Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 19:10, курсовая работа
Распределение национального дохода – главный вопрос при формировании модели социальной политики любой страны. Это связано с тем, что распределительные механизмы определяют уровень и качество жизни населения, наполняют реальным содержанием социальные взаимоотношения в обществе. Я изложила сущность, критерии распределения, структуру доходов, а так же рассмотрела особенности распределения доходов в России.
Введение……………………………………………………………………….3
Основная часть:
1.Понятие и виды доходов…………………………………………………..4
2.Распределение доходов: сущность, критерии…………………………..8
2.1. Неравномерность распределения доходов………………………….8
2.2.Проблема справедливого распределения доходов в современной России и пути его решения……………………………………………………12
3. Понятие и сущность социальной справедливости…………………..17
3.1.Уровень доходов в России. Статистика……………………….....17
3.2.Критерии социальной справедливости в рыночной экономике..20
3.3.Способы достижения социальной справедливости……………..23
Заключение…………………………………………………………………...29
Список используемых источников………………………………………...30
2
2
3. 2. Критерии социальной справедливости в рыночной экономике
Понятие справедливости относится не только к оценке поведения человека, но и содержит в себе требования к состоянию общества, к характеру общественных отношений и оценку этого состояния и социальных явлений под определенным углом зрения. Наличие социально-правового аспекта дает возможность определить ее роль моральной силы, регулирующей действия людей. Ее объективная ценность должна быть раскрыта через анализ непосредственной связи понимания справедливости с экономическим, правовым положением личности в социуме.
Основы социальной справедливости в их современном понимании нашли отражение во Всеобщей декларации прав человека, прав ребенка и т.д., а также в законах многих стран. В РФ права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией страны.
Российское государство исходит из равенства всех перед законом и судом, обеспечивает широкий спектр социальных гарантий, включая защиту от безработицы, свободный выбор рода деятельности и профессии, вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации, доступность образования, культуры, медицинского обслуживания и жилья, поддержку пожилых граждан и инвалидов, материнства и детства.
Выделяют два аспекта категории справедливости, которые помогают уточнить ее – это социально-правовой и нравственный, подразумевая теоретическое и практическое значение. Рассматривая понятие справедливость, оценивают не только деятельность и поведение личности, но и учитывают требования общества, его требования и состояния, так как она регулирует деятельность отдельных людей. Объективно ее оценивать можно только во взаимодействие с экономическими, политическими, правовыми и общественными положениями в обществе. Для осуществления справедливости надо искоренить голод и нищету, безработицу, социальные болезни, социального и национального гнета и неравенства.
Сюда же относятся гарантия личных прав гражданина (неприкосновенность личности, жилья, тайна переписки, телефонных переговоров и т.д.). Однако эти требования раскрывают не все принципы справедливости. Несправедливость морально разлагает людей, снижает их ответственность перед обществом. Социальная справедливость в общественном сознании понимается как «справедливое общество», для которого характерно:
1. Проведение в жизнь принципов оплаты по труду, ликвидация, как уравниловки, так и привилегий в доступе к источникам потребления;
2. Равноправие, осуществление демократических прав и свобод, правовое государство.
3. Равномерное и справедливое распределение доходов населения России.
Социальная справедливость является главным фактором единства и стабильности нашего общества, поэтому она должна своевременно реагировать на происходящее в обществе изменения, выработать новые, гибкие принципы социальной политики. Политический процесс выражает идеи справедливости и предполагает примирение конфликтов, притязаний, требований, ограничивает действия личностей и общества до уровня взаимной совместимости. Различают три вида справедливости таких политических процессов: чистую совершенную (при использовании разделяемого критерия, независимого, для обеспечения приемлемого решения) и несовершенную (где не возможно использовать разделяемый критерий) процедуры.
