Расчет показателей дохода, прибыли и рентабельности организации (предприятия)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 14:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью выполнения данной курсовой работы является закрепление и углубление теоретических знаний по одной из важнейших тем дисциплины «Экономика предприятия» - «Доходы, прибыль и рентабельность», а также привитие практических навыков выполнения расчета и анализа экономических показателей.

Содержание

Введение……………………………………………………………………. 3
Глава 1. Расчет показателей дохода, прибыли и рентабельности организации (предприятия)………………………………………………… 4
1.1. Расчет показателей дохода……………………………………. 4
1.2. Расчет показателей прибыли………………………………….. 12
1.3. Расчет показателей рентабельности…………………………… 18
Глава 2. Анализ показатель дохода, прибыли и рентабельности………... 23
2.1.Анализ показателей дохода и прибыли………………………... 25
2.2.Анализ показателей рентабельности…………………………... 29
Заключение………………………………………………………………….. 33
Список использованной литературы……………………………………… 34

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 431.50 Кб (Скачать файл)

          Чтобы  вычислить экономическую рентабельность  нужно определить НРЭИ. Расчет НРЭИ производится по формуле: НРЭИ = Vт – (1.2∑Qвi х Zмi + Fг + ∑Qвi х Zс.нi + Fа.г), где Vт – годовой объем товарной продукции, Vт = ∑ Pфi х Qвi, где Pфi- цена фирмы; 1.2 – коэффициент, учитывающий долю материальных затрат в косвенных расходах организации; Qвi – годовой объем выпуска i –го изделия (п.1 задания на курсовую работу); Zмi – сырье, материалы, покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты на единицу i го изделия (п.6.1 задания на курсовую работу); Fг – годовой фонд заработной платы персонала (расчет в параграфе 1.1); Zс.нi – отчисления на социальные нужды по i-у изделию (п.6.7 задания на курсовую работу); Fа.г -годовая сумма амортизационных отчислений (п.6 исходных данных по организации задания на курсовую работу).

    НРЭИ 2003 = 3940.68 х 1750 + 3029.66 х 2000 + 5550.85 х 1000 – (1.2 х (1750 х 1591 + 2000 х 1227 + 1000 х 2200) + 2497000 + 1750 х 139 + 2000 х 112 + 1000 х 168 + 1600000) =6896190 + 6059320 + 5550850 –(1.2 х (2784250 + 2454000 + 2200000) + 2497000 + 243250 + 224000 + 168000 + 1600000) = 18506360 – 8925900 – 2497000 -2235250 = 4848210 р.

   НРЭИ 2004 = 3990.11 х 1700 + 3107.34 х 1900 + 5790.96 х 900 – (1.2 х (1700 х 1671 + 1900 х 1240 + 900 х 2280) + 2359000 + 1700 х 139 + 1900 х 112 + 900 х 168 + 1560000) =6783187 + 5903946 + 5211864 –(1.2 х (2840700 + 2356000 + 2052000) + 2359000 + 236300 + 212800 + 151200 +  1560000) = 17898997 – 8698440 – 2359000 -2160300 = 4681257 р.

       Расчет показателей рентабельности показан в таблице 15.                                        

                                                                                                                                      Таблица 15 

                                               Расчет показателей рентабельности, %

Наименование показателя

                 2003 г.                              

                     2004 г.

1. Рентабельность активов

                  7.71

                     7.57

2.Экономическая рентабе-льность

   

                 24.24

 

                    23.88

3.Рентабельность произ-

водственных фондов

 

                  8.57

           

                     8.52

4.Рентабельность основных

средств

 

                 15.43

 

                    14.83

5.Рентабельность собственных средств

 

                 17.14 

 

                    16.30

6.Рентабельность реализации

 

                   8.74

 

                      8.69

7.Рентабельность текущих

затрат

 

                   9.75

 

                      9.67

8.Устойчивый рост органи-

зации

 

                  16.11

 

                     15.32


 

 

1.Рентабельность активов:  Rа 2003 = (1543 / 20000) х 100 = 7.71 %

                                            Rа 2004 = (1483 / 19600) х 100 = 7.57 %

2.Экономическая рентабельность: Rэ 2003 = (4848210 / 20000000) х 100 = 24.24 %

                                                        Rэ 2004 = (4681257 / 19600000) х 100 = 23.88 %

3.Рентабельность производственных фондов:

     Rпр.ф.2003 = (1543 / (10000 + 8000)) х 100 = 8.57 %

     Rпр.ф.2004 = (1483 / (10000 + 7400)) х 100 = 8.52 %

4.Рентабельность основных средств: Rо.ф.2003 = (1543 / 10000) х 100 = 15.43 %

                                                                Rо.ф.2004 = (1483 / 10000) х 100 = 14.83 %

5.Рентабельность собственных средств: R с.с.2003 = (1543 / 9000) х 100 = 17.14 %

                                                                      R с.с.2004 = (1483 / 9100) х 100 = 16.3 %

6.Рентабельность реализации: Rр.2003 = (1543 / 17649) х 100 = 8.74 %

                                                    Rр.2004 = (1483 / 17066) х 100 = 8.69 %

7.Рентабельность текущих затрат: Rт.з 2003 = (1543 / 15819) х 100 = 9.75 %

                                                           Rт.з 2004 = (1483 / 15335) х 100 = 9.67 %

8.Устойчивый рост организации:  Iу.р 2003 = (1450 / 9000) х 100 = 16.11 %

                                                          Iу.р 2003 = (1394 / 9100) х 100 = 15.32 %

       

