Распределение доходов на примере РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 14:31, курсовая работа

Краткое описание

Рынки факторов производства являются особым видом рынков в системе рыночной экономики. В отличие от рынков готовых товаров и услуг, где фирмы являются продавцами, а потребители товаров и услуг - покупателями, на рынках факторов производства фирмы являются покупателями рабочей силы, природных ресурсов, земли, капитала в его различных формах: денежного, производительного, ссудного или фиктивного капитала (капитала, представленного в форме ценных бумаг).
Условия, которые формируют спрос, предложение, равновесную цену на рынках факторов производства, во многом зависят от вида конкуренции, доминирующей на том или ином рынке. В данной работе также рассматривается конкурентный рынок факторов производства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Рынки факторов производства……………………...............................5
Понятие факторов производства…………………………………………....5
Сущность рынков факторов производства…………………………...........10
Глава 2. Распределение доходов на примере РФ………………………...........18
2.1 Особенности распределения доходов в России……………………...........18
2.2 Социальная справедливость в распределении доходов в России…..........22
Заключение………………………………………………………………………27
Список литературы……………………………………………………………...28

Вложенные файлы: 1 файл

факторы производства.doc

— 262.00 Кб (Скачать файл)

При введении в производства замещающих ресурсов фирмы получают эффект двух видов. Первый - эффект замещения - связан с тем, что замена одного ресурса другим изменяет цену и спрос (скажем, замещение труда капиталом ведет к падению спроса на труд и увеличению спроса на капитал). Второй - эффект объема производства - выражается в увеличении издержек на капитал, вызывающем падение объема производства противоположны по направленности. Поэтому на практике спрос на замещающий ресурс зависит от соотношения этих двух эффектов: если эффект замещения больше эффекта объема производства, спрос на замещающий ресурс возрастает, и наоборот. Если в производство вводится дополнительный ресурс, изменение его в цене влияет на изменение спроса на основной ресурс в противоположном направлении.

Таким образом, производный спрос  на ресурсы возрастает, если увеличивается  спрос на продукт, повышается производительность труда в выпуске готовой продукции, падает или поднимается цена замещающих ресурсов, снижается цена на дополнительные ресурсы.

Понимание особенностей спроса на ресурсы  позволяет определить и специфику  его эластичности.

Характеристика эластичности спроса на ресурсы раскрывается через его  производный характер. Чувствительность спроса, его реакцию на изменение  цены ресурсов определяют три фактора. Первый - эластичность спроса на готовую  продукцию: чем она выше, тем более эластичным будет и спрос на ресурсы. Когда повышение цены на товар вызывает значительное падение спроса на него, потребность в ресурсах уменьшается. В случае, когда, напротив, спрос на изготовляемую с помощью данных ресурсов продукцию неэластичен, неэластичен и спрос на ресурсы. Второй фактор - замещаемость ресурсов. Эластичность спроса на них высока, если при повышении цены существует возможность их замены другими ресурсами (например, бензина - дизельным топливом) или внедрения более совершенной технологии (благодаря которой, к примеру, уменьшается потребность в бензине). Третий фактор, определяющий эластичность спроса на ресурсы, - их доля в общих издержках. Эластичность спроса зависит от удельного веса данных ресурсов в общих издержках производства готовой продукции. Если такой удельный вес велик, а цена на ресурсы растет, это приводит к падению спроса на данные ресурсы. Чем больше доля ресурсов в общих издержках производства, тем выше эластичность спроса. [3,c.115]

Хотя ресурсы ограничены, но на какой-то данный момент их общее  предложение - величина вполне определенная (например, в таком-то году рабочая  сила составила столько-то миллионов  человек, посевные площади - столько-то тысяч гектар, добыто столько-то миллионов тонн нефти и т.д.) Следовательно, величина ресурсов не строго фиксирована; больше того, величина ресурсов может изменяться и очень часто реально изменяется под воздействием тех или иных усилий людей. Так, элементы физического капитала можно произвести (оборудование, станки) и построить (здания); изменяя продолжительность рабочего дня и величину заработной платы, можно влиять на предложение труда. Даже отличающееся от других факторов производства фиксированное природой предложение земли тоже может быть увеличено посредством, например, мелиоративных работ. Однако недостаточно продуманные агротехнические мероприятия могут способствовать разрушению плодородия земли и тем самым уменьшать ее пахотные площади.

Раскрыв особенности  спроса на ресурсы и их предложения, рассмотрим особенности действия закона спроса и предложения на рынках ресурсов.

