Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 11:09, курсовая работа
Распределительные отношения имеют огромное значение для развития общественного хозяйства, прежде всего потому, что люди, вступающие в производственный процесс, вкладывающие в него свой труд или капитал, надеются получить определенные доходы. Поэто¬му распределительные отношения лежат в основе создания системы стимулов для участия в производственном процессе, и от них во мно¬гом зависит уровень его развития.
Введение ………………………………………………………………………. 3
1. Сущность, критерии распределения и структура доходов……………5
2. Неравномерность распределения доходов…………………………….. 14
3. Особенности распределения доходов в России……………………….. 20
Заключение……………………………………………………………………32
Список использованной литературы………………………………………34
Форма кривой Лоренца характеризует
степень неравномерности
Доля семей» расположена на оси абсцисс, а «доля дохода» – на оси ординат. Теоретическая возможность абсолютно равного распределения дохода представлена биссектрисой, она указывается на то, что любой данный процент семей получает соответствующий процент дохода. Это значит, что если 20% всех семей получают 20% от всего дохода, 40% - 40%, а 60% - 60% и т.д., то соответствующие точки будут расположены на биссектрисе.
Рис. 4 Вид кривой Лоренца. 10
Итак, кривая Лоренца
демонстрирует фактическое
Если бы корпус лука был прямым, прикреплен к тетиве только с одной стороны и свисал вертикально вниз, то это соответствовало бы ситуации абсолютного неравенства в распределении доходов. Так выглядела бы кривая Лоренца в стране, где 1% богатейших семей получал бы 100% всех доходов. В этом случае кривая Лоренца совпадает с осями системы координат, образуя прямой угол с вершиной в точке f на графике. Треугольник, образуемый диагональю и осями координат, характеризирует эту крайнюю степень неравенства.
Реально общество всегда живет в области между абсолютным равенством и абсолютным неравенством. По кривой Лоренца хорошо видно, к чему ближе фактическое распределение доходов – к абсолютному равенству или неравенству.
Таким образом, неравенство доходов – это та цена, которую обществу приходится платить за ускорение роста общего уровня благосостояния всех граждан страны. Но необходимость такой «платы» никогда не вызывает у людей радости. Напротив. Чем выше различия в уровнях жизни между богатыми и бедными, тем сильнее недовольство последних. Экономисты давно установили, что различие в доходах становится опасным для социального мира в стране, если оно:
Итак, важным условием социального мира в любой стране является предотвращение чрезмерной разницы в доходах наиболее богатых и самых бедных граждан. Для смягчения чрезмерной дифференциации доходов необходимо вмешательство государства. Оно осуществляется с помощью прогрессивного налогообложения доходов и систем социальной поддержки. Механизм регулирования дифференциации доходов создан в развитых странах мира для разрешения противоречия между неравной одаренностью людей и размерами собственности, с одной стороны, и необходимостью обеспечить всем людям хотя бы минимально достойный образ жизни – с другой.
3. Особенности
распределения доходов в
В Российской Федерации возникла необходимость формирования целенаправленной и результативной политики индивидуальных доходов. Дореформенный период в России характеризовался жестким государственным контролем, а также административными мерами воздействия на уровень доходов граждан. В процессе перехода к рыночной экономической системе произошло резкое падение жизненного уровня и образование глубокого расслоения общества на богатых и бедных. Образовались два уровня жизни со своими доходами и денежными единицами, два потребительских рынка, различающихся ценами и наборами потребительских благ. Представители «двух России» плохо понимают друг друга. И это тем опаснее, что в «страну богатых и очень богатых (включая «олигархов»), а также высокообеспеченных» входит политическая элита. На противоположном полюсе — «страна бедняков (включая «маргиналов»)», доходы которых не достигают прожиточного минимума. Различия в уровнях жизни «двух России», по экспертным оценкам, достигают 100 раз»11
Существующие же правовые
и экономические механизмы в
сфере регулирования доходов
не только не решают задачу борьбы с
неравенством и бедностью, а напротив,
воспроизводят последние в
По данным Госкомстата России, сегодня преобладающая часть населения — около 35% — граждане с низкими доходами (ниже прожиточного минимума); доходы еще 30% незначительно превышают прожиточный минимум и только 20% россиян можно отнести к «среднему классу» (к коему принято причислять достаточно обеспеченных и социально защищенных граждан). Согласно оценкам специалистов по социально-экономической стратификации, в нашей стране:
а) около 50 млн. человек (т.е. треть населения) находятся в крайне тяжелом положении, не имея возможности обеспечить себе даже полноценное питание;
б) происходит рост бедности как по удельному весу, так и по категориям населения (помимо инвалидов, многодетных и неполных семей, а также безработных в данную группу все в большей мере включаются многочисленные категории работающих граждан);
в) доля «среднего класса» неоправданно низка, что снижает потенциал реформ;
г) на долю 20% наиболее обеспеченных граждан приходится более 50% денежных доходов, а на долю 20% наименее обеспеченных — всего 6%12.
Исходная задача национального
масштаба в России — повышение
в течение ближайших полутора—
Средняя начисленная заработная плата центрального
федерального округа в феврале 2004 года.14
Рублей |
В % к | ||
февралю 2003г. |
январю 2004г. | ||
Российская Федерация |
6140,8 |
129,1 |
103,3 |
Центральный федеральный округ |
6493,1 |
128,2 |
100,5 |
Белгородская область |
4621,2 |
127,9 |
100,2 |
Брянская область |
3729,9 |
132,1 |
103,5 |
Владимирская область |
4469,0 |
129,7 |
102,0 |
Воронежская область |
4043,7 |
135,9 |
104,0 |
Ивановская область |
3707,4 |
134,6 |
102,2 |
Калужская область |
4996,2 |
129,6 |
103,5 |
Костромская область |
4241,4 |
128,5 |
100,1 |
Курская область |
3894,8 |
131,1 |
101,6 |
Липецкая область |
4950,3 |
131,3 |
99,0 |
Московская область |
6662,9 |
130,6 |
101,1 |
Орловская область |
3732,7 |
125,4 |
94,9 |
Рязанская область |
4360,6 |
127,5 |
98,3 |
Смоленская область |
4485,0 |
123,7 |
100,5 |
Тамбовская область |
3589,1 |
130,1 |
101,2 |
Тверская область |
4717,8 |
131,0 |
100,6 |
Тульская область |
4595,7 |
125,2 |
100,2 |
Ярославская область |
5649,5 |
136,1 |
102,2 |
г.Москва |
9473,2 |
124,8 |
99,6 |
Таблица 3.
Для более подробного и наглядного анализа средней начисленной заработной платы РФ необходимо ознакомиться с картографическими данными (см. рис. 5).
Рис. 5. Средняя начисленная заработная плата в феврале 2004 года. 15
Среднемесячная номинальная заработная плата исчисляется делением фонда начисленной заработной платы работников на среднесписочную численность работников и на количество месяцев в периоде.
В фонд заработной платы включаются начисленные суммы в денежной и неденежной формах за отработанное и неотработанное время, доплаты и надбавки, премии и единовременные поощрения, компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, а также оплата питания и проживания, имеющая систематический характер.
Реальная заработная
плата характеризует объем
Основными составляющими
доходов населения можно
По соотношению
различных компонентов в
Состав денежных доходов населения Российской Федерации в 1999 году (в процентах к итогу) 16.
1 квартал |
2 квартал |
3 квартал |
4 квартал | |
Денежные доходы |
100 |
100 |
100 |
100 |
* доходы от предпринимательской деятельности |
13,1 |
12,4 |
13,5 |
12,2 |
* оплата труда |
65,0 |
65,6 |
64,4 |
66,4 |
* социальные трансферты |
14,8 |
13,8 |
13,5 |
12,6 |
* доходы от собственности |
6,4 |
7,2 |
7,8 |
7,8 |
* другие доходы |
0,7 |
1,0 |
0,8 |
1,0 |
Таблица 4
Данные, приведенные в таблице 4. показывают некоторую долю дохода от предпринимательской деятельности и невысокий удельный вес заработной платы в структуре доходов. В этой связи является очевидным осуществление в Российской Федерации перехода к рыночной экономической системе. Достаточно также отметить, что важную роль в трудовой мотивации играют пропорции, в которых соотносятся доли оплаты труда и социальных трансфертов. Следствие роста доли оплаты труда состоит в расширении инициативности и предприимчивости. Обратная ситуация (высокий удельный вес социальных выплат) предопределяет развитие тенденции к снижению стимулов к трудовой деятельности и свидетельствует о государственном патернализме в сфере распределения и формирования доходов. В Российской Федерации, по данным таблицы 4, доля социальных трансфертов (12,6%) мала даже по сравнению с небольшой долей оплаты труда (66,4%). Поэтому нет оснований для доказательства дестимулирующего эффекта социальных трансфертных платежей в России.
В Российской Федерации имеет смысл создание условий, способствующих дальнейшему повышению доходов от предпринимательской деятельности, адекватных рыночной экономической системе. По причине несущественного удельного веса социальных выплат, требуется активизация системы трансфертных платежей. Немаловажно государственное воздействие на возросшие доходы от собственности, которые составляют основу социальной дифференциации по уровню доходов.
Статья 7 главы 1 Конституции РФ, принятой в 1993 году гласит: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Значит, государство возлагает на себя ответственность социально-справедливого распределения доходов населения, что предполагает большое разнообразие методов регулирования.
В целом, государственное
руководство в области
В настоящее время в Российской Федерации приоритетными стратегическими целями перераспределения доходов выступают: