Региональная промышленная политика и ее приоритеты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2013 в 12:36, контрольная работа

Краткое описание

Обретение Россией суверенитета и своей государственности произошло на фоне тяжелого экономического кризиса, в котором оказалась наша страна в 1990-х годов. Россия выбрала новый путь своего развития: началось построение современного правового демократического государства. Но так как наша страна не имеет такого исторического опыта, то все началось практически с нуля, с постепенной ломкой изжившей себя советской системы, с введением практически новых для страны различных демократических формаций и институтов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………… 3
Глава 1.Региональная промышленная политика, понятие, определение……… 5
1.1Формирование промышленной политики. Цели ,задачи, приоритеты…….. 7
Глава 2. Реализация региональной промышленной политики……………….. 17
Заключение……………………………………………………………………… 20
Список используемой литературы…………………………………………….. 22

Вложенные файлы: 1 файл

регин полтики.doc

— 157.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КАЗАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ  ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ВЫСШАЯ ШКОЛА УПРАВЛЕНИЯ

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Региональная  экономика и управление »

На тему: «Региональная промышленная политика и ее приоритеты».

 

 

                                                                  

                                                  

                                                                

 

 

Выполнила: студентка 2 курса

Группы 3203-2с

Барышева Е.С                                                             Проверила: доцент к.э.н

                                                                  Джумаева Римма Алимжановна                                                                           

                                      

 

 

 

 

КАЗАНЬ 2012

 

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………… 3

Глава 1.Региональная промышленная политика, понятие, определение……… 5

1.1Формирование промышленной политики. Цели ,задачи, приоритеты…….. 7

Глава 2. Реализация региональной промышленной политики……………….. 17

Заключение……………………………………………………………………… 20

Список используемой литературы…………………………………………….. 22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Обретение Россией суверенитета и своей государственности произошло  на фоне тяжелого экономического кризиса, в котором оказалась наша страна в 1990-х годов. Россия выбрала новый  путь своего развития: началось построение современного правового демократического государства. Но так как наша страна не имеет такого исторического опыта, то все началось практически с нуля, с постепенной ломкой изжившей себя советской системы, с введением практически новых для страны различных демократических формаций и институтов.

Одним из таких очень  важных нововведений стали принципы федерализма (которые, правда, были провозглашены  еще на советском этапе истории  страны, в 1918 г., - что отразилось в  названии РСФСР, - но они так и  остались только на бумаге и практического развития не получили). Только после распада СССР федеративные отношения стали основой государственного устройства молодого российского государства. 
Прошедшие 6 лет показали, что федерация – единственно возможная на данном этапе истории форма существования такого огромного и многонационального государства как Россия. Но единство и будущее процветание страны могут быть обеспечены только такой формой отношений между федеральным центром и субъектами федерации, которая учитывает как интересы отдельных регионов, так и всего государства в целом. Именно это и призвана обеспечить региональная политика, которая в современной России приобрела чрезвычайно важное значение, стала ведущей в развитии нашего государства.

Проблема формирования и реализации промышленной политики тесно связана с определением места и роли в экономике органов управления различных уровней иерархии.

Определяющим элементом  региональной промышленной политики является инвестиционная составляющая.  
 Поддержка развития стабильных предприятий должна быть стратегическим направлением реализации региональной промышленной политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Региональная промышленная политика, понятие, определение.

 

Региональная промышленная политика – это комплекс экономических, политических и организационных мер, реализуемых во внутренней и внешней среде региона и предназначенных для повышения эффективности факторов производства, снижения политических и социальных издержек структурной адаптации социально-экономического комплекса региона. Инструменты региональной промышленной политики закреплены в региональных и законодательных актах.

Российская действительность характеризуется общей для всех регионов необходимостью государственного участия в реконструкции крайне изношенного производственного аппарата, структурной адаптации, стабилизации воспроизводственных систем, как в народнохозяйственном, так и в региональном масштабе, поскольку режим рыночной саморегуляции сам по себе не способен обеспечить вывод из кризиса производственной сферы. Общесистемные функции региональной промышленной политики представлены на рис 1.

 

 

 

Рис.1. Общесистемные функции региональной промышленной политики

Региональная промышленная политика призвана ставить ориентиры индустриальным связям и переливу капитала, обеспечивать повышение уровня межрегиональной и международной экономической интеграции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1Формирование  промышленной политики. Цели, задачи, приоритеты.

 

Формирование промышленной политики на федеральном и региональном уровнях является важнейшей составляющей современного этапа реформирования в России. Используя данный инструмент, государство осуществляет управление всей рыночной средой, а также отдельными отраслями и предприятиями с целью повышения их коммерческой и бюджетной эффективности. В целом концепция индустриального развития должна состоять из трех взаимодействующих и взаимозависимых элементов. Первый из них – конкурентная среда с соответствующей институциональной инфраструктурой. Второй – предприятия, преобразованные в рамках процесса реструктуризации и адаптированные к условиям конкурентной среды. Третий – политика, представляющая собой инструмент государственного регулирования. В рамках последней устанавливаются приоритеты развития, а также механизмы и размеры поддержки соответствующих отраслей и предприятий.

Отказ от системы централизованного  планирования и административно-командного управления привел к усилению регионализации в экономике. Причем этот процесс  шел не только на уровне субъекта федерации. Сегодня хозяйственные комплексы складываются и в рамках граничащих и экономически тесно взаимосвязанных регионов, т.е. на уровне федеральных округов.

Проблема формирования и реализации промышленной политики тесно связана с определением места и роли в экономике органов управления различных уровней иерархии. Действительно, хотя рыночный механизм и обеспечивает эффективное использование ресурсов, в ряде ситуаций он обнаруживает свою “недостаточность” с точки зрения достижения максимально возможной эффективности. В этих случаях необходимо вмешательство государства. Оно, как правило, реализуется по следующим направлениям.1

1. Удовлетворение потребностей  в общественных благах, включающих  национальную оборону, общественный  порядок, контроль состояния окружающей среды, образование, здравоохранение и др.

2. Устранение отрицательных  и стимулирование положительных  побочных последствий экономической  деятельности. Негативный результат  должен повлечь за собой дополнительное  налогообложение производителя,  прямое административное вмешательство и т.п. Для побуждения возникновения позитивных эффектов используются налоговые льготы и субсидии.

3. Ликвидация асимметричности  в информационном обслуживании  участников рынка, приводящей  к неэффективному распределению  ресурсов.

4. Обеспечение свободного  внутри- и межотраслевого перелива  капиталов.

В любой народнохозяйственной системе существует свое соотношение  рыночных и нерыночных рычагов в  управлении. Конечно, сложно количественно  охарактеризовать экономическую роль правительства. Например, в США 20% ВВП производится под правительственной эгидой. Здесь имеется в виду и деятельность казенных предприятий, и формируемые государством программы, к реализации которых привлекаются частные фирмы. Помимо этого правительство осуществляет ряд программ социального страхования и социального обеспечения.

В западной литературе, посвященной  государственному регулированию, в  перечень экономических функций  правительства включается:2

обеспечение правовой базы функционирования рыночной системы;

формирование конкурентной среды и защита конкуренции;

перераспределение доходов;

стабилизация экономики, т.е. контроль уровней занятости  и инфляции (обусловливаемых конъюнктурными колебаниями) и необходимые корректирующие воздействия, а также стимулирование экономического роста.

Если идентифицировать названные функции с соответствующими исполняющими их российскими государственными институтами (см. таблицу), то можно  увидеть, что реализация большинства  экономических функций возложена  на федеральные, а не на региональные органы управления. Особо остановлюсь на формировании конкурентной среды и защите конкуренции. Формально данной функцией занимается Министерство по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, однако практически этим вопросом не занимается никто. Наоборот, идет (хотя и непрофессионально) формирование протекционистской политики для своих производителей: на уровне субъектов федерации – региональными органами управления, во внешнеэкономической деятельности – федеральными.