Действие закона спроса и предложения для ресурсов, как  и для других товаров, зависит  прежде всего от условий рынка. В  основе предложения ресурсов лежат  предельные издержки, а спроса на ресурсы - предельный денежный продукт.

Рынки ресурсов играют важную роль в экономическом кругообороте. Через взаимодействие спроса и предложения они регулируют распределение имеющихся у общества ограниченных ресурсов между отдельными потребителями. На рынках ресурсов формируются издержки производства, которые определяются ценами на ресурсы. Кроме этого, на рынках ресурсов формируются доходы домашних хозяйств, которые проставляют факторы производства на рынки ресурсов, продают их предприятиям, а в обмен получают свои доходы.

В рыночной экономике  основные факторы производства –  это земля, труд и капитал. Спрос  на ресурсы предъявляют фирмы  для производства товаров, которые  потом будут проданы. Предложения исходят главным образом от агентов, владеющих землей, трудом или капиталом, то есть от домашних хозяйств. Когда фирма обеспечивает себя соответствующим фактором производства, она несет издержки, но надеется, что ее производство возрастет и ее выручка также увеличится с увеличением производства продукции. Для фирмы-производителя большое значение имеют цены на ресурсы, так как именно от них будет зависеть уровень издержек производства.

Чтобы получить максимум прибыли, фирмы должны производить  наиболее выгодную продукцию при наиболее эффективном сочетании ресурсов. В конечном итоге именно цены на ресурсы определяют то количество земли, труда, капитала, предпринимательских способностей, которые будут использованы в производственном процессе. Различная "ценность" ресурсов прямо влияет на распределение национального дохода между социальными группами, обладающими разными ресурсами.

Следует отметить, что  спрос на ресурсы носит производный  характер. Он расширяется или сокращается  в зависимости от того, растет или  падает спрос на готовую продукцию, производимую с помощью данных ресурсов. Это значит, что фирмы покупают ресурсы не для собственного потребления, а для использования их в производстве товаров и услуг с целью последующей продажи.

  Практически задача  выбора наилучшего сочетания  факторов производства решается путём сравнения:

  1. рыночной цены факторов производства;
  2. предельного, дополнительного продукта, который производиться с помощью дополнительной единицы этого фактора производства.

  Итак, на конкурентных  рынках цены факторов производства  формируются под влиянием как спроса, так и предложения. Предложение факторов производства – это то их количество, которое может быть представлено на рынках по существующим на данный момент ценам. На рынках факторов производства спрос порождает предложение так же, как и на рынках обычных потребительских благ. Однако рынки факторов производства имеют существенные особенности. Здесь предложение во многом зависит от специфики каждого конкретного фактора производства как экономического блага для осуществления производственной деятельности с целью получения дохода. 

Таким образом, в целом  же особенности предложения обусловлены  редкостью, ограниченностью экономических  ресурсов и, прежде всего таких, как  земля, труд, природные ископаемые ресурсы  сырья и продукты их переработки. Ограниченность, редкость первичных экономических ресурсов и производных от них факторов производства относительна. Они редки и ограничены по сравнению с потребностью производства в них для выпуска необходимых в каждый данный момент конечных благ.

Если бы ресурсы не были ограничены, они были бы бесплатными, как воздух, а разнообразные потребности людей были бы раз и навсегда полностью удовлетворены, отпала бы потребность в рынках каких-либо товаров, не нужна была бы экономика, и никто бы не задумывался о ее надобности.. На основании этих и сопряженных с ними показателей выявляется динамика, составляются прогнозы, меняется структура производства, а иногда и экономики в целом. Это означает, что предложение факторов производства испытывает на себе действие закона редкости, ограниченности ресурсов. В этом заключается важнейшая особенность всех рынков, и в частности рынка предложения любого фактора производства. На рынках обнаруживается, что предложение каждого конкретного фактора производства имеет различную эластичность. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Распределение  доходов

    1. Особенности распределения доходов в России

В Российской Федерации  возникла необходимость формирования целенаправленной и результативной политики индивидуальных доходов. Дореформенный период в России характеризовался жестким государственным контролем, а также административными мерами воздействия на уровень доходов граждан. В процессе перехода к рыночной

экономической системе произошло резкое падение  жизненного уровня и образование глубокого расслоения общества на богатых и бедных. Образовались два  уровня жизни со своими доходами и денежными единицами, два потребительских рынка, различающихся ценами и наборами потребительских благ. Представители «двух России» плохо понимают друг друга. И это тем опаснее, что в «страну богатых и очень богатых (включая «олигархов»), а также высокообеспеченных» входит политическая элита. На противоположном полюсе — «страна бедняков (включая «маргиналов»)», доходы которых не достигают прожиточного минимума. Различия в уровнях жизни «двух России», по экспертным оценкам, достигают 100 раз». [6, c.17]

Существующие  же правовые и экономические механизмы  в сфере регулирования доходов  не только не решают задачу борьбы с  неравенством и бедностью, а напротив, воспроизводят последние в расширенном масштабе. Так, правовая норма относительно установления минимальной заработной платы даже в новом Трудовом кодексе РФ реально не увязана с прожиточным минимумом трудоспособного населения, а применение вышеупомянутого единого (плоского) налога на личные доходы, по сути представляет собой мультипликатор неравенства, который действует по принципу «сепаратора» центробежного распределения доходов по «фракциям»: доходы бедных уменьшаются, а доходы богатых увеличиваются. Оригинальность действия этого «сепаратора» состоит в том, что доля населения со средними доходами уменьшается: за ее счет возрастает доля бедных. По данным Госкомстата России, сегодня преобладающая часть населения — около 35% — граждане с низкими доходами (ниже прожиточного минимума); доходы еще 30% незначительно превышают прожиточный минимум и только 20% россиян можно отнести к «среднему классу». Согласно оценкам специалистов по социально-экономической стратификации, в нашей стране:

     а) около 50 млн. человек (т.е. треть населения) находятся в крайне тяжелом положении, не имея возможности обеспечить себе даже полноценное питание;

     б) происходит рост бедности, как по удельному весу, так и по категориям

населения (помимо инвалидов, многодетных и неполных семей, а также безработных в данную группу все в большей мере включаются многочисленные категории работающих граждан);

     в) доля «среднего класса» неоправданно низка, что снижает потенциал реформ;

     г) на долю 20% наиболее обеспеченных граждан приходится более 50%

денежных доходов, а на долю 20% наименее обеспеченных — всего 6%[7, c.40].

Исходная задача национального  масштаба в России — повышение  в течение ближайших полутора—двух  лет минимальной заработной платы  до прожиточного минимума. Это связано с тем, что минимальная заработная плата в России даже после ее существенного повышения с 1 мая 2002 г. вчетверо меньше прожиточного минимума работающего и составляет около 10% средней заработной платы по стране (для сравнения: по данным МОТ, минимальная заработная плата в большинстве стран мира составляет 40—60% средней заработной платы и в несколько раз превышает физиологический прожиточный минимум). Такое положение «раскручивает спираль бедности»: работники, заработная плата которых ниже, приближается или даже несколько выше прожиточного минимума (а это — около 60% трудоспособного населения России), не имеют шансов заработать пенсию, превышающую прожиточный минимум пенсионера, т.е. неминуемо сталкиваются с перспективой бедной старости. Понятно, что данная ситуация дестабилизирует пенсионную систему, перекладывает на нее принципиально неразрешимые ее собственными силами проблемы и затрудняет ее реформирование, необходимость которого крайне остра[8].

            Средняя начисленная заработная плата Cибирского федерального округа в  2011 году [9]

Субъекты  РФ

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в 1 квартале 2011, рублей

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в декабре 2011 года

Российская  федерация

21353,9

30856,0

Сибирский федеральный округ

18964,2

 

Республика  Алтай

14148,9

15477,5

Республика  Бурятия

18099,2                         

20473,6

Республика  Тыва

16681,9

18467,0

Республика  Хакасия

18671,8

21154,7

Алтайский край

12307,0

14312,2

Забайкальский край 

18675,2

21596,0

Красноярский  край

23455,6

25576,3

Иркутская область

20752,5

22563,3

Кемеровская область

18655,2

21111,9

Новосибирская область

18568,1

20809,4

Омская  область

17071,2

19319,3

Томская область

21845,5

24130,1


Таблица 1

 

Среднемесячная номинальная заработная плата исчисляется делением фонда начисленной заработной платы работников на среднесписочную численность работников и на количество месяцев в периоде. В фонд заработной платы включаются начисленные суммы в денежной и неденежной формах за отработанное и неотработанное время, доплаты и надбавки, премии и единовременные поощрения, компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, а также оплата питания и проживания, имеющая систематический характер.

Реальная заработная плата характеризует объем товаров и услуг, которые можно приобрести на заработную плату в текущем периоде, исходя из цен базисного периода. Индекс реальной заработной платы исчисляется путем деления индекса номинальной заработной платы на индекс потребительских цен за один и тот же временной период.

Информация о работе Распределение доходов на примере РФ