Таким образом, обеспечиваются движение политического процесса и, если в этом возникает необходимость, его корректировка, реформирование с учетом двух обязательных требований. С одной стороны, должны быть целиком признаны и защищены равные основополагающие политические свободы с их подлинной ценностью. Это необходимо для того, чтобы все участники процесса в равной степени обладали возможностями значимого политического участия, как это диктуется его первым интересом высшего порядка. С другой стороны, политический процесс должен заслуживать доверия, поскольку результатом его станут законодательство и политика, носящая справедливый характер.
Задача государства и общества состоит в том, чтобы справедливость в регулирование общественных отношений повышалась. Действовать по справедливости – значит действовать правомерно, соответственно всеобщим и равным требованиям права.
Социальная справедливость – это залог устойчивости общественной структуры, а достижении справедливости - важнейший смысл общественного прогресса. Выражая объективную оценку общественных отношений, является критерием оценки таких показателей как цель, средство, результат. Цель справедлива, если соответствует реальным потребностям, государства, общества, индивида. Социальная политика, выражая в нашем демократическом обществе человеческие интересы, должна учитывать все категории населения. Справедливая социальная политика является основой общественного согласия и солидарности общества. Социальная справедливость – это равные шансы всех начинающих жизнь в доступе к образованию, работе, культуре, здравоохранению и жилью. Это равное право на социальное обеспечение в старости и гарантия экономической поддержки тем, кто не по своей вине не имеет возможности трудиться. Это одинаково уважительное отношение ко всем людям, независимо от их социального происхождения, материального достатка, национальности, вероисповедания и убеждений. Идея и условия достижения справедливости должны превратиться в одну из основ дальнейшего развития человеческого общества. Ценность этой идеи в том, что она содержит позитивные элементы.
Итак, без справедливости нет, и не может быть никакого стабильного мира или безопасности, никакого социального развития, никакой свободы личности, человеческого достоинства или приемлемого качества жизни.
3.3. Способы достижения социальной справедливости
Для достижения социальной справедливости требуется принятие Социального кодекса Российской Федерации – базового законодательного акта, закрепляющего основы правового регулирования отношений, направленных на реализацию социальных прав граждан (социальных отношений). Это придаст импульс к реформированию всей социальной сферы. В настоящий момент Социальный кодекс РФ находится на рассмотрении в Государственной думе.
Социальный кодекс РФ предполагает создание единой государственной системы социального обеспечения в качестве главной задачи, а также:
1) закрепление социальных прав граждан в различных сферах;
2) кодификацию, действующего законодательства о социальном обеспечении;
3) устранение противоречий (коллизий) между различными законодательными актами в сфере социального обеспечения;
4) обеспечение взаимосвязи с актами иных отраслей законодательства (гражданским, трудовым, бюджетным и др.);
5) перевод максимально возможного числа норм права социального обеспечения из подзаконных в законодательные акты;
6) отказ от бланкетных норм и устранение декларативности в регулировании отношений по социальному обеспечению;
7) упорядочение существующих видов социального обеспечения без установления новых видов социального обеспечения (в целях избежания увеличения расходов на его финансирование из бюджетов всех уровней) - статус-кво в отношении всех ныне действующих социальных льгот в сфере социального обеспечения;
8) трансформацию действующих социальных льгот в сфере социального обеспечения в денежные выплаты (пенсии, пособия, компенсации, субсидии, ссуды) и социальное обслуживание (социальные услуги и натуральную помощь);
9) установление социального обеспечения на законодательном уровне;
10) закрепление финансирования социального обеспечения за тем уровнем бюджетной системы, на котором было принято решение об его установлении;
11) установление финансирования профессиональных льгот и гарантий работникам и служащим за счет средств работодателей и средств органов государственной власти и органов местного самоуправления, выделяемых на их содержание из соответствующих бюджетов;
12) достижение максимальной прозрачности в предоставлении социального обеспечения;
13) наполнение социального законодательства новыми содержательными нормами, необходимость которых назрела в правоприменительной практике.
В основу проекта Социального кодекса Российской Федерации положены принципы всеобщности, доступности, приоритетности, добровольности и равенства социальных прав граждан, а также гарантированности, многообразия, дифференцированности видов и размеров социального обеспечения.