Практически ни одна из вышеперечисленных функций напрямую не относится к промышленной политике. Исключение – обеспечение экономического роста. Однако это скорее ее цель и/или результат.

Рассмотрим и попробуем  оценить различные факторы экономического роста. Он может определяться увеличением общего объема реального ВНП (ЧНП) за некоторый период или его изменением в пересчете на душу населения. Использование того или иного измерителя позволяет, на мой взгляд, разделить приоритеты федеральной и региональной промышленных политик. Первый, безусловно, является характеристикой развития государства, а второй – важнейшим показателем на уровне региона (он прежде всего свидетельствует об успешности промышленной политики как основы функционирования региональной экономики).

 

Экономические функции государства и субъекты их реализации 
 

Наименование функции

Органы, реализующие функцию

Обеспечение правовой базы функционирования рыночной системы

Министерство экономического развития и торговли

Формирование конкурентной среды и защита конкуренции

Министерство по антимонопольной  политике и поддержке новых экономических  структур

Перераспределение доходов

Министерство финансов

Стабилизация экономики, т.е. контроль за уровнем занятости  и инфляции, а также стимулирование экономического роста

Министерство финансов 
Министерство экономического развития и торговли 
Центральный банк России


Для того чтобы механизм реализации промышленной политики был  достаточно действенным, необходимо:

разделить полномочия органов  управления в соответствии с уровнями промышленной политики; выделить объекты, функционирование и развитие которых регламентируется государственными и региональными политиками.

На рис.2 представлена иерархия возможных уровней формирования промышленной политики в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственная

промышленная политика


 

Промышленная политика

федеральных органов


 

Промышленная политика

субъектов федерации


 

Промышленная политика

Муниципальных округов


 

Рис.2 уровни промышленной политики РФ.

Региональная промышленная политика, несомненно, является составной частью государственного аналога, при этом к ней предъявляются специфические требования и ограничения. В частности, она определяется исходя из направлений и темпов социально-экономического развития региона, величины его бюджета, характеристик внутренней конкурентной среды, экологической обстановки, ресурсного потенциала, а также с учетом собственной инвестиционной политики (которая одновременно является и источником формирования и основным направлением региональной промышленной политики).

В общем случае промышленная политика кроме инвестиционной содержит несколько структурных составляющих (экспортно-импортную, налоговую, кредитную  и т.п.), позволяющих целенаправленно  воздействовать на достижение поставленных целей (рис. 2 и 3). Отмечу, что наиболее часто используются налоговые возможности регулирования (в частности, для смягчения цикличных кризисов производства и увеличения устойчивости развития экономики). В максимальной степени потенциал налогов должен быть задействован в инвестиционной сфере посредством косвенного государственного регулирования.

Структурно-инвестиционная политика не является чисто рыночным инструментом и потому должна осуществляться государством как рыночными, так  и административными методами. При  определении направлений инвестирования необходимо учитывать следующие критерии:

обеспечение платежеспособного  спроса (и его роста) на продукцию  инвестируемого производства;

минимизацию капиталоемкости  инвестиционных проектов;

минимально возможные  инвестиционные и производственные циклы проектов; максимально возможную прибыль на вложенный капитал;

максимальную величину технологической цепочки спроса в результате осуществления инвестиционного  проекта.

Естественно, что инвестиции будут наиболее эффективны, если каждое решение в данной области будет отвечать всем критериям без исключения. Предполагается, что это возможно, если соответствующие решения будут приниматься в отношении конкретных предприятий или их групп, но не отраслей и подотраслей. Конечно, соблюдение всех названных условий труднодостижимо, однако в 2001 г. Сложилась ситуация, когда экономика по темпам роста превзошла инвестиционную сферу, что сделало возможным принятие проектов, соответствующих не всем критериям.

Информация о работе Региональная промышленная политика и ее приоритеты