Расчет эффективности экономической деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 18:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы заключается в конструктивном расчете эффективности предприятия общественного питания.
В связи с поставленной целью, сформировались основные задачи:
провести анализ теории понятий продукции и товарооборота на предприятия общественного питания с экономической точки зрения;
проанализировать ассортимент и показатели формирующие продуктовую номенклатуру кафе;
провести комплексный анализ товарооборота в зависимости от факторов влияния.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая (восстановлен).doc

— 142.00 Кб (Скачать файл)

 

Особенности общественного  питания обуславливают и специфические  черты услуг в данной сфере. Проведенный  анализ позволил констатировать, что  услугам предприятий общественного  питания присущи как общие  для всех видов услуг, так и специфические свойства (рисунок 2).

 

Рисунок 2 – свойства услуг предприятий общественного питания

1.3 Методика оценки эффективности предприятий общественного питания

 

Проведенный научный  анализ методических подходов к оценке эффективности предприятий общественного питания отечественных экономистов показал, что в настоящее время отсутствует единая комплексная методика оценки эффективности предприятий, как в экономическом, так и в социальном аспектах. Это приводит к тому, что каждое предприятие общественного питания проводит оценку эффективности своей деятельности субъективно, а отсутствие единого подхода к оценке эффективности, не позволяет в большинстве случаев дать всестороннюю объективную оценку эффективности. В связи с этим, нами предпринята попытка разработки методики расчета эффективности предприятий общественного питания на основе системного, дифференцированного подхода с учетом социальной значимости предприятий отрасли  в экономике и социальной жизни нашей страны.

Так как специфика предприятий общественного питания состоит в производстве, реализации, организации потребления продукции собственного производства и покупных товаров, организации досуга населения с помощью оказания услуг, то важнейшими критериями экономической эффективности предприятия общественного питания, по нашему мнению, являются: эффективность использования ресурсов, результативность деятельности предприятия, конкурентное положение предприятия.  А социальной эффективности предприятия общественного питания: качество производственной деятельности, качество сервиса, качество обслуживания.

Функционирование любого предприятия осуществляется в условиях сложного взаимодействия целого комплекса  факторов, поэтому важной методологической проблемой становится построение развернутой системы показателей, характеризующих экономическую и социальную эффективность субъекта. Показатели эффективности нами сгруппированы в блоки, позволяющие оценивать экономические и социальные аспекты деятельности предприятия.

На базе рассмотрения каждого блока, как относительно обособленной системы, в работе предложена совокупность аналитических показателей и методика их преобразования в синтетические показатели, позволяющие выявить причинно-следственные связи и степень влияния на эффективность предприятия общественного питания (таблица 1).

Данная  система показателей  обладает  аналитическими возможностями и обеспечивает диагностику текущего состояния предприятия, что служит основой для принятия управленческих решений, направленных на рост эффективности. Для расчета комплексных  коэффициентов экономической и социальной эффективности предприятия общественного питания рекомендуется поэтапный расчет коэффициентов по каждому блоку в отдельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1 – Методика оценки эффективности предприятия общественного питания

Наименование блока

Показатели эффективности  хозяйствующего субъекта

Экономическая эффективность  предприятия

1. Эффективность использования ресурсов (Эр)

1.1 Коэффициент изменения  уровня издержек (I(И))

1.2 Коэффициент изменения  фондоотдачи (I(Ф))

1.3 Коэффициент изменения  оборачиваемости оборотных средств  (I(ОС))

2. Результативность деятельности предприятия общественного питания (Эрп)

2.1 Коэффициент роста  розничного оборота предприятия (I(ООП))

2.2 Коэффициент рентабельности  оборота (I(R))

2.3 Коэффициент рентабельности  валового дохода (I(RВД))

3. Конкурентное положение предприятия (Экп)

3.1 Коэффициент соотношения  уровня рентабельности оборота к среднему по территории (КR)

3.2 Индекс уровня цен (КЦ)

3.3 Доля рынка (КДР)

