Региональная промышленная политика и ее приоритеты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2013 в 12:36, контрольная работа

Краткое описание

Обретение Россией суверенитета и своей государственности произошло на фоне тяжелого экономического кризиса, в котором оказалась наша страна в 1990-х годов. Россия выбрала новый путь своего развития: началось построение современного правового демократического государства. Но так как наша страна не имеет такого исторического опыта, то все началось практически с нуля, с постепенной ломкой изжившей себя советской системы, с введением практически новых для страны различных демократических формаций и институтов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………… 3
Глава 1.Региональная промышленная политика, понятие, определение……… 5
1.1Формирование промышленной политики. Цели ,задачи, приоритеты…….. 7
Глава 2. Реализация региональной промышленной политики……………….. 17
Заключение……………………………………………………………………… 20
Список используемой литературы…………………………………………….. 22

Вложенные файлы: 1 файл

регин полтики.doc

— 157.50 Кб (Скачать файл)

Практика показывает, что определяющим элементом региональной промышленной политики является инвестиционная составляющая. Она формируется на базе своих аналогов субъектов хозяйствования данного территориального образования, включая государственные организации и учреждения (рис.4). Последние в свою очередь подвержены влиянию внешних факторов, одним из которых является промышленная политика региона.

При разработке инвестиционной политики принято выделять помимо традиционных прямых и портфельных инвестиций также:

нефинансовые (не денежные) – в форме вложения прав, лицензий, ноу-хау, имущества в инвестиционный проект, предприятие, бизнес;

инновационные – осуществляемая с  целью внедрения на предприятии  уже созданных технологических  новшеств.3

Данные виды инвестиций являются важнейшими для реализации промышленной политики в регионе и на хозяйствующем субъекте, однако именно для них система поддержки на различных уровнях недостаточна.

Инвестиционная стратегия  предприятия представляет собой  деятельность по обоснованию и использованию  наиболее эффективных форм вложения капитала, направленных на расширение экономического потенциала. Для ее выполнения разрабатывается программа, состоящая из инвестиционных проектов, сгруппированных по отраслевым, региональным и другим привлекательным для инвестиций признакам.

Можно отметить, что в настоящее время разделение полномочий по объектам между федеральной и региональной политикой в инвестиционно-финансовой сфере крайне сложно и противоречиво. Помощь хозяйствующим субъектам в развитии их производств и продвижении продукции на рынках осуществляется прежде всего за счет проведения региональной протекционистской политики. Можно предположить, что в условиях неэффективного выполнения федеральных законов именно местные власти должны принимать соответствующие экономические решения.

Основой для поддержки  инвестиционной политики тех или  иных хозяйствующих объектов (созданию им благоприятных условий развития и, соответственно, формированию ограничительных  мер для конкурентов) может быть оценка издержек различных предприятий данной отрасли. Выбор данного фактора обосновывается следующим. Предприятие с наименьшими издержками при прочих равных условиях является более эффективным. Под экономической эффективностью будем понимать в соответствии с экономической теорией “получение данного объема продукции при наименьших затратах редких ресурсов, причем как продукция, так и применяемые ресурсы измеряются в стоимостном выражении”.4

Теоретически предполагается, что в конкурентной рыночной системе  обеспечивается оптимальное распределение ресурсов для производства каждого из множества товаров и услуг. Однако этот вывод не учитывает связанных с производством и потреблением товара (услуги) побочных эффектов. Последние возникают, когда в процессе производства часть издержек переходит к третьей стороне (т.е. не потребителям и не производителям данной продукции). Наиболее очевидные эффекты такого рода – экологические проблемы.

Здесь нередко имеет  место следующая цепочка явлений. В ряду хозяйствующих объектов той  или иной направленности появляется предприятие, которое за счет минимизации издержек становится наиболее конкурентоспособным. Однако данные минимальные издержки достигаются в значительной степени за счет порождения побочных экологических эффектов. В этой ситуации для нормализации положения региональные органы управления могут использовать налоговое или административно-законодательное регулирование. Причем на предприятии, с высокой долей вероятности, издержки будут возрастать, что сделает его функционирование менее эффективным, а, следовательно, его конкурентоспособность снизится.

Инструментами региональной промышленной политики могут являться также такие классические способы  поддержки и развития предприятий, как государственный и муниципальный  заказы, трансфертные платежи.

В общем случае региональная промышленная политика должна быть построена индивидуально в зависимости от типа хозяйствующего субъекта (рис. 5).

Предприятия – лидеры рынка вполне самодостаточны и даже расширяют свое влияние. Проблемные предприятия являются зоной интересов Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству, кредиторов, Комитета по управлению государственным имуществом, монополистов, персонала и т.д. В то же время стабильные предприятия остаются как бы в “мертвой зоне”. Однако, по моему мнению, именно поддержка данных предприятий должна быть стратегическим направлением региональной промышленной политики.

 

 

 

 

 

Глава 2. Реализация региональной промышленной политики

 

Реализация региональной промышленной политики предполагает выделение нескольких уровней стимулирования развития промышленного производства:

1. Уровень взаимодействия  предприятий с региональными  органами государственного управления  через стимулирующую бюджетно-налоговую  систему, процентно-ссудную политику  и другие инструменты и формирование на этой основе бюджетных и внебюджетных фондов промышленного развития региона.

2. Уровень регионального  воздействия на производство  посредством формирования и реализации региональных программ промышленного развития и их финансирования из имеющихся бюджетных и внебюджетных фондов.

3. Уровень взаимодействия  предприятий региона с федеральными органами государственного управления посредством координации региональной программы промышленного развития с федеральными приоритетами и внесения на этой основе корректив в систему платежей, преференций и стимулов для промышиккии региона.

Результативность реализации промышленной политики моикк быть оценена по следующим параметрам:

• поступлению достаточных  сумм в бюджеты разных уровней;

• установлению оптимальных пропорций в развитии эконоикки региона;

• активизации промышленного  развития и структурных преобразований, инвестиционной деятельности в реальном секторе экономики региона.

Общая схема реализации региональной промышленной политики показана на рис. 6.

Рис. 6. Схема реализации региональной промышленной поли гики посредством стимулирующего воздействия на производство

Развитие институциональных  и политических основ формирования и реализации региональной промышленной политики предполагает создание институтов, функции которых отвечали бы основным принципам этой политики, соответствовали бы организационному устройству различных ветвей власти на местах и обеспечивали бы их эффективное взаимодействие в указанной выше сфере. Институтами такого рода, обеспечивающими выработку решений по вопросам промышленного развития региона, могли бы стать Региональное агентство промышленного развития и Региональное агентство инвестиционного сотрудничества. Не менее важным направлением региональной промышленной политики является обеспечение партнерства через создание региональных союзов работодателей, способных к эффективному взаимодействию с различными ветвями власти и профсоюзами на местах. Правительство, профсоюзы, законодатели и союзы работодателей являются основными элементами стратегического социального партнерства. Соответствующие подразделения для работы с профсоюзами и законодательной властью уже существуют.  Однако в России почти отсутствуют организации и союзы работодателей, нет законодательных основ для их развития, не созданы соответствующие предпосылки в системе распределения полномочий. Региональная промышленная политика как форма проявления и реализации этих отношений должна быть ориентирована на выявление сил, из которых впоследствии будут кристаллизоваться полноценные союзы работодателей, новые профсоюзы, институциональные и политические основы экономического возрождения России.

Итак, промышленная политика — это совокупность экономических, политических и организационных мер, реализуемых на разных уровнях государственного управления, направленных на повышение эффективности факторов производства и прямо или косвенно влияющих на решения о вложении ресурсов в отрасли или изъятии их из отраслей. Основными принципами промышленной политики являются: принцип конструктивности, принцип корректировки, принцип равных возможностей, принцип глобального реагирования. Эти принципы промышленной политики тесно связаны между собой. Основным критерием успеха промышленной политики являются темпы экономического роста в сравнении с темпами, достигнутыми в условиях ее отсутствия. Региональная промышленная политика — это комплекс экономических, политических и организационных мер, реализуемых во внутренней и внешней по отношению к региону среде и предназначенных для повышения эффективности факторов производства, снижения политических и социальных издержек структурной адаптации социально-экономического комплекса региона. Инструменты региональной промышленной политики закреплены в региональных программах и законодательных актах. Локальные критерии региональной промышленной политики — экономия ресурсов, повышение эффективности использования ресурсов, сокращение загрязнения окружающей среды, сокращение доли ручного труда и перепрофилирование, повышение рентабельности (вывод из убыточности), повышение эффективности НИОКР, ускорение НТП.

Заключение

 

Из сказанного выше можно сделать выводы:

цели промышленной политики, так же как и инструменты, их реализации, должны быть разделены и четко определены по уровням управления;

федеральная промышленная политика должна соответствовать целям  и задачам государства, и, следовательно, функцией последнего является ее выполнение;

претворение в жизнь  инвестиционной стратегии в сфере  промышленной политики должно обеспечивать решение следующих задач:5

сохранение наиболее ценных элементов накопленного научно-технического потенциала и его применение для  развития российской промышленности;

выявление, развитие и  использование ее сравнительных  конкурентных преимуществ, и последовательное преодоление ее слабостей;

ликвидация сложившихся  деформаций в отраслевой, внутриотраслевой и производственной структурах, выражающихся в техническом и технологическом  отставании нашей индустрии;

насыщение внутреннего  рынка отечественной продукцией в соответствии с объемом структурного спроса;

создание собственной  ниши на мировом рынке для российской продукции;

региональная промышленная политика нацелена на удовлетворение потребностей предприятий региона  и является составной частью государственного аналога;

совокупность инвестиционных программ предприятий региона определяет формирование всех остальных функциональных политик региональных органов управления;

региональная промышленная политика создает своим предприятиям протекционистские условия, минимизируя конкуренцию;

критерием выбора местных  предприятий для поддержки служит высокая эффективность производства, а инструментом поддержки – компенсация  побочных эффектов;

задача региональной промышленной политики – на повышение  производительности труда;

стратегическим направлением региональной промышленной политики является поддержка местных стабильно  работающих предприятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Экономика предприятия: учебник/Под ред. Карлика А.Е. и Шухгальтер М.Л. - М.: ИНФРА-М. - 2001.; Государственное регулирование деятельности предприятий: Учебное пособие/Карлик А.Е., Айрапетова А.Г., Титов К.А. и др. Под ред. Карлика А.Е. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ. - 2002.
  2. Кэмпбелл Р. Макконелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс. 1 часть. - М.: - Экономика. - 1993.
  3. Самарина Г.П., Балабанов А.И. Финансы предприятий: учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПбГИЭА. – 2000.
  4. Кэмпбелл Р. Макконелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс. 1 часть. - М.:Экономика. – 1993
  5. Россия – 2015: оптимистический прогноз. Под ред. Абалкина Л.И.. – М.: Экономика. – 2000.

1 См.: Экономика предприятия: учебник/Под ред. Карлика А.Е. и Шухгальтер М.Л. - М.: ИНФРА-М. - 2001.; Государственное регулирование деятельности предприятий: Учебное пособие/Карлик А.Е., Айрапетова А.Г., Титов К.А. и др. Под ред. Карлика А.Е. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ. - 2002.

2 Кэмпбелл Р. Макконелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс. 1 часть. - М.: - Экономика. - 1993.

3 Самарина Г.П., Балабанов А.И. Финансы предприятий: учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПбГИЭА. – 2000.

4 Кэмпбелл Р. Макконелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс. 1 часть. - М.:Экономика. - 1993

5 Россия – 2015: оптимистический прогноз. Под ред. Абалкина Л.И.. – М.: Экономика. – 2000.




Информация о работе Региональная промышленная политика и ее приоритеты