Социальное обеспечение - это денежные средства, иное имущество и социальные услуги, предоставляемые (оказываемые) определенным категориям граждан за счет средств бюджетов всех уровней в случае наступления событий, признаваемых законодательством о социальном обеспечении социально значимыми, с целью выравнивания социального положения граждан. Социальное обеспечение предоставляется:
1) путем осуществления денежных выплат (пенсий, пособий, компенсаций, субсидий, ссуд);
2) путем оказания социального обслуживания (социальных услуг и натуральной помощи топливом, продуктами питания, одеждой, обувью, медикаментами, иным имуществом).
Система денежных выплат включает в себя:
1) пенсии - денежные средства, предоставляемые ежемесячно, на безвозмездной и безвозвратной основах, в целях возмещения гражданам заработной платы или иного дохода, утраченного ими в связи с наступлением определенного события и являющиеся постоянным и основным источником к существованию;
2) пособия - денежные средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основах, в целях возмещения гражданам заработной платы или иного утраченного ими дохода, оказания дополнительной материальной помощи и являющиеся дополнением к иному постоянному и основному источнику к существованию;
3) компенсации - денежные средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основах в целях полного возмещения оплаты, предоставляемых гражданам материальных благ или оказываемых услуг, а также в тех случаях, когда компенсацию невозможно получить в полном объеме от правонарушителя или из других источников;
4) субсидии - денежные средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основах в целях оплаты предоставляемых гражданам материальных благ или оказываемых услуг на условиях долевого финансирования;
5) ссуды - денежные средства, предоставляемые на безвозмездной и возвратной основах в целях оплаты предоставляемых гражданам материальных благ или оказываемых услуг.
Проект Социального кодекса Российской Федерации устанавливает перечень категорий граждан, имеющих право на социальное обеспечение. К ним относятся:
1) нетрудоспособные граждане;
2) граждане, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, установленного на момент предоставления социального обеспечения (малоимущие граждане);
3) безработные граждане;
4) члены многодетных, неполных, молодых семей;
5) дети, оставшиеся без попечения родителей;
6) беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до 1,5 лет;
7) Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы;
8) Герои Социалистического труда и полные кавалеры ордена Трудовой славы;
9) Почетные доноры России;
10) граждане, имеющие выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией;
11) граждане, пострадавшие вследствие радиационных или техногенных катастроф;
12) граждане, пострадавшие от политических репрессий;
13) граждане, пострадавшие в результате террористических акций;
14) несовершеннолетние узники фашистских лагерей;
15) ветераны;
16) вынужденные переселенцы и беженцы;
17) военнослужащие при их увольнении;
18) государственные и муниципальные служащие при их увольнении;
19) дезадаптированные граждане;
20) иные категории граждан, предусмотренные законодательством о социальном обеспечении.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации социальное обеспечение находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. [1] Это означает, что отношения по социальному обеспечению подлежат урегулированию не только федеральными законами, но и законами субъектов Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно устанавливают социальное обеспечение, финансируемое из бюджетов субъектов Российской Федерации и территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществляют иные полномочия, закрепленные проектом Социального кодекса Российской Федерации, а также регулируют отношения по социальному обеспечению, непосредственно не урегулированные федеральными законами. Представительные органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают социальное обеспечение, финансируемое из местных бюджетов и муниципальных внебюджетных фондов Ныне действующий Бюджетный кодекс Российской Федерации не предусматривает создание муниципальных внебюджетных фондов, что, по мнению разработчиков проекта Социального кодекса Российской Федерации, необоснованно ограничивает право органов местного самоуправления на управление муниципальной собственностью. Вместе с тем, следует отметить, что Федеральный закон от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" допускает возможность создания муниципальных внебюджетных фондов, осуществляют иные полномочия в соответствии с их компетенцией.
Информация о работе Распределение доходов и социальная справедливость в условиях рыночной экономики