Региональные рынки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 16:44, контрольная работа

Краткое описание

Региональная политика как единое целое в нашей стране полностью еще не сложилась и ее основные положения окончательно не оформились. Поэтому назрела необходимость развернуть работу органов государственной власти по созданию и отладке механизмов функционирования и развития цивилизованных федеративных отношений. Все регионы в стране делятся на три типа: кризисные, депрессивные и самообеспечивающие свое развитие. Программа помощи депрессивным регионам осуществляются на федеральные деньги, главная задача программы - остановить разбег по уровню развития регионов.

Содержание

Вариант 2
1. Основные задачи региональной политики и их реализация…………………………3
2. Региональный рынок транспортных услуг……………………………………………8
3. Задача 2………………………………………………………………………………….10
4. Список использованной литературы………………………………………………….16

Вложенные файлы: 1 файл

региональн рынки.docx

— 463.20 Кб (Скачать файл)

   Содержание 

   Вариант 2

   1. Основные  задачи  региональной политики и их реализация…………………………3

   2. Региональный  рынок транспортных услуг……………………………………………8

   3. Задача 2………………………………………………………………………………….10

   4. Список использованной литературы………………………………………………….16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   1. Основные  задачи  региональной политики и их реализация 

   Региональная  политика как единое целое в нашей  стране полностью еще не сложилась и ее основные положения окончательно не оформились. Поэтому назрела необходимость развернуть работу органов государственной власти по созданию и отладке механизмов функционирования и развития цивилизованных федеративных отношений. Все регионы в стране делятся на три типа: кризисные, депрессивные и самообеспечивающие свое развитие. Программа помощи депрессивным регионам осуществляются на федеральные деньги, главная задача программы - остановить разбег по уровню развития регионов.

   Кредитно-денежная и бюджетная политика в отношении  регионов является одним из самых  главных инструментов региональной политики в России. Отмечается необходимость  осуществить преобразование в сфере  кредитно-денежной политики государства  в пользу регионов, важность государственной  поддержки регионов в части инвестиций. При этом региональная инвестиционная политика становится во все большей  степени политикой самих регионов, а не только федерального центра, но в целом, однако, отмечается слабая инвестиционная ориентация региональных бюджетов. В результате без кардинального  пересмотра региональной инвестиционной политики, отношения к управлению субфедеральной, муниципальной собственностью, к расходованию бюджетных и внебюджетных средств, направляемых на программы  социально-экономического развития, без  жесткой позиции в учете этой собственности и эффективного ее использования преодоление кризисных  явлений того или иного региона  России практически невозможно.

   В современной России очень обострились  межнациональные отношения. Одна из задач региональной политики - снижение межнациональной напряженности. Для  этого приоритетными в - деятельности общества должны быть:

  1. последовательная реализация конституционных норм о равноправии субъектов Федерации,
  2. создание реальных условий для действительно свободного диалога культур. Одним из принципов гармонизации межнациональных отношений в РФ должна стать незыблемость исторически сложившихся границ всех субъектов Федерации.

   Не  менее важна и региональная политика в области образования, науки  и техники. Отмечается, что децентрализация, регионализация управления вузами является важным стратегическим направлением общей  политики регулирования высшего  образования. В настоящее время  происходит переориентация российских государственных университетов  на более активное обслуживание региональных нужд. Главные черты новой концепции высшего образования в РФ: увеличение количества институтов и регионализация высшего образования, реализация адаптивной стратегии хозяйствования университетов в системе региональных научно-образовательных программ. Проводимая ранее региональная политика государства предопределила развитие производств первого технологического уклада в районах с преимущественно сырьевой ориентацией. В стране нет ни одного крупного экономического района, где бы преобладали производства второго и третьего уклада. Переход к более высоким технологическим укладам, являясь основой региональной научно-технической политики, основывается на развитии ресурсосберегающих технологий.

   Условием  эффективного достижения целей и  решения задач, поставленных в рамках региональной политики, направленной на обеспечение благосостояние населения, устойчивого экономического роста  на базе повышения конкурентоспособности  российской экономики, в среднесрочной  перспективе будет являться внедрение  в экономическую политику федеральных  властей целого ряда новых инструментов и механизмов, отражающих новый подход к региональной политике. Этот подход будет основан на максимально  полном использовании преимуществ  федеративного государственного устройства в проведении экономической политики.  
Успешное решение поставленных на среднесрочную перспективу задач требует выполнения ряда условий, включающих в себя создание и бесперебойное функционирование новых инструментов региональной составляющей федеральной экономической политики.

   Во-первых, необходимо создание системы федерального мониторинга региональных социально-экономических  показателей. Такие приоритетные направления  социально-экономических реформ, как  активная региональная политика, децентрализация  экономики и бюджетной системы, должны сопровождаться созданием системы, позволяющей оперативно получать и  анализировать информацию о состоянии  экономики регионов и муниципальных  образований, состоянии региональных и муниципальных финансов, показателях, характеризующих продвижение реформ в различных областях и связанных  с ними проблем. Помимо этого, система  федерального мониторинга будет  разработана и построена с  учетом необходимости сбора информации и проведения типологизации территорий с целью обеспечения выполнения долгосрочных приоритетов территориального развития. Помимо создания основы для принятия решений в области экономической политики система мониторинга будет являться инструментом выявления и распространения информации о лучшей региональной и местной практике. Разграничение полномочий между уровнями власти и управления предполагает автономию региональных и местных властей в принятии решений в рамках своей компетенции, что в свою очередь, создает предпосылки для существования различных региональных практик проведения реформ. Сбор информации об успешных региональных практиках, а также распространение указанной информации позволит значительно повысить эффективность проведения реформ в целом по стране.

   Во-вторых, повышение уровня конкурентоспособности  российской экономики в среднесрочной  перспективе тесно связано с  содействием федеральных властей  усилиям органов власти субъектов  Российской Федерации по проведению экономической политики, в том  числе – реализации инвестиционных проектов в области транспортной и социальной инфраструктуры. Основными  инструментами межрегиональной  координации решений, принимаемых региональными властями в области экономической политики станут:

   - координация разработки программ  федеральной и региональных программ  социально-экономического развития;

   - координация бюджетного процесса  в рамках введения инструментов  бюджетирования по результатам  на федеральном и региональном  уровнях;  
создание системы совместного финансирования инвестиционных проектов со стороны заинтересованных регионов и федеральных властей.

   В-третьих, одним из направлений повышения  конкурентоспособности экономики  в среднесрочной перспективе  является проведение реформы естественных монополий и жилищно-коммунального  хозяйства, эффективная реструктуризация бюджетной сети, организация предоставления услуг общего образования. При этом ключевую роль в организации предоставления жилищно-коммунальных услуг, а также  ряда иных важных в повседневной жизни  общественных благ играют органы местного самоуправления.  
Помимо своей значимости для обеспечения благосостояния населения и оказания общественных услуг, местное самоуправление является ближайшим к населению уровнем публичной власти, что позволяет рассматривать его также в качестве института самоорганизации населения и развития гражданского общества.  В этой связи приоритетом Правительства будет являться активное содействие развитию независимых выборных органов местного самоуправления, повышение ответственности местных властей перед избирателями за принимаемые решения. Для развития местного самоуправления необходима реализация заложенных в новом законодательстве об общих принципах организации местного самоуправления в России мер, направленных на переход к новой структуре и полномочиям муниципальных образований. Одновременно в рамках системы федерального мониторинга Правительство РФ будет оперативно реагировать на текущие проблемы реформы и, в случае необходимости, принимать меры, направленные на поддержку успешной реализации реформы и повышение ее эффективности.

   В-четвертых, реализация очередного этапа социально-экономических  реформ в среднесрочной перспективе  и масштабность поставленных общенациональных задач даже при наличии разработанной  среднесрочной стратегии преобразований во многих случаях характеризуется  много вариантностью принимаемых мер и, соответственно, неочевидностью их последствий. В этой связи, учитывая децентрализованный характер российской экономики и межтерриториальную дифференциацию условий принятия решений, в среднесрочной перспективе произойдет расширение практики пилотных проектов по реализации различных сценариев реформ на региональном уровне с последующим распространением результатов с использованием системы федерального мониторинга.

   Для эффективного использования инструмента  пилотных проектов необходима разработка нормативно-правовой базы, стимулирующей  проведение экспериментальных пилотных проектов на региональном и местном  уровне, а также использование  и внедрение их результатов. В  ряде случаев будет производиться  финансовая поддержка, направленная на софинансирование экспериментальных проектов со стороны федеральных властей.

   В-пятых, связанным с предыдущим вопросом региональной политики федеральных  властей является проблема внедрения  эффективных инструментов создания стимулов для проведения социально-экономических  реформ на региональном и местном  уровне в увязке с решением задач, стоящих перед федеральным центром. Повышение самостоятельности региональных и местных властей в решении  вопросов, находящихся в рамках их компетенции, переход на новые принципы предоставления финансовой помощи в  связи с проведением разграничения  полномочий предполагает снижение вмешательства  федеральных властей в решения  органов власти субъектов Федерации  и местного самоуправления в сферах их компетенции.

   Для решения этой задачи необходимо внедрение  системы новых стимулов для проведения приоритетных экономических реформ на региональном и местном уровнях  власти и управления, чему может  способствовать использование следующих финансовых механизмов:

   - межбюджетные трансферты, выделяемые  субъектам Федерации и муниципальным  образованиям, реализующим согласованные  с федеральным (региональным) центром  программы экономических реформ, использование накопленного опыта распределения федерального Фонда реформирования региональных финансов;

   - более широкое использование  межбюджетных трансфертов, направленных  на софинансирование со стороны федерального бюджета расходов региональных и местных властей, связанных как с проведением экономических реформ, так и с использованием новых инструментов экономической политики;

   В-шестых, проведение политики по выявлению и  развитию экономических кластеров на территориальном уровне.

   К числу основных направлений кластерной политики федеральных и региональных властей, следует отнести:

   - софинансирование аналитических исследований структуры кластера, определение сильных и слабых мест кластера, разработка плана развития кластера, включающего официальные цели и стратегию;

   - создание в кластерах центров  по обмену знаниями и установлению  контактов, привлечение заинтересованных  организаций к совместным действиям в рамках кластера;

   - реализация программ содействия  выходу предприятий кластера  на внешние рынки, проведение  совместных маркетинговых исследований и рекламных мероприятий;

   - повышение эффективности программ  профессиональной подготовки кадров, в соответствии с потребностями  кластера, в том числе через  корректировку учебных планов  учреждений профессионального образования,  совместную организацию программ  переподготовки и повышению квалификации кадров, стажировок;

   - содействие коммерциализации результатов  исследовательской деятельности;

   - повышение требований к качеству  товаров и услуг, производимых  в рамках кластера, при осуществлении государственных закупок.

   Реализация  федеральными органами власти политики содействия экономическому развитию территории, в т.ч. кластерной политики, требует формирования адекватных институтов реализации такой политики, включая формирования агентств регионального и муниципального развития, основными функциями которых должно стать создание структур мониторинга и анализа экономического развития, проведение обследований предприятий, проведений прогнозных исследований, разработка и реализация стратегической программы развития региона, консультационная поддержка созданию новых предприятий, содействие реструктуризации предприятий-банкротов, либо предприятий, оказавшихся в затруднительном финансовом положении, содействие инновациям и трансферу технологий, анализ имеющихся и прогноз будущих потребностей в специальностях для учреждений образования, привлечение иностранных инвесторов, вывод предприятий на международные рынки, содействие туризму.  
В-седьмых, развитие механизмов частно-государственного партнерства при реализации инфраструктурных проектов.

Информация о работе Региональные рынки