Социальная эффективность  предприятия

1. Качество производственной деятельности (Экпд)

1.1 Коэффициент удовлетворенности  качеством продукции (I(КП))

1.2 Коэффициент удовлетворенности  широтой ассортимента продукции (I(ША))

1.3 Коэффициент удовлетворенности  обновляемостью ассортимента продукции (I(ОА))

2. Качество сервиса  (Экс)

2.1 Коэффициент удовлетворенности  качеством сервиса (I (КС))

2.2 Коэффициент удовлетворенности  номенклатурой услуг (I(НУ))

2.3 Коэффициент удовлетворенности временем обслуживания (I(ВО))

3. Качество обслуживания (Эко)

3.1 Коэффициент удовлетворенности  атмосферой предприятия (I(АТМ))

3.2 Коэффициент удовлетворенности  режимом работы предприятия (I(РР))

3.3 Коэффициент удовлетворенности  уровнем рекламно-информационной работы (I(РИ))


 

 

 

 

  1. Расчет показателей общественного питания

 

2.1 Расчет комплексного коэффициента экономической эффективности предприятия общественного питания

 

1. Расчет коэффициента по 1 блоку «Эффективность использования ресурсов» на предприятии рассчитывается по формуле 1:

Эр = 0,32 I(И) + 0,28 I(Ф) + 0,40 I(ОС) (1)

2. Расчет коэффициента  по 2 блоку «Результативность деятельности  предприятия» рассчитывается по формуле 2:

 Эрп = 0,32I(ООП) + 0,30I(R)+ 0,38I(RВД) (2)

3. «Конкурентное положение предприятия» расчитывается по формуле 3:

Экп =  0,3КR + 0,55КЦ + 0,15КДР (3)

4. Расчет комплексного  коэффициента экономической эффективности  предприятия общественного питания  (К ээп) рассчитывается по формуле 4:

К ээп = 0,30Эр + 0,35Э рп + 0,35 Экп  (4)

II Расчет комплексного коэффициента социальной эффективности предприятия общественного питания:

1. Расчет коэффициента  по 1 блоку «Качество производственной  деятельности» предприятия рассчитывается по формуле 5:

Экпд= 0,48 I(КП) + 0,32 I(ША)+ 0,20 I(ОА) (5)

2. Расчет коэффициента  по 2 блоку «Качество сервиса» на предприятии общественного питания рассчитывается по формуле 6:

Экс = 0,51 I (КС) + 0,29 I(НУ) + 0,20 I(ВО) (6)

3. Расчет коэффициента  по 3 блоку «Качество обслуживания» на предприятии общественного питания рассчитывается по формуле 7:

Эко = 0,41 I(АТМ) + 0,38 I(РР) + 0,21 I(РИ) (7)

4. Расчет комплексного  коэффициента рассчитывается по формуле 8:

К сэп = 0,42ЭКПД + 0,28 ЭКС + 0,30 ЭКО (8)

    1. Уровни эффективности предприятия

 

Исходя из предлагаемой комплексной оценки эффективности предприятия общественного питания, нами были выделены следующие уровни эффективности предприятия.

Абсолютно эффективное предприятие - это теоретическая модель предприятия, которая на рынке использует максимально продуктивно свой совокупный потенциал, приспосабливая его к окружающей среде 1-0,99.

Высоко эффективное  предприятие – это хозяйствующий  субъект, который наиболее полно реализует свою рыночную политику, занимает на данном рынке лидирующее положение, получает наибольшее признание потребителей, способен развиваться в долгосрочном периоде. Его интегральные показатели экономической и социальной эффективности 0,98 – 0,85.

Эффективное предприятие  – это хозяйствующий субъект, занимающий на данном рынке достаточно устойчивое положение, способный противостоять конкурентным силам в сфере реализации своих интересов и быть востребованным в течение среднесрочного периода (до 5 лет).  Его интегральные показатели экономической и социальной эффективности 0,84 – 0,70.