    Проведенные в главе расчеты позволяют сделать следующие выводы:

       1.Показатели дохода в 2004 году отличаются от 2003 года. Чистая выручка от реализации продукции, валовой, маржинальный доходы в 2004 году уменьшились по сравнению с 2003 годом, но прочий доход увеличился в 2004 году по сравнению с 2003 годом.

       2.В 2004 году в отличие от 2003 года наблюдается уменьшение показателей как экономической, так и бухгалтерской прибыли.

       3.Все показатели рентабельности в 2004 году уменьшились по сравнению с 2003 годом.

 

 

 

 

 

 

            Глава 2. Анализ показателей дохода, прибыли и рентабельности.

        Анализ в  буквальном смысле означает познавательную  процедуру мысленного, а также  часто и реального расчленения объекта или явления на части. Процедурой, обратной анализу, является синтез, с которым анализ часто сочетается в практической или познавательной деятельности. В зависимости от характера исследуемого объекта, сложности его структуры, уровня абстракции используемых в процессе познания подходов и практических способов их реализации анализ выступает в различных формах, являясь часто синонимом исследования вообще как в естественных, так и общественных науках.

             Экономический анализ, как одна из разновидностей анализа вообще, представляет собой систематизированную совокупность аналитических процедур, имеющих целью получение заключений, выводов и рекомендаций экономического характера в отношении некоторого объекта. Экономический анализ принято  делить на макроэкономический, объектом исследования которого является национальная экономическая система,  и микроэкономический, объектом исследования которого является экономика отдельной организации (предприятия). Экономический анализ на уровне отдельной организации (предприятия) принято делить на технико-экономический, критерии и показатели в котором не обязательно оцениваются в стоимостной форме, и анализ финансово-хозяйственной деятельности, использующий стоимостные оценки.

             Анализ финансово-хозяйственной деятельности подразделяется на финансовый и внутрифирменный анализ. Финансовый или внешний финансовый анализ проводится с позиций внешних пользователей, не имеющих доступа к внутрифирменной информации, и выполняется на основе официальной бухгалтерской (финансовой) отчетности. Внутрифирменный анализ проводится с позиции лиц, имеющих доступ к любым информационным ресурсам, циркулирующим внутри организации (предприятия).

              В данной курсовой работе проводится  внутрифирменный анализ. Внутрифирменный анализ – это совокупность аналитических процедур, имеющих целью оптимизацию системы управления данной организации (предприятия). К особенностям внутрифирменного анализа относятся:

ориентация на оптимизацию внутрипроизводственной деятельности;

базирование на оперативные и учетные  данные, имеющие ограниченный доступ лиц;

обеспечение принятия управленческих решений;

принципиальная невозможность  безусловной унификации решений;

достаточно высокая степень  гибкости информационного обеспечения и счетных процедур в соответствии с запросами линейных и функциональных руководителей;

сочетание критериев в натуральных  и стоимостных измерителях;

определенный уровень субъективизма.

            Внутрифирменный анализ выступает  как неотъемлемая часть эффективной системы управления организацией (предприятием). Действительно, с одной стороны, обоснованное управленческое решение всегда базируется на данные некоторых аналитических процедур; с другой стороны, анализ выполняется лишь для того, чтобы потом принять какое-то управленческое решение.

             В процессе анализа в курсовой  работе следует использовать  дескриптивные и нормативные  модели. Дескриптивные модели предполагают  построение аналитических таблиц, расчет аналитических коэффициентов,  проведение горизонтального  и вертикального анализа. В данной курсовой работе  осуществляется построение практически одинаковых аналитических таблиц, расчет ограниченного количества аналитических показателей и проведение горизонтального анализа.

             Построение аналитических таблиц является одним из приемов анализа. Грамотное построение аналитических таблиц является составной частью общей культуры оформления отчетной документации и, кроме того, в процессе подготовки и оформления материала в табличной форме нередко более выпукло проявляются некоторые закономерности и характеристики в отношении описываемого субъекта, процесса или явления. Аналитическая таблица – это форма наиболее рационального, наглядного и систематизированного изложения исходных данных, простейших алгоритмов  их обработки и полученных результатов. Горизонтальный анализ позволяет выявить тенденции изменения отдельных показателей за определенный период времени. В основе этого анализа лежит исчисление темпов роста показателей.

             Нормативные модели позволяют сравнивать фактические результаты с ожидаемыми, рассчитанными по бюджету. В данной курсовой работе бюджетные данные отсутствуют и сравнение производится фактических данных за два года.

             В курсовой работе большое  внимание уделяется факторному анализу. Фактор-это причина, движущая сила какого-либо процесса или явления, определяющая его характер или одну из основных черт. Смысл любых аналитических процедур заключается в выявлении факторов. Главной целью факторного анализа является выявление тех факторов, которые обеспечивают достижение желаемых результатов на основе управления ими.

       Целью анализа показателей дохода, прибыли и рентабельности является:

1. выявление характера изменения показателя(увеличение или уменьшение; ухудшение или улучшение );

2. расчет абсолютного отклонения показателя;

3. расчет относительного роста или снижения показателя;

4. определение факторов, влияющих на величину показателя;

5. разработка мер по улучшению показателя.

     В данной главе проводится анализ по результатам расчетов выполненных в первой главе и поэтому осуществляется только горизонтальный анализ, позволяющий выявить характер изменения показателей за два года.

2.1.Анализ показателей  дохода и прибыли.

           Для  проведения анализа дохода составляется аналитическая таблица 16.

           Исходные  данные для заполнения таблицы  16 берутся из таблиц 5, 8 и 9. Абсолютное  отклонение показателя определяется  как разница данных графы 3 и графы 2 с соответствующим  знаком по каждой строке таблицы 16. Относительный рост или снижение показателя определяются в процентах по каждой строке таблицы как

отношение данных графы 4 с соответствующим  знаком к данным графы 2.

    Таблица 16

Анализ показателей дохода

Наименование показателя

Величина показателя тыс.р.

Абсолютное изменение показателя тыс.р.

Относительный рост + или снижение – показателя, %

2003

2004

1

2

3

4

5

1.Чистая выручка от реализации  продукции, тыс.р.

 

17649

 

17066

17066 – 17649 =

- 583

(- 583 / 17649) х 100=

- 3.30

2.Валовой доход, тыс.р.

 

4327

 

4090

4090 – 4327 = - 237

(- 237 / 4327) х 100 = - 5.48

3.Маржинальный доход, тыс.р.

 

6394

 

6219

6219 – 6394 = - 178

(- 178 / 6394) х 100 = - 2.78

4.Прочий доход, тыс.р.

 

670

 

710

710 – 670 = + 40

(+ 40 / 670) х 100 =

+ 5.97


 

      При выделении факторов необходимо выделить факторы по уровням. К факторам первого уровня относятся показатели, входящие в расчетную формулу соответствующего дохода. Например, маржинальный доход рассчитывается по формуле: Dм = Vр.ч - ∑Qi Zперi, где Zперi – переменные расходы на единицу i-го изделия. Следовательно, факторами первого уровня являются: чистая выручка от реализации продукции, количество проданных i-х изделий и переменные расходы на единицу i-го изделия. Факторами второго уровня (в курсовой работе следует на этом уровне остановиться) будут рассматриваться те исходные данные, которые используются для расчета факторов первого уровня. В данном случае к ним относятся: цена фирмы по каждому изделию, а также статьи калькуляции, входящие в состав переменных расходов: сырье, материалы, покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, заработная плата производственных рабочих, отчисления на социальные нужды и расходы на содержание и эксплуатацию оборудования. Состав факторов по показателям различен, но некоторые факторы могут повторяться.

                                 Проведенные в таблице расчеты показывают:

1.По показателям дохода: чистая выручка от реализации продукции, валовой доход и маржинальный доход,  наблюдается их снижение в 2004 году по сравнению с 2003 годом; по показателю дохода: прочий доход, наблюдается рост в 2004 году по сравнению с 2003 годом.

2.Абсолютное изменение составило  соответственно по чистой выручке от реализации продукции: - 583 тыс.р., по валовому доходу: - 237 тыс.р., по маржинальному доходу: - 178 тыс.р., по прочему доходу: + 40 тыс.р..

3.Относительное изменение показателей  дохода показывает, что наибольшее снижение наблюдается по показателю валовой доход: - 5.48 %.

   Рост наблюдается только по прочему доходу: + 5.97 %.

   Относительное изменение чистой выручке от реализации продукции и маржинального дохода составляют соответственно: - 3.30 % и - 2.78 %.

4.На изменение чистой выручки  от реализации, т.е. на ее  уменьшение в 2004 году по сравнению с 2003 годом, оказал влияние тот факт, что при увеличении цены фирмы по всем трем изделиям в 2004 году по сравнению с 2003 годом был уменьшен годовой объем продаж по каждому виду изделия в 2004 году.

5.На изменение валового дохода,  т.е. на его уменьшение в 2004 году по сравнению с 2003 годом, оказал влияние факт уменьшения чистой выручки от реализации продукции в 2004 году по сравнению с 2003 годом, вызванный уменьшением объема продаж изделий, при этом уменьшение годового фонда оплаты труда персонала в 2004 году не повлияло на увеличение валового  дохода.

6.На изменение маржинального  дохода,  т.е. на его уменьшение в 2004 году по сравнению с 2003 годом, оказал влияние тот факт, что в 2004 году уменьшилась чистая прибыль от реализации продукции.

Информация о работе Расчет показателей дохода, прибыли и рентабельности организации (предприятия)