственных образовательных учреждений при тесном взаимодействии с различными научно-исследовательскими организациями и государственными структурами власти и управления. Она имеет следующие особенности:

Таблица 3 - Характеристика университетской модели ИКС

 
Преимущества

 
Недостатки

- возможность использования  мощной материально-технической  и учебно-методической базы учебных  заведений; 
- опыт и высокая квалификация профессорско-преподавательского и научного персонала факультетов, кафедр и лабораторий различного профиля; 
- возможность охватить широкий спектр вопросов консультирования, а также максимально интегрировать прикладные научные исследования, обучение и консультирование; 
- авторитет аграрных вузов и тесные связи с подготовленными ими специалистами-выпускниками; 
- доверие СТП к консультантам, преподавателям и специалистам служб, напрямую не связанных с административным аппаратом, значительно выше, чем к чиновникам.

- финансирование службы осуществляется за счет бюджетных средств.


 

 

Университетская модель имеет относительно более высокую степень независимости и самостоятельности по сравнению с двумя предыдущими. Однако служба может оказаться в зависимости от администрации университета при решении финансовых вопросов. Также необходимо отметить, что специфика организации российского аграрного образования снижает преимущество вузов как базы для создания ИКС.

4. Кооперативные службы  в ряде случаев (наиболее ярким  примером является консультационная  служба Дании DAAS) доказали свои явные преимущества, которые вытекают из формы собственности.

Таблица 4 - Характеристика кооперативных служб 

 
Преимущества

 
Недостатки

- служба формируется и  управляется непосредственными  пользователями, что гарантирует  большую степень мотивации в  обеспечении высокого качества  предоставляемых услуг; 
- сотрудники службы максимально ориентируются на проблемы клиентов и служат именно их интересам; 
- служба предлагает консультации практически по всем видам деятельности сельскохозяйственных предприятий.

- существует опасность  лоббирования своих интересов  основными пайщиками, имеющими влияние  на принятие решений по тематике  и направленности консультационной  деятельности.


 

 

5. Частные консультационные  службы - широко распространенная  в мире модель организации  ИКС. Однако ни в одной стране  формирование службы не начиналось  с организации частных ИКС. Исторический  опыт показывает, что главной  причиной возникновения консультационных  служб практически во всех  странах был кризис сельского  хозяйства, когда отрасль не способна  самостоятельно без государственной  поддержки перейти на эффективный  путь развития. И лишь после  того, как государственная информационно-консультационная  служба делает свой вклад в  стабилизацию экономического положения  отрасли (а на это, как правило, уходит не одно десятилетие), появляются  предпосылки и необходимость  постепенного перехода к возмещению  затрат на консультационные услуги  и, возможно, формированию частных  консультационных служб.

Таблица 5 - Характеристика частных консультационных служб

 
Преимущество

 
Недостатки

 
- считается, что советы частных  консультантов более практичны, чем полученные от государственных  служащих. Консультации, предоставляемые  на платной основе, усиливают  направленность службы на проблемы  пользователей и повышают эффективность  взаимоотношений между консультантом  и клиентом; 
 
- полнота, объективность и научность информации обеспечивается на достаточно высоком уровне, что вызвано конкуренцией на рынке консультационных услуг; 
 
- обратная связь хорошо развита в силу взаимной заинтересованности клиента и службы.

 
- деятельность службы существенно ограничивается клиентами и теми видами услуг, которые приносят финансовые выгоды; 
 
- нередко используется практика, когда частные консультанты не только получают свою плату за услуги, но и комиссионные от продажи продукции, которую они рекомендовали, что создает угрозу их объективности; 
 
- существует вероятность, что взимание платы за услуги снижает доступность сельскохозяйственных консультационных услуг для СТП с низкими доходами и их хон рискованного земледелия.


 

 

Проведенный обзор позволяет сделать вывод о широком многообразии организационных форм консультационных служб. В каждой стране развитие данных организаций осуществлялось в разное время и по схемам, наиболее приемлемым для аграрной политики государства.

Информация о работе Разработка программы информационно-консультационной службы «Сельский житель» в Кабанском районе