Низко эффективное предприятие - это хозяйствующий субъект, который не способен активно противостоять конкурентам, не вносит существенные изменения в свою деятельность, низко рентабельное. Угроза вытеснения его с рынка охватывает период от 1 до 3 лет. Его интегральные показатели экономической и социальной эффективности ниже 0,70 – 0,55.

Неэффективное предприятие - не соответствует требованиям рынка, имеет низкую эффективность хозяйственной деятельности, не имеет возможности развиваться, находится в зоне существенного хозяйственного и коммерческого риска. Интегральная оценка конкурентоспособности ниже 0,55.

Следует отметить преимущество представленной методики. Получение  частных и интегральных показателей  по каждому блоку дает возможность  выявить резервы или достижения в сфере важнейших направлений деятельности предприятия общественного питания, а на этой основе подтвердить, скорректировать или коренным образом изменить управление по каждому направлению деятельности.  Данная методика позволяет быстро и объективно получить картину эффективности предприятия общественного питания,  базируется на доступной информации и адекватна уровню  подготовки и квалификации менеджеров.

 

 

    1.  Приоритетные направления развития общественного питания, способствующие повышению эффективности и рыночной активности

хозяйствующих субъектов отрасли

 

Основными задачами повышения  эффективности общественного питания являются: повышение качества услуг предприятий общественного питания; поддержка и расширение сети социально значимых объектов отрасли; формирование оптимальной структуры размещения предприятий на региональном и муниципальном уровне. 

В качестве приоритетных направлений развития сферы общественного питания на современном этапе выделены следующие:

1. Совершенствование  нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность хозяйствующих субъектов: разработка стандартов качества обслуживания, качества произведенной продукции, санитарно-биологических стандартов, внесение изменений в классификацию типов предприятий, оказывающих услуги общественного питания.

2. Выделение в государственных  и региональных программах социально  значимых объектов, требующих поддержки  со стороны федеральных и региональных органов государственного регулирования (предоставление налоговых, арендных льгот, льгот по коммунальным платежам). Необходимо развивать общедоступную сеть предприятий общественного питания, имеющую социально значимый характер и направленную  на слои населения с низким уровнем доходов.

3. Объединение в единую  логистическую систему товарных  потоков на территории крупнейших городов, включающую производственные, оптовые, транспортные предприятия и предприятия питания, в том числе заготовочные предприятия общественного питания сетевых компаний, осуществляющие производство полуфабрикатов.

Использование логистического подхода при формировании стратегии развития общественного питания в регионе предусматривает согласованность товарных, финансовых, и информационных потоков, что будет способствовать повышению экономической и социальной эффективности предприятий отрасли.

4. Предлагается с учетом  улучшения качества жизни населения,  градостроительных, архитектурных, транспортных особенностей городов выделить зоны обслуживания населения, в состав которых войдут различные типы предприятий общественного питания.

Первая зона - центральная часть города и центр деловой активности населения. В ней сосредоточены административные здания, элитные жилые застройки, учебные заведения. Это также исторический центр с высокой концентрацией историко-культурных памятников. В этой зоне необходимо размещать: рестораны, бары, кафе, предназначенные для проведения деловых встреч, переговоров, отдыха; предприятия быстрого обслуживания и общедоступные столовые; предприятия, рассчитанные на молодежную аудиторию (кафе, предприятия быстрого обслуживания, закусочные, студенческие столовые). Такой подход позволяет повысить привлекательность инфраструктуры  города.

Вторая зона - жилые  застройки города (спальные районы). Здесь расположено большое количество учебных, медицинских учреждений. В этих зонах наблюдаются диспропорции в развитии сети общественного питания. Для создания комфортных условий проживания населения в этой зоне  предполагается строительство торгово-развлекательных, спортивных, гостиничных комплексов. В связи с этим здесь необходимо  открывать предприятия общественного питания, предназначенные для организации питания и отдыха населения: рестораны, детские, семейные кафе, молочные и коктейль-бары, предприятия быстрого обслуживания и усилить внимание к развитию сети столовых при учебных, медицинских учреждениях.

Информация о работе Расчет эффективности экономической деятельности